Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Культурология, Менеджмент, Экономика
Размещена 02.05.2017. Последняя правка: 27.04.2017.

Сравнение культурных особенностей ведения бизнеса в РФ и США на основе модели Герта Хофстеде

Федоренко Евгения Андреевна

Бакалавр экономики

ХГУЭП

Студент-магистрант

Голуб Леонид Аркадьевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Хабаровский Государственный Университет Экономики и Права, Хабаровский край, г. Хабаровск


Аннотация:
В статье проводится анализ различий культурных особенностей делового поведения в России и США. За основу анализа взята модель измерения культур Герта Хофстеде.


Abstract:
The article analyzes differences in cultural peculiarities of business behavior in Russia and USA based on Geert Hofstede’s cultural dimensions model.


Ключевые слова:
кросс-культурный менеджмент; власть; индивидуализм; маскулинность; сдержанность.

Keywords:
cross-cultural management; power; individualism; masculinity; restraint.


УДК 339.9

Интернационализация современного мира, характерная для сегодняшнего экономического развития, никоим образом не означает, что страны используют единый стандарт поведения в деловых коммуникациях, и это порождает большое количество научных исследований, происходящих в рамках такой науки, как кросс-культурный менеджмент [4]. Данная наука изучает методики управления процессами в организации с учетом различий в культуре, практиках и предпочтениях потребителей в контексте международного бизнеса [3].

Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время, несмотря на глобализацию, охватившую мировую экономику, компании и индивидуальные предприниматели, ведущие бизнес за рубежом, сталкиваются с остро стоящей проблемой различий культур, которые играют одну из первостепенных ролей в международных экономических отношениях.

Целью работы является определение важных различий и возможных сходств, связанных с культурными обычаями и менталитетом, в ведении бизнеса в США и России. В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:

- изучить методологию измерения культур Герта Хофстеде;

- произвести сравнение особенностей делового поведения РФ и США на основе модели Герта Хофстеде;

- сделать выводы на основе проведенного сравнительного анализа.

Исследование основано на таких методах, как анализ, синтез, сравнение и дедукция.

Одним из ответвлений кросс-культурного менеджмента является модель измерения культур различных стран, созданная голландским социопсихологом и антропологом Гертом Хофстеде [2]. Его теория основана на том, что ценность каждой культуры может быть измерена шестью величинами, где оценка меньше 50 является низкой, выше 50 – высокой (таблица 1).

Таблица 1 – Измерения по модели Герта Хофстеде [2]

Измерение

Сущность

Значение оценок

1. Дистанцированность власти

Анализирует, как общество воспринимает возможность неравномерного распределения власти

Низкая оценка – меньшая дистанция власти, низкий уровень авторитаризма.

Высокая оценка – значительная дистанция власти.

2. Индивидуализм/ коллективизм

Степень, с которой члены общества склонны образовывать группы

Низкая оценка – склонность к коллективизму.

Высокая оценка – склонность к индивидуализму.

3. Избегание неопределенности

Степень терпимости общества к неопределенности, непредвиденным событиям, неожиданным переменам

Низкая оценка – благосклонность к неопределенности.

Высокая оценка – обеспокоенность неопределенностью.

4. Маскулинность/

феминность

Анализирует, какие черты характера более ценны в обществе – характерные «мужскому» или же «женскому» типу

Низкая оценка – «женские» черты характера

Высокая оценка – «мужские» черты характера

5. Ориентация на будущее

Исследует, на долгосрочный или краткосрочный период ориентирована культура

Низкая оценка – краткосрочный период. Ценность традиций, отношение ко времени как к замкнутому кругу.

Высокая оценка – прагматичное общество, важно достижение целей и результатов.

6. Потворство желаниям/сдержанность

Характеризует способность культуры потворствовать сиюминутным желаниям членов общества

Низкая оценка – сдержанность. Циничность, пессимизм.

Высокая оценка – потворство. Общество подталкивает индивидуумов к реализации желаний.


Для сравнения различий культурных особенностей ведения бизнеса по вышеописанной модели взяты Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки (рисунок 1).

