нет
Вологодский государственный университет
Студент
Научный руководитель: Марченко Любовь Андреевна, кандидат педагогических наук, кафедра социальной работы и социальной педагогики, институт педагогики, психологии и физического воспитания, Вологодский государственный университет
УДК 159.9
В настоящее время как никогда актуальным становится забота и поддержка незащищенных слоев нашего общества. Особое внимание при этом следует уделять одной из самых уязвимых категорий граждан, а именно – людям, страдающим психическими заболеваниями. Основная трудность состоит в том, что данная категория лиц не способна грамотно и самостоятельно позаботиться о своем благополучии, должным образом решать возникающие проблемы и преодолевать имеющиеся препятствия.
Особую значимость среди учреждений социального обслуживания по работе с психически больными людьми занимают социально-медицинские учреждения, в частности, психоневрологические интернаты, основной функцией которых является реабилитация лиц с психическими заболеваниями [2].
По мнению Т. А. Солохиной, с учетом степени интеллектуального недоразвития или приобретенного дефекта каждому инвалиду любого возраста определяются формы и методы реабилитации, прогнозируются ее результаты в зависимости от уровня интеллектуальной недостаточности, сохранности способности к обучению или восстановлению утраченных навыков, с одной стороны, и используемых форм и методов реабилитации – с другой. Только при адекватном подходе можно достичь оптимального результата [3].
Для того чтобы успешно осуществлять процесс реабилитации инвалида, страдающего психическим расстройством, необходимо максимально эффективно построить взаимодействие с ним.
Объект исследования: реабилитация молодых инвалидов.
Предмет исследования: реабилитационная работа с молодыми инвалидами в условиях психоневрологического интерната.
Цель работы: выявить ресурсный потенциал молодых инвалидов для более эффективного процесса реабилитации.
Задачи работы:
Методы исследования: эмпирические – наблюдение, игровая терапия.
В исследовании участвовали молодые инвалиды «Вологодского психоневрологического интерната №1». Они отличаются большей способностью к эффективному освоению процесса реабилитации, хотя многое зависит от степени заболевания и его протекания.
Как считает Т. В. Зозуля, у инвалидов молодого возраста, в основном, имеется активная заинтересованность в мероприятиях реабилитационного характера (лечебно-трудовые мастерские, изодеятельность, музыкальное творчество, спортивно-оздоровительные мероприятия, студии декоративно-прикладного творчества). Они с большим желанием посещают эти занятия, занимаются в мастерских, участвуют в различных конкурсах [1].
С целью выявления ресурсного потенциала и социальных практик его реализации среди молодых инвалидов в течение года проводились досуговые мероприятия в виде станционной игры «Голоса», соответствующие четырем временам года. Для проведения игры были приглашены студенты Вологодского государственного университета института педагогики, психологии и физического воспитания, направления «Социальная работа».
Преимущественно участниками мероприятия были наиболее сохранные лица молодого возраста (18-30 лет), страдающие психическими заболеваниями. Они были распределены по командам, состоящим из 5-6 человек, которые передвигались по часовому направлению. Ведущий обозначил, какая команда должна занять первую станцию, а дальше в сопровождении волонтеров молодежь перемещалась в соответствии с предписанной станцией. На каждой станции команду встречали ведущие, которые давали участникам определенные задания: разгадать загадки об особенностях того или иного времени года; изобразить на бумаге определенного персонажа или символы времени года; перепрыгнуть через препятствия; сделать разминку для подготовки к танцевальным заданиям, которые включали в себя хлопки, легкие движения руками, вальсовый шаг. Также пациентам предлагалось спеть всем известные детские песни («Маленькой елочке», «В лесу родилась елочка», «Я-тучка» и т.д.).
Получатели социальных услуг хорошо справлялись с разминкой, танцевальными заданиями, с удовольствием повторяя движения за студентами. Также легко им удавалось перепрыгивать через препятствия и разгадывать загадки и изображать на бумаге символы времени года.
Трудности возникали с заданиями музыкального характера. Им было довольно сложно вспоминать тексты песен и их исполнять из-за стеснения, поэтому приходилось проявлять инициативу ведущим, чтобы участники включились в процесс терапии и исполнили музыкальное задание.
В результате проведения мероприятия с молодыми инвалидами отмечалось: улучшение их эмоционального состояния, позитивный настрой в процессе игры и после – пациенты с удовольствием аплодировали и просили гостей приходить чаще.
Такое наблюдение свидетельствует об эффективности данных мероприятий и необходимости их дальнейшего проведения для более успешной реабилитации получателей социальных услуг, а также о наличии внутреннего потенциала инвалидов и о возможности его раскрытия с помощью вышеизложенных мероприятий.
Рецензии:
12.06.2019, 6:52 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Актуальность данной статьи не вызывает сомнения.Однако в таком виде статью нельзя рекомендовать к публикации. Замечания: библ. список состоит из трех источников - но нет ссылок на них в самом тексте;аннотации и ключевые слова практически равны по объему работе:собственно экспериментальная часть работы требует более научного изложения.
16.06.2019, 15:05 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Актуальность темы заявленной статью не вызывает сомнений. Для того, чтобы представленный материал оформился в статью, его необходимо доработать: 1. объем работы нельзя назвать статьей, скорее тезисы. 2. для диагностики эффективность проделанной работы недостаточно метода наблюдения, 3. а также значимость статьи повысится, если автор представит количественные результаты исследования. 4. хотелось бы уточнить у автора что он понимает под ресурсным и внутренним потенциалом людей с ОВЗ. На мой взгляд, заявленные задачи, автором не решены. Статью необходимо доработать
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий