Республика Болгария, г. София, Институт прикладной психологии и физиопрофилактики
Директор
УДК 159.962.233
Введение.
Начало первой гипнотерапевтической сессии даёт гипнотерапевту общее представление о психоэмоциональном состоянии пациента. Разнообразные мышечные зажимы пациента в дальнейшем будут препятствовать работе терапевта. Кроме того, в вводной консультации одной из задач терапевта является создание общего фона терапевтичных сессий.
Каждый терапевт в процессе профессиональной деятельности нарабатывает некоторый набор психофизиологических тестов для подготовки дальнейшего плана гипнотерапии [1 - 8].
Один из таких тестов предложен д-ром В. Г. Евтушенко [1, стр.45].
Однако на практике достаточно часто встречаются случаи "закованности", сверхконтроля, ригидности, полярной реакции, неосознанного сопротивления терапевту [2, 4, 5, 7]. Хотя при этом пациент на осознанном уровне и понимает необходимость психотерапевтической помощи. Причины таких "предреакций" могут быть многообразными и подлежат тщательному анализу и учёту в процессе дальнейшей терапии [5, 7].
Для включения пациента в процесс лечения уже с первого момента необходимо:
- Создание и последующее укрепление полного доверия к авторитету терапевта;
- Подготовка пациента к последующему процессу гипнотерапии.
- Переключение внимания пациента от внешних воздействий к внутреннему наблюдению - сужение и концентрация внимания.
- Обеспечение максимального успеха проводимого теста, чтобы пациент ощутил уверенность в себе.
Поэтому в процессе клинической практики возникла необходимость модификации этого теста.
Материалы и методы исследования.
Сам модифицированный тест проводится следующим образом.
Терапевт обращается к пациенту:
"Сядьте ровно.
Сейчас я расскажу и покажу, а затем вместе мы сделаем это упражнение.
Вы обхватите руками колено вашей правой ноги и слегка его приподнимете. Потом его отпустите и, поскольку закон земного притяжения работает, подошва слегка ударит по полу. В этот момент я хочу, чтобы вы обратили внимание, какие ощущения возникают в самой ступне, а, может быть, в щиколотке или повыше - в голени, или ещё повыше... После этого мы повторим это же с другой ногой, а затем сделаем это же и с руками."
Терапевт показывает сам тест и предлагает пациенту повторить его вместе с ним.
"Обхватите правое колено и на 5 - 6 сантиметров его поднимите. Покачайте ногу вверх - вниз... Обратите внимание, что она достаточно тяжёлая... А сейчас, вместе со мной - отпустите колено!"
Терапевт резко отпускает свои руки, держащие колено и, продолжая движение удобной рукой к упавшей ступне пациента, указывает на неё:
"Обратите внимание на ощущения в подошве, ступне, щиколотке, голени... После упражнения поговорим о них, а сейчас повторяем с другой ногой..."
Терапевт вместе с пациентом повторяет движения с другой ногой и таким же образом фиксирует его внимание на ощущениях.
После этой части терапевт продолжает с тестом В.Евтушенко [1, стр.45] с наблюдениями ощущений в правой упавшей кисти. Поскольку они будут значительно слабее, и терапевт предупреждает об этом естественном моменте, это усиливает концентрацию внимания пациента к ним.
«А сейчас продолжим то же упражнение с руками... Поскольку масса руки значительно меньше массы ноги, необходимо, чтобы Вы внимательно вслушивались в ощущения в упавшей кисти...Указательный палец левой руки поставьте на уровень солнечного сплетения... и положите на него... кисть правой руки... Локоть правой руки слегка опущен... Расслабьте мышцы на правой руке... от плеча до кончиков пальцев... и на выдохе... мысленно три раза повторите: «...Моя правая рука расслабляется... (выдох), моя правая рука расслабляется... (выдох), моя правая рука лежит... спокойно, расслабленно...
Уберите показательный палец!
Наблюдайте ощущения в упавшей правой ладони!
После всего теста Вы их кратко опишете, а сейчас повторяем с другой рукой.»
Терапевт повторяет то же внушение, но для левой руки.
Терапевт при выполнении теста наблюдает за степенью расслабления мышц и скоростью падения руки пациента и сразу же после падения руки на бедро указывает на упавшую руку, невербально направляя его внимание к внутренним ощущениям.
После этого он заканчивает тест и предлагает пациенту обсудить наблюдаемые ощущения.
«Руки положили ладонями на колени вниз.»
После теста терапевт обсуждает с пациентом его наблюдения. В случае, если пациент не может отчётливо припомнить ощущения, терапевт предлагает повторить выполнение отдельных частей теста. При обсуждении терапевт предлагает пациенту сравнить его физическое и эмоциональное состояние перед началом теста и в конце.
Оценка внешних проявлений выполнения теста заносится терапевтом в личную карту пациента по следующим параметрам:
[Уровень 0] Нога пациента повисает в воздухе.
[Уровень 1] Нога пациента медленно опускается на пол.
[Уровень 2] Рука пациента повисает в воздухе.
[Уровень 3] Рука пациента медленно опускается на бедро.
[Уровень 4] Рука пациента свободно падет на бедро.
Для наблюдения динамики изменения внушаемости пациента целесообразно провести тест в середине и в конце серии гипнотерапий.
Результаты исследования и их обсуждение
При проведении модифицированного теста "Релаксированная рука" наблюдаются следующие результаты.
- Создаётся общий фон для гипнотерапии: подчёркивается авторитет гипнотерапевта, его контроль над ситуацией при обязательном участии пациента, комфортность процедуры.
- Пациент во время подготовки к тесту повторяя его движения терапевта всё больше входит с ним в контакт. Тем самым он оказывается в положении ученика, несознательно отдавая инициативу и подчиняясь указаниям терапевта. Это создают базу для дальнейших авторитетных терапевтичных внушений.
- Последовательность проведения теста от ног к рукам исключает его неуспех.
- Пациент обучается наблюдению и описанию динамике внутренних релаксирующих явлений, их продолжительности, глубины, качества.
- Тренировка этой техники как домашнего упражнения позволяет пациенту самостоятельно отпускать локальные мышечные напряжения, существующие в конечностях с последующим осознанным перемещением ощущение релакса к различным частям тела для снятия мышечных зажимов.
Рецензии:
15.05.2019, 19:24 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Представляет интерес. Соответствует требованиям. Рекомендуется к публикации.