Рисунок 1 – Модель Герта Хофстеде для РФ и США [1]

Имея оценку 93 по первому измерению, Россия является страной, где представители власти (в случае с организацией – высшее руководство) ограждают себя от других членов общества. Это подкрепляется тем фактом, что самая крупная страна мира невероятно централизована: две трети всех иностранных инвестиций направлены в столицу, где сконцентрировано 80% финансового потенциала страны [1]. Огромное несоответствие между наименее и наиболее властными членами организаций ведет к тому, что в стране считается важным выставлять напоказ свое положение в обществе. Поведение должно отражать статус человека во всех областях бизнес-взаимодействий, будь то деловые визиты, переговоры или сотрудничество. Коммуникации должны быть нисходящими – другими словами, инициатива должна исходить только от высшего руководства с выделением четких полномочий для выполнения сотрудниками каждой задачи. США же, наоборот, имеют относительно низкую оценку по данному критерию – 40. Можно предположить, что в стране действует обратная ситуация. Таким образом, в Америке менеджеры склонны советоваться с подчиненными при принятии решений, а постоянный надзор и контроль оценивается работниками негативно. В отличие от России, здесь в меньшей степени боятся выражать несогласие с начальством, а понятия «власть» и «богатство» имеют, по мнению людей, позитивный окрас. Кроме того, в США считается, чем образованнее человек, тем менее он склонен к авторитарным ценностям [5].

Россия имеет низкую оценку по измерению «индивидуализм», что предполагает склонность общества к работе в группе. Люди стремятся работать в крупных компаниях, а в отношениях с компанией преобладают моральные обязательства. Менеджеры придерживаются традиционных взглядов, и инициатива работников не одобряется. Кроме того, установление отношений играет решающую роль в бизнес-коммуникациях, начиная от получения информации и заканчивая ведением переговоров. Работники в российских компаниях, вероятно, не смогут сконцентрироваться на выполнении задач, если собеседник использует неявный стиль общения или ведет себя сомнительно и не заслуживает доверия. Напротив, США является одной из самых индивидуалистских культур. Внутри организаций иерархия установлена скорее для удобства и структурности – начальство доступно для всех сотрудников, а менеджеры полагаются на тех или иных работников в зависимости от компетенции. В американских компаниях обмен информацией между уровнями происходит ежеминутно, а общение в некоторой степени неформальное и непосредственное. Американцы привыкли вести бизнес с людьми, с которыми они практически не знакомы. Как следствие, они довольно решительны при взаимодействии с потенциальными партнерами, и в деловом мире поощряется самостоятельность и инициативность работников.

Относительно низкая оценка в России по измерению «Маскулинность» может озадачить, в особенности при учете того, что в стране предпочитают демонстрировать свою статусность. Однако, при более глубоком изучении можно заметить, что на рабочем месте, равно как и при знакомстве с людьми, индивидуумы скорее преуменьшают свои личные достижения и способности. Доминантное поведение, характерное для «мужского» типа, может быть приемлемо только в том случае, если исходит от начальства, но не ценится среди работников с одинаковым статусом. В США же маскулинность выражена явно, что можно заметить по высокой оценке – 62. В организациях часто действует система балльной оценки работников, основанная на точных постановках задач, где можно увидеть, насколько хорошо тот или иной сотрудник выполнил свою работу. Существует негласная установка «ты сможешь», которая создает высокий динамизм в обществе, так как предполагается, что всегда есть возможность выполнить задачу лучше. Как правило, американцы «живут ради работы», потому что это позволяет получить денежное вознаграждение за свои усилия и, как следствие, достигать более высокого статуса, который отражает качество выполняемой работы.

Очень высокая оценка по критерию «Избегание неопределенности» говорит о том, что в России люди чувствуют себя под угрозой, если случаются непредвиденные обстоятельства. Это косвенно подтверждается тем фактом, что в России одна из самых сложных бюрократических структур. Здесь присутствуют две крайности: например, на переговоры деловые презентации либо не готовятся вообще (и основное внимание уделяется построению взаимоотношений), либо подготавливаются чрезвычайно тщательно и подробно. Информационные совещания и детализированное планирование в организациях являются распространенным явлением. Российским сотрудникам важно, чтобы в любой ситуации был контекст и вводная информация. С малознакомыми людьми они ведут себя очень формально и сдержанно, в то же время формальность используется и как знак уважения. В Америке, наоборот, отношение к непредвиденным обстоятельствам более беспечное. Здесь выражена благосклонность к новым идеям, инновационным продуктам и желанию попробовать что-то новое, будь то технологии, бизнес-практики или продукты питания. Американцы обычно более терпимы к высказыванию мнений кем угодно и приемлют свободу выражения мыслей. В отличие от России, они не нуждаются в обширной системе правил, а также они более сдержанны в выражении эмоций.

Имея высокую оценку по критерию «Долгосрочная ориентация», Россия определенно является страной с прагматическим складом ума, где высоко ценится готовность пожертвовать чем-то во имя будущего. Так, люди могут отказать себе в удовлетворении определенных нужд в настоящем, соглашаясь на инвестирование проектов и программ, которые завершатся при жизни следующих поколений [5]. Главное для них – достижение целей и результаты, даже отрицательные, ведь это является накоплением опыта, а значит, непременно поможет следующим поколениям. В США, напротив, оценка по данному критерию очень низкая – 26. Американцы склонны анализировать новую информацию, постоянно проверяя ее достоверность. Организации оценивают свою деятельность на краткосрочной основе, составляя отчеты о прибылях и убытках ежеквартально. Эта тенденция побуждает работников стремиться к быстрым результатам.

Сдержанный характер российских работников легко выявить по очень низкой оценке по критерию «Потворство желаниям». В России индивидуумы довольно циничны и пессимистичны, мало внимания уделяют отдыху и не умеют расслабляться, скованы социальными нормами и считают реализацию своих желаний чем-то неправильным. Все это довольно заметно по выбору будущего призвания, когда творческие профессии считаются лишь способом досуга, а не заработка денег, а экономические и юридические специальности воспринимаются как универсальные и нужные практически любому человеку. В противоположность этому, США считается потворствующей страной. В совокупности с предыдущим критерием, эту идеологию выражает пословица «Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает». Кроме того, это отражается на обслуживании клиентов – в данной стране представитель отдела обслуживания клиентов скорее наглядно продемонстрирует удовлетворенность от коммуникации улыбкой и дружественной манерой поведения, в то время как в России это посчитают неестественным.

Таким образом, по всем шести критериям Россия и США имеют диаметрально противоположные оценки, средняя разница между которыми составляет 47 баллов. Это говорит о том, что культуры ведения бизнеса в вышеназванных странах не имеют практически ничего общего. Стоит заметить, что данные измерения не несут ни положительной, ни отрицательной характеристики оценки поведения стран, так как нацелены на объективность. Более того, это не означает стопроцентную правильность суждений Хофстеде, однако данная модель определенно пригодна для сравнения особенностей деловых культур разных стран. К сожалению, российские компании, выходящие на рынки США, часто не уделяют этому должного внимания, а в дальнейшем не находят ответ на вопрос о том, почему их бизнес, переговоры или сделки потерпели неудачу. Кросс-культурный менеджмент – наука сравнительно молодая, берущая начало в восьмидесятых годах прошлого века, а в России она и вовсе находится в стадии зарождения. Несмотря на это, модель Герта Хофстеде является полезным инструментом при подготовке к выходу на внешний рынок для успешной коммуникации с представителями других бизнес-культур.

Библиографический список:

1. Hofstede G. Country Comparison [Электронный ресурс]. – URL: https://geert-hofstede.com/countries.html (дата обращения: 28.02.2017)
2. World Speaking. Герт Хофстеде и его теория измерений культур [Электронный ресурс]. – URL: http://news.telelangue.com/ru/2011/10/hofstede-cultural-theory (дата обращения: 01.03.2017)
3. Young R. Cross-Cultural Skills: Essential for Expatriate Success [Электронный ресурс]. – URL: http://www.chronicle.com/article/Cross-Cultural-Skills-/128782/ (дата обращения: 1.03.2017)
4. Головлева Е. Л. Основы межкультурной коммуникации : учебное пособие. — М.:Феникс, 2008. — С. 6 — 7.
5. Оксинойд К. Э. Типология организационных культур Герта Хофстеда [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cfin.ru/management/people/culture/Hofstede.shtml (дата обращения: 28.02.2017)




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх