Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №27 (ноябрь) 2015
Разделы: Экономика
Размещена 11.11.2015. Последняя правка: 10.11.2015.
Просмотров - 3065

Теоретические основы создания государственных механизмов стратегического планирования развития территорий

Беззубко Борис Игоревич

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры

ассистент

Аннотация:
Данная статья посвящена характеристике теоретической основы создания и функционирования государственных механизмов стратегического планирования территорий. Автор дает характеристику возможности применения концепций устойчивого развития, «универсализма» и «уникализма», «города-дворника», «города-предпринимателя».


Abstract:
This article is devoted to the theoretical basis for the creating and functioning of state mechanisms of strategic planning of territory. The author characterizes the possibility of applying the concepts of sustainable development, "universalism" and "uniqueness", "city - screen-wiper", "city-entrepreneur".


Ключевые слова:
стратегическое планирование; социально-экономическое развитие; государственные механизмы; территория

Keywords:
strategic planning; socio-economic development; state mechanisms; the territory


УДК 332.145 

Актуальность темы. Дальнейшее развитие экономики, необходимость повышения конкурентоспособности территорий, решение важнейших экологических и социальных задач требуют от органов государственной власти повышенного внимания к вопросам формирования эффективных механизмов стратегического планирования территорий (СПТ). Формирование государственных механизмов СПТ невозможно осуществить без использования современных теорий развития территорий, концепций и школ современного стратегического планирования.

Следует отметить, что необходимость стратегического развития территорий (регионов, населенных пунктов) были обоснованы еще классиками экономической науки Д. Рикардо, А. Смитом, Ж.Моне, Р. Шуманом и др.  Генри Минтцберг [5], проанализировав около 1500 статей, выделил десять основных школ, занимающихся формированием стратегии развития. Среди современных ученых вопросам социально-экономического развития территорий активно занимались А. Широков, С. Юркова, Г. Ветров, М. Латынин, В. Бабаев и другие.

Однако существующие научные разработки отечественных и зарубежных ученых нуждаются в большей систематизации и классификации применительно к современным аспектам стратегического планирования территорий. Именно это обусловливает актуальность представленной статьи, целью которой является систематизация концепций, которые должны быть положены в основу создания и функционирования государственных механизмов стратегического планирования территорий. Для достижения поставленной цели при написании статьи использован историко-хронологический метод - при систематизации концепций, которые могут являться теоретической основой для создания и успешного функционирования государственных механизмов стратегического планирования социально-экономического развития территорий.

Изложение основного материала. В ходе обобщения различных концепций и теорий государственного управления, в качестве основных, которые могут быть использованы при СПТ были выделены следующие:

1. Концепция устойчивого развития основана на необходимости выстраивать развитие территорий на региональном и местном уровнях и управления ими прежде всего с позиции сохранения среды обитания, заботы о будущих поколениях. Концепция устойчивого развития возникла под влиянием роста внимания к проблемам окружающей среды. Согласно формулировке ООН, устойчивое развитие - это развитие общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешних поколений, не нанося при этом вреда возможностям, которые остаются в наследство будущим поколениям для удовлетворения их собственных потребностей [4].

Следует уточнить, что под устойчивым развитием территорий понимается социально, экономически и экологически сбалансированное их развитие, направленное на создание их экономического потенциала, полноценной жизненной среды для современного и будущих поколений на основе рационального использования ресурсов (природных, трудовых, производственных, научно-технических, интеллектуальных и т.п.), технологического переоснащения и реструктуризации предприятий, совершенствования социальной, производственной, транспортной, коммуникационно-информационной, инженерной, экологической инфраструктуры, улучшения условий проживания, отдыха и оздоровления, сохранения и обогащения биологического разнообразия и культурного наследия [1].

Особое значение этой концепции для планирования развития населенных пунктов было подчеркнуто на Европейской конференции по устойчивому развитию больших и малых городов в Аалборге в 1994 году, где была принята Хартия устойчивого развитие городов Европы (Аалборгская хартия), ее подписали представители более чем 120 городов. Тогда же получила распространение идея «города-сада», что предполагало строительство вокруг крупных городов самостоятельных городов-спутников с определенными возможностями для занятости. Планирование их должно было обеспечить здоровое и безопасное среду обитания. Для этого города-спутники окружались «зелеными поясами» и «буферными» зонами. Концепция «города-сада» была реализована во многих странах Западной и Восточной Европы [8].

Концепция устойчивого развития населенных пунктов [1] определяет основные направления государственной политики по обеспечению устойчивого развития населенных пунктов, правовые и экономические пути их реализации. Положения Концепции соответствуют принципам, провозглашенным в Повестке дня на XXI век, в заключительных документах Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат-II), которая состоялась в 1996 году в г. Стамбуле (Турция), и рекомендациям Европейской экономической комиссии ООН. Европейская комиссия рекомендует иметь в наличии семь элементов в управлении интегрированным устойчивым развитием среды, которые необходимы для преобразования населенных пунктов в удобное и приятное место для жизни:

1) принципы - самые главные аспекты устойчивого развития и управления городской средой,

2) политики - характер политического участия и ангажированности, которые необходимы для поддержки населенных пунктов (городов)

3) сотрудничество - модели управления и соглашения для распределения ответственности в работе с различными заинтересованными сторонами;

4) процессы - согласование концепций и целей для управления и мониторинга выполнения действий;

5) политика - удовлетворенность местных потребностей, уважение местных традиций, выполнение норм национального и европейской нормативной базы;

6) планы - интеграция территориальных и тематических планов («Повестка дня 21» и другие планы);

7) программы - действия по достижению оговоренных целей [11].

Основные принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента содержат мероприятия по укреплению экономического потенциала и достижению устойчивого развития в городах и центрах. Они включают:

- развитие стратегий, адаптированных к местному контексту и ориентированных на управление эффектами экономического реструктурирования;

- управление расширением пространств населенных пунктов, ограничения тенденций субурбанизации с помощью разработки более компактных форм развития малых и средних городов, развитие использования городосохраняющих методов строительства, развитие строительства вблизи транспортных магистралей, поддержка внутренней политики городских областей по подъему качества жизни, включая сохранение существующих экосистем и создание новых зеленых районов и биотопных структур;

- регенерацию пустынных окрестностей и реализацию объединенных действий социальных групп внутри городских структур, особенно в крупных центрах, где есть исключения в области социального развития;

- точечное управление городскими экосистемами, особенно в отношении открытых и зеленых площадок, воды, энергии и отходов;

- развитие эффективных и одновременно экологических видов общественного транспорта, что должно способствовать устойчивости передвижения;

- создание органов планирования в составе местной власти отдельных городов и сообществ для координации и выполнения соответствующих мер;

- сохранение и увеличение культурного наследия;

- развитие городских сетей [9].

Европейская политика устойчивого развития уделяет особое внимание потенциалу городских районов и условиям, в которых они развиваются. Она следует на реализацию четырех взаимосвязанных направлений, целями которых являются:

- укрепление экономического процветания и рынка труда, увеличение занятости в населенных пунктах (городах)

- поощрение равенства, социальной интеграции и восстановления городских районов;

- защита и улучшение городской среды, а также управление энергетическими ресурсами и транспортом с целью достижения локальной и глобальной устойчивости;

- стимулирование городского управления и местного самоуправления путем разработки, а также выполнение стратегических интегрированных планов городского планирования и развития. Тематическая стратегия городского развития Европейского союза, чьей целью является «помощь в улучшении качества жизни через интегрированный подход» сосредоточивает внимание на городских зонах [13].

Следует отметить, что территориальная программа Европейского союза «К конкурентоспособной и устойчивой Европе с различными регионами» регламентирует сотрудничество при решении вопросов, относящихся к территориальным проблемам, которые могут возникнуть в будущем, включая длительное экономическое развитие, политику на рынке труда, создание связей между городскими регионами, городское развитие и развитие прилегающих территорий, решение которых требуют участия региональных представителей [12].

Лейпцигская хартия устойчивых европейских городов, принятая в 2007 году, основывается на том, что интегрированный подход к городскому планированию - это необходимая предпосылка для долгосрочного развития европейских городов. Согласно этому документу политика интегрированного развития городских территорий является процессом, в котором координируются пространственные и временные аспекты основных направлений городского развития. Политика интегрированного развития населенных пунктов реализуется через так называемые интегрированные планы местного планирования и развития. Они обеспечивают пространственную, временную и фактическую координацию и интеграцию различных политик, плановые ресурсы для достижения поставленных целей с использованием специфических инструментов. Эти планы разрабатываются местными администрациями при участии заинтересованных представителей широкой общественности, с непосредственным участием, а также с привлечением экономических субъектов, структур гражданского общества, специфических общественных групп и населения в целом [2].

2. Теоретической основой создания государственных механизмов стратегического планирования социально-экономического развития территорий также являются концепции «универсализма» и «уникализма». Концепция «универсализма» исходит из идеи эволюционного единства мира, согласно которой регионы (населенные пункты) проходят одинаковые стадии развития в общем пути, но в разное время. Делается вывод о важности исследования и адекватного использования опыта населенных пунктов (городов) - лидеров в соответствии с новыми внешними условиями. Использование концепции «универсализма» позволяет сравнивать уровни развития территорий, ранжировать их, дает возможность использовать уже имеющийся опыт социально-экономического развития.

Концепцию «уникализма» можно охарактеризовать как постоянный поиск региональными и местными органами власти и местного самоуправления направлений развития, при котором осуществляется максимальный учет особенностей культурного и социально-экономического развития территорий, экологического состояния населенных пунктов и т.п.

Современные регионы и населенные пункты при СПТ все чаще пытаются комбинировать элементы этих двух концепций, сочетая их применения или по разным секторам городской экономики и социальной сферы, или по стратегическим направлениям развития. Например, к решению задачи экономического роста подходят с позиций универсализма, а к поиску городского бренда - с позиций уникализма [9, с. 7].

3. В развитых странах используется много управленческих моделей развития и функционирования территорий, но их объединяет одна цель - обеспечить их жителей качественными услугами, поддерживать высокие стандарты условий проживания и создать современную местную инфраструктуру. Все существующие концепции развития населенных пунктов (в первую очередь это касается развития городов, но на наш взгляд, их можно использовать для любого населенного пункта) можно свести в следующие группы:

а) концепция города-предпринимателя получила распространение в конце 1980-х - начале 1990-х гг. в ряде европейских стран (Германия, Франция, Италия, Испания, Бельгия). Город-предприниматель использует общественные финансовые и другие ресурсы, вкладывая их в коммерческую сферу, в том числе иногда и за своими собственными пределами;

б) концепция города-дворника, что видит свои функции прежде всего в удовлетворении общественных потребностей, тратит свои бюджетные и другие ресурсы на создание благоприятного, оптимальной среды для жизни людей, для ведения хозяйственной деятельности. Это принципиально иной взгляд на использование общественных ресурсов [7, с. 12-13].

4. Среди современных теорий, по нашему мнению, более благоприятной для СПТ, является комплексная теория местного экономического развития, среди основных положений которой следующие: основное внимание переносят из спроса (предприятия) на предложение (рабочая сила, природные ресурсы); местные институты играют роль в определении проблем региональной экономики и развитии новых связей внутри самой институциональной структуры; преимущества, обусловленные местоположением, связаны, прежде всего с состоянием физической и социальной среды, а не непосредственно с географической; территории должны искать способы, как максимально привлечь к экономическому развитию центры интеллектуальных ресурсов и местный бизнес [6, с. 88]. На наш взгляд, современная концепция СП на местном уровне должна быть комбинированной, учитывать все перечисленные концепции.

Еще одним направлением в развитии теории планирования городского пространства стала модель многонуклеарной структуры городских территорий, которым предлагалось осуществлять различные функции. В рамках этого направления были предложены планирования с многофункциональной и мелко ячеистой застройкой районов городов, обязательным сохранением существующих, особенно исторических, домов и созданием на улицах благоприятного климата для активного общения жителей [3].

В процессе стратегического планирования территорий могут быть использованы  положения различных школ стратегического планирования.

По мнению А. Широкова, можно выделить три основные научные школы стратегического планирования:

1) традиционная (консервативная) школа основывается на анализе процессов, происходивших раньше, определении тенденций и трансляции (интерполяции) их в будущее, то есть на прогнозе, что опирается на прошлое и настоящее («взгляд в будущее»);

2) футуристическая школа базируется на видении желаемого будущего («взгляд из будущего»);

3) смешанная школа, как следует из ее наименования, содержит в себе элементы обоих названных школ и представляется более «практической» [10].

Выводы исследования. Таким образом, разрабатывая стратегии и стратегические планы социально-экономического развития территорий, необходимо в качестве теоретической основы можно брать за основу одну из концепций социально-экономического развития. Выбор в качестве теоретической основы СПТ одной из  научных школ должен осуществляться в зависимости от специфики условий развития территорий, имеющихся на ней ресурсов и решаемых задач; целевых установок органов государственной власти и местного самоуправления.

Библиографический список:

1. Белкина Т. Д. Стратегические планы городского развития и инструменты их реализации / Т. Д. Белкина // Проблемы прогнозирования. – 2010. – № 3. – С. 55-72.
2. Брундланд Г. Наше спільне майбутнє: Міжнародна комісія з навколишнього середовища і розвитку / Г. Брундланд. – Оксфорд: Оксфорд Юніверсіті Пресе, 1987.
3. Концепція сталого розвитку населених пунктів [Електронний ресурс]: схв. Постановою Верховної Ради України від 24.12.1999 p., № 1359-XIV. – Режим доступу: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws.
4. Лейпцигская хартия устойчивого европейского города [Электронний ресурс]: принята по случаю неформальной встречи министров по вопросам городского развития и территориальной сплоченности. – Лейпциг, 24-25 мая 2007 г. – Режим дocтyпа: http://www.rfsustainablecities.eu/IMG/pdf/leipzig_charta_ru-_2cle65c185.pdf.
5. Минцберг Г. Школы стратегий / Г. Минцберг. – СПб.: Питер, 2001. – 336 с.
6. Підцерковна Х. В. Концепція «Міста-саду» у форматі урбанізованого простору / Х. В. Підцерковна // 7-я междунар. наук.-практ. конф. «Наука в информационном пространстве» (29-30.09.2011 г.). – Режим доступу: http://www.confcontact.com/20110929/ek_pidcer.php/.
7. Российские и мировые тенденции и тренды в сфере стратегического территориального планирования городов, агломераций и регионов. [Электроний ресурс]. – Режим доступа: http://glava.perm.ru/upload/pages/ 1005/Rossijskije_i_mirovyje_tendencii_i_trendy_v_sfere_strategichesk.pdf.
8. Ръководство за устойчиво управление на градската среда «Жизнени градове» / А. Крейди, К. Зуйдема, Дж. Портьр, Г. Роо. – Европейска комисия, 2007.
9. Структурни фондове на ЕС [Электронний ресурс]. – Режим доступа: www.eufunds.bg.
10. Територіальний розвиток в Україні: розвиток агломерацій та субрегіонів. – К. : Школа, 2012. – 183 с.
11. Управление муниципальным экономическим развитием / под ред. Г. Ю. Ветрова. – М. : Фонд «Институт экономики города», 2009. – 258 с.
12. Широков А. Н. Методические рекомендации по стратегическому планированию в муниципальных образованиях / А. Н. Широков, С. Н. Юркова, ФГНУ «Российский научный центр государственного и муниципального управления», 2011. [Электронний ресурс] – Режим доступа: municipal-sd.ru/?q=node/36.
13. European Commission. Официальный сайт [Электронний ресурс]. – Режим доступа: www.ec.europa.eu.




Рецензии:

11.11.2015, 7:31 Котилко Валерий Валентинович
Рецензия: статья посвящена актуальной теме. в ней отражены зарубежные и отечественные подходы к стратегическому планированию. к сожалению в списке литературы отсутствуют труды научной школы СОПС, отметившей в октябре 100-летний юбилей, а также не прокомментированы нормативно-правовые акты минэкономразвития по рассматриваемой проблеме. тем не менее считаю, что статью можно опубликовать в порядке дискуссии.

16.11.2015 15:15 Ответ на рецензию автора Беззубко Борис Игоревич:
Уважаемый Валерий Валентинович. Благодарю за положительную рецензию. Труды научной школы СОПС будут мной обязательно изучены. их основные научные положения будут изложены в следующих статьях. С уважением, Беззубко Борис Игоревич.



Комментарии пользователей:

11.11.2015, 10:10 Дегтярь Андрей Олегович
Отзыв: Статья написана на актуальную тему грамотным научным языком, содержит все элементы научной статьи. По степени актуальности, научной новизны, практической ценности статья может быть рекомендована к опубликованию. С уважением, доктор наук по государственному управлению, профессор Дегтярь А.О.


16.11.2015, 15:09 Беззубко Борис Игоревич
Отзыв: Уважаемый Андрей Олегович. Благодарю за положительный отзыв и высокую научную оценку статьи. С уважением, Беззубко Б.И.


Оставить комментарий


 
 

Вверх