Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №80 (апрель) 2020
Разделы: Психология
Размещена 09.04.2020. Последняя правка: 10.04.2020.
Просмотров - 432

Роль виктимности в выборе обучения военного профиля

Сафонова Наталия Андреевна

Воронежский государственный университет

Студент

Лисова Екатерина Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей и социальной психологии, Воронежский государственный университет


Аннотация:
В данной статье рассмотрена роль виктимности в выборе обучения военного профиля. Описаны основные проявления виктимности и ее взаимосвязь с характеристиками личности и деятельностью военного.


Abstract:
This article discusses the role of victimization in the selection of military training. The main manifestations of victimization and its relationship with personality characteristics and military activities are described.


Ключевые слова:
личность военного; виктимность; героизм; агрессивность; военное обучение; деятельность

Keywords:
military personality; victimization; heroism; aggressiveness; military training; activity


УДК 159.99

Курсанты военных вузов после окончания обучения являются основным кадровым составом Вооруженных сил Российской Федерации, и именно от их профессионализма зависит жизнь и спокойствие граждан страны. В стенах военного училища закладываются необходимые навыки и компетенции, оказывающие влияние на их дальнейшую карьеру. Непосредственно выбор военного обучения также является значимым, так как может указывать на наличие каких-либо склонностей и предрасположенностей личности, которые будут раскрываться в дальнейшем в процессе обучения.

Актуальность статьи связана с тем, что наблюдается недостаточное внимание со стороны исследователей к предпосылкам, способным привести к выбору обучения военного профиля.

Научная новизна заключается в принципиально новом анализе темы виктимного поведения именно в качестве предпосылки выбора военной карьеры, а также рассмотрением дополнительных характеристик, связанных с виктимностью, а именно: ощущение героизма и агрессивность, с целью более полного раскрытия проблемы виктимного поведения военнослужащих, что позволит на практике сократить количество преступных деяний, совершаемых в рамках военных структур.

Опираясь на теории стигматизации, объясняющие виктимное поведение (Л. В. Франк, Г. Й. Шнайдер), теорию прирожденной жертвы (К. Уилсон), теорию воинского воспитания А. В. Барабанщикова, А. Д. Глоточкина и другие, мы можем прийти к выводу, что виктимность или виктимогенность – это приобретенные человеком физические, психические и социальные черты и признаки, которые могут сделать его предрасположенным к превращению в жертву [3, с. 1]. Виктимность может иметь различные проявления и степень выраженности. Согласно классификации типов виктимности, разработанной Д. В. Ривманом на основе проводимых исследований, изучая виктимность военнослужащих, логично отнести ее к типу профессиональной виктимности [1]. Также, мы предполагаем, что в качестве предпосылки выбора военного обучения выступает избирательный тип виктимности, который характеризуется высокой уязвимостью в отношении определенных видов преступлений. Таким образом, жертва, являясь установочной, в выборе профессии ориентируется на военную сферу, в которой она может реализовать данный тип виктимности.  Однако в процессе военного обучения виктимное поведение не исчезает, а трансформируется в профессиональную виктимность, то есть находит свое выражение через служебную деятельность, проявляясь в предрасположенности к потенциально опасным служебным действиям, ведущим к несчастным случаям, ранениям или гибели, поэтому целью статьи является подробное изучение виктимности и связанных с ней характеристик, как предпосылок выбора военного обучения, которое может послужить базой для разработки программ, позволяющих заметить проявления виктимности на самых ранних этапах военной службы и обучения.

Задачами статьи являются:
1) Рассмотрение феномена виктимности как предпослыки выбора военного образования.
2) Рассмотрение агрессивности, как фактора, напрямую связанного с виктимным повдением. 
3) Рассмотрение героического поведения напрямую через виктимное поведение. 

Впервые изучая феномен виктимности в качестве определяющего фактора в выборе военной карьеры, мы полагаем, что существует ряд черт, усиливающих и являющихся связанными с виктимным поведением, а именно: агрессивность и ощущение героизма. Выбор данных характеристик обусловлен недостаточным вниманием к рассмотрению их в качестве предпосылок выбора военного обучения. Мы можем найти достаточное количество работ, посвященных перечисленным факторам, как развивающимся или зарождающимся в процессе военного обучения или службы, например, работа Ю. А. Клейберг и Н. Т. Колесник в которой анализируются психологические конструкты, [7] деформация которых в процессе военной службы определяет виктимную организацию личности военнослужащего, однако, так как можно предположить, что данная характеристика изначально присутствуют в личности, обуславливая выбор военной профессии, то следует уделить большее внимание виктимности, именно как предпосылке, что позволяет отметить ее проявления на более раннем этапе. Также А. А Лукашев, изучая проблемы виктимологической профилактики неуставных взаимоотношений между военнослужащими, подчеркивал, что нередко преступное поведение провоцируется отклоняющимся от норм безопасности поведением жертвы, что еще раз указывает на большое значение виктимологических аспектов военной службы и обучения. Наряду с изучением индивидуальных свойств личности преступника должное внимание следует уделять изучению личности потерпевшего [4]. Таким образом, рассматривая виктимность как предпосылку, возможно на более раннем этапе предпринять профилактические меры, позволяющие минимизировать проявления преступного поведения.

На основе изученных данных следует сделать вывод, что виктимность может проявляться в повышенной агрессивности и желании продемонстрировать героизм окружающим. Рассматривая виктимность в качестве предпосылки выбора военного обучения, можно отметить ее связь с ощущением героизма. Американский психолог С. Беккер пишет о героизме так: «Героизм состоит из действий, предпринимаемых, для того чтобы помочь другим, несмотря на то, что это с большой долей вероятности может привести к смерти или травме помогающего» [5]. В данном определении можно проследить некие точки соприкосновения с пониманием виктимного поведения, так как проявление героизма зачастую ведет к определенной жертве того, кто его совершает. Следовательно, представляя виктимность как предпосылку выбора военной службы, мы можем рассматривать ее как стремление не просто стать жертвой, но и преодолеть данную ситуацию, проявив таким образом своеобразный героизм. В представлении абитуриента военного вуза, служба и обучение – экстремальная, необычная и не свойственная большинству людей ситуация, заставляющая курсанта ощущать себя героем, преодолевающим обстоятельства. В данном случае можно говорить не о простой профессиональной виктимности, а об особом ее проявлении, напрямую связанным с важным для курсанта чувством героизма и желанием продемонстрировать это окружающим. Таким образом, героизм является составляющей особенностью проявления виктимности военнослужащих.

Однако, рассматривая виктимность, важно учитывать еще одну дополнительную переменную – агрессивность. Агрессия напрямую влияет на выбор карьеры, связанной с военными структурами. Однако, большинство исследователей, изучают агрессивность как отдельную предпосылку. Стоит отметить, что проявления агрессии являются одним из факторов виктимности, так как страдающие от виктимности индивиды в определенных условиях сами склонны к насилию и жестокости. По мнению А. А. Гурьевой, «дети, пострадавшие от жестокости, составляют особую виктимологическую группу, когда жертва в конечном итоге превращается в жестокого мстителя» [2]. Э.Фромм считал, что данная связь обусловлена тем, что садизм и мазохизм, являясь противоположностями, на самом деле являются различными аспектами одной и той же ситуации: и садист и мазохист нуждаются в другом существе, которое может «дополнить» их [6 c.28].

Таким образом, агрессивность следует учитывать, как одну из предпосылок, определяющих выбор военной службы. Также агрессивность может являться одним из прямых проявлений виктимности. Следовательно, агрессию следует изучать именно в связке с темой виктимности, как характеристику, обусловливающую виктимное поведение.

Можно сделать вывод, что виктимность следует учитывать не просто как одну из характеристик, которая может получить свое развитие во время военной карьеры или обучения, а как непосредственную предпосылку, создающую определенные условия, способные привести индивида к выбору военного обучения. В процессе военного обучения виктимность не исчезает, а лишь приобретает новые формы, становясь профессиональной виктимностью. С виктимностью напрямую могут быть связаны: ощущение героизма и агрессивность, которые ранее рассматривались как отдельные факторы, способные повлиять на выбор карьеры военизированного профиля. Мы полагаем, что виктимность выступает именно предпосылкой, обуславливающей выбор военного обучения, а также приведенные выше характеристики неразрывно связаны и способны усиливать проявления виктимности, что позволяет расширить существующую теоретическую базу, посвященную проблеме виктимного поведения. В процессе практической работы, с учетом данного постулата, возможно проследить проявления виктимности на самых ранних этапах военного обучения, что позволит своевременно провести профилактические меры, значительно сократив совершения преступлений в рамках военных структур.

Библиографический список:

1. Вишневецкий К. В. Классификация виктимности / К.В. Вишневецкий// Юридические науки. – 2014. – C. 2-5.
2. Гурьева В.А., Бурелов Э.А., Кузнецов И.В. Смирнова Л.К. Нарушения психосексуального созревания у подростков с резидуально-органической недостаточностью /Гурьева В.А., Бурелов Э.А., Кузнецов И.В. Смирнова Л.К.// Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. – 1991. - № 3. – С. 64-68.
3. Ирина Малкина-Пых. Виктимология. Психология поведения жертвы: Справочник / М.: Изд-во Экс-мо, 2006. – 55 с.
4. Лукашев А. А. Проблемы виктимологической профилактики неуставных взаимоотношений между военнослужащими /Лукашев А. А.// «Военно-юридический журнал». – 2013. - № 2.
5. Селвин Беккер и Алиса Х. Игли. Героизм у женщин и мужчин / Селвин Беккер и Алиса Х. Игли. // American Psychologist. – 2004. – 4 с.
6. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод/ Авт. вступ. ст. П. С. Гуревич. – М.: Республика, 1994. – 447 с.
7. Psychology. Historical-critical Reviews and Current Researches. – Режим доступа: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-psycology-2015-1/1-kleiberg-kolesnik-petrunin.pdf




Рецензии:

10.04.2020, 8:33 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема заявленной статьи является актуальной в настоящее время, т.к. появляются новые для российского социума военные опасности, требующие усиления его военного потенциала,обеспечения постоянного воспроизводства военных кадров, их резервов. Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения. К положительным сторонам работы можно отнести научную новизну работы. Особый интерес представляют выводы, представленные автором статьи. Данную статью можно рекомендовать к публикации.

10.04.2020, 11:32 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия: Самая первая фраза вызывает четкое отторжение. Совершенно точно, курсанты военных вузов не являются основным кадровым составом армии. Далее, автор хочет доказать, что люди выбирают военную профессию потому, что хотят быть жертвами? Самое положение кажется ну мягко говоря, ложным. Вероятно, они хотят быть все же агрессорами. Вопрос о связи героизма и жертвенности представляется очень сложным. Но, совершенно очевидно, что агрессор и жертва это все же не одно и тоже. Можно с абсолютной уверенностью говорить, что люди выбирают военную профессию точно не для того, чтобы быть жертвами. Возможно, подчеркиваю, возможно, их страха стать жертвами. Но это надо проверять, теоретически и эмпирически. В статье не хватает аргументации и эмпирического подтверждения, и если вторым, еще можно пренебречь, вследствие сложности проведения таких исследований, то уж первое точно нужно усиливать. И, конечно, необходимы ссылки на классические работы, например, на работу Лоренца - "Агрессия, так называемое зло". Статья нуждается в существенной доработке.

18.05.2020, 19:27 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Исходя из того, что автором данной статьи является студент, можно рекомендовать к публикации. Но в дальнейшем имеет смысл более тщательно относиться к пожеланиям рецензентов.



Комментарии пользователей:

9.04.2020, 21:19 Олевский Виктор Аронович
Отзыв: Как-то сомнительно, чтобы "жертва" вдруг перестала хотеть быть таковой. Желательно подтвердить такую версию фактами. Что физики бывают теоретиками - знаю, но психологи должны подтверждать свои рассуждения фактами или экспериментами иначе болтология получается, примеров сколько угодно. Кстати, физики подтверждают свои теории как минимум расчётами.


Оставить комментарий


 
 

Вверх