Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №47 (июль) 2017
Разделы: Педагогика, Психология
Размещена 28.06.2017. Последняя правка: 15.08.2017.
Просмотров - 4577

Развитие творческого мышления средствами ТРИЗ-педагогики

Ульянов Андрей Андреевич

А ЦИИО "ТРИЗ-Самара"

ТРИЗ-педагог

Аннотация:
В статье представлен тематический план развития творческого мышления средствами ТРИЗ-педагогики. Приведено понятие сильного мышления, а также факторы, препятствующие его развитию.


Abstract:
The article presents the thematic plan for the development of creative thinking by TRIZ-pedagogy tools. Define the concept of powerful thinking, and factors hindering its development.


Ключевые слова:
ТРИЗ-педагогика; творческое мышление; сильное мышление; психологическая инерция.

Keywords:
TRIZ-pedagogy; creative thinking; strong thinking; psychological inertia.


УДК 37.03

Введение. На сегодняшний день не вызывает сомнений тот факт, что человек, обладающий более высоким творческим потенциалом, вкупе с реализацией этого потенциала, гораздо более успешен в личной жизни, учебной и профессиональной деятельности. Более широкий диапазон мыслительных навыков позволяет выйти с успехом из, казалось бы, неразрешимой ситуации. Тем не менее, формированию творческого мышления, креативности и изобретательности при обучении детей и взрослых уделяется недостаточно внимания. 

Актуальность. В современной общеобразовательной системе количество внимания, уделяемого развитию творческого мышления, можно характеризовать, как недостаточное. Согласно данным исследований, как у младших школьников [4], так и у старшеклассников,[7] выявлен недостаточный уровень креативности. Подобная тенденция, будучи заложенной в детстве, рискует продолжиться и в студенческие годы, а также, и во взрослой жизни. Исходя из этого, необходима разработка и внедрение определённой системы развития творческого мышления.

Таким образом, возникает конкретная цель: развить творческое (сильное) мышление школьников. Достижение этой цели включает такие задачи, как: 
- Развить навык понимания сути проблемы;
- Развить навык поиска скрытых (неявных) ресурсов;
- Развить навык построения креативной логики;
- Развить навыки решения открытых (творческих) задач.

Научная новизна заключается в попытке обобщения знаний о творческом мышлении, некоторых его особенностях и факторах, препятствующих его развитию. Также, предпринята попытка разработки программы системного формирования творческого мышления, которая может быть реализована как в рамках общеобразовательной системы, так и как отдельный курс. Разработан тематический план развития творческого мышления для детей от 10 до 16 лет.

Творческое мышление, как психологический процесс, является нестандартным и созидающим, оно приводит к оригинальному и эффективному решению задачи. Стоит отметить, что творческое мышление наиболее эффективно в практике решения открытых (изобретательских) задач, в то время, как закрытые задачи, зачастую используемые в стандартных методиках обучения, направлены на развитие иных, нетворческих способов мышления.

В литературе анализируется соотношение понятий «творческие способности» и «креативность». Согласно Дж. Гилфорду,  креативность является универсальной познавательной творческой способностью, в основе которой лежит дивергентное мышление, направленное на поиск нескольких вариантов решения проблемы и выходящее за пределы существующих стандартов [6]. М. А. Холодная утверждает, что дивергентные способности мышления и есть креативность [8]. A. В. Хуторской рассматривает творческие способности как креативные качества (образность, ассоциативность, созерцательность, воображение, фантазия, инициативность, способность к генерации идей, независимость, склонность к риску и т. д.) личности, входящие в интегративное понятие креативности, которая составляет наряду с когнитивными и оргдеятельностными качествами сущность эвристических способностей [10]. Таким образом, креативность интегрирует в себе различные творческие качества личности, многие из которых связаны с процессом дивергентного мышления, проявляющимся в нестандартном решении задач.

Противоположностью творческому мышлению является психологическая инерция. Психологическая инерция выражается в неосознанном или осознанном применении известных способов решения задачи. Это характеризуется употреблением привычных названий (несущих привычный смысл), оперирование привычными характеристиками объекта, опираясь на усвоенные ценности и традиции. Психологическая инерция защищает психику от перегрузки, но блокирует творческую активность. "Стандартные" приёмы решения всегда просты и понятны, но, далеко не всегда эффективны.

Именно психологическая инерция стала предметом исследования задолго до появления ТРИЗ и психологии креативности. Анализ психологической инерции и её преодоления уходит корнями в философию познания. Так, Ф. Бэкон [1, c. 258-267] считал, что мир следует познавать "таким, каким он оказывается, а не таким, каким подсказывает каждому его мышление". В естественной природе мышления Ф. Бэкон видел препятствия для познания, названные им «призраки познания». К их числу философ отнёс: веру в привычное, субъективизм (убеждённость в своей правоте), понимание нового в системе прошлых знаний, понимание изменчивого как постоянного, поспешные обобщения, подверженность восприятию позитивно окрашенной информации, склонность подтверждать высказанное ранее, преклонение перед авторитетами. Ф. Бэкон предлагает индуктивный метод для преодоления заблуждений в познании.

Р. Декарт [5, c. 250-296], анализируя проблематику познания, предлагает вооружить человека эффективным методом, с целью снижения ошибок. Декарт подробно описывает, как должно строиться эффективное мышление:

- Необходимо принимать за истинное лишь то, что вполне очевидно;

- Необходимо делить каждую сложную вещь, на максимально более простые,

элементарные, понятные составляющие, дабы затем устремить внимание на эти простые, то есть неподдающиеся дальнейшему делению умом части;

- Следует идти от простейших вещей к более сложным;

- Необходимо проводить как можно более подробные описания предмета исследования.

Исходя из этого, для развития творческого мышления необходимо преодолеть сужающие его потенциал особенности, используя определённые методы. Одним из таких методов является ТРИЗ.

Н.Н. Хоменко [7], рассматривая ТРИЗ как общую теорию сильного мышления (ОТСМ), формулирует её аксиоматику, необходимую и достаточную для эффективного применения. Согласно Н.Н. Хоменко, существует три группы аксиом в современной ОТСМ:
- Основные аксиомы: аксиома описаний и аксиома процесса;
- Аксиомы, описывающие модель процесса мышления при решении проблем;
- Аксиомы, описывающие модель мира, удобную при анализе и решении нетиповых проблем.
Данная система аксиом имеет функции:
1. Разрушить стереотипы, мешающие эффективному мышлению, решению нестандартных задач;
2. Ограничить область применения ОТСМ, тем самым, повышая её направленность и эффективность;
3. Помощь в преодолении психологической инерции;
4. Мета-точка зрения - способность анализа проблемы с разных субъектных позиций.

Одним из педагогических подходов, направленных на развитие творческого мышления сегодня, является ТРИЗ-педагогика. Согласно мастеру ТРИЗ А.А. Гину, [3] главная цель ТРИЗ-педагогики – обучение решению открытых задач, т.е. задач, не имеющих единственно верного варианта решения. Такой подход согласован и с практикой, и со здравым смыслом, поскольку, большинство проблем, встречающихся в жизни человека, невозможно решить лишь только единственным образом. А.А. Гин описывает также и характеристики сильного мышления, среди которых: умение  находить неявные ресурсы решения задачи; умение строить классификационные схемы; владение логикой построения причинно-следственных цепочек; умение оперировать противоречиями; системный подход к предметам и явлениям; полимодельность представлений; экономность мышления. [2]

Исходя из понимания ТРИЗ как концепции формирования творческого мышления, а также, анализируя представления о сильном мышлении, приведённые выше, в данной работе понятия: «творческое мышление» и «сильное мышление» являются тождественными. С нашей точки зрения, сильное мышление характеризуется способностью правильно понять информацию, находить скрытые ресурсы, выстраивать креативную логику, а также, способностью использовать весь комплекс методов для эффективного решения открытых задач. Полученные алгоритмы мышления развивают способность к изобретательству, техническому и нетехническому творчеству, повышая вероятность решить сложную задачу нестандартным способом. Тем самым, творческое (сильное) мышление, можно считать мышлением эффективным, поскольку число задач, решаемых с его помощью, существенно возрастает.

С целью развития творческого мышления разработана специальная педагогическая программа дополнительного образования «сильное мышление».

Первый блок направлен на понимание имеющейся информации. Прежде, чем приступить к какой-либо деятельности, нам необходимо грамотно оценить обстановку, правильно определить то, что нам предложено в окружающей действительности.

Второй блок направлен на выявление скрытых ресурсов и свойств. Получив максимальную информацию об объекте, необходимо проанализировать её на предмет наличия скрытых, нетривиальных свойств, недоступных на первый взгляд. Это позволяет расширить область применения объекта.

Третий блок направлен на построение креативной логики. Имея несколько объектов с изученными скрытыми свойствами, необходимо встроить их в систему окружающего мира, учитывая различные связи и особенности взаимодействия.

Четвёртый блок – практика решения открытых задач. После овладения методами творческого мышления, происходит их отработка при решении различного рода открытых задач, требующих оригинального, творческого и эффективного решения.

Программа включает в себя комплекс упражнений индивидуального и группового плана, которые варьируются в зависимости от возраста и состава участников группы (детская аудитория, взрослая аудитория, детско-родительская аудитория).

Приведём более развёрнутую структуру на примере программы для детско-юношеского возраста (10-16 лет).

Цель программы: развить творческое мышление участников тренинга.

Программа позволяет получить:

- Знания: понятие об идеальном конечном результате, противоречиях, ресурсах.

- Умения: понимание информации, нахождение скрытых ресурсов, построение креативной логики.

- Навыки: управление психологической инерцией, решение открытых задач, аргументация собственной точки зрения.

Состав участников: в детско-юношеских группах рекомендуется однородный по возрасту состав, не превышающих разброс более, чем на 1,5 года.

Форма реализации программы: тренинг-группа от 6 до 20 человек.

Педагогические техники, применяемые в программе: диалог, диспут, командообразование, деловая игра, презентация, активное слушание.

Общее время проведения: 8 часов (астрономических), разбитых на 4 занятия по 2 часа.

Почасовое планирование и краткое содержание программы приведены в табл. 1.

Табл.1. Почасовой план программы.

Название блока

Содержание блока

Кол-во часов

1. Понимание информации

Разминка. Что такое ТРИЗ. Противоречие. ИКР. Ресурсы.  Анализ изображений. Анализ текста. Представление свойств объекта. Упражнение «Идеальный Водолаз». Типичные ошибки в понимании информации. Подведение итогов.

 

2

2. Поиск скрытых ресурсов

Разминка. Ресурсы вокруг нас. Ситуация Робинзона. Системный оператор. Скрытые свойства предметов. Упражнение «Третий лишний». Алгоритмы поиска скрытых ресурсов. Метод Декарта. Подведение итогов.

2

3. Креативная логика

Разминка. Поиск истинной цели. Противоположные суждения. Особенности логических манипуляций. Негативная и позитивная логика. Рефрейминг. Поиск неочевидных взаимосвязей. Фантастическая логика. Деловая игра «Эволюция».

Подведение итогов.

2

4. Решение открытых задач

Разминка. Весь мир-открытая задача. Особенности открытых задач. Изобретательские задачи. Практика решения задач. Ваше собственное открытие. Деловая игра «Остров». Подведение итогов.

 

2


Результатом
 программы является повышение способности творчески мыслить, управлять собственной психологической инерцией, находить оригинальные идеи и отстаивать их. Человек получает алгоритмы и инструменты, повышающие гибкость мышления, уверенность и стрессоустойчивость.

Заключение. ТРИЗ как методология развития творческого мышления, накопила на сегодняшний день достаточное количество технологий развития креативности. В связи с этим, разработка педагогических программ по развитию креативности на основе ТРИЗ открывает перспективы повышения уровня творческого мышления среди школьников. Разработанная программа позволяет преодолеть возможные ошибки в познании, видеть широкие возможности для творчества, и реализовывать данные возможности максимально эффективно и быстро.  Внедрение элементов программы в занятия со школьниками, создание отдельных курсов творческого мышления позволит систематически развивать творческое мышление, повысить профессиональную и личную эффективность путём творческого решения большинства вопросов.

Библиографический список:

1. Бэкон Ф. Сочинения в двух томах // Сост., общая ред. и вступит. статья - А. Л. Субботин. — М.: АН СССР, Ин-т философии, изд-во соц.-эк. лит-ры "Мысль", 1971. — 590 с. 2. Гин А.А. Характеристики сильного мышления // [Электронный ресурс] URL: https://trizway.com/art/form/39.html (Дата обращения: 07.06.2017) 3. Гин А.А. Цели и предмет ТРИЗ-педагогики // [Электронный ресурс] URL: https://trizway.com/art/form/153.html (Дата обращения: 07.06.2017) 4. Грицай Т.И., Чернецов П.И. Исследование креативности старшеклассников // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2015. №4. 5. Декарт Р. Рассуждение о методе...1637. Декарт Р. Сочинения в 2 т.-Т. 1.— М.: Мысль, 1989. — 654 с. 6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с. 7. Хоменко Н.Н. Аксиомы общей теории сильного мышления // под ред. Нестеренко А.А. // [Электронный ресурс] URL: https://otsm-triz.org/content/axs_last_ed_ru (Дата обращения: 18.06.2017) 8. Холодная М. А., Гельфман Э. Г. Ценностные аспекты психологии интеллекта и их реализация в образовательной практике // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – С. 236–261 9. Хуторова А. С., Суняйкина Т. В. Сравнительный анализ динамики креативности как младших школьников (на втором году обучения)// [Электронный ресурс] URL: http://e-koncept.ru/2016/76046.htm), (Дата обращения: 08.08.2017) 10. Хуторской А.В. Структура эвристических способностей учащихся // [Электронный ресурс] URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0421.htm. (Дата обращения: 11.08.2017)




Рецензии:

30.06.2017, 9:31 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Несомненно, тема статьи максимально актуальна.Достаточно логично и научно.Не имея специальных познаний в данной области, тем не менее рекомендую к публикации.

01.07.2017 21:21 Ответ на рецензию автора Ульянов Андрей Андреевич:
Благодарю за внимание к статье и рецензию.

30.06.2017, 12:39 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: В статье есть всё, кроме главного, что заявлено в названии: "программа развития творческого мышления средствами ТРИЗ-педагогики". Где программа? Есть актуальность исследования, новизна, даже предыстория вопроса.Спасибо Бэкону, Гину и Декарту, но АВТОРСКОЙ программы нет. Если автор думает, что назвав четыре "блока" программы, он её описал, то он ошибается. Нужно пошаговое методологическое и методическое описание, что Вы будете делать, зачем и как. Вот это и есть программа. Пока статья лишишь концептуально заявлена. Рекомендуется всё-таки спроектировать и описать программу. Только после этого статья будет рекомендована к печати.
01.07.2017 21:21 Ответ на рецензию автора Ульянов Андрей Андреевич:
Благодарю за внимание к статье и рецензию. Произведены доработки в соответствии с замечаниями.

2.07.2017, 8:58 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: Статья написана на одну из актуальных педагогических проблем: развитие творческого мышления. Актуальность таких исследований можно считать почти универсальной - общество нуждается в людях, умеющих творчески (нестандартно) подходить к решению поставленных проблем. В аннотации заявлено представление авторской программы развития творческого мышления средствами ТРИЗ-педагогики и определение понятия сильного мышления. Однако в тексте статьи автор ссылается на уже известное определение сильного мышления. Следовательно, более корректным в аннотации было бы указание на то, что приведено определение сильного мышления, а не собственно, определено. Согласна с предыдущим рецензентом о том, что самой программы нет (что заявлено в аннотации). Может быть, стоило обозначить как "кратко описать программу" или " представлен тематический план программы" и т.д. Достаточно смелым является заявление автора об отсутствии "грамотно выстроенной методологии развития творчества, малое количество внедрённых методов в общеобразовательной системе". Следовало бы уточнить данную мысль и сформулировать ее менее безапелляционно. Даже в рамках небольшой статьи хотелось бы более подробного описания новаций указанной программы. Статья рекомендуется к печати после доработки
03.07.2017 16:16 Ответ на рецензию автора Ульянов Андрей Андреевич:
Благодарю за внимание к статье и рецензию. Произведены доработки в соответствии с замечаниями.

7.08.2017, 16:54 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: ТРИЗ и АРИЗ являются основаниями для иновативното обучения в сфере технологиях и исследовательского коучинга.Статья написана грамотно, у нее имеются нужные научные доказательства и верификационная аргументация проблематики.Рекомендуется к опубликования.PhD, professor G.K.
08.08.2017 20:20 Ответ на рецензию автора Ульянов Андрей Андреевич:
Благодарю за внимание к статье и рецензию.

8.08.2017, 8:12 Лучинкина Анжелика Ильинична
Рецензия: Рецензия на статью Ульянова А.А. «Развитие творческого мышления средствами ТРИЗ-педагогики» Тема интересная, но материал, предложенный автором требует серьезной переработки. 1. Очень сомнительно обоснование актуальности проблемы исследования. Собственно, проблема исследования не сформулирована вовсе. 2. К чему относятся цель и задачи? Если к исследованию автора, то нужно определиться с экспериментальной группой: школьники? студенты? взрослые? В цели и задачах – ко всему миру. Очевидно подходы к развитию творческого мышления все же будут различаться для разных категорий. Кроме того, вынесение в задачи глагола «сформировать» предполагает серьезную научную статью о результатах эксперимента, а не рекламный проспект. 3. В теоретическом обзоре есть разрозненные сведения, не связанные логически. Так, остается за полем понимания связь между сильным и творческим мышлением. Есть необходимость все-таки или различить эти понятия или указать, что для этого исследования они синонимичны. Несмотря на мое уважение к Н.Н. Хоменко и А.А. Гину, не совсем понятно что хотел сказать автор. Отсутствуют логические связки и переходы между информативными блоками. Хронология также не соблюдается (Хоменко, Гин…Декарт). Может проще было дать понятие творческого мышления, выделить понятие сильного мышления и показать его компоненты? Тогда тренинг был бы выстроен по составляющим этого самого творческого мышления и было бы понятно какие умения он формирует. Пока выглядит так: Н.Н. Хоменко и А.А. Гин предложили способы формирования сильного мышления, Р.Декарт и Ф. Бекон показали, что этому мешает психологическая инерция. 4. Кстати, если все это сделали до автора то, в чем проблема исследования? 5. Заключение не отражает текст статьи. Статья требует доработки.
08.08.2017 21:21 Ответ на рецензию автора Ульянов Андрей Андреевич:
Благодарю за внимание к статье и рецензию.Произведены доработки в соответствие с замечаниями.

10.08.2017, 10:10 Лучинкина Анжелика Ильинична
Рецензия: Остается вопрос о соотношении сильного, творческого и эффективного мышления. После ответа на этот вопрос можно публиковать.
10.08.2017 14:14 Ответ на рецензию автора Ульянов Андрей Андреевич:
Исправление произведено.

11.08.2017, 13:40 Лучинкина Анжелика Ильинична
Рецензия: Замечания исправлены. Статья рекомендуется к печати.

11.08.2017, 13:47 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: Рецензия:Лекс Купер. «Креатив на 100%. Как развить творческое мышление» Слово креативность (create) пришло к нам из английского языка и обозначает творческие способности, возможности человека. Это творчество может проявляться в совершенно разных сферах, в разной деятельности, в общении, в мышлении, даже в чувствах. Креативность – это одаренность, восприимчивость к новым идеям, умение решать задачи неординарным способом. На бытовом уровне слово креативность – это смекалка. Многие считают, что «креативность» и «творчество» – это синонимы. Такое мнение глубоко ошибочно. Творчество – это вдохновение автора, его способности. Как правило, композиторы, художники, писатели и другие творческие люди создают свои шедевры, руководствуясь только собственным настроением и эмоциями.А креативный процесс имеет прагматический элемент, прагматические цели. Креативный человек, создавая свой продукт, уже изначально знает, зачем он его создает, кому он пригодится, как его нужно сделать и что именно необходимо для этого. Поэтому творчество и креативность – вещи совершенно разные, существует несколько версий их возникновения. Таким образом, можно утверждать, что творчество первично и фундаментально, а креативность вторична. Креативность основана на творчестве и без него существовать не может, это лишь технология организации процесса творчества. Без творчества креативность бесплодна, а без креативности творчество не сможет добиться популярности. Автор легко использует слова "креативные задачи", "творческие задачи". Это синонимы? Оказывается не все так просто. Создается впечатление, что после создания программы по предмету "ТРИЗ" , автор решил дописать теоретическое обоснование этой программы. Написать программу и реализовать не одно и то же. Уважаемый автор, попробуйте реализовать и затем измерить (чем и как -вот в чем наука), затем доказать, что именно ТРИЗ, а не вышивание крестиком повысило креативность у ребенка 10-16 лет. Очень сложная тема и возможно раскрыть ее в короткой статье не просто, а может и невозможно. Стоит ее еще доработать, а потом гордиться открытиями, сделанными в ходе тяжелой педагогической работы.
11.08.2017 15:15 Ответ на рецензию автора Ульянов Андрей Андреевич:
Благодарю за внимание к статье и рецензию. Добавлены рабочие определения креативности и творческих способностей. Согласно нашей точке зрения, если креативность включает весь комплекс проявлений нестандартных форм решения задач (как совокупность психических процессов), то творческое мышление - понятие более частное, входящее в структуру креативности, соответственно. Понятия "креативные задачи" в статье нет. ТРИЗ, основываясь на материалистичном понимании процесса обучения, не использует термины "одарённость", "инсайт" и др. С точки зрения ТРИЗ-педагогики, всякое творчество алгоритмично и управляемо, и этим алгоритмам можно обучить человека. Согласен с понимаем трудоёмкости работы, за которую мы взялись. Сейчас мы на определённом этапе, и его итоги приведены. Безусловно, исследования эффективности программы проводятся, и будут освещены в дальнейших публикациях.

14.08.2017, 20:04 Якимович Татьяна Дмитриевна
Рецензия: Автором обоснована и разработана специальная педагогическая программа дополнительного образования. Все требования к оформлению статьи соблюдены.Замечания учтены. Статья рекомендуется к публикации.
15.08.2017 11:11 Ответ на рецензию автора Ульянов Андрей Андреевич:
Благодарю за внимание к статье и рецензию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх