Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №77 (январь) 2020
Разделы: Экономика
Размещена 22.01.2020. Последняя правка: 21.01.2020.
Просмотров - 456

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОМПАНИЙ

Бекбусинова Гульнафиз Кенжебековна

к.э.н.

Университет Туран-Астана

доцент кафедры

Кайыргалиева Майра Гайнуллаевна, кандидат экономических наук, Университет Баишева г. Актобе (Казахстан)


Аннотация:
В данной статье рассмотрены успешные опыты применения стратегий крупных международных компаний в строительной отрасли. В частности, рассмотрены такие компании, как Jacobs Engineering Group, Renaissance Construction и SaliniImpregilo. Они являются одними из лидеров на мировом рынке строительства и продолжают свое развитие в нынешнее время. У каждой из этих компаний существуют собственные ценности, благодаря которым они достигли текущих масштабов. Jacobs Engineering Group фокусируется на достижении лояльности клиентов, путем оказания услуг высокого качества и индивидуальным подходом к каждому из них. Renaissance Construction имеет преимущество в применении стратегий «бережливого производства» и «устойчивого строительства». SaliniImpregilo, в свою очередь, постоянно занимается анализом глобального рынка и имеет высококлассный риск-менеджмент.


Abstract:
This article discusses successful experiences in applying the strategies of large international companies in the construction industry. In particular, Jacobs Engineering Group, Renaissance Construction, and Salini Impregilo were reviewed. These companies are one of the leaders in the global construction market and they also continue their development at the present time. Each of these companies has their own values which have allowed them to reach their current scale. Jacobs Engineering Group focuses on achieving customer loyalty by providing high-quality services and an individual approach to each of them. Renaissance Construction has the advantage of implementing lean manufacturing and sustainable construction strategies. Salini Impregilo, in turn, is constantly engaged in the analysis of the global market and has high-class risk management.


Ключевые слова:
стратегия компании; экономический анализ; конкурентные преимущества; диверсификация; бережливое производство

Keywords:
company strategy; strategic potential; economic analysis; diversification; competitive advantages; lean manufacturing


УДК 338.26

Введение. Стратегия Компании представляет собой комплексный план управления, который предназначен для укрепления положения компании на рынке, привлечения клиентов и удовлетворения их потребностей, успешной конкуренции и достижения поставленных глобальных целей. Применение стратегического планирования позволяет с наименьшими затратами осуществить выбор пути развития, рынков, методов конкуренции и ведения бизнеса.

Разработка стратегии Компании начинается с определения видения - своеобразного маршрута движения компании в будущее, описания технологии, целевой аудитории, географических и товарных рынков, анализа перспективных возможностей и образа компании, какой она должна стать в перспективе. При разработке стратегии, важное значение имеет описание миссии компании, в котором содержится общая характеристика сегодняшних возможностей компании, ее целевой аудитории, связей с партнерами, отношений с другими организациями, структуры самого бизнеса и видов деятельности.

Актуальность. Применение стратегии играет большую роль в жизни практически любого предприятия, нацеленного на успешное присутствие на рынке. Большинство успешных компаний во всем мире достигли крупных масштабов за счет наличия определенной стратегии, а также ее четкой реализации.

Цель исследования – выработка рекомендаций, позволяющих улучшить систему стратегического планирования на предприятии способствующих увеличению выручки, проанализировать стратегии крупных строительных компании.  Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

- изучить теоретические основы стратегии предприятия, в том числе в условиях спада экономического развития в стране;

- рассмотреть примеры удачных стратегий международных компаний, в условиях кризиса или экономического спада;

- проанализировать влияние Стратегии на деятельность предприятия.

Научная новизна. Обосновать особенности формирования разработки и внедрения Стратегии компании, ее влияние на достижение конкурентных преимуществ, повышения производительности, формирования эффективной корпоративной культуры; дать рекомендации по совершенствованию системы стратегического планирования, намечены шаги и направления деятельности компании в ближайшей перспективе.

В последние годы настало время постоянных перемен, где выживают и достигают целей те компании, которые идут по заранее обдуманному сценарию. В строительной отрасли это предприятия, сумевшие проанализировать внутренние ресурсы, спрогнозировать тенденции рынка и запросы потребителей. Следовательно, подобные предприятия составляли план действий, ориентируясь на проведенные исследования, и умело следовали этой стратегии. Примерами этого в строительной отрасли могут служить крупнейшие мировые компании, такие как JacobsEngineeringGroup, Renaissance Construction и SaliniImpregilo, которые будут рассмотрены в качестве ведущих мировых компаний. После этого будут показаны стратегии других международных компаний, на конкретном примере по их вхождению на рынки России в различные времена.

Первой рассмотрим стратегию развития компании Jacobs Engineering Group. Компания является одним из мировых лидеров в строительной отрасли с годовым оборотом в 10,9 миллиардов долларов. Число сотрудников компании насчитывает более 54 000 работников, которые трудятся по всему миру. Главной ценностью компании считаются долгосрочные отношения с клиентом, что позволило им стать крупнейшим провайдером в сфере строительных услуг. Компания связывает данный успех именно с наличием хороших взаимоотношений с клиентами. Было установлено, что 95% всех объемов выполненных работ они получили за счет повторных сделок, то есть лояльности клиентов. Преданность однажды попробовавших сотрудничать с JacobsEngineeringGroup клиентов дает возможность компании урегулировать издержки, достигать стабильного роста и привлекать качественные кадры. Стратегическое управление компании позволило ей достичь эффективного функционирования особенно в 2016 году. Во-первых, компания провела реструктуризацию предприятия, в результате чего было сэкономлено около 260-270 миллионов долларов. Эти изменения включали в себя объединения отделов и офисов по всему миру, приведшие к эффективному распределению ресурсов[1]. Во-вторых, внедрение лидерской программы в каждом сегменте деятельности компании, в виде создания специального отдела по мониторингу, позволило предприятию улучшить качество сервиса и эффективнее перенять лучшие мировые практики. В-третьих, централизация службы полевого обслуживания повлекло за собой создание новой бизнес-единицы с большими возможностями, позволившей существенно повысить качество строительства. Последним пунктом проведенных изменений стали поглощения (J.L. Patterson&Associates, TheVanDykeTechnologyGroup) в различных сферах, что привело к укреплению существующих ресурсов и привлечению новых активов.

Анализ данных пунктов стратегии JacobsEngineeringGroup является особенно актуальным, так как их развитие происходило в условиях затрудненного развития рынка, стагнации цен на нефть и нестабильной экономической ситуации во всем мире. Тем не менее в этот тяжелый период 2016 года компания достигла устойчивых финансовых показателей. Свободный денежный поток компании составил 612 миллионов долларов, чего ранее в истории компании не наблюдалось.

Ярко выраженный акцент на клиентов является залогом успеха компании JacobsEngineeringGroup. Они используют несколько инструментов для повышения ценности компании в глазах клиентов, один из которых «ValuePlus». Преимущества этого инструмента включают в себя понижение сроков и цен на обслуживание процесса строительства. Внедрение «ValuePlus» происходит в самом начале проекта. На старте определяются ее конечные цели и показатели, а затем предлагаются методы для достижения экономии. Предложенные идеи попадают в информационную базу и анализируются специалистами. После реализации этих идей и получения результатов, выделяются уникальные методы, в действительности, позволившие уменьшить сроки и стоимость строительства. Данная система позволила компании достичь экономии для клиентов суммой в 7,8 миллиарда долларов в том же 2016 году.

Ярким примером успешной строительной компании является «Ренейссанс Констракшн (Renaissance Construction)», которая была основана в 1993 году. В конце 2013 года портфель заказов предприятия составил 6,9 миллиардов долларов, что говорит о крупных масштабах компании. Имея 25-летнюю историю, предприятие стало одним из лидеров строительной отрасли не только в России, Турции и Европы в целом, но и во всем мире. Компания была на 37-месте в списке лучших подрядных организаций по итогам 2015 года, что является большим достижением для столь молодой компании. Этот успех основывается на выборе правильной стратегии развития, в которой были применены множество инструментов. Рассматриваются периоды наиболее удачного функционирования компании с 2012 по 2015 год, основанные на ее ежегодных отчетах.

Будучи на 81-ом месте по итогам 2012 года, Ренейссанс Констракшн совершил скачок на 37-е место в списке лучших строительных подрядных организаций в 2015 году. Этот успех обосновывается действиями компании в этот отрезок, который стал результатом составленной компанией стратегии развития, на которую стоит обратить особое внимание. В списке важнейших приоритетов стратегии компании содержится несколько пунктов:

- сохранять и укреплять позиции на освоенных и перспективных рынках;

- следовать стандартам безопасности, здравоохранения и охраны окружающей среды;

- активное расширение рынка, интеграция и прозрачность операций;

- новые направления бизнеса с меньшей конкуренцией, но с требованиями к высокотехнологичным решениям;

- контракты в различных секторах экономики в сотрудничестве с международными компаниями;

- укрепление сложившихся партнерских отношений и установление новых в важнейших направлениях деятельности компании;

- сотрудничество с заказчиками путем реализации инвестиций и предложением собственного генподряда.

Предприятие имеет определенные конкурентные преимущества на своем рынке. Компания осуществляет полный спектр услуг в сфере строительства: проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию и сопровождение заказчиков по вопросам дальнейшего развития их инвестиций. Это дает компании большое преимущество, так как ее осведомленность обо всех этапах процесса строительства позволяет оптимизировать каждый из них путем оценки предыдущих и дальнейших шагов. К тому же, проектирование собственными силами позволяет команде эффективно использовать материалы и человеческие ресурсы в ходе строительства [2]. Применение концепции LEAN также позволяет компании превосходить конкурентов по определенным критериям, которые ведут к их лидерству. Ее основная цель - увеличение эффективности на всех этапах строительства при минимальных потерях рабочих ресурсов и времени. Она направлена на избежание несоответствий между реальными объемами работы сотрудников и их обязанностями, снижение издержек и удовлетворение требований заказчика. Одним из инструментов LEAN являются BIM-технологии. Эта система информационного моделирования позволяет визуализировать все этапы строительства и конечный результат еще до начала проекта, тем самым минимизировав возможные риски, связанные с недочетами при проектировании и помогает избежать коллизии. С помощью данной технологии все участники проекта имеют доступ к единой информационной базе. Это приводит к наличию у участников проекта более точных и одинаковых данных и экономит время, исключая необходимость сверки информации. Ренейссанс Констракшн уделяет большое внимание данной системе, что подтверждается наличием двух центров BIM, расположенных в России и Турции, куда вовлечены более 100 инженеров. Это приводит к снижению сроков проектирования и строительства, что также напрямую влияет на снижение издержек.

Еще одной особенностью работы компании является стремление к устойчивому строительству, что подразумевает собой использование методов, приносящих минимальный вред окружающей среде[3]. Так как в последнее время наблюдается активное изменение климата и загрязнение природы, компания делает на этом особый акцент. С этой целью предприятие сокращает выбросы углекислых газов, рационализирует утилизацию и переработку отходов и оптимизирует использование водных энергетических ресурсов [4]. Данная стратегия направлена на защиту окружающей среды и сохранение ее текущих свойств. Компания доказывает преданность данной стратегии на практике, реализовывая проекты по стандартам LEED («Лидерство в энергетическом и экологическом проектировании»). Таким образом, построенный компанией в Санкт-Петербурге бизнес-центр «Renaissance Pravda» стал обладателем золотого сертификата LEED и был признан «Лучшим офисом в России» и «Лучшим коммерческим проектом реконструкции в России и в Европе» по версии InternationalPropertyAwards-2013.

Компания Salini Impregilo является следующим мировым брендом в сфере строительства, функционирующим по всему миру. Имея обороты в 4,25 миллиарда евро в 2014 году, компания достигла отметки в 6,35 миллиарда евро в 2017. Предприятие добилось такого успеха за счет правильно выбранной стратегии с момента слияния двух великих компаний – Salini и Impregilo в январе 2014 года. Миссией компании с момента ее основания стала цель выхода на различные рынки мира, в том числе в экономики развитых и развивающихся стран. Компания использует технологичные инновации наряду с высокопрофессиональным штатом сотрудников для повышения эффективности процесса строительства. Предприятие имеет огромный опыт работы в локациях с экстремальными условиями окружающей среды, начиная от пустынь до ледников.

Отличительной чертой предприятия стало высокоэффективное использование отраслевой стратегии[5]. Компания произвела мощный старт в первый же год своего совместного существования, завоевав рынки Италии и других стран Европы, Африки, Южной Америки и США. Диверсификация компании проходила успешно во всех выбранных ею направлениях, но цели компании были гораздо выше текущих результатов. Отличительной чертой SaliniImpregilo всегда являлся анализ рынка, на который они выходили. Еевыбор пал на США, так как было выявлено, что страна развивается большими темпами и имеет огромный потенциал в строительстве в ближайшие годы. В итоге, экономика США на самом деле оказалась быстрорастущей. К 2017 году секторы инфраструктуры и транспорта показали рост в 9%, а водная инфраструктура выросла на 6% по сравнению с 2014 годом. Инвестиции на магистрали и дороги составили 205 миллиардов долларов, а на другие инфраструктурные объекты транспорта было выделено 48 миллиардов долларов с перспективой ближайших пяти лет. Данные цифры привлекли внимание руководства компании, и стратегия по использованию этого шанса была реализована в кратчайшие сроки. 

Важнейшим этапом в развитии компании стал 2015 год, в конце которого компания провела поглощение LaneIndustries, базирующейся в США. Приобретение 100% акций лидирующего подрядчика страны в сфере магистрального строительства и асфальтного производства стало для компании настоящим толчком для освоения этого рынка. Объединение местных позиций и ресурсов LaneIndustries и возможностей с финансовыми ресурсами SaliniImpregilo открыло новую веху в истории развития компании. В результате, по итогам 2017 года рынок США составил 21% (1,3035 миллиарда евро) от их общего капиталооборота. Стоит отметить, что до подписания данной сделки в 2015 году обороты компании на рынке США составляли лишь 139 миллионов долларов. Тем самым, можно увидеть, что глубокий анализ рынка страны и соответствующие меры в виде приобретения компании в подходящей сфере оказались судьбоносными в развитии предприятия.  

Компания также уделяет большое внимание достижению оптимальных издержек, путем управления рисками. Бизнес риски являются одним из ее составляющих, где рассматриваются вопросы о возникающих трудностях при достижении поставленных целей, которые не зависят от решений руководства компании, учитываются возможные социальные и политические изменения в стране производимых работ, действия конкурентов и разработки технологичных инноваций ввиду протяженности некоторых проектов на несколько лет. Данные риски требуют прогнозирования и управления в случае их возникновения[6]. Компания внедряет эти риски в свою стратегию и действуют согласно им, выделяя приоритетные задачи и процессы.

Заключение. Подводя итоги, можно сказать, что компания использует отраслевую стратегию, умело предугадывая тенденции строительной отрасли в различных странах. Она выявляет ключевые факторы, влияющие на развитие строительства в стране, и выходит на эти рынки в зависимости от результатов. Некоторые факторы могут быть и отрицательными, как в случае с ВВП Таджикистана. Тем не менее именно ключевые факторы определяют эти тенденции, которыми в этом случае оказались показатели экспорта страны, растущие на фоне падений остальных показателей.

Библиографический список:

1. Безпалов В.В. Реструктуризация системы управления предприятия: учебное пособие. – Москва: «КноРус», 2015. – 278 с.
2. Беляева В.А. Расширение спектра дополнительных услуг как фактор повышения конкурентоспособности средства размещения. – С-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет. 2015.
3. Зайцев А.А., Седларж И. Эволюционное развитие концепции бережливого производства//Российское предпринимательство. 2014. с. 84-96.
4. Кузнецова Г.В., Подбиралина Г.В. Тенденции развития внешней торговли США в 2015-2016 гг., особенности внешнеторговых связей с Россией// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. №13(3). 2017. с. 548-562.
5. Талапов В.В. Основы BIM: введение в информационное моделирование зданий. – Москва: ДМК ДМК-пресс, 2011. – 394 с.
6. Фирсова О.А. Управление рисками организаций: учебное пособие. – Орел: Издательство: МАБИВ, 2014. – 100 с.




Рецензии:

22.01.2020, 13:17 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статья посвящена актуальной теме. оформлена в соответствии с требованиями. носит проблемный характер. хорошо бы добавить иллюстрации к тексту. литература отражает суть статьи. с учетом замечания статью можно опубликовать



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх