Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №45 (май) 2017
Разделы: Экономика
Размещена 26.05.2017. Последняя правка: 29.05.2017.
Просмотров - 2416

О повышении результативности налогового контроля

Панкова Екатерина Анатольевна

Студент

Липецкий Филиал Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации

Экономики и финансов

Филатова Ирина Ивановна, кандидат экономических наук, доцент


Аннотация:
В статье проведено исследование эффективности и результативности контрольной работы налоговых органов. Сформирована система оценочных показателей результативности камеральных и выездных налоговых проверок. Предложена методика налогового анализа и оценки результативности проведения налогового контроля, выявляющая основные факторы, под влиянием которых происходят наиболее существенные изменения в динамике и структуре поступлений налогов и сборов.


Abstract:
In article the research of efficiency and effectiveness of an examination of tax authorities is conducted. The system of estimative indicators of effectiveness of cameral and exit tax audits is created. The technique of the tax analysis and assessment of effectiveness of carrying out tax control revealing major factors under the influence of which there are most essential changes in dynamics and structure of receipts of taxes and fees is offered.


Ключевые слова:
налоговый контроль; налог; результативность; методики налогового контроля.

Keywords:
tax control; tax; effectiveness; techniques of tax control.


УДК 336.225.673

Введение

Реализация процесса налоговых проверок связана напрямую с определенными трудностями и рассчитана на достаточно длительный период. В условиях недостатка финансовых ресурсов на уровне государства, субъектов хозяйствования и домохозяйств, неудовлетворительного наполнения государственного и местных бюджетов, бюджетов общегосударственных специализированных фондов, низкой налоговой культуры особого внимания нуждается в совершенствовании организации налогового контроля и оценка его эффективности. Несмотря на то, что проблеме оценки эффективности налоговых проверок посвящены многочисленные публикации, ситуация, которая сложилась сейчас в этой сфере, требует углубленного изучения его результатов с использованием специфических показателей и методик анализа.

Актуальность:

Потребность государства в финансовых средствах с каждым годом возрастают. Это определяет необходимость исправного механизма сбора налогов. Для того что бы этот механизм работал, необходима регулярная модернизация налогового контроля, которая позволит значительно увеличить поступления в бюджет государства. Этим определяется актуальность данной статьи.

Целью данной статьи является изучение налогового контроля, так же  возможных путей повышения эффективности его организации.

Задачи:

 Одной из главных задач по формированию методики оценки эффективности налогового контроля является разработка предложений.  Важнейшее направление повышения эффективности налогового контроля состоит в совершенствовании научно- методического обеспечения контроля на основе современных технологий сбора, обработки и анализа информации. В методике контроля следует понимать совокупность методов контроля, используемых в конкретных случаях с учетом специфики элементов финансового контроля. Каждая из таких методик должна выполнить в период проверки, ревизии определенные обязательные «процедуры». Основными такими «процедурами» методики налогового контроля являются: - обоснование отбор субъектов и объектов контроля; - анализ нормативных документов, регламентирующих строки начисления налогов; - отбор необходимых для проверки первичных документов; - определение рациональных приемов проверки. Методика налогового контроля включает совокупность приемов контроля в их определенной последовательности. Ее содержание, элементы во многом зависят от профессионального уровня ревизоров, от социального и политического климата в государстве. [1, c. 624]

 Если общество выражает нетерпимость к нарушителям налоговой дисциплины и стремится искоренить это зло, то это подталкивает органы контроля к совершенствованию методик, которые способствовали бы повышению эффективности контроля. Если в стране не уделяется должного внимания контролю, слабо решаются все организационные вопросы по повышению материально- технического уровня органов контроля, усиления их роли в целях расширения властных полномочий ветвей власти, предоставление полной самостоятельности органам местного самоуправления, то и вопросам методики в таком случае не уделяется должного внимания . Современная методика проверки операций по расчетным, валютным счетам в период проведения налоговых проверок - это своего рода «механический просмотр» платежных поручений (в основном выборочно), при котором можно легко пропустить важную информацию. Сверка прилагаемых документов с выпиской банка требует дополнительного времени, чаще всего в этом нет особой необходимости, однако могут быть ситуации, когда один-два  «пропущенных документов» (специально изъяты из банковских документов) является фактом финансовых нарушений. Методика перелистывания «кипы» документов при их большом объеме и монотонности процесса проверки способствует пропуску важной информации, особенно если проводилась проверка выборочно. Практика убеждает в необходимости совершенствование методик налоговых проверок, в первую очередь, на основе обеспечения мониторинга потоков денежных средств и использования данных в пользу контроля. Надо сказать, что контроль и мониторинг часто считают синонимами, хотя они отличаются по формам и методам их осуществления. Контроль - это процесс (предварительный, последующий), прерываемый с ограниченными сроками проведения. Мониторинг предполагает постоянный надзор, непрерывный процесс сбора, анализа, обработки данных для принятия решений. Без глубокого изучения методологических основ налогового контроля их разработки нельзя решить проблемы повышения эффективности контроля.

Важными признаками организации налогового контроля является его эффективность и качество. Качество налогового контроля характеризуется уровнем, полнотой, достаточностью, порядком выполнения налоговыми инспекторами как субъектами контроля работы по обеспечению его целей, реализации отдельных процедур. Важным аспектом организации налогового контроля является его результативность, которая определяется правильностью расчета, полнотой и своевременностью оплаты (перечисления) налогов в бюджет. Уровень сбора налогов признан одним из основных показателей, который характеризирует результативность контрольной работы налоговых органов. На сегодня, учитывая главную цель налогового контроля - наполнение бюджетов всех уровней и государственные целевые фонды, отвечает задачам экономической и социальной политики государства, для оценки его эффективности целесообразно использовать такие показатели:

1) коэффициент выполнения запланированных налоговых поступлений, которое рассчитывается как отношение фактических налоговых поступлений к плановым. Положительным является значение коэффициента, которое равняется или более 1 при научно обоснованном планировании налоговых поступлений;

2) коэффициент своевременности поступлений платежей в бюджет, рассчитываемый как отношение платежей, которые вовремя, в запланированный отчетный период, поступили в бюджет к начисленным за отчетный период налоговым платежам;

3) общий коэффициент эффективности налогового контроля, возможно, определять, если условно принять суммы доначислений по результатам контроля (налоговые уведомления - решения) в соответствующем отчетном периоде за 1, тогда в случае фактического поступления в бюджет всей доначисленной суммы налоговый контроль является эффективным, менее 1 - неэффективным. Относительно сумм доначисленных налогов и штрафов, рекомендуется, что учету в составе налоговой задолженности должны подлежать только те доначисленные суммы по актам проверок, которые действительно установлены с нарушением законодательства и не оспариваются плательщиком налогов в установленном законом порядке.[2, c.20]

Заключение:

Таким образом, налоговый контроль является сложным многомерным процессом, а затем обеспечения его действенности и эффективности в значительной степени возможно при уточнении его теоретико-методологических основ и разработка конкретных рекомендаций по совершенствованию проведения разноплановых контрольно-ревизионных, контрольно-аналитических и экспертных мероприятий в этой сфере. В условиях неравномерной налоговой нагрузки в национальной экономике, нехватки финансовых ресурсов на уровне государства, субъектов хозяйствования и домохозяйств, неудовлетворительного наполнения государственного и местных бюджетов, неэффективной системы налоговых льгот, высокой текучести действующего налогового законодательства, внедрение налоговых инноваций, а следовательно - существенной неопределенности деятельности плательщиков налогов, низкой налоговой культуры юридических и физических лиц особого внимания требует совершенствование, повышение действенности и эффективности налогового контроля. Отечественная система налогового контроля требует усовершенствования, ведь нерешенные проблемы четкой регламентации принципов, форм, инструментов и методов налоговых проверок и систематизации их процедур (в частности, несовершенное методическое обеспечение процедурных вопросов налогового контроля и низкий уровень его автоматизации), полномочий и функций налоговых органов, практической реализации риско ориентированной системы отбора плательщиков налогов для проверок, и т. п. Кроме того, крайне важной в современных условиях введение методического подхода для многоуровневого оценивания эффективности налогового контроля - на уровне страны, региона и отдельной налоговой инспекции. 

Библиографический список:

1. Попонова Н.А. Организация налогового учета и налогового контроля: учеб. пособие / Н.А. Попонова, Г.Г. Нестеров, А.В. Терзиди. — М.: Издво Эксмо, 2016. - 624 с.
2. Чередниченко А.П. Налоговый контроль в условиях трансформационной экономики РФ - Финансы, денежный оборот и кредит / А.П. Чередниченко. - Спб, 2015. - 20 с.




Рецензии:

28.05.2017, 15:45 Тарханов Олег Владимирович
Рецензия: РЕЦЕНЗИЯ На статью «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ» (автор Панкова Екатерина Анатольевна, студент Липецкого Филиала Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации Исходя из обозначенного в статье желания «значительно увеличить поступления в бюджет государства» на фоне его оскудения, статья является актуальной. ЗАМЕЧАНИЯ 1. Название статьи не соответствует ее содержанию, ибо в статье не изложено «Совершенствование методики оценки…». На этом несоответствии, вероятно, сказывается неточность понимания автором категории «методика». Статья скорее может быть названа как «О повышении результативности налогового контроля». 2. Суждение автора «Целью данной статьи является изучение налогового контроля и оценка его эффективности при помощи определенных показателей» не соответствует содержанию статьи. 3. Статья перегружена возвратами к критическим замечаниям о недостатках налогового контроля («Применяемые методики проведения камеральных и выездных налоговых проверок, как показывает практика, не обеспечивают…», «Отечественная система налогового контроля требует усовершенствования, ведь нерешенные проблемы четкой регламентации принципов…», «Налоговый контроль сегодня в основном базируется на административных методах, нивелируя при этом прогрессивные экономические и превентивные методы…»). 4. Использование категорий «Государственный», «Общегосударственный» в сочетании с новым категориальным веянием слова «позабюджетных» вносят в сознание читателей диссонанс. Ведь «Государственный» и «Общегосударственный», в примененном случае, требует объяснений, а не догадок и сумятицы. 5. Предложение автора «предоставление полной самостоятельности органам местного самоуправления» не представляется полезным. Оно противоречит работам Д.М. Кейнса и экономистов – институционалистов. ВЫВОДЫ. Предложение в статье ввести в налоговый контроль операцию «налоговых проверок, в первую очередь, на основе обеспечения мониторинга потоков денежных средств» вместо (или в дополнение) рутинной работы по сверке документов представляется ценным умозаключением по налоговому контролю. Этот способ, в широком смысле, используется международными финансовыми организациями для выявления «Отмывки средств». Поэтому, предлагается автору привести статью в соответствие с логикой целей и изложения, сконцентрировав критику в одном месте. При этом необходимо представить читателям способ введения новой меры, что бы новая мера не выглядела бы благим пожеланием, нереализуемым на практике. Тарханов О.В., 26.05.2017 г.

29.05.2017 22:22 Ответ на рецензию автора Панкова Екатерина Анатольевна:
Спасибо за рецензию Олег Владимирович, статья отредактирована в соответствии с Вашими замечаниями

30.05.2017, 9:21 Тарханов Олег Владимирович
Рецензия: Редактирование – улучшило статью. ТОВ. 30.05.2017.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх