Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 18.05.2017. Последняя правка: 16.05.2017.

Экономическая эффективность деятельности малодеятельных линий

Бушмакина Дарья Ягубовна

Уральский Государственный Университет Путей Сообщения

студент

Каштанова Лариса Анатольевна, начальник службы экономики и финансов Свердловской железной дороги, доцент


Аннотация:
Статья посвящена изучению теоретических аспектов малодеятельных железнодорожных линий и методов повышения их эффективности.


Abstract:
The article is devoted to studying the theoretical aspects of inactive rail lines and techniques to enhance their effectiveness.


Ключевые слова:
транспорт; железнодорожный транспорт; малодеятельные железнодорожные линии; повышение эффективности деятельности малодея-тельных железнодорожных линий.

Keywords:
transport; railway transport; inactive rail lines; the increase of efficiency of activity of inactive rail lines.


УДК 33

Экономика России в современных условиях находится в непростой ситуации. Многие страны мира выдвинули свои санкции в отношении России, тем самым представилась возможность для развития российского производства и импортозамещения. Но без развития транспорта невозможно дальнейшее развитие отраслей.

Актуальность.   Одним из направлений государственной транспортной политики России является модернизация и развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта. На железнодорожном транспорте сложилась проблема использования малодеятельных железнодорожных линий. Большинство малодеятельных железнодорожных линий являются убыточными, эксплуатационные расходы превышают доходы. Поэтому на сегодняшний день является актуальным исследованием методов повышения эффективности их деятельности.

Цель определить проблему повышения эффективности деятельности ОАО «РЖД», как одно из направлений – это малодеятельные линии, проблематика оценки их финансового результата, возможные мероприятия по повышению эффективности их деятельности.

Задачи

  1. Изучить понятие «малодеятельные железнодорожные линии».
  2. Рассмотреть методы повышения эффективности их деятельности.

Научная новизна заключается в рассмотрении методов повышения эффективности деятельности малодеятельных линий.

Транспортная отрасль занимает важнейшую долю в экономике нашей страны. Значение транспорта является ведущим во внешнеэкономических связях, в деле обороны страны.

В развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации транзитного потенциала, приоритетную роль транспорта определяет географические особенности России. Настолько выгодное географическое положение страны позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в том числе от осуществления транзитных перевозок зарубежных стран по своим коммуникациям.

Стратегически важным объектом для России является железнодорожный комплекс. Железнодорожный комплекс является связующим звеном единой экономической системы. Роль железнодорожного транспорта в перевозках между теми, кто производит продукцию и теми, кто ее потребляет, а также в перевозке пассажиров [3]. Без организованной работы железнодорожного транспорта не будет стабильности в деятельности промышленных предприятий, своевременного подвоза жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны.

Все районы и области страны связаны железными дорогами. Важность железных дорог заключается в условиях недостатка автомобильных дорог для обеспечения перевозок и хорошего товарооборота в сельском хозяйстве и промышленности населенных пунктов.

На железнодорожных участках эксплуатируются малодеятельные железнодорожные линии. Характеристика таких линий является малый размер скорости не более 80 км/час пассажирских поездов и не более 60 км/час грузовых поездов, малая грузонапряженность не более 5 млн т-км брутто/км в год, путь должен быть не ниже 3 класса от 6 до 30 поездов в сутки [2].

Малодеятельные линии (участки) классифицируются по значениям как[1]:

– Малодеятельные линии (участки) социального значения, такие линии обеспечивают перевозки пассажиров, как в дальнем, так и в пригородном сообщении.

– Малодеятельные линии (участки) государственного значения – железнодорожные перевозки специального и воинского назначения.

– Малодеятельные линии (участки) государственного и социального значения – обеспечивают перевозки пассажиров в дальнем следовании и пригородном сообщении и специальные перевозки, и воинские перевозки.

– Иные малодеятельные линии (участки) – перевозки за исключением перевозок представленных выше.

Малодеятельные линии, осуществляющие доставку сырья с места его добычи к основным магистралям, появились задолго до революции. Такие линии принадлежали частному капиталу и способствовали развитию инфраструктуры региона. В период Великой Отечественной войны и первых послевоенных пятилеток строительство линий и участков вспомогательного значения, способствовавших сокращению времени доставки народнохозяйственных грузов по стране, достигло большого размаха.

В 90-е годы ряд таких участков и линий стали убыточными, при этом, не утратив социально-экономического значения для регионов. Причиной этому послужило сокращение объемов отправления грузов.

К концу 90-х годов на сети Российских железных дорог эксплуатировались около 160 убыточных малодеятельных линий и участков, общая протяженность которых составляла более 13 тыс. км. Убыток для отрасли от таких линий составлял почти 1 млрд. руб. [1]

Затраты превышают доходы, получаемые от перевозок грузов и пассажиров, а это является причиной низкой эффективности их деятельности. Следовательно, финансово-экономический результат является не рентабельным от собственной деятельности.

Из-за не высокой экономической эффективности малодеятельных железнодорожных линий ОАО «РЖД» ставит вопрос о сокращении эксплуатационных расходов на линии для возможности предоставления услуг в предъявляемых потребителями объемах.

По проблеме эффективности малодеятельных линий в ОАО «РЖД» приведены основные направления работы [2]:

– проводится поиск грузовой базы для увеличения загруженности линий;

– проводятся работы по оптимизации технологии обслуживания линий и сокращения издержек;

– производится переда на баланс заинтересованным сторонам не имеющих потенциала развития линий или же закрытие малодеятельных линий.

Для того чтобы оценить рентабельность эксплуатации малодеятельных линий необходимо определить их финансовый результат, а также затраты не только в границах, но и вне пределов этих линий. Это требование распространяется на перевозки грузов как начинающиеся и завершающиеся на дороге, к которой примыкает малодеятельная линия, так и выполняемые в прямом сообщении.

Финансовый результат малодеятельных линий рассчитывается согласно методике расчета расходов, доходов и финансового результата малодеятельных линий сети российских железных дорог, после расчета можно оценить их эффективность работы. В методике расчета представлены требования, которые необходимы для расчета финансового результата [2]:

– необходимо использовать доступные источники информации о доходах, расходов и натуральных показателей работы;

– определять экономически обоснованные измерители для распределения расходов и доходов;

– обеспечение логических связей измерителей, которые используются для распределения расходов и доходов, с распределяемыми пропорционально им группами статей доходов и расходов;

– применять общепринятые методы прогноза, используемые федеральными органами исполнительной власти при индексации тарифов и услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. 

Для России малодеятельные линии имеют оборонное значение и являются социально-значимыми. Они обеспечивают специальные заказы и воинские перевозки, связывают отдаленные города и поселки с крупными городами и центрами. Если же закрыть малодеятельную линию совсем, то сократиться конкурентоспособность железных дорог причиной этого послужит потеря грузовладельцев и пассажиров.

Если закрытие является невозможным по какой-либо причине, то для сокращения эксплуатационных расходов на содержание малодеятельных линий, предлагается провести оптимизацию технологий их обслуживания.

Заключение. Учитывая негативные тенденции в экономике Российской Федерации за последние несколько лет, в компании ОАО «РЖД» реализуются комплексные мероприятия по повышению доходов и оптимизации расходов. В том числе одним из направлений деятельности является оптимизация работы малодеятельных линий.

Эта проблема также существует и решается на полигоне Свердловской железной дороги. В выпускной квалификационной работы рассмотрим пути повышения эффективности малодеятельных линий полигона Свердловской железной дороги.

Библиографический список:

1. Балаганская А.С. Организация работы железнодорожных участков малодеятельных линий [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sworld.com.ua/konfer43/90.pdf (дата обращения: 17.02.17)
2. Писаревский Г.Е., Мартынова Л.А., Ломакина Н.М., Зарецкая Н.М. Экономика железных дорог – №5 – 2015г. 55с.
3. Экономика железнодорожного транспорта [Электронный ресурс] – Ре-жим доступа: URL: http://www.pro-rzd.com – (Дата обращения: 28.02.2017).




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх