Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №89 (январь) 2021
Разделы: Маркетинг
Размещена 24.12.2020.
Просмотров - 1559

Public Relations в туриндустрии

Шахалова Юлия Андреевна

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Гуманитарный институт

Студент

Научный руководитель: Смыслова Л.В. cтарший преподаватель кафедры «Журналистика, реклама и связи с общественностью», Владимирский государственный университет им.А.Г. и Н.Г. Столетовых


Аннотация:
В статье представлены основные способы продвижения туриндустрии с помощью различных PR-инструментов, с целью решения проблемы выхода туристического бизнеса из кризисных ситуаций и повышения доверия у аудитории.


Abstract:
The article presents the main ways to promote the tourism industry with the help of various pr tools, in order to solve the problem of getting the tourism business out of crisis situations and increase the confidence of the audience.


Ключевые слова:
связи с общественностью; туризм; «самостоятельный туризм»; блогосфера; travel-блог

Keywords:
public relations; tourism; travel


УДК 659.4

Актуальность: На сегодняшний день сфера туриндустрии «терпит крах», так как на первые места выходит «самостоятельный туризм». У путешествующих появляется всё больше возможностей заказывать туры, отели, приобретать билеты на самолёты и поезда, через такие онлайн-сервисы как «Booking.com», «Trivago», «Tutu.ru», «РЖД».

Цель исследования:

Изучение и поиск возможностей для продвижения туриндустрии (туризма в целом и деятельности туроператоров в частности).

Для достижения вышеуказанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Исследование основных проблем туристической сферы.
  2. Поиск и выделение причин снижения интересов общественности к деятельности туристических агентств.
  3. Определения и обоснования преимуществ деятельности туристических агентств.
  4. Определение методов, необходимых для продвижения туриндустрии.
  5. Выделение основных PR-инструментов для продвижения деятельности туристических агентств.

Научная новизна заключается в формировании основных PR-приёмов для развития коммуникации представителей туристического бизнеса с общественностью, а также формирование благоприятного имиджа туристической сферы в целом.

Введение

В современном мире туриндустрия сталкивается с различными трудностями, обусловленными кризисными и иными общественными ситуациями. В результате у общественности происходит снижения уровня доверия к деятельности различных туристических агентств. Для недопущения разорения туристического бизнеса в целом и туроператоров в частности, необходимо применять различные методы по связям с общественностью в сфере туризма.

Основная часть

По статистике, рынок туристических услуг ежегодно теряет порядка 5-7 туристических компаний. Данная тенденция наблюдается в различные временные периоды. Так, в ноябре 2010 года с дистанции сошел «Капитал тур», в январе 2012-го – «Ланта-тур вояж».  Далее, 2014 год ознаменовался «обвалом» рынка туриндустии, причём произошло это в летний период, когда, спрос на услуги данной сферы значительно повышается.

Современная эпидемиологическая ситуация также оказала серьёзное влияние на сферу туризма в целом и деятельность туристических агентств в частности. И.В. Логунцова в работе «Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы и перспективы» отмечает следующее: «Согласно исследованию Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), проведённому весной 2020 года, пандемия коронавируса ежедневно стала сокращать до миллиона рабочих мест в мировом туризме». [2, C.55]   

 Все вышеперечисленные случаи составляют закономерность изменения отношений общественности к туриндустрии:

  1. Неспособность субъектов туриндустрии в полной мере выполнять обязательства перед потребителями. Неопределённое отношение к туристам (туристы оказывались «брошены» за рубежом, усугублялись отношения с авиаперевозчиками). В период пандемии туристам также приходилось оставаться вдали от дома на неопределённое время из-за закрытия границ (как следствие из пункта №1).
  2. Афиширование проблем туристической сферы в новостях, рассказ в социальных сетях, гневные отзывы потребителей от услуг туроператоров (как следствие из пункта №2)
  3. Снижение доверия у общественности к туриндустрии в целом и к отдельным туристическим агентствам в частности (как следствие из пункта №3)

На сегодняшний день туриндустрия продолжает претерпевать снижение в спросе на свои услуги. Так из-за пандемии COVID-19 падение оборота сферы туризма достигло 95-100%, а объём недополученных доходов составил 1,5 трлн рублей из-за введённых ограничений.

Таким образом, можно выделить следующие основные причины снижения спроса на услуги турфирм и банкротств:

  1. Неготовность отдельный субъектов туристического бизнеса к выходу на современный потребительский рынок и оказание услуг в полно мере.
  2. Недостаток ресурсов и опыта ведения и корректировки деятельности в туризме, в соответствии с меняющимися условиями жизни (введение карантина).
  3. Отсутствие системы координации туристического бизнеса.
  4. Неспособность законодательства в сфере туризма в полной мере оказывать защиту пострадавшим потребителям.   

Исходя из этого, первостепенная задача в нынешних условиях заключается в необходимости поиска достойных выходов из кризисной ситуации. Для решения данной задачи необходимо вернуть благоприятный имидж туриндустрии и повысить доверие общественности к деятельности туристических агентств.  Этому может способствовать грамотно разработанная PR-стратегия в туриндустрии.  

Для проведения различных PR-кампаний в рамках туриндустрии, необходимо определить преимущества и пользу деятельности данной отрасли для общественности. То есть ответить на вопрос: «Необходимы ли турфирмы в условиях современности?». 

За последние 15 лет количество путешественников, которые бронируют свой отдых самостоятельно, значительно увеличилось. Сегодня, по данным PhoCusWright, компании занимающейся отраслевыми исследованиями, менее 10% туристов пользуются услугами турагента. [4]

Преимущества турагентств перед «самостоятельным туризмом» обусловлены заключаются в следующем:

  1. Способность турагентств оказывать значительную квалифицированную помощь «путешественникам-новичкам».
  2. Турагентства – способ экономии времени для человека. Всё, что необходимо потребителю для бронирования тура – предоставить пакет необходимых документов и согласовать место, время и дату с туроператором.
  3. Основная ответственность за организацию путешествия «ложиться на плечи» туристического агентства. Это значит, что данный субъект туристической отрасли обязан оказать помощь и поддержку в случае возникновения проблемных ситуаций, касающихся их компетенции.
  4. Турфирмы дают квалифицированную информацию по стране и отдыху.

Это далеко не исчерпывающий перечень преимуществ и возможностей турагентств. Но, уже исходя из него можно увидеть, что туристические фирмы могут занимать отнюдь не последнее место на рынке.

Для позиционирования данных преимуществ туриндустрии и повышения доверия аудитории к организации туристической сферы, необходимо использовать различные PR-инструменты.

Рассмотрим методы, с помощью которых представители туриндустрии могут информировать общественность об успехах своей деятельности, а также повышать её доверие, и, как следствие, увеличивать спрос на свои услуги.

Первый PR-инструмент заключается в составлении сообщения о работе туроператора в прессе.  В том числе, предоставление отчётов о деятельности фирмы, а также репортажей прошедших мероприятиях, в которых туристическое агентство принимало участие в качестве гостя, эксперта, одной из сторон диалога, наблюдателя, партнёра или спонсора. К примеру, участие директора туристического оператора, организующего чартерные программы в страны Юго-Восточной Азии, в теледебатах, посвященных негативным последствиям SARS для экономической стабильности этого региона земного шара.

Такой инструмент PR-деятельности способен показать сильные стороны организации, неравнодушие её руководителей к проблемам общественности, а значит и к проблемам их клиентов.

Второй способ организации PR в туристической сфере – создание телепередач и радиотрансляций с участием туроператора или от лица туроператора. Как правило, такие передачи создаются по инициативе и заинтересованности самих журналистов и телевизионных каналов и радиостанций. Прекрасный примером работы данного инструмента может послужит телепередачи «Непутевые заметки», которая создается и транслируется за счет федерального телевизионного канала, но «материал» для очередного выпуска (то есть туристическая поездка и необходимый набор экскурсий) предоставляется тем или иным туроператором, о чем «незаметно» напоминается в ходе всей передачи.

Спонсорство, как отдельный PR-инструмент для представителей туристического бизнеса, является одним из наиболее популярных и действенных способов, применяемых в современном мире. В процессе работы рассматриваемого инструмента PR туроператор оказывает материальную и иную поддержку проводимым мероприятиям. Это позволяет привлечь внимание большого количества потенциальных потребителей. А также быть упомянутым журналистами в публикуемых статьях или же пресс-релизах, предоставляемых организаторами мероприятия. 

Следующие PR-инструмент в рамках повышения спроса на услуги туриндустрии заключается в проведении презентаций. Это чаще всего внекорпоративное мероприятие туристического агентства, организуемое работниками туроператора для ограниченного круга общественности (журналистов и приглашённых гостей). Проведение таких PR-мероприятий позволит в полном объёме продемонстрировать отчёты об эффективности деятельности туристической фирмы за определённый период времени. Кроме того, позволяет наладить контакт с представителями СМИ, ответить на их вопросы посредством прямого диалога и исключить возможные недопонимания и информационный вакуум в процессе коммуникации.

Корпоративные мероприятия в качестве PR-инструмента наибольшее воздействие оказывают на внутреннюю аудиторию, что немаловажно для сохранения благоприятного климата среди сотрудников организации.

Участие в туристических выставках остаётся наиболее популярным и действенным инструментом по связям с общественностью в туриндустрии. Например, количество клиентов фирмы «Атлас», значительно возросло после того, как она стала организовывать семинары для сотрудников агентств и просто клиентов по особенностям горнолыжного туризма, различных курортов в России и за рубежом. Причем в семинарах участвуют как специалисты фирмы, так и представители Московской Ассоциации горнолыжников, что усиливает оказываемый эффект. [1, С. 210]

Поскольку уже была затронута тема о том, что многие туристы предпочитают организовывать отдых самостоятельно, используя Интернет-ресурсы, то следует сказать ,что реклама турфирмы в Интернете является также эффективным PR-инструментом. Здесь можно выделить два основных способа упоминания туристического агентства:

1. Официальный сайт.

Эта платформа, позволяет оперативно познакомить клиентов с основной информацией (список услуг, реквизиты, прайс-лист, новые предложения, новости), а также осуществить продажу услуг в интерактивном режиме.

При организации и проведении PR-компании в сфере туристического бизнеса в Интернете, можно выделить ряд её преимуществ:

1) Воздействие на потенциального клиента в Интернете происходит по нескольким каналам одновременно (баннерная реклама, блоги, поисковые системы, интернет-СМИ и т.п.), причем каналы взаимодействуют между собой и дают сложный суммарный эффект;

2) Возможность поддерживать обратную связь с представителями аудитории, оказывать влияние на их мнение.

3) Эффект от маркетинговых действий в Интернете проявляется очень быстро, что позволяет получать первых клиентов уже на следующий день после запуска кампании;

4) Пользователи Интернета мгновенно реагируют на новые события и охотно делятся между собой впечатлениями в блогах, публичных комментариях и социальных сетях. Эта реакция может быть, как негативной, так и позитивной, усиливающей эффект от рекламы.

2. Социальные сети.

Значительную часть времени люди посвящают социальным сетям. Этот ресурс является достаточно удобной площадкой для неформального общения и обмена информацией со знакомыми. В качестве еще одного бесспорного преимущества социальных сетей – можно назвать различные способы привлечения аудитории:

  1. Таргетированная реклама, позволяющая значительно сузить аудиторию по заданным характеристикам и осуществлять коммуникацию только с теми, реально интересны предложения в туриндустрии.
  2. Реклама в новостных лентах пользователей социальных сетей, может оказать воздействие не только на заинтересованную аудиторию, но и повысить узнаваемость туроператора среди других пользователей.
  3. Комментарии и лайки от лица вашего брендового аккаунта фотографии тех, кто сейчас находится на отдыхе, в конкретной стране и даже конкретном отеле позволят повысить доверие потенциальной аудитории к туриндустрии.
  4. Поведение конкурсов, розыгрышей и опросов, как способ оживления аудитории сообщества и способ её вовлечения.
  5. Осуществление обратной связи с целевой аудиторией.
  6. Отслеживание отзывов и комментариев аудитории по поводу деятельности компании, и её корректировка в соответствии с ними.

Следующий PR-ход для развития туриндустрии – использование блогосферы в качестве площадки для осуществления рекламной и PR-деятельности.

По данным PriceWaterhouseCoopers, 40% туристов принимают решение о выборе туроператора или месте отдыха, основываясь на информации, доступной в глобальной сети. 83% путешествующего населения России (18 – 45 лет) используют различные Интернет-ресурсы при планировании туров. Известные хостинги и социальные сети: Instagram и YouTube являются наиболее популярными источниками быстрого и доступного поиска необходимой информации.[3, С.98]

На сегодняшний день блог-туры являются одним из эффективных способов продвижения туристических направлений, а вместе с этим происходит нативная реклама туристических агентств. 

Преимущества блогосферы для продвижения туриндустрии заключается в следующем: при создании репортажа о путешествии, блогер «через себя» пропускает всё то, с чем он сталкивается во время путешествия, а, следовательно, его контент содержит реальные эмоции о путешествии. Это позволяет вызывать гораздо больше доверия и симпатии со стороны читателя, чем публикация в традиционных СМИ. Кроме того, блоги позволяют подать материал нестандартно, сопроводить его фото- и видео-контентом, что делает её лёгкой и интересной для восприятия.  

Но, при выстраивании отношений с блогерами представителям PR-отдела туристического агентства необходимо обратить внимание на некоторые важные детали. Блогеры «своими глазами» показывают аудитории картину путешествия, открыто высказывают своё мнение об отдыхе, сервисе и прочем аудитории. Значит турфирма должна позаботиться о качестве предоставляемых услуг, то есть сделать так, чтобы отели, кафе, где будут появляться блогеры, стимулировали их выложить stories или пост или запустить прямую трансляцию и передать аудитории только положительные эмоции.

Заключение

Таким образом, использование PR в туризме необходимо, поскольку, в связи с современным положением туристического бизнеса снизился спрос на услуги , оказываемые туристическими агентствами. Людям, желающим отправится в путешествие, необходимо доказать, что организовать отдых с помощью турфирмы куда проще, чем самостоятельно.
Кроме того, необходимы новые каналы для осуществления PR-деятельности, поскольку, интерес людей к обычной рекламе снижается. Также, в связи с доступом многих Интернет-ресурсов, актуально осуществлять продвижение туриндустрии в Интернете, используя корпоративные сайты, социальные сети и блоги.

Библиографический список:

1. Гиззатуллина А.И. Особенности развития public relations деятельности в туриндустрии Татарстана / А.И. Гиззатуллина, О.Л. Панченко // Казанский вестник молодых учёных. №3(6), том 2, 2018. С. 210-212)
2. Логунцова И.В. Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы и перспективы. // Государственное управление. Электронный вестник. №80. 2020. С. 49-65
3. Мирюков В.О. Современные тенденции и развитие travel-блогинга в России. / В.О. Милюков, Д.А. Саркисова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. №8 (47). 2020. С. 96-99
4. PhoCusWright / URL: https://www.phocuswright.com [Электронный ресурс] (дата обращения: 10.12.2020)




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх