студент
Полесский государственный университет
факультет банковского дела
Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Полесский государственный университет
УДК 339.564
Введение: На современном этапе развития международных экономических отношений необходимость стимулирования национальных экспортеров становится еще более актуальной. Это связано с тем, что развитие мировой системы торговли характеризуется все более сложными формами международного сотрудничества, а взаимоотношения между странами приобретают глобальный характер. В этих условиях эффективное участие государства в развитии экспорта заключается в поддержке экспортеров посредством создания благоприятной внешней среды и стимулов к экспорту, а именно в стимулировании экспорта посредством бюджетной поддержки.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях нестабильности мировой экономики одним из приоритетных направлений развития белорусской экономики становится поддержка экспорта, то есть укрепление позиций национальных экспортеров на зарубежных рынках.
Цель исследования: оценить состояние экспорта в Республике Беларусь и определить инструменты его стимулирования.
Основная часть
Республика Беларусь обладает значительным внешнеторговым потенциалом, однако небольшие размеры страны являются причиной появления экспортоориентированной структуры экономики. Экспорт Республики Беларусь традиционно составляет более половины валового внутреннего продукта, благодаря чему и является одним из основных источников поддержания устойчивого экономического роста в стране.
В 2017 году увеличились объемы экспорта товаров и услуг на 21,8% до 36,5 млрд. долларов по сравнению с 2016 годом. Экспорт товаров сложился в размере 28,7 млрд. долларов, что на 5,6 млрд. долларов или на 24%, больше, чем за 2016 год. Основным фактором роста экспорта товаров и услуг в 2017 году стало увеличение цен на товары.
Рисунок 1– Товарная структура экспорта Республики Беларусь в 2017 году, в %
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [1]
Экспорт услуг в 2017 году составил 7,8 млрд. долларов и увеличился на 14,5% (2016 год – 6,8 млрд. долларов). Наибольший удельный вес в экспорте услуг, согласно данным, приведенным на рисунке 2, составили транспортные услуги (44,2%), телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги (18,6%), услуги строительства (11,5%) и услуги, связанные с поездками нерезидентов в Республику Беларусь (10,1%). Рост экспорта демонстрировали транспортные услуги (на 25,3%), телекоммуникационные, компьютерные и информационные услугам (на 25,3%) и поездки (на 11,1%). Снижение произошло по услугам строительства – на 13,1%.
Большим спросом на белорусские услуги пользовались резиденты стран Европейского союза (им оказано 42,3% экспорта услуг), включая Германию (10,8% всех оказанных услуг) и Польшу (7,4%). На государства – члены ЕАЭС пришлось 28,6% белорусского экспорта услуг (на долю Российской Федерации – 26,7%) [5].
Рассмотрим инструменты государственного стимулирования экспорта в Республике Беларусь (таблица 1).
Таблица 1 – Инструменты государственного стимулирования экспорта Республики Беларусь
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [6,7]
Одним из основных инструментов стимулирования экспорта Республики Беларусь является предоставление экспортных кредитов, а именно компенсация потерь банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям Республики Беларусь, осуществляющим финансирование под уступку денежного требования (факторинг) при реализации экспортных кредитов. При этом по сравнению с частным сектором государство снижает процентные ставки и увеличивает сроки кредитования. С этой целью в большинстве стран создаются специальные государственные организации, банки и фонды, осуществляющие предоставление кредитов для экспорта прежде всего тех товаров, реализация которых требует долгосрочного финансирования, в основном, машин и оборудования.
Основным документом, регламентирующим экспортное кредитование и страхование экспортных рисков с поддержкой государства, является Указ Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 года №534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)».
Экспортные кредиты предоставляются резидентам Беларуси (организациям и физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей) и нерезидентам, включая банки за рубежом [7]. Резиденты Республики Беларусь имеют возможность на получение кредита по следующим направлениям: производство товаров, оказание услуг (работ), осуществление за рубежом инвестиций, связанных с созданием коммерческих организаций, приобретение в собственность товаров других резидентов для их последующей передачи в лизинг организациям, не являющимся резидентами, включая банки за рубежом, создание совместных предприятий и сборочных производств на территории иностранных государств. Что касается получения экспортных кредитов нерезидентами, то они выдаются для оплаты за реализацию резидентами товаров (работ, услуг).
Отметим, что в Республике Беларусь отсутствует специализированный экспортно-импортный банк (Эксимбанк), поэтому за получением экспортного кредита можно обратиться в любой банк республики. Потери банков и небанковских кредитно-финансовых организаций от предоставления экспортных кредитов могут быть компенсированы в случае страхования экспортных рисков с государственной поддержкой. В Беларуси страхование экспортных рисков с господдержкой осуществляет Белорусское республиканское предприятие экспортно-импортного страхования «Белэксимгарант» по таким направлениям, как страхование риска неуплаты покупателем реализованной ему продукции, страхование риска непогашения банковского кредита белорусского экспортера (лизингодателя), страхование инвестиций юридических лиц в государствах за рубежом от политических рисков, страхование экспортных рисков по операциям на условиях лизинга, страхование банковских кредитов по экспорту зарубежным покупателям (риска непогашения банковского кредита зарубежному покупателю), а также страхование банковских гарантий.
Для компенсации потерь банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям, предоставляющим экспортные кредиты, а также для обеспечения выполнения «Белэксимгарант» своих обязательств ежегодно в республиканском бюджете выделяются средства на эти цели.
К инструментам стимулирования экспортеров также относят льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС), направленные не только на поддержку отечественных экспортеров, но и на оказание существенного воздействия на деятельность предприятий путем влияния на их внутренние стимулы к экспорту.
При реализации товаров на экспорт, а также при вывозе в государства-члены ЕАЭС (в том числе при вывозе товаров по договорам лизинга, займа и договорам на изготовление товаров) с учетом подтверждения документов в течение 180 календарных дней фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Республики Беларусь применяется ставка НДС в размере ноль процентов (0%) (статья 102 Налогового Кодекса Республики Беларусь).
При исчислении косвенных налогов (НДС, акциза) во взаимной торговле с другими странами применяется «принцип страны назначения продукции», в соответствии с которым обороты продукции на экспорт облагаются косвенными налогами по нулевой ставке, а импорт – по ставкам и правилам налогообложения, действующим в стране импортера.
Ставки на НДС также устанавливаются в размере 0% при реализации:
- работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и других работ (услуг), которые связаны с реализацией работ (услуг), указанных выше;
- работ, услуг по ремонту, модернизации, переоборудованию двигателей, воздушных судов, подвижного состава на железных дорогах, осуществляемых для организаций за рубежом или физических лиц;
- товаров собственного изготовления собственнику магазина торговли без пошлин с целью их дальнейшей реализации в магазинах беспошлинной торговли (помимо реализации товаров собственнику магазина беспошлинной торговли согласно договорам комиссии, поручениям и другим видам гражданских договоров);
- бункерного топлива для заправки воздушных судов зарубежных авиалиний, осуществляющих полеты международного класса, а также международные воздушные перевозки;
- при реализации других товаров (работ, услуг).
После того, как наступила дата предоставления декларации по НДС в течение 180 календарных дней, обороты по реализации продукции на экспорт не отражаются в декларации по НДС.
Плательщики имеют право применять ставку НДС в размере 0% при соблюдении в совокупности следующих условий: товары должны быть реализованы нерезидентам через магазины, при наличии документального подтверждения вывоза нерезидентами продукции за пределы таможенной территории Таможенного союза в пределах 12 месяцев со дня реализации продукции нерезиденту, а также при наличии договора на оказание услуг по возврату НДС нерезидентам, заключенного с организациями, которые вправе вернуть НДС нерезидентам, требования к которым определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Таким образом, в Республике Беларусь создана комплексная система стимулирования экспорта с поддержкой государства, которая включает такие инструменты, как компенсация потерь банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям от предоставления экспортных кредитов, страхование экспортных рисков, а также льготы по налогу на добавленную стоимость.
Рецензии:
30.05.2018, 17:54 Яцкий Сергей Александрович
Рецензия: В статье Самоховец М. П. и Пинчук Т. А. на основе статистических данных проведен анализ современного состояния экспорта товаров и услуг Республики Беларусь. Авторы оценили состояние экспорта в Республике Беларусь и определили инструменты его стимулирования. Поэтому данная статья рекомендуется к публикации в представленном виде. С уважением, Яцкий С.А.