ГБОУ Школа № 1579, МГППУ
Учитель
УДК 376.1
ВВЕДЕНИЕ
Поиск эффективных методов и способов абилитации детей со сложными нарушениями – это актуальная проблема на данное время в российской педагогике и психологии. Одним из самых проблематичных является определение причин затруднений в адаптации к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться в выбранной сфере деятельности, полноценно учиться и быть полноправным членом общества. Нарушения в психической деятельности, являются одной из основных проблем при адаптации в социальной среде, чем объясняется актуальность данной работы.
Данное исследование проведено в рамках констатирующего исследования магистерской диссертации на тему «Использование методики «Сенсорная комната» для активизации психической деятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями».
Целью работы является изучение поведения в специально созданной сенсорной среде для активизации психической деятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями.
Основной задачей: сформулировать методические рекомендации по формированию сенсомоторного развития у детей с тяжелыми множественными нарушениями в сенсорной комнате.
Научная новизна исследования заключается в разработке и апробации диагностической методики для изучения сформированности сенсомоторных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии в тёмной сенсорной комнате.
ИССЛЕДОВАНИЕ
В исследовании приняли участие 4 детей в возрасте от 6 до 8 лет (2 мальчика и 2 девочки) с выраженными нарушениями в развитии, посещающие курс реабилитации в реабилитационном центре «Сделай Шаг». Денис - ДЦП атактический синдром, ЗПРР, астигматизм +3, системное недоразвитие речи (1 уровень речевого развития), Анна - H90.6 Смешанная кондуктивная и нейросенсорная тугоухость двусторонняя 1 степени. Синдром Дауна. ЗПР.
Степан - ДЦП в форме спастического тетрапареза, ЗПРР, безречевой, нарушение зрения в виде сходящегося косоглазия. Мария - F84.1 Атипичный аутизм.
Исследование проводилось с помощью: опросника для родителей детей раннего возраста разработанный Шэрон Кермак и Элис Миллер; наблюдающей диагностики, предложенной Уллой Кислинг; избранных тестовых заданий для определения нарушений сенсомоторного и социального развития Эрнста Й. Кипхарда.
1. Анализ опросника для родителей, показал следующие результаты.
Опрашиваемые родители активно участвуют в развитии своих детей. Внимательно следят за их успехами, контролируют их питание, передвижения, сон.
Результаты опросника показали, что каждый родитель при наблюдении выделяет специфические особенности развития своего ребенка, не анализирует имеющиеся нарушения в общем. Не могут оценить комплексное нарушение ребенка, вся их забота сводиться только к обслуживанию их базовых потребностей. Бесспорно, для специалиста информация о поведении ребенка за пределами кабинета очень важна, опрос родителей является очень удачным подбором методики.
2. Результаты обследования детей с помощью наблюдающей диагностики Уллы Кислинг.
Вопросы модифицированной наблюдающей диагностики направлены на оценку общего состояния ребенка и развитие его сенсомоторной сферы. По итогам наблюдений можно предположить, какое влияние оказывает наличие различных нарушений на сенсомоторную сферу.
Результаты показывают, что состояние сенсомоторного развития группы детей из 4 человек, по наблюдающей диагностике более низкое, чем предполагалось. Каждый ребенок различен по поведению в одной и той же обстановке, при выполнении одинаковых действий. Особое влияние на его поведение, возможно, оказывает различность сочетанных нарушений. У детей имеется мотивация к занятиям, отсутствует негативизм действий. В общем, дети комфортнее себя чувствуют на занятиях в присутствие близкого взрослого. Для развития сенсомоторной сферы требуется больше практических занятий. Методика хорошо подходит для индивидуальной работы с детьми с множественными нарушениями в развитии.
3. Модифицированный блок упражнений Эрнеста Й. Кипхарда.
Модифицированный блок упражнений Эрнеста Й. Кипхарда показал, что у испытуемой группы детей имеются серьезные нарушения в моторном развитии. Дети с тяжелыми множественными нарушениями в основном не могут скоординировать собственные движения для выполнения предлагаемых действий. Целенаправленность деятельности страдает. Детям сложно осознать свои сенсомоторные нарушения, они не всегда осознают, делают они правильно или нет. Самосознание у детей не сформировано, выполнение упражнений имеет повторяющийся характер.
Таким образом, дети с тяжелыми множественными нарушениями в развитии оказываются без помощи в восприятии всех сенсорных потоков от окружающего мира. Зачастую эмоциональный фон таких детей очень слаб, и показать усталость они не могут. Требуется обязательное наблюдение за реакцией такого ребенка на окружающее его пространство, чтобы зона комфорта ребенка не была нарушена. Постоянные тренировки сенсорных восприятий, ощущений своего тела и обязательное закрепление полученного результата, помощь, которая требуется детям с множественными нарушениями в развитии. Посещение сенсорной комнаты для таких детей, оказывает положительный результат на саморазвитие личности и сенсомоторное развитие детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нарушение сенсомоторной сферы делает ребенка неловким и неуклюжим, невнимательным, требующим дополнительного внимания за собой.
Детям с нарушениями в развитии очень сложно организовывать свои телесные ощущения. Большой поток информации запутывает их, особенно когда вокруг большое количество людей и вещей. Несформированная полностью нервная система у таких детей уязвима для стрессов в ситуациях, привычных другим людям.
В заключение нашей работы необходимо отметить основные теоретические и эмпирические результаты, которые были достигнуты в ее рамках.
В данной работе сенсомоторная система представляется, как психическое образование, которое включает в себя взаимозависимость культуры тела и культуры ощущения и восприятия. В аспекте нашей работы сенсомоторное развитие рассматривалось с точки зрения развития внутреннего ощущения себя, своего тела. В работе был представлен диагностический инструментарий, а так же анализ родительского понимания сенсомоторного развития ребенка с множественными нарушениями в развитии.
Рецензии:
27.04.2020, 17:59 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Уважаемая Дарья Игоревна, у Вас задача - сформулировать методические рекомендации. Кроме заимствованных методик, в чём заключаются свои?
7.05.2020, 19:51 Рукавишникова Екатерина Леонидовна Отзыв: 6.05.2020 Рукавишникова Екатерина Леонидовна-кандидат пед. наук Отзыв: Статья Савицкой Дарьи Игоревны "Сенсорная комната» для активизации психической деятельности детей с тяжелыми множественными нарушениями" очень актуальна. Имею свои собственные впечатления от влияния сенсорных игр на развитие детей. Влияние однозначно положительное. И мне просто интересно даже с практической точки зрения то, как были организованы такие занятия для ребенка с различными недостатками в развитии. Очень интересно, что из оборудования входило в комплект "сенсорная комната"? Ребенок с каким именно отклонением мог заниматься той или иной деятельностью? Четверо детей- это, конечно, не большая выборка, но я понимаю, что это очень тяжелый труд педагога-психолога. Дарья Игоревна, просто поделитесь своими наработками, впечатлениями, но соблюдая научность повествования. Не все смогут познакомиться с Вашей диссертацией, а опыт Ваш очень ценен. Не может быть статья только для "галочки", мы все - читатели, рецензенты и участники конференций, интересуемся не только своей научной областью, но и смежными. Полноценное изложение замысла даже в короткой статье повысит ее цитируемость. Статью желательно доработать. |