Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Международный научно-исследовательский журнал публикации ВАК
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Медицина
Размещена 18.04.2017. Последняя правка: 18.04.2017.

Физиологические основы гештальт-терапии в соответствии с учением о доминанте А.А. Ухтомского

Авдеев Павел Сергеевич

Всероссийская Академия Внешней Торговли

Аспирант

Распопов Владимир Михайлович, доктор педагогических наук, профессор


Аннотация:
В статье делается попытка перенести теорию и практику гештальт-терапии на физиологический базис в соответствии с теорией доминанты А.А. Ухтомского.


Abstract:
In the article an attempt is made to transfer the theory and practice of Gestalt therapy to a physiological basis in accordance with A.A. Ukhtomsky dominant theory.


Ключевые слова:
гештальт; гештальттерапия; гештальт-терапия; теория доминанты; доминанта.

Keywords:
Gestalt; Gestalt therapy; Gestalt therapy; Dominant theory; dominant.


УДК 615.851

Современное положение гештальт-терапии напрямую говорит о необходимости поиска ее физиологического обоснования. Большинство представителей данного направления в своих книгах все дальше и дальше уходят в умозрительные построения и философию, что конечно нельзя обесценивать. Однако, такие построения уводят специалиста от понимания материальных процессов лежащих в основе механизмов травматизации, образования неврозов и, более серьезных заболеваний и, конечно, лежащих в основе терапии и восстановления здоровья клиента. По сути, все развитие в философском ключе сводится к хождению по кругу и трактовке личных наблюдений консультантов и терапевтов, нежели выработке тех или иных рекомендаций на основе общей материалистической базы. Так, например, одна из основных концепций гештальт-терапии – концепция цикла контакта, претерпевала изменения с момента своего появления. В нее добавлялись все новые этапы, различные нарушения цикла контакта. А в конце концов, некоторые авторы пришли к выводу, что данная концепция в принципе не нужна. И такая точка зрения, вполне может быть верной, ведь вне зависимости от нарушений тех или иных этапов циклом контакта, цель остается прежней – определить потребность клиента, найти адаптивные способы ее реализации и, наконец, реализовать. Однако, все же, с нашей точки зрения наличие концепции цикла-контакта целесообразно, так как подбор наиболее эффективных методов работы с проблемой, как раз-таки и определяется стадией проблемы на которой находится клиент. Но описание данных стадий, все же должно базироваться на материальном субстрате, а не на абстрактных измышлениях.

В этой статье мы попытаемся отыскать такой субстрат, основываясь на концепции доминанты А.А. Ухтомского, а также описать теоретические построения гештальт-терапии с данных позиций.

Для нашего исследования мы будем рассматривать только те положения, которые будут иметь значение с позиции материального описания. Ряд положений, касающихся чисто философской направленности, мы опустим. Например, в рамках рассмотрения философии гуманизма (сразу ниже), мы не будем исследовать принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства делают его агрессивным и отчужденным, так как данное положение скорее является направляющим для терапевта, позволяющим ему по-доброму относится к клиенту и тем самым добиваться больших успехов в его лечении. Более того, такая проблема как априорная присущность человеку доброты или других качеств, скорее относится к другим областям исследования, хотя безусловно, и данная проблема должна базироваться на эмпирических данных. Здесь мы рассмотрим только ту часть теории гештальт-терапии, которая укладывается в концепцию доминанты. И это не будет упрощением, так как, по нашему мнению, в концепцию А.А. Ухтомского она укладывается практически полностью.

Гуманистическая направленность гештальт-терапии

Гештальт-терапия является одним из гуманистических направления в психологии, и соответственно перенимает основные положения гуманизма. Он покоится на ряде принципов:

  1. Принцип целостности, позволяет рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.
  2. Принцип целевого детерминизма, предполагает изучение особенностей личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей.
  3. Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера.

Мы бы включили в рассмотрение и принцип развития, однако, само понятие развития в данном случае носит довольно абстрактный характер. Принцип неэкспериментального исследования личности в виду ее целостности представляется нам спорным.

Функционирование организма с позиций гештальт-терапевтической теории

В этом разделе мы перейдем уже непосредственно к основным положения гештальт-терапии. Ее взгляду на личность, ее функционирование и болезнь.

Принцип гомеостаза. Функционирование организма происходит исходя из его стремления к гомеостазу, т.е. сохранению психологического и физиологического равновесия. Данный принцип имеет довольно строгое физиологическое и эмпирическое обоснование. Индивид, в случае нарушения гомеостаза (например, понижения уровня глюкозы), начинает испытывать состояние нужды (активируется его пищевая потребность), это заставляет его организм действовать в направлении удовлетворения данной потребности.

Фигура и фон. Потребность предопределяет фокус нашего внимания. Например, если актуальна пищевая потребность, то наше внимание сфокусировано на еде, а все остальные объекты становятся фоном.

Завершенный и незавершенный гештальт. Пока потребность неудовлетворена она представляет из себя незавершенный гештальт, и, наоборот, как только потребность будет удовлетворена гештальт завершиться и организм переключиться на завершение другого гештальта.

Контакт. Организм не является самодостаточным, он не может существовать без внешней среды. Как только актуализируется потребность, он входит во взаимодействие с внешней средой, чтобы найти в ней объект, способный данную потребность удовлетворить. Такое взаимодействие и называется контактом.

Граница контакта. Это граница, отделяющая индивида от внешней среды.

Холистический принцип. Данный принцип предполагает, что организм является целостным и неделимым.  Он базируется на способности психики к саморегуляции при единстве всех функций человеческого организма и психики (как одной из них). То есть, организм, в своем здоровом состояние входит в контакт со средой как целостная единица, также, как и каждое взаимодействие со средой тоже выступает целостностью. Кстати и целью гештальт-терапии является восстановление единства организма, восстановление соответствия между потребностями индивида, его мыслями, чувствами и, наконец, поведением. В случае распада такого единства мы и наблюдаем невроз.

Концепция холистичности, стоит отметить, очень близка к обычной эффективности. Ведь эффективность, например, достижения цели, как раз и определяется общим вложением усилий всего организма и взаимным действием его частей.  Так, например, боксер наносит удар намного более эффективно, чем не боксер, поскольку он умеет сохранить единство и направлении движения за счет слаженной координации частей своего организма (и особой психической настроенности, в том числе). 

Цикл контакта

Отдельно обсудим теорию цикла контакта, так как она в нашем исследовании выступает как наиболее важная. Гештальт-специалисты отметили, что взаимодействие организма со средой (контакт) проходит через ряд стадий (цикл контакта), которые также можно назвать этапами удовлетворения потребности. Разные авторы предлагают разные вариации цикла контакта, но мы остановимся на самой первой и, можно сказать, самой общей из них. Однако, мы постараемся описать каждый из этапов модели более конкретным языком, нежели это приводится в оригинальном источнике, так как в последнем случае такая модель представляется сложной для восприятия. Это четырехфазная модель Пола Гудмана[2].

  1. Преконтакт. Данный этап – первый в процессе реализации потребности. Соответственно он характеризуется нарушением гомеостаза организма и восприятием этого нарушения (если человек, не воспримет данное нарушение, не осознает его, он не будет пытаться удовлетворить свою потребность). Этот этап актуализируется под влиянием внешних и внутренних-физиологических (ощущение в теле) стимулов. Однако, даже под влиянием внешнего раздражителя, актуальную потребность индивид воспринимает через телесный отклик на данный раздражитель. Такое восприятие возможно только тогда, когда телесное изменение попадает в поле внимания субъекта и он его осознает.
  2. Контакт. На этом этапе осознанная потребность переходит с внутренних переменных на внешний план. Происходит поиск и, в результате него, отыскание объекта удовлетворения потребности. Например, при появлении внешней угрозы, индивид ощущает напряжение в мышцах, у него повышается сердцебиение, это заставляет его искать источник воздействия и способ избежать угрозы. Так, человек может увидеть собаку и понять, что пора спасаться бегством это и будет фазой контакта. Однако, может возникнуть ситуация, когда индивид не достигает фазы контакта, тогда он останавливается на ощущение неудовлетворенности и не понимает в чем дело.
  3. Финальный контакт. Этот этап характеризуется реализацией целевого действия. Осуществляется цельное действие, происходящее здесь и теперь, восприятие, эмоция и движение оказываются неразрывно связанными. Например, индивид может начать бежать от опасности, процесс бегства и удовлетворения потребности и будет являться финальным контактом. В этой фазе также сбрасывается напряжение, возникшее на предыдущих этапов, поэтому характерным ее проявлением в процессе терапии является улучшение самочувствия клиента.
  4. Постконтакт. Это фаза ассимиляции, осмысления свершившегося цикла контакта, угасание возбуждения и активности. Если на фазе финального контакта индивид, как бы находился внутри действия (был ассоциирован), то здесь он уже смотрит на ситуацию со стороны, с позиции оценки (диссоциирован). 

Концепция невроза

Мы уже определили с вами, что нормальное функционирование индивида характеризуется процессом возникновение и удовлетворения потребностей (завершением гештальтов, сменой фигуры и фона). Для удовлетворения потребности индивид должен пройти через ряд стадий, описанных выше. Если все эти условия соблюдаются, то данный организм можно считать здоровым. Он умеет дифференцировать внешние раздражители и адаптивно отвечать на них.

Но мы в предыдущем разделе отметили, что возможны и прерывания на разных этапах удовлетворения потребности. Эти прерывания приводят к тому, что потребность не удовлетворяется. При этом, она и не исчезает, т.е. она продолжает оказывать влияние на организм. Любая потребность в гештальт-терапии, как мы уже сказали проистекает из телесных изменений. Таким образом, логичным является вывод, что и при прерывании потребности прерывается и телесная реакция, т.е. она не реализуется, запечатлевается в теле и физиологии. Отсюда, например, психосоматические заболевания (гормон, направленный на выполнение того или иного действия не нашел своей реализации в этом действии, не исчерпался, соответственно сработал вхолостую, приведя к негативным химическим реакциям в теле). Следовательно, становятся понятны, мышечные зажимы, различные тики (это более здоровый вариант по отношению к психосоматическим заболеваниям, поскольку то или иное телесное напряжение все-таки находит свой выход). Исходя из данной концепции можно трактовать и многие (если не все) невротические, а иногда и психотические расстройства (например, галлюцинации также, как и тики, могут являться способом реализации напряжения).

Специалисты гештальт-терапии, попытались определить типы прерываний, возникающих на разных этапах удовлетворения потребности, от ее возникновения до ассимиляции полученного в результате ее удовлетворения опыта. Опять же в разных источниках можно найти различные вариации прерываний и их количество, но нам не понадобиться более четырех базовых прерываний[1].

  1. Конфлюэнция (слияние). Данный тип прерывания является самым сложным и для теоретического изучения и для практической работы с клиентом. Изначально, конфлюэнция описывается как воспринимаемая неразрывность границ организма и внешней среды. На этом абстрактном понимании, мы на данный момент и закончим обсуждение этого прерывания.
  2. Интроекция – это процесс, в котором нечто внешнее (правила, ценности, стандарты поведения, концепции и т.д.) принимаются организмом целиком, без критической переработки и проверки.  Такой процесс можно также назвать внушением.
  3. Проекция – это процесс, в котором индивидуальные атрибуты субъекта приписываются другим людям или объектам (можно слышать в таких фразах как «Этот человек жестокий»).
  4. Ретрофлексия – это процесс, при котором направленность действий по удовлетворению потребности смещается с внешней среды на самого себя. Например. Вместо того, чтобы ударить со злости другого человека, индивид стучит себя по ноге. Ретрофлексию также можно воспринимать как причину мышечных зажимов и психосоматических заболеваний.
  5. Дефлексия – это распыление активности. Такое распыление возникает с целью снятия напряжения, вызванного фрустрацией потребности. Например, в ожидании того или иного значимого события, человек может начать ходить туда-сюда по комнате. Так, он сбрасывает напряжение, но не удовлетворяет изначальную потребность.

Все эти прерывания встречаются на разных этапах цикла контакта: конфлюэнция – преконтакт, постконтакт; проекция и интроэкция – контакт; ретрофлексия и дефлексия – финальный контакт.

Каждый из типов прерываний имеет как положительное значение – адаптивное значение, так и отрицательное – болезненное. Например, интроективный запрет «Нельзя переходить дорогу на красный свет», помогает ребенку выжить и адаптироваться к среде. В этом случае он находит другой способ удовлетворить свою потребность (например, перейти дорогу, когда загорится зеленый). Но интроект на подобии «Я глупый», скорее окажет на жизнь человека отрицательное значение. Такие же примеры положительного и отрицательного применения прерываний читатель может найти в других источниках, мы подробно останавливаться на них не будем. Перейдем к другой задаче – изложение гештальт-терапии с позиций учения о доминанте. 

Гештальт-терапия с позиции учения о доминанте А.А. Ухтомского

В соответствии с целями данной статьи мы рассмотрим базовые положения концепции доминанты, которые будут нами использованы, в последующем при объяснении принципов работы гештальт-терапии. Для начала раскроем само понятие доминанты.

Доминанта — устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения. Явление доминанты было открыто экспериментальным путем[4]. Данное понятие, пока неясное, раскроется далее в отдельных положениях теории А.А. Ухтомского.

Ряд положения А.А. Ухтомского можно сразу сравнить с положениями, принятыми в гештальт-терапии.

Принцип активности. Данный ученый рассматривал активный, а не пассивный организм, который живет лишь во взаимодействии с внешней средой. Он открыл, что реакция организма не является заранее заданной, что данный стимул может вызвать разные реакции и, наоборот, данная реакция может продуцироваться в разных нервных центрах.

Отсюда возникает вопрос о детерминанте реакции нервного центра, а, соответственно, и детерминанте поведения.

Принцип целостности. По А.А. Ухтомскому, такой детерминантой выступают центры и участки близкие к данному, а в конечном итоге - целостный организм. Доминанта предстаёт перед нами как совокупность различных симптомов, проявляющихся в мышцах, работе эндокринной системы и других системах всего организма. Она выступает не в виде точки возбуждения в нервной системе, но как определённая конфигурация центров повышенной возбудимости на разных уровнях нервной системы. По сути, доминанта направляет весь организм на реализацию той или иной деятельности.

Принцип целевого детерминизма. Таким образом, в каждую единицу времени присутствует центр, работа которого обладает наибольшей значимостью. Это и называется доминантой. Доминанта определяется той задачей, которую выполняет организм в данную единицу времени.

Принцип гомеостаза. Принцип гомеостаза не так легко обозначить в учении о доминанте. Однако, само функционирование доминанты его предполагает. Ведь доминанта возникает под влиянием внешней либо внутренней стимуляции, создает напряжение, направленное на решение задачи и в конце, концов приводит к разрядке напряжения в действии и изменению внешней среды.

Фигура и фон. Доминантный очаг возбуждения имеет свойство стягивать на себя возбуждение из других областей и одновременно тормозить их. Это приводит к такому феномену нашего внимания как избирательность. Именно доминанта направляет наше внимание на те или иные объекты во внешней среде, тем самым определяя соотношение фигуры и фона.

Завершенный и незавершенный гештальт. Пока доминанта активна и создает напряжение, побуждающее нас на действия – это можно назвать незавершенным гештальтом. Когда же доминанта получает свою реализацию в действии, что приводит к ее торможению и переключению на другую доминанту, мы можем видеть завершение гештальта.  

Контакт. Данное понятие проще было бы отследить при рассмотрении этапов цикла контакта, но мы, все же кратко изложим его суть. Контактом можно назвать ситуацию, когда индивид под влиянием той или иной доминанты входит во взаимодействие с внешней средой (начинает отбирать в ней объекты удовлетворения потребности и тем или иным образом реализовывать свои намерения).

Граница контакта. Здесь мы несколько изменим классическое понимание границы контакта в гештальт-терапии, с целью сделать его более объективным. Мы будем понимать границу контакта довольно просто – это граница отделяющая содержание сознания индивида от внешней среды, его представления от реальности. В этом случае доминанта изнутри будет выступать как та или иная идея, а снаружи, как поведение.

Поразительное сходство находят между собой и цикл контакта и цикл функционирования доминанты. Ученый обозначил ряд стадий функционирования доминанты.

  1. Стимуляция – преконтакт. Возникновение доминанты обусловлено наличием, либо внешних, либо внутренних (физиологических) раздражителей. Стимуляции приводит к возбуждению в нервных стимулах, она создает доминанту. Очевидно, что для появления доминанты стимуляция должны быть значимой для организма.

Далее стадия контакта разносится на две стадии функционирования доминанты.

  1. Условный рефлекс - контакт. Эта стадия характеризуется образованием условного рефлекса, когда из огромного числа приходящих возбуждений доминанта выделяет наиболее значимую для нее группу. Как и стадия контакта она характеризуется отборов значимых внешних раздражителей, раздражителей, связанных с удовлетворением потребности.
  2. Опредмечивание - контакт. Эта стадия характеризуется созданием прочной связи между доминантой и стимулом. Теперь данный стимул будет вызывать и подкреплять ее. На этом этапе, вся внешняя среда делится на различные предметы, на которые доминанта будет реагировать и на которые не будет. Данный момент в гештальт-терапии рассматривается как завершение фазы контакта, когда клиент сначала под влиянием эмоционального состояния перебирает те или иные фигуры, соответствующие его потребности, а затем четко определяет для себя так называемую базовую фигуру, устанавливает непосредственную связь между потребностью и способом ее удовлетворения.

Данные стадии относятся к развитию доминанты. Дальнейшие стадии мы обозначим исходя из других замечаний А.А. Ухтомского.

  1. Разрешение доминанты – финальный контакт. Любой рефлекс своим конечным звеном предполагает поведенческий акт. Точно также и доминанта реализуется в определенных действиях соответствующих данной доминанте. Это и выступает главным механизмом разрешения доминанты. Реализовавшись в поведении и успешно реализовав то или иное намерение возбуждение переходит в торможение за счет механизмов подкрепления. Точно также и финальный контакт предполагает непосредственную реализацию намерения.
  2. Переключение/создание новой доминанты постконтакт. Этот этап характеризуется началом нового цикла функционирования доминанты. В гештальт-терапии данный этап характеризуется осознанием полученного опыта. В этом случае, для клиента фигурой становится не объект, на который было направлено действие, а само действие. На языке физиологии, происходит такая же смена доминанты, как и любом другом случае.

Таким образом, мы можем видеть достаточное соответствие между основной концепции гештальт-терапии и концепцией этапов функционирования доминанты. 

Концепция болезни гештальт-терапии с позиции учения о доминанте

На данном этапе для нас крайне важно отметить два положения А.А. Ухтомского.

  1. Во-первых, то что доминанты, сформировавшись могут существовать долгое время, в том числе и всю жизнь.
  2. Во-вторых, уже сформированные доминанты могут играть негативную роль, так как не позволяют адекватно воспринять текущую ситуацию. В этом случае ситуация воспринимается через призму того или иного стереотипа.
  3. В-третьих, А.А. Ухтомский говорит о таком способе торможения доминанты, как прямой запрет, оценивая его крайне негативно. Длительное применение такого приема может привести к конфликту между желанием («хочу») и требованием («надо»), т.е. к явлению, называемому сшибкой нервных процессов и, соответственно к неврозам.

Таким образом, нами будет рассмотрено несколько вариантов невротических процессов: когда доминанта не формируется в ответ на внешнее воздействие, когда возникает конфликт между реализацией доминанты и запретом на нее, когда сформирована невротическая доминанта. Эти пункты мы расставим в соответствии с прерываниями, принятыми в гештальт-терапии.

  1. Отсутствие доминанты – конфлюэнция. В этом случае у индивида нет сформированной доминанты, которая бы активировалась в ответ на внешнее воздействие, и тем самым делала бы ответную реакцию организма адекватной. Например, мать все детство баловала своего ребенка и все за него делала. У него не сформировалось ни обычных адаптивных навыков, ни мотивации на те или иные действия. И в этом случае вся работа будет направлена на формирования данных навыков и способности к дифференциации стимулов внешней среды (необходимо научить клиента распознавать свои телесные побуждения и выводить из них потребности, которые и заставят человека действовать).

Далее идут варианты конфликта, которые выражаются в тех или иных невротических процессах. Причиной конфликта является интроекция. Именно интроекция и создает конфликт между «хочу» и «надо».

  1. Сшибка нервных процессов – проекция, ретрофлексия, дефлексия. Описанные прерывания выступают как результат конфликта между нервными процессами. В данном случае выделены три таких прерывания: проекция – когда действие которое мы себе запрещаем, мы переносим во внешнюю среду и затем негативно реагируем на него; ретрофлексия – когда мы реализуем действие, но запрещаем себе делать это в отношении внешнего объекта перенаправляя его на себя; дефлексия, когда мы все-таки реализуем действие по отношению к внешнему объекту, но данный объект не является целевым. Во всех случаях мы так или иначе временно сбрасываем напряжение, но не уничтожаем доминанту. Также можно сказать, что данная классификация прерываний не столь принципиальна. Можно находить различные ее вариации, обобщать или дифференцировать. Например, можно разделить такие прерывания на три сферы: когнитивную, когда вместо отреагирования во вне, мы прокручиваем ситуацию в голове (в том числе проецируем); эмоциональную, когда наша проблема выражается в чувстве, но не проявляется во вне; телесную, когда наблюдается тот или иной телесный зажим или соматическая проблема; поведенческую, когда интенция отыгрывается в поведении, но невротическим способом. Для нас наиболее важно понять, что варианта здесь по сути два, доминанта либо реализуется и достигает цели, либо нет. Если она присутствует, но не реализуется, то тогда и возникает невроз причем в абсолютно различных вариантах.
  2. Дезадаптивная доминанта – конфлюэнция второго типа. Этот случай характерен для ситуаций, когда у человека автоматически активируется проблемный паттерн. Например, это касается фобий, когда у человека, попавшего в стимульную ситуацию активируется паттерн панической атаки. Как правило, такие паттерны являются следствим травматической ситуации. Суть конфлюэнции здесь – это невозможность завершить финальный контакт. Человек осознает свою потребность реализует ее в действиях, получает облегчение, но данный способ уже не соответствует новой ситуации, отличной от той в которой была получена травма. 

Психотравмы и роль детства в формировании болезни

Теперь мы постараемся ответить на вопрос почему такая важная роль в гештальт-терапии придается детству и как это связано с учением о доминанте.

Первый важный момент состоит в следующем. Как мы уже сказали в определенные периоды у нас формируются те или иные доминанты, которые закрепляются в нашей психики и, в последующем, оказывают на нас влияние. Такие доминанты в момент своего формирования имеют конкретное содержание (например, индивид испугался конкретного объекта и у него возникло конкретное побуждение к действию). И, уже позже, данная доминанта начинает работать как фильтр нашего восприятия и мышления, стягивая к себе и иные приходящие возбуждения (например, индивид начинает боятся не конкретного объекта, а обобщенной категории объектов). Таким образом, все прочее содержание помимо изначального является второстепенным для доминанты, вся ее деятельность направлена на удовлетворение первичного содержания. Отсюда логично, что для достижения реализации данной доминанты, мы должны вызвать к жизни первоначальный объект на которой она была направлена и реализовать изначально запланированное действие. Только тогда наш мозг получит сигнал об успешности действия и выдаст подкрепление, что и приведет к успешному торможению доминанты. Именно поэтому гештальт-терапия базируется на предположении о детерминизме текущих психических проблем прошлыми событиями. Собственно, данные прошлые события, как правило и проявляются в процессе терапии при работе с текущей проблемой.

Очевидно, что большинство основных доминант формируется в детстве. Именно они и обуславливают наше мировоззрение.

Другой вопрос – это вопрос о психотравме. Как образуется психотравма и почему в основном в детском возрасте. Ответ кроется в особенностях развития нашего мозга в процессе онтогенеза. Наш мозг окончательно формируется только к школьному возрасту. Детский возраст характеризуется преобладанием первой сигнальной системы, большей впечатлительностью и меньшей способностью к рефлексии. Так как вторая сигнальная система формируется довольно поздно, многие события проживаются на телесном и эмоциональном уровне, на том же уровне они и запоминаются, т.е. во взрослом возрасте мы наблюдаем амнезированное или вытесненное событие. Также есть и еще одна закономерность – более эффективное запоминание эмоционально окрашенных событий. В таком случае, как только ребенок попадает в стрессовую ситуацию, его сознание отключается, он переполняется эмоциями, а реакция запечатлевается. Во взрослом возрасте, индивид не понимает почему у него возникает так или иная невротическая реакция. Это является результатом формирования изолированного очага возбуждения. Доминанта активируется при появлении стимула, при этом она не имеет связи со второй сигнальной системой, человек не может ее контролировать. Как только стимульная ситуация завершается, прекращается и действие доминанты.

Прерывания образуются другим образом. Интроекция образуется по типу внушения, т.е. при определённом состоянии психики, под влиянием внешнего воздействия возникает новая доминанта, которая входит в конфликт со старой. Другой вариант – это образование условного рефлекса, когда то или иное действие оказывается прерванным. В этом случае закрепляется тот или иной дезадаптивный способ реагирования, который в последующем также, как и интроект по типу внушения приводит к конфликту и нервозу.

Случай, когда доминанта не формируется наверно не имеет смысла обсуждать отдельно. Здесь также огромное влияние имеет детский возраст, где и прививаются базовые навыки взаимодействия с миром, которые во взрослом возрасте сформировать намного сложнее. 

Структура психики

Еще один момент гештальт-терапии, который следовало бы перенести в область физиологии, хотя бы для того чтобы такое перенесение было целостным – это структура психики. В гештальт-терапии принято рассматривать единую личность («Селф»), которая в ту или иную единицу времени находится в том или ином состоянии. Таких состояний три: «ид», «персона», «эго».  Данные состояния проявляются на разных этапах цикла контакта: ид на преконтакте, персона на этапе контакта и финальном контакте; эго на постконтакте. Постараемся рассмотреть данные состояния с точки зрения функционирования доминанты.

  1. «Ид» связано с внутренними импульсами, жизненно важными потребностями и, в особенности, с их телесным проявлением. Здесь функционирование человека проявляется в способности воспринять импульсы, идущие от своего тела.  Соответственно мы можем наблюдать здесь первый этап возникновения доминанты – восприятие внешнего раздражения. Способность воспринять данное раздражение и определяет способность образования доминанты.
  2. «Персона» - функция адаптации к среде и набор паттернов такой адаптации. Данное состояние определяет, каким образом мы будем реализовывать, создавшуюся потребность. С позиции доминанты – это функционировние доминанты на стадиях условного рефлекса и опредмечивания.
  3. «Эго» - нормативно-волевая функция. Она определяет нашу способность контролировать свои действия волевым решением, брать за них ответственность. По сути, функция представляет из себя ассимилированный опыт из тех или иных поведенческих актов, т.е. выступает таким же набором доминант. Эго определяет возможность индивида при реализации тех или иных действий исходить не просто из импульсов своего тела, но из собственных норм и убеждений. Для реализации данной возможности уже должен быть сформирован набор достаточно сильных доминант. 

Концепция здоровья

Если в гештальт-терапии болезнь рассматривается как наличие прерывания на пути удовлетворения потребности, то здоровье, очевидно, рассматривается как возможность свободного удовлетворения своей потребности (самореализации), при этом не входя в конфликт не с самим собой, ни с внешней средой. Для этого необходима эффективная адаптация к среде.

Человек функционирует либо адаптивно, реагируя на средовые воздействия, за счет адекватного их восприятия и выработки адекватного способа действий, либо дезадаптивно. В последнем случае человек не может адекватно среагировать на воздействия внешней среды из-за того, что игнорирует импульсы, имеющие место «здесь и сейчас», он реагирует стереотипно, на основе ранее сформированных прерываний. Так, травмированный однажды индивид, проявляет фобическую реакцию в отсутствии травмирующей ситуации. Другой человек может негативно реагировать на мужчин, только потому что в детстве ненавидел своего отца, хотя на самом деле мужчины, которые теперь встречаются ему на пути ничем не заслужили такого отношения.

Таким образом, у индивида есть два варианта адаптации к среде, либо напрямую переносить на новую ситуацию ситуацию из прошлого (невротический способ), либо реагировать на новую ситуацию опираясь на опыт полученный из ситуации в прошлом (здоровый способ). В первом случае ситуация служит для индивида болезненным триггером, который мгновенно запускает болезненную реакцию, во втором, она скорее представляется как важный жизненный опыт.

Здоровый способ реагирования также называется творческим приспособлением, так как позволяет индивиду всегда по-новому реагировать на новую ситуацию.

Удивительно, но почти такие же размышления мы находим у самого А.А. Ухтомского. Он даже вводит схожий термин – «творческий поиск».

Творческий поиск предполагает взаимное изменение внешней среды и личности в их общем взаимодействии. Рекомендации по развитию творческого поиска.

  1. Приобретение множества различных доминант, т.е. по сути наработка различного жизненного опыта.
  2. Осознание своих доминант, что позволяет ими управлять.
  3. Подпитка доминант, связанных с творческим процессом. Вы можете разбавлять свою основную деятельность дополнительными раздражителями, которые будут ее подпитывать. 

Методы и процесс терапии

Как мы поняли, основная задача терапевта – это достижение состояния творческого приспособления или поиска. Однако, как писал А.А. Ухтомский: «прежде чем реализовывать творческий поиск надо скорректировать прежние доминанты». Это обуславливает необходимость поиска и проработки травмы и невозможность мгновенного переключения на решение тех или иных задач. И это выгодно отличает современную гештальт-терапию от многих других направлений. Так как она охватывает как работу с травмой, так и формирование новых паттернов.

Что также важно, так это то, что А.А. Ухтомский настаивал на невозможности полного торможения старых доминант.

Наиболее эффективным методом торможения доминанты А.А. Ухтомский считал ее естественное разрешение, о котором мы писали выше. Другие методы - это: прямой запрет (приводит к неврозам), автоматизация действий (формирование навыка), замена доминанты на новую.

Замена доминанты на новую часто используется в различных коучинговых направлениях, а также в когнитивно-поведенческой терапии. Но как обозначил сам А.А. Ухтомский работа по формированию новых доминант не может быть эффективной без коррекции старых. Поэтому очень часто и при работе в данных направлениях мы наблюдаем ситуацию, когда все объяснения даны, навыки сформированы, но выйди на улицу, человек не может применить то, что наработано в процессе терапии, только потому что он встречается с тем или иным чувством (со старой доминантой).

Работа гештальт-терапевта как раз-таки направлена на прохождения этапов цикла контакта, а соответственно на поиск первичной проблемы и ее проработку, а затем на формирование нового навыка.

Основным инструментов в работе гештальт-терапевта, как раз-таки и представляются способы направленные на разрешение доминанты, которое возможно в трех вариантах:

  1. Вербализация – когда, индивид выносит во внешний план внутренний диалог и свою проблему, тем самым реализуя доминанту в речи.
  2. Катарсис – реализация подавленной эмоции в экспрессивном поведении.
  3. Поведенческая реализация – механизм сходный с катарсисом, когда человек разрешает свою доминанту в конкретном действии (например, бьет подушку, если в детском возрасте хотел ударить отца).

Основная задача – это добиться полного разрешения доминанты. Для этого человека стараются максимально погрузить в первоначальную ситуацию и вызывать максимальную глубину эмоций. Отдельные методы гештальт-терапии и направлены на достижение этой цели, либо цели осознания, о чем мы скажем чуть ниже.

Метод активного слушания и создания эмпатии позволяет погрузить человека в его эмоцию, отыскать доминанту. Метод пустого стула позволяет воссоздать ту или иную ситуацию взаимодействия. Метод дифференциации помогает клиенту вербализовать все что накопилось по поводу проблемы.

Данные методы направлены прежде всего на поиск травмирующей ситуации. Но они могут быть использованы и для формирования новых паттернов.

Основным терапевтическим принципов является принцип «здесь и сейчас». На практике он проявляется в том, что терапевт все время видит реакции клиента, в том числе и невротические и обращает на них внимание самого клиента, что приводит его к их осознанию и дальнейшей реализации.

Резюмирую, скажем следующее. Как бы это очевидно не звучало, гештальт-терапия направлена на то чтобы сформировать гештальт в терапевтической ситуации. Клиент собирается как бы по частям в единое целое. Сначала он замечает разрозненность своих реакций (неконгруэнтность), затем выделяет в своей реакции основную доминанту, позволяя ей реализоваться во внешней среде. После того, как застарелая доминанта получила свою реализацию начинается процесс формирования способности к адаптации к внешней среде на основе осознания своих импульсов и реакций. 

Заключение

Данную статью не стоит воспринимать, как четкое физиологическое описание процессов, происходящих в гештальт-терапии. Скорее ее стоит рассматривать как общий посыл к перенесению гештальт терапевтической теории и практики на физиологическую и эмпирическую основу и к отказу от абстрактных философских и порой противоречащих друг другу суждений. Очень явно такая проблема проявляется, например, в концепции «поля» в гештальт-терапии. Ряд авторов заимствуют научно признанную концепцию Курта Левина, а ряд пытаются использовать абстрактную концепцию поля экзистенциалистов[3].

Автор также отдает себе полный отчет в том, что некоторые перенесения теории гештальт-терапии на теорию А.А. Ухтомского в данной статье могут быть сомнительны. Во многих случаях такое перенесение требует доработки. Ограниченность объема статьи также не представляет возможности полностью и детально изложить все принципы работы гештальт-терапии.

Наконец, при всех вышеописанных проблемах стоит отметить, что основная ценность работы может состоять в понимании процессов психотравмы и ее излечения. Осознания того, каким образом катарсис помогает избавить человека от проблемы.

Библиографический список:

1. Гингер С. Гештальт: искусство контакта. — М.: Академический Проект; Культура, 2010. — С. 50
2. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. — М.: Институт общегуманитарных исследований. 2004. С. 278
3. Робин Ж.М. Гештальт-терапия. — М.: Институт общегуманитарных исследований. 2007. С. 7
4. Ухтомский А.А. Доминанта. — СПб.: Питер, 2002. — 448 с.




Рецензии:

19.04.2017, 12:41 Походенько-Чудакова Ирина Олеговна
Рецензия: Р Е Ц Е Н З И Я на статью П. С. Авдеева, В. М. Распопова «Физиологические основы гештальт-терапии в соответствии с учением о доминанте А. А. Ухтомского» Представленная статья «Физиологические основы гештальт-терапии в соответствии с учением о доминанте А. А. Ухтомского» построена по принципу лекции и состоит из: аннотации на русском и английском языках, УДК, собственно материала статьи, заключения, библиографического списка, включающего 4 наименования на русском языке. Материал, представленный в публикации, изложен авторами последовательно и четко. В тоже время к представленной статье имеется ряд принципиальных замечаний. 1. Аннотации (как на английском, так и на русском языке) представлены весьма поверхностно и не отражают в полной мере сути. Авторы должны быть заинтересованы в качественном написании аннотаций, так как именно эти структурные элементы статьи представляются на большинстве сайтов. 2. В представленной работе не выделены разделы. Например, первый абзац может быть представлен как «Введение», а второй – как цель. 3. Библиографический список должен содержать источники информации на иностранных языках, а также источники информации за последние 5 лет, отражающие состояние данного вопроса, как в отечественной специальной литературе, так и в изданиях дальнего зарубежья. 4. В статье отсутствуют ссылки по тексту на источники, представленные в библиографическом списке. 5. На мой взгляд, данная статья должна относиться сразу к двум научным направлениям издания «SCI-ARTICLE.RU» - к медицине и к психологии, что позволит обеспечить наиболее объективное и правильное рецензирование данной работы. Изложенное выше, позволяет заключить, что статья П. С. Авдеева, В. М. Распопова «Физиологические основы гештальт-терапии в соответствии с учением о доминанте А. А. Ухтомского» соответствует профилю издания «SCI-ARTICLE.RU», но нуждается в определенной доработке, после чего может быть представлена на повторное рецензирование. Заведующая кафедрой хирургической стоматологии учреждения образования «Белорусский государственный» медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор И. О. Походенько-Чудакова 19 апреля 2017 года



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх