Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Психология
Размещена 11.06.2019. Последняя правка: 12.06.2019.
Просмотров - 1296

Реабилитационная работа с получателями социальных услуг психоневрологического интерната

Груздева Мария Сергеевна

нет

Вологодский государственный университет

Студент

Научный руководитель: Марченко Любовь Андреевна, кандидат педагогических наук, кафедра социальной работы и социальной педагогики, институт педагогики, психологии и физического воспитания, Вологодский государственный университет


Аннотация:
В тексте исследования рассматривается реабилитационная работа с молодыми инвалидами по психическому заболеванию в условиях психоневрологического интерната, а также личностные и социально-психологические особенности данной категории лиц. Рассматривается их вовлеченность в деятельность, которая проводится в учреждении социального обслуживания психоневрологического профиля. Предлагается проведение мероприятия социально-реабилитационного характера, а именно станционной игры, проводимой студентами-волонтерами, для последующего выявления ресурсного потенциала молодых инвалидов к успешному процессу реабилитации и дальнейшей интеграции их в общество, а также для социальных практик. Анализируется вовлечение в мероприятие и его воздействие на людей, страдающих психическими расстройствами, через наблюдение в процессе игры и по ее окончанию.


Abstract:
In the text of the study examines the rehabilitation work with young people with disabilities for mental illness in a psychoneurological boarding school, as well as personal and socio-psychological characteristics of this category of persons is Considered their involvement in the activities carried out in the institution of social services of psychoneurological profile. It is proposed to hold an event of social rehabilitation nature, namely the station game, conducted by student volunteers, for the subsequent identification of the resource potential of young people with disabilities to the successful process of rehabilitation and their further integration into society, as well as for social practices. The involvement in the event and its impact on people suffering from mental disorders through observation during the game and at its end are analyzed.


Ключевые слова:
получатели социальных услуг; молодые инвалиды; психические заболевания; социальная реабилитация; психоневрологические интернаты; мероприятия; станционная игра; игровая терапия; деятельность; участие; интерес

Keywords:
social service recipients; young people with disabilities; mental illness; social rehabilitation; psychoneurological boarding schools; events; station play; play therapy; activities; participation; interest


УДК 159.9

В настоящее время как никогда актуальным становится забота и поддержка незащищенных слоев нашего общества. Особое внимание при этом следует уделять одной из самых уязвимых категорий граждан, а именно – людям, страдающим психическими заболеваниями. Основная трудность состоит в том, что данная категория лиц не способна грамотно и самостоятельно позаботиться о своем благополучии, должным образом решать возникающие проблемы и преодолевать имеющиеся препятствия.

Особую значимость среди учреждений социального обслуживания по работе с психически больными людьми занимают социально-медицинские учреждения, в частности, психоневрологические интернаты, основной функцией которых является реабилитация лиц с психическими заболеваниями [2].

По мнению Т. А. Солохиной, с учетом степени интеллектуального недоразвития или приобретенного дефекта каждому инвалиду любого возраста определяются формы и методы реабилитации, прогнозируются ее результаты в зависимости от уровня интеллектуальной недостаточности, сохранности способности к обучению или восстановлению утраченных навыков, с одной стороны, и используемых форм и методов реабилитации – с другой. Только при адекватном подходе можно достичь оптимального результата [3].

Для того чтобы успешно осуществлять процесс реабилитации инвалида, страдающего психическим расстройством, необходимо максимально эффективно построить взаимодействие с ним.

Объект исследования: реабилитация молодых инвалидов.

Предмет исследования: реабилитационная работа с молодыми инвалидами в условиях психоневрологического интерната.

Цель работы: выявить ресурсный потенциал молодых инвалидов для более эффективного процесса реабилитации.

Задачи работы:

  1. Провести с молодыми инвалидами мероприятия реабилитационного характера.
  2. Оценить результаты проделанной работы.

Методы исследования: эмпирические – наблюдение, игровая терапия.

В исследовании участвовали молодые инвалиды «Вологодского психоневрологического интерната №1». Они отличаются большей способностью к эффективному освоению процесса реабилитации, хотя многое зависит от степени заболевания и его протекания.

Как считает Т. В. Зозуля, у инвалидов молодого возраста, в основном, имеется активная заинтересованность в мероприятиях реабилитационного характера (лечебно-трудовые мастерские, изодеятельность, музыкальное творчество, спортивно-оздоровительные мероприятия, студии декоративно-прикладного творчества). Они с большим желанием посещают эти занятия, занимаются в мастерских, участвуют в различных конкурсах [1].

С целью выявления ресурсного потенциала и социальных практик его реализации среди молодых инвалидов в течение года проводились досуговые мероприятия в виде станционной игры «Голоса», соответствующие четырем временам года. Для проведения игры были приглашены студенты Вологодского государственного университета института педагогики, психологии и физического воспитания, направления «Социальная работа».

Преимущественно участниками мероприятия были наиболее сохранные лица молодого возраста (18-30 лет), страдающие психическими заболеваниями. Они были распределены по командам, состоящим из 5-6 человек, которые передвигались по часовому направлению. Ведущий обозначил, какая команда должна занять первую станцию, а дальше в сопровождении волонтеров молодежь перемещалась в соответствии с предписанной станцией. На каждой станции команду встречали ведущие, которые давали участникам определенные задания: разгадать загадки об особенностях того или иного времени года; изобразить на бумаге определенного персонажа или символы времени года; перепрыгнуть через препятствия; сделать разминку для подготовки к танцевальным заданиям, которые включали в себя хлопки, легкие движения руками, вальсовый шаг. Также пациентам предлагалось спеть всем известные детские песни («Маленькой елочке», «В лесу родилась елочка», «Я-тучка» и т.д.).

Получатели социальных услуг хорошо справлялись с разминкой, танцевальными заданиями, с удовольствием повторяя движения за студентами. Также легко им удавалось перепрыгивать через препятствия и разгадывать загадки и изображать на бумаге символы времени года.

Трудности возникали с заданиями музыкального характера. Им было довольно сложно вспоминать тексты песен и их исполнять из-за стеснения, поэтому приходилось проявлять инициативу ведущим, чтобы участники включились в процесс терапии и исполнили музыкальное задание.

В результате проведения мероприятия с молодыми инвалидами отмечалось: улучшение их эмоционального состояния, позитивный настрой в процессе игры и после – пациенты с удовольствием аплодировали и просили гостей приходить чаще.

Такое наблюдение свидетельствует об эффективности данных мероприятий и необходимости их дальнейшего проведения для более успешной реабилитации получателей социальных услуг, а также о наличии внутреннего потенциала инвалидов и о возможности его раскрытия с помощью вышеизложенных мероприятий.

Библиографический список:

1. Зозуля, Т. В. Основы социальной и клинической психиатрии: учеб. пособие для вузов / Т. В. Зозуля. – Москва: Академия, 2001. – 224 с.
2. Российская энциклопедия социальной работы / под общ. ред. д.и.н., проф. Е. И. Холостовой. – Москва: Дашков и Ко, 2016. – 1032 с.
3. Солохина, Т. А. Психосоциальная реабилитация в психиатрии: современный подход / Т. А. Солохина // Пациент и его семья: от психиатрического просвещения к социальной интеграции. – 2008. – № 4. – С. 22-25.




Рецензии:

12.06.2019, 6:52 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Актуальность данной статьи не вызывает сомнения.Однако в таком виде статью нельзя рекомендовать к публикации. Замечания: библ. список состоит из трех источников - но нет ссылок на них в самом тексте;аннотации и ключевые слова практически равны по объему работе:собственно экспериментальная часть работы требует более научного изложения.

16.06.2019, 15:05 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Актуальность темы заявленной статью не вызывает сомнений. Для того, чтобы представленный материал оформился в статью, его необходимо доработать: 1. объем работы нельзя назвать статьей, скорее тезисы. 2. для диагностики эффективность проделанной работы недостаточно метода наблюдения, 3. а также значимость статьи повысится, если автор представит количественные результаты исследования. 4. хотелось бы уточнить у автора что он понимает под ресурсным и внутренним потенциалом людей с ОВЗ. На мой взгляд, заявленные задачи, автором не решены. Статью необходимо доработать



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх