Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №110 (октябрь) 2022
Разделы: Психология
Размещена 27.10.2022. Последняя правка: 30.11.2022.
Просмотров - 1007

Элемент изотерапии в психотерапевтической работе с использованием арт-терапии

Ворошилова Валентина Валерьевна

Частная практика

Психолог

Аннотация:
В данной статье рассматривается принцип применения арт-терапевтического элемента-изотерапии в работе с пациентами, в особенности – детьми и подростками, рассматриваются материалы, используемые при проведении сеанса арт-терапии.


Abstract:
This article uses the principle of applying art therapy's element-"drawing-theraphy" to patients; especially children and adolescents; discusses the materials used during an art therapy session.


Ключевые слова:
арт-терапия; коррекция тревожности у детей и подростков; восстановление эмоционального фона

Keywords:
art-therapy; correction of anxiety of children and adolescents; restoration of the emotional background


УДК 740.1

Введение.

Арт-терапия (от англ. art -‘искусство’ + терапия) – направление в психотерапии, суть которого - проведение психотерапевтической сессии на основе применения искусства.

Главной задачей арт-терапии является приведение в гармоничное состояние психоэмоционального состояния человека через самовыражение своих истинных чувств (любви, ненависти, обиды, злости, страха, радости) с помощью творчества.

Использование изотерапии, являющейся одним из методов арт-терапии, позволяет добиться положительного результата в кратчайшие сроки. Она показана при психологической коррекции пациентов с психосоматическими, неврологическими нарушениями у детей и подростков с трудностями в обучении, адаптации в социуме, конфликтной ситуации в семье.

С помощью цвета, который каждым из нас воспринимается по-своему, мы можем раскрыть все наши внутренние переживания на бумаге, не придерживаясь никаких ограничивающих правил, присущих живописи.

В современное время тема коррекции неблагоприятных эмоциональных состояний не потеряла своей актуальности при оказании психотерапевтической помощи людям, в особенности – детям и подросткам. Изотерапия, способна оказать положительное благоприятное влияние, эффективно способствуя коррекции психоэмоционального фона, чем и обусловлена актуальность данного исследования.

Цели: описать принцип воздействия арт-терапии, а именно - изотерапии на психоэмоциональное состояние пациентов, описать методы психотерапевтического воздействия, а также материалы, используемые при проведении сеанса и результат.

Задачи: достичь сенсорной и эмоциональной стимуляции путем освоения специальных техник. Развитие сенситивности и способности к самовыражению. Отработка навыков социального взаимодействия.

Научная новизна.

Изотерапия обладая рядом преимуществ, позволяет выплеснуть свое настроениие, фантазии на бумаге в свободном стиле в виде изображения, абстракции, при этом знание правил живописи не имеет значения. Анализ результатов творчества позволит терапевту распознать психоэмоциональное состояние пациента, правильно провести с ним арт-терапевтический сеанс, наметить пути разрешения внутренних конфликтов, создать положительное настроение. Сам процесс рисования способствует налаживанию работы межполушарных связей при участии образного мышления.

Основная часть.

Термин арт-терапия (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году, описывая свою работу с туберкулезными больными в санаториях.

В самом начале арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З.Фрейда и К.Г. Юнга, в соответствии с которыми результат творчества пациента отражает неосознаваемые процессы, происходящие в психике.[1]

Виды арт-терапии:

1. Изотерапия - основана на изобразительном искусстве. Применяется при коррекции невротических и психосоматических нарушений среди детей и подростков.

2. Музыкотерапия

3. Библиотерапия (и сказкотерапия) — сочинение и чтение литературных произведений.

4. Драматерапия

5. Куклотерапия

6. Игровая терапия

7. Песочная терапия

8. Танцевальная терапия

9. Скульптуротерапия

10. Фототерапия

11. Терапия с использованием метафорических ассоциативных карт.

Показания для применения арт-терапии: трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, импульсивность эмоциональных реакций, эмоциональная неустойчивость, переживание эмоционального отвержения другими людьми, конфликты, чувство одиночества, неудовлетворённость семейными отношениями, тревожность, страхи, низкая самооценка [2].

При проведении сеанса изотерапии необходимо придерживаться следующих этапов:

1. Свободная активность перед собственно творческим процессом — непосредственное переживание.

2. Процесс творческой работы — создание феномена, визуальное представление.

3. Дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения.

4. Вербализация чувств и мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы [3].

Для проведения изотерапии могут понадобиться следующие материалы:

- карандаш (простой, цветной)

- фломастеры

- восковые мелки, пастель

- кисточки

- краски (акварельные, гуашь, акриловые)

- бумага (формат А4, А2)

Цвет в изотерапии несет определенную смысловую нагрузку, формируя определенное настроение.

Восприятие цвета – цветоощущение или цветовая чувствительность глаза, процесс, обусловленный физическими и психологическими стимулами.[4]

Некоторые цвета нас притягивают, другие – раздражают, отталкивают, вызывают беспокойство. К примеру, одежду, предметы, которые содержат приятные цвета – выбирают чаще.

На рисование выделяется около 30 минут. Обычно тема рисования охватывает: собственное прошлое и настоящее («Моя самая главная проблема в общении с детьми»; «Я и дети»; «Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно»; «Мой обычный день» и т. д.). Будущее или абстрактные понятия («Кем бы я хотел быть»; «Три желания»; «Одиночество»; «Остров счастья»; «Любовь»; «Ненависть»; «Страх»; «Зависть» и т. д.). Отношения в группе («Что дала мне группа, а я ей»; «Что я ожидал, а что получил от обучения в группе»; «Что мне не нравится или кто мне не нравится в группе» и т. д.)[5]

Выделяется два способа работы с готовыми рисунками:

1) демонстрация всех рисунков одновременно, нахождение общих деталей;

2) разбор каждого рисунка по отдельности (рисунок передается по очереди каждому и обсуждается).

При желании можно использовать такие дополнительные материалы для декора готовой работы, как оберточная бумага, цветная бумага, ткань, шерсть, веревки, нитки, шнуры. 

При анализе результатов изобразительного творчества пациентов необходимо обратить внимание, какое чувство оно вызывает. Не ли пропущенных частей или чего-то, что выглядит неправильно?

Как правило, в центре располагается самый главный элемент, он может нести ключевую смысловую нагрузку. Необходимо попросить пациента подробно рассказать о своем рисунке. Фон на рисунке также может содержать ключевые детали, относящиеся к тревожащей пациента проблеме.

Наличие растушевки. Затраты на нее могут отражать разрешение проблемы, так как на растушевку требуется дополнительная затрата энергии. Также следует обратить особое внимание на наличие барьеров на рисунке.

Увеличенные детали при изображении, к примеру, людей, требуют корректировки и приведения в соответствие верному образцу.

Расположено ли изображение близко к краям листа? Есть ли похожие объекты? Наличие половины изображения на листе и отсутствующей второй половины – говорит о присутствии и в то же время об абстрагировании от происходящего.

Арт-терапевтические приемы были апробированы с группами детей, подростков и взрослых, с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Задания развивали навык работы с материалами, тренировку когнитивных навыков, выражение спектра переживаний, развитие навыков взаимодействия с близкими людьми, с окружающими.

Заключение.

Арт-терапевтическое воздействие было успешно апробировано с детьми, подростками и взрослыми, с людьми с ограниченными возможностями здоровья, способствуя повышению успеваемости в школе, в том числе у лиц с ограниченными возможностями здоровья. Они стали чаще участвовать в выставках, в театральных выступлениях, а также проявлять инициативу в других видах творческой деятельности.

На основе полученных результатов, мы можем сделать вывод, что арт-терапевтическое, в данном случае – изотерапевтическое воздействие может стать эффективным и необходимым средством при коррекции психологических проблем, способствовать повышению общего психоэмоционального состояния, повысить качество психотерапевтической помощи и обогатить методический запас у специалистов, работающих в сфере психологии.

Библиографический список:

1. Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебн. пос. для студ. вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004
2. Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебн. пос. для студ. вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004
3. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. Серия «Ступени психотерапии». СПб.: Эксмо-пресс, 2002.
4. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: «Издательство "Речь"», 2007-74 с.
5. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. СПб.: «Издательство "Речь"», 2007-83 с.




Рецензии:

2.12.2022, 8:57 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Тема статьи актуальна. Все требования к научной публикации выполнены. Рекомендуется к опубликованию.



Комментарии пользователей:

3.11.2022, 7:33 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: Статья Валентины Валерьевны Ворошиловой написана на актуальную тему. Изотерапия – использование изобразительного искусства в педагогических и терапевтических целях - это рисование, лепка из пластилина, глины, занятия по декору и фотосъемке. Изотерапия чаще всего проводится дошкольниками и младшими школьниками, однако она очень эффективна и для взрослых. Изотерапия применяется в практике социальной психологии, псикоррекции, медицинской психологии, психиатрии.


Оставить комментарий


 
 

Вверх