Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Медицина
Размещена 10.11.2019.
Просмотров - 139

Физиологическая теория Имама Али в начальной эпохе ислама

Очилов Сарвар Сафаевич

Международная исламская академия Узбекистана

научный исследователь

Аннотация:
В статье на примере трех двустиший Имама Али проанализирована его физиологическая теория. В статье говорится о функции трех органов – желудка, зубов и крови, объясняется физиология пищеварения и крови. Приведены мнения известных ученых своего времени, как В. Гарвей и И.П. Павлов.


Abstract:
The article using the example of three couplets of Imam Ali, analyzes his physiological theory. The article talks about the function of three organs: the stomach, teeth and blood. Besides, it explains the physiology of digestion and blood. The opinions of famous scientists of his time, such as V. Harvey and I.P. Pavlov.


Ключевые слова:
Имам Али; пищеварение; жевание; три вида крови; артериальная кровь; венозная кровь; капиллярная кровь; физиология крови

Keywords:
Imam Ali; digestion; chewing; three types of blood; arterial blood; venous blood; capillary blood and bloods physiology


УДК 612.3, 612.1

Введение

В исламскую эпоху, особенно в средневековья всемирные успехи были достигнуты в различных областях науки. Например, Мухаммад аль-Хорезми основал науку алгебра, обнаружил десятичную структуру положения цифр. «Канон медицины» Авиценны использовался как медицинский учебник в европейских университетах в течение нескольких столетий. Улугбек создал таблицу звезд, которая позже была признана довольно точной. В то же самое время ар-Рази, аль-Фараби, аль-Фергани, аль-Бируни и другие великие мусульманские ученые сделали ценный вклад в мировую науку в области философии, логики, медицины, астрономии, математики, геодезии, геологии, географии, минералогии и фармакологии.

Нельзя представить науку исламской эпохи без идей Имама Али. Четвертый халиф Имам Али ибн Абу Талиб (598 – 661) будучи искусным воином, командующим, государственным деятелем, в то же самое время был талантливым человеком, очень мудрым, способным к сознанию внутренних  тайн душ людей. Эти достоинства помогли ему стать творческим и ученым человеком. Его речи, изречения и сборник стихотворений – диван дошли до нас. Среди них самым важным является его диван, который отражает религиозные, духовные, научные и просветительные идеи Имама Али. Научные идеи Имама Али, выраженные в стихах показывают, что он обладал глубокой ученой мыслью. В свое время пророк Мухаммад, высоко оценивший знание Имама Али сказал следующее: «Я – город науки и Али – его ворота». Это показывает, что Имам Али был воротой города науки, и иначе говоря, в известном смысле был началом науки в исламский период. Он был знатоком толкования Корана, хадисов и арабской грамматики. Вместе с тем, Имам Али, живший в эпоху раннего ислама, в первой половине 7-ого столетия, выдвигает философские и медицинские идеи. В этот период ни Имам Али, ни исламский мир не знали о греческой и римской философии и медицине. Но несмотря на это философские и медицинские идеи Имама Али отвечают требованиям философии и медицины нашего времени и даже в некоторой степени предвосхитили философские и медицинские размышления его времени, а также последующих периодов. Философские и медицинские идеи Имама Али объяснены подробно в нашей книге, названной «Имам Али – предводитель поэзии и науки», изданной в 2004 году [3].

Актуальность, цели и научная новизна

Теперь я хотел бы привлечь внимание к идеям Имама Али в области медицины. Имам Али высказал свое мнение об анатомии человека, особенно его физиологии. Он объясняет строение человеческого организма следующим образом: «Таким образом, они (люди) состоят из плоти, кости и нерва» [2, с. 47]. Как видим, Имам Али делит организм человека на 3 части: плоть, кости и нерв. Под костью Имам Али понимал скелет, который является поддержкой человеческого тела, под плотью – ткани, мускулы, включая внутренние органы, а вот когда он говорил о нерве, имел в виду нервную систему. Эти слова Имама Али можно рассмотреть как своеобразное определение в области человеческой анатомии.

Давая общее определение строения человеческого организма, Имам Али также выразил свои идеи о некоторых человеческих органах, их физиологии.

Позвольте нам проанализировать эти двустишия Имама Али:

  

توق مدى الأيام إدخال مطعم     على مطعم من قبل هضم المطاعم

وكل طعام يعجز السن مضغه            فلا تقربنه، فهو شر لطاعم

ووفر على الجسم الدماء، فإنها        لقوة جسم المرء خير الدعائم

 

Тавакка мада-л-аййами идхала матъамин,

Ъала матъамин мин кабли хадми-л-матаъими.

Ва куллу таъамин йуъжизу-с-синна мадгуху,

Фала такрубанху, фахва шаррун литаъими.

Ва ваффир ъала-л-жисми-д-димаа, фаиннаха,

Ликуввати жисми-л-маръи хайру-д-даъаими.

 

Содержание:

1. В течение нескольких дней остерегайся принятия пищи над пищей прежде, чем она переварится.

2.  Не приближайся к всякой еде, которая делает зубов бессильными при её жевании. Так как это вредно для едока.

3. Увеличивай кровь в теле, ибо она лучшая опора для укрепления тела мужчины [2, с. 59–60].

В первом двустишии Имам Али высказал свое мнение о деятельности желудка как пищеварительного органа. Он отвращает от принятия пищи раньше пищеварения в желудке в течение дней, рекомендует есть только после переваривания пищи в желудке. В противном случае желудок начинает переваривать недавно съеденную пищу, а предыдущая пища не будет полностью переварена. Вследствие повторения этой ситуации несколько раз желудок расстроится и его функция выйдет из порядка. Мы можем понять смысл первого двустишия таким образом.

Великий русский ученый Иван Петрович Павлов (1849–1936) сделал ценный вклад к физиологии пищеварения. Свыше 25 лет И.П.Павлов занимался изучением вопросов физиологии и патологии пищеварения. Результатом этой напряженной работы явились два фундаментальных труда И.П.Павлова: «Лекции о работе главных пищеварительных желез» (1897), «Физиологическая хирургия пищеварительного тракта» (1902), сыгравших важную роль в развитии всей мировой физиологии и клиники заболеваний органов пищеварения. Значение трудов И.П.Павлова по физиологии пищеварения исключительно велико. За выдающиеся исследования в этой области И.П.Павлову в 1904 г. была присуждена высшая мировая награда – Нобелевская премия. И.П.Павлов пишет в своем труде «Лекции о работе главных пищеварительных желез: «Нужно уметь достать реактив во всякое время, иначе бы от нас могли ускользнуть важные моменты, в совершенно чистом виде, иначе мы не будем в состоянии знать изменение состава, нужно точно определять его количество, и наконец необходимо, чтобы пищеварительный канал правильно функционировал и животное было бы вполне здорово» [5, с. 5]. Как видно в этой цитате И.П.Павлов говорил о правильном функционирование пищеварительного канала и тогда животное или человек будет вполне здоровым. Для правильного функционирования пищеварительного канала не рекомендуется принятия пищи раньше пищеварения, надо есть только после переваривания пищи в желудке, как говорил Имам Али. Это показывает, что мнение И.П.Павлова сходится с мнением Имама Али.     

Во втором двустишии Имам Али говорит о другом органе человека. Он указывает на функцию зубов. Как один из пищеварительных органов зубы крошать продовольствие, то есть выполняют функцию жевания. Хорошо прожеванная пища хорошо переварится в желудке. Напротив, как подчеркивает Имам Али, мужчина (человек) не должен есть пищу, которую его зубы не могут жевать, потому что, такая пища не будет хорошо переварена и будет вредна для едока. Вот что пишется в учебном пособии «Физиология пищеварения» про жевания: «Жевание имеет важное значение для последующего хода пищеварения. Оно способствует оценке вкусовых качеств пищи, стимулирует отделение пищеварительных соков, которые быстрее и лучше проникает в размельченную пищу, а это обусловливает более полное переваривание и последующее ее всасывание. Хорошо механически обработанная и пропитанная слюной пищевая масса затем проглатывается / И.П.Павлов придавал большое значение акту еды. (Неторопливая еда и тщательное пережевывание пищевой массы в ротовой полости способствуют дальнейшему пищеварению и предохраняют слизистую желудка от заболеваний (например, гастрита)» [4, с. 34]. Здесь говорится, что неторопливая еда и тщательное пережевывание пищевой массы в ротовой полости способствуют дальнейшему пищеварению и предохраняют слизистую желудка от заболеваний (например, гастрита). Это является объяснением второго двустишия Имама Али, то есть «Не приближайся к всякой еде, которая делает зубов бессильными при её жевании. Так как это вредно для едока».      

Если проанализировать третье двустишие, здесь Имам Али выражает свое мнение о крови и ее физиологии. Он говорит: «Увеличивай кровь в теле» и использовал слово «кровь» во множественном числе. На арабском языке множественное число используется для слов, выражающих вещи не меньше чем три. Значит, здесь говорится о не меньше чем трех видах крови. Действительно есть три вида крови в человеческом организме. Это – артериальная, венозная и капиллярная крови. Таким образом кровь может быть разделена на три вида согласно их функциям. Имам Али далее говорит, что эти виды крови являются лучшей опорой для укрепления человеческого тела. Этим Имам Али показал основную функцию крови. Кровь осуществляет обмен веществ в человеческом организме. Три вида крови, указанные Имамом Али, принимают участие в этой функции. Один из них – артериальная кровь принимает кислород от легких и пропитывает питательные вещества в пищеварительных органах и несет их по телу к клеткам. Так эти питательные вещества и кислород проходят от артериальной крови до капиллярной крови в капиллярах. Капиллярная кровь снабжает клетки с этими питательными веществами и кислородом. Вместе с тем капиллярная кровь вынимает отходы, вредные вещества и карбонат ангидрид от клеток и пропускает их к венозной крови. Венозная кровь несет отходы и вредные вещества к почкам, а карбонат ангидрид к легким.

Таким образом, эти три вида крови вместе выполняют задачу обмена веществ в организме. Они снабжают клетки питательными веществами и кислородом и вынимают отходы, вредные вещества и карбонат ангидрид от них. Этот физиологический процесс продолжается регулярно и в результате этого, клетки растут, делятся и размножаются, и поэтому тело растет и становится сильным. Выходит, как сказал Имам Али, что три вида крови будут лучшей опорой для усиления тела человека.

После анализа вышеприведённых трех двустиший можно твердо сказать, что они взаимосвязаны. Первые два двустишия служат, чтобы раскрыть смысл третьего двустишия. Потому что, когда желудок переваривает предыдущую пищу, принятие следующей хорошо прожеванной пищи обеспечивает нормальное функционирование желудка. В результате этого пища хорошо переварится и превращается в питательные вещества. Крови несут эти питательные вещества и кислород по телу к клеткам и снабжают их. Они также выводят отходы, вредные вещества и карбонат ангидрид от них. Клетки питаемые питательными веществами растут, делятся и размножаются. А это способствует росту и усилению тела.

Размышления Имама Али по физиологии крови можно растолковать следующим образом: Имам Али, заботивщийся о народе всегда защищал интересы народа, мусульманской общины. В то время когда он жил, исламское государство было молодым и раздиралось внутренними и внешними противоречиями. Имам Али хорошо понимал что, для того чтобы защищать Родину, людей и бороться против врагов было необходимо организовать сильную армию, а мощь армии была близко связана с хорошим здоровьем и силой солдат. Будучи по природе восприимчивым, сообразительным, наблюдательным и остроумным, Имам Али понял, что есть внутренний источник человека, снабжающий его тело мощью. И он показал, что этим источником являются три вида крови. Имам Али понял, что если солдаты и вообще люди будут питаться правильно, с помощью физической и военной подготовки, а также посредством функционирования крови станут сильными и энергичными. Таким образом, Имам Али создал свою теорию по физиологии крови.

Тут нужно сказать одно: в то время, когда Имам Али жил, наука ещё не сформировалась. В такой период исследование Имама Али в области физиологии крови показывает его высокую научную способность. Ведь только в семнадцатом столетии человечество узнало о капиллярах. Известный английский ученый Вильям Гарвей (1578–1657) после многочисленных исследований издал книгу «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628), где привел доказательство движения крови по сосудам большого круга кровообращения, а также отметил наличие мелких сосудов (капилляров) между артериями и венами. Вот что пишет Вильям Гарвей: «Позвольте мне теперь изложить наши мысли о циркуляции крови и предложить эту доктрину всем.

Теоретические изыскания и эксперименты подтвердили следующее: кровь проходит через легкие и сердце благодаря сокращению желудочков, из которых она посылается во все тело, проникает в вены и «поры ткани» и по венам, сначала по тонким, а потом по более крупным, возвращается от периферии к центру и, наконец, через полую вену приходит в правое предсердие. Таким образом, кровь течет по артериям из центра на периферию, а по венам от периферии к центру в громадном количестве» [1, с. 81]. Капиллярные сосуды были открыты позже, в 1661 г., основателем микроскопической анатомии М.Мальпиги. М.Мальпиги в своих исследованиях использовал микроскоп, впервые наблюдал капилляры в лёгких и открыл связь между артериями и венами. Открытие учения о кровообращении принято считать датой основания физиологии животных. Поэтому И.П.Павлов называл Гарвея отцом физиологии. Он говорил, что «врач Вильям Гарвей подсмотрел одну из важнейших функций организма – кровообращение и тем заложил фундамент новому отделу точного знания – физиологии животных». В результате нашего исследования мы можем сказать, что Имам Али живший около десяти столетий раньше эпохи Гарвея и Мальпиги, высказал свое мнение о наличии капиллярной крови вместе с артериальной и венозной кровью, и вообще говорил о физиологии крови.

Здесь хочу говорит об открытии австрийского врача, химика, иммунолога и инфекциониста Карла Ландштейнера (1868–1943). В 1900 году австрийский врач Карл Ландштейнер впервые обнаружил существование разных групп крови и в 1930 году получил за это открытие Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Но хочу отметит, что это открытие было сделано в начале двадцатого века, а Имам Али уже в седьмом веке говорил о трех видах крови.    

Заключение

В заключение можно сказать, во-первых, Имам Али будучи искусным воином, командующим, государственным деятелем, был творческим и ученым человеком и выразил религиозные, духовные, научные и просветительные идеи. Во-вторых, Имам Али своеобразно объяснил строение человеческого организма. В-третьих, он высказал свое мнение о деятельности желудка и указал на функцию зубов и таким образом объяснил физиологию пищеварения. В-четвёртых, Имам Али говорил о трех видах крови и создал свою теорию по физиологии крови. В-пятых, на мой взгляд не Гарвея, а Имама Али надо назвать отцом физиологии, так как он показал функции трех органов – желудка, зубов и крови, высказал свои мнения о физиологии пищеварения и крови.

Библиографический список:

1. Вильям Гарвей. Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных. Перевод, редакция и комментарии академика К.М. Быкова. –Ленинград: Издательство Академии наук СССР, 1948. –С. 81.
2. Диван Имама Али ибн Абу Талиба. –Каир: Дар аль-кутуб аль-илмия лин-нашр ват-тавзиъ, 1993.
3. Очилов С. Имам Али – предводитель поэзии и науки. –Т.: Минхаж, 2004.
4. Полтырев С.С., Курцин И.Т. Физиология пищеварения. –М.: Высшая школа, 1980. –С. 34.
5. Профессор И.П.Павлов. Лекции о работе главных пищеварительных желез. С.Петербург: Типография Министерства Путей Сообшения, 1897. –С. 5.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх