Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Гуманитарный институт
Студент
Научный руководитель: Смыслова Л.В. cтарший преподаватель кафедры «Журналистика, реклама и связи с общественностью», Владимирский государственный университет им.А.Г. и Н.Г. Столетовых
УДК 659.4
Актуальность: На сегодняшний день сфера туриндустрии «терпит крах», так как на первые места выходит «самостоятельный туризм». У путешествующих появляется всё больше возможностей заказывать туры, отели, приобретать билеты на самолёты и поезда, через такие онлайн-сервисы как «Booking.com», «Trivago», «Tutu.ru», «РЖД».
Цель исследования:
Изучение и поиск возможностей для продвижения туриндустрии (туризма в целом и деятельности туроператоров в частности).
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Научная новизна заключается в формировании основных PR-приёмов для развития коммуникации представителей туристического бизнеса с общественностью, а также формирование благоприятного имиджа туристической сферы в целом.
Введение
В современном мире туриндустрия сталкивается с различными трудностями, обусловленными кризисными и иными общественными ситуациями. В результате у общественности происходит снижения уровня доверия к деятельности различных туристических агентств. Для недопущения разорения туристического бизнеса в целом и туроператоров в частности, необходимо применять различные методы по связям с общественностью в сфере туризма.
Основная часть
По статистике, рынок туристических услуг ежегодно теряет порядка 5-7 туристических компаний. Данная тенденция наблюдается в различные временные периоды. Так, в ноябре 2010 года с дистанции сошел «Капитал тур», в январе 2012-го – «Ланта-тур вояж». Далее, 2014 год ознаменовался «обвалом» рынка туриндустии, причём произошло это в летний период, когда, спрос на услуги данной сферы значительно повышается.
Современная эпидемиологическая ситуация также оказала серьёзное влияние на сферу туризма в целом и деятельность туристических агентств в частности. И.В. Логунцова в работе «Индустрия туризма в условиях пандемии коронавируса: вызовы и перспективы» отмечает следующее: «Согласно исследованию Всемирного совета по туризму и путешествиям (WTTC), проведённому весной 2020 года, пандемия коронавируса ежедневно стала сокращать до миллиона рабочих мест в мировом туризме». [2, C.55]
Все вышеперечисленные случаи составляют закономерность изменения отношений общественности к туриндустрии:
На сегодняшний день туриндустрия продолжает претерпевать снижение в спросе на свои услуги. Так из-за пандемии COVID-19 падение оборота сферы туризма достигло 95-100%, а объём недополученных доходов составил 1,5 трлн рублей из-за введённых ограничений.
Таким образом, можно выделить следующие основные причины снижения спроса на услуги турфирм и банкротств:
Исходя из этого, первостепенная задача в нынешних условиях заключается в необходимости поиска достойных выходов из кризисной ситуации. Для решения данной задачи необходимо вернуть благоприятный имидж туриндустрии и повысить доверие общественности к деятельности туристических агентств. Этому может способствовать грамотно разработанная PR-стратегия в туриндустрии.
Для проведения различных PR-кампаний в рамках туриндустрии, необходимо определить преимущества и пользу деятельности данной отрасли для общественности. То есть ответить на вопрос: «Необходимы ли турфирмы в условиях современности?».
За последние 15 лет количество путешественников, которые бронируют свой отдых самостоятельно, значительно увеличилось. Сегодня, по данным PhoCusWright, компании занимающейся отраслевыми исследованиями, менее 10% туристов пользуются услугами турагента. [4]
Преимущества турагентств перед «самостоятельным туризмом» обусловлены заключаются в следующем:
Это далеко не исчерпывающий перечень преимуществ и возможностей турагентств. Но, уже исходя из него можно увидеть, что туристические фирмы могут занимать отнюдь не последнее место на рынке.
Для позиционирования данных преимуществ туриндустрии и повышения доверия аудитории к организации туристической сферы, необходимо использовать различные PR-инструменты.
Рассмотрим методы, с помощью которых представители туриндустрии могут информировать общественность об успехах своей деятельности, а также повышать её доверие, и, как следствие, увеличивать спрос на свои услуги.
Первый PR-инструмент заключается в составлении сообщения о работе туроператора в прессе. В том числе, предоставление отчётов о деятельности фирмы, а также репортажей прошедших мероприятиях, в которых туристическое агентство принимало участие в качестве гостя, эксперта, одной из сторон диалога, наблюдателя, партнёра или спонсора. К примеру, участие директора туристического оператора, организующего чартерные программы в страны Юго-Восточной Азии, в теледебатах, посвященных негативным последствиям SARS для экономической стабильности этого региона земного шара.
Такой инструмент PR-деятельности способен показать сильные стороны организации, неравнодушие её руководителей к проблемам общественности, а значит и к проблемам их клиентов.
Второй способ организации PR в туристической сфере – создание телепередач и радиотрансляций с участием туроператора или от лица туроператора. Как правило, такие передачи создаются по инициативе и заинтересованности самих журналистов и телевизионных каналов и радиостанций. Прекрасный примером работы данного инструмента может послужит телепередачи «Непутевые заметки», которая создается и транслируется за счет федерального телевизионного канала, но «материал» для очередного выпуска (то есть туристическая поездка и необходимый набор экскурсий) предоставляется тем или иным туроператором, о чем «незаметно» напоминается в ходе всей передачи.
Спонсорство, как отдельный PR-инструмент для представителей туристического бизнеса, является одним из наиболее популярных и действенных способов, применяемых в современном мире. В процессе работы рассматриваемого инструмента PR туроператор оказывает материальную и иную поддержку проводимым мероприятиям. Это позволяет привлечь внимание большого количества потенциальных потребителей. А также быть упомянутым журналистами в публикуемых статьях или же пресс-релизах, предоставляемых организаторами мероприятия.
Следующие PR-инструмент в рамках повышения спроса на услуги туриндустрии заключается в проведении презентаций. Это чаще всего внекорпоративное мероприятие туристического агентства, организуемое работниками туроператора для ограниченного круга общественности (журналистов и приглашённых гостей). Проведение таких PR-мероприятий позволит в полном объёме продемонстрировать отчёты об эффективности деятельности туристической фирмы за определённый период времени. Кроме того, позволяет наладить контакт с представителями СМИ, ответить на их вопросы посредством прямого диалога и исключить возможные недопонимания и информационный вакуум в процессе коммуникации.
Корпоративные мероприятия в качестве PR-инструмента наибольшее воздействие оказывают на внутреннюю аудиторию, что немаловажно для сохранения благоприятного климата среди сотрудников организации.
Участие в туристических выставках остаётся наиболее популярным и действенным инструментом по связям с общественностью в туриндустрии. Например, количество клиентов фирмы «Атлас», значительно возросло после того, как она стала организовывать семинары для сотрудников агентств и просто клиентов по особенностям горнолыжного туризма, различных курортов в России и за рубежом. Причем в семинарах участвуют как специалисты фирмы, так и представители Московской Ассоциации горнолыжников, что усиливает оказываемый эффект. [1, С. 210]
Поскольку уже была затронута тема о том, что многие туристы предпочитают организовывать отдых самостоятельно, используя Интернет-ресурсы, то следует сказать ,что реклама турфирмы в Интернете является также эффективным PR-инструментом. Здесь можно выделить два основных способа упоминания туристического агентства:
1. Официальный сайт.Эта платформа, позволяет оперативно познакомить клиентов с основной информацией (список услуг, реквизиты, прайс-лист, новые предложения, новости), а также осуществить продажу услуг в интерактивном режиме.
При организации и проведении PR-компании в сфере туристического бизнеса в Интернете, можно выделить ряд её преимуществ:
1) Воздействие на потенциального клиента в Интернете происходит по нескольким каналам одновременно (баннерная реклама, блоги, поисковые системы, интернет-СМИ и т.п.), причем каналы взаимодействуют между собой и дают сложный суммарный эффект;
2) Возможность поддерживать обратную связь с представителями аудитории, оказывать влияние на их мнение.
3) Эффект от маркетинговых действий в Интернете проявляется очень быстро, что позволяет получать первых клиентов уже на следующий день после запуска кампании;
4) Пользователи Интернета мгновенно реагируют на новые события и охотно делятся между собой впечатлениями в блогах, публичных комментариях и социальных сетях. Эта реакция может быть, как негативной, так и позитивной, усиливающей эффект от рекламы.
2. Социальные сети.Значительную часть времени люди посвящают социальным сетям. Этот ресурс является достаточно удобной площадкой для неформального общения и обмена информацией со знакомыми. В качестве еще одного бесспорного преимущества социальных сетей – можно назвать различные способы привлечения аудитории:
Следующий PR-ход для развития туриндустрии – использование блогосферы в качестве площадки для осуществления рекламной и PR-деятельности.
По данным PriceWaterhouseCoopers, 40% туристов принимают решение о выборе туроператора или месте отдыха, основываясь на информации, доступной в глобальной сети. 83% путешествующего населения России (18 – 45 лет) используют различные Интернет-ресурсы при планировании туров. Известные хостинги и социальные сети: Instagram и YouTube являются наиболее популярными источниками быстрого и доступного поиска необходимой информации.[3, С.98]
На сегодняшний день блог-туры являются одним из эффективных способов продвижения туристических направлений, а вместе с этим происходит нативная реклама туристических агентств.
Преимущества блогосферы для продвижения туриндустрии заключается в следующем: при создании репортажа о путешествии, блогер «через себя» пропускает всё то, с чем он сталкивается во время путешествия, а, следовательно, его контент содержит реальные эмоции о путешествии. Это позволяет вызывать гораздо больше доверия и симпатии со стороны читателя, чем публикация в традиционных СМИ. Кроме того, блоги позволяют подать материал нестандартно, сопроводить его фото- и видео-контентом, что делает её лёгкой и интересной для восприятия.
Но, при выстраивании отношений с блогерами представителям PR-отдела туристического агентства необходимо обратить внимание на некоторые важные детали. Блогеры «своими глазами» показывают аудитории картину путешествия, открыто высказывают своё мнение об отдыхе, сервисе и прочем аудитории. Значит турфирма должна позаботиться о качестве предоставляемых услуг, то есть сделать так, чтобы отели, кафе, где будут появляться блогеры, стимулировали их выложить stories или пост или запустить прямую трансляцию и передать аудитории только положительные эмоции.
Заключение
Таким образом, использование PR в туризме необходимо, поскольку, в связи с современным положением туристического бизнеса снизился спрос на услуги , оказываемые туристическими агентствами. Людям, желающим отправится в путешествие, необходимо доказать, что организовать отдых с помощью турфирмы куда проще, чем самостоятельно.
Кроме того, необходимы новые каналы для осуществления PR-деятельности, поскольку, интерес людей к обычной рекламе снижается. Также, в связи с доступом многих Интернет-ресурсов, актуально осуществлять продвижение туриндустрии в Интернете, используя корпоративные сайты, социальные сети и блоги.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий