Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Астрономия, Физика, За горизонтом современной науки
Размещена 13.03.2024. Последняя правка: 10.04.2024.
Просмотров - 555

Феномен наногерцовых гравитационных волн

Кошкин Юрий Александрович

-

Начальник КБ спецтехники

-

Аннотация:
Целью статьи является попытка объяснения феномена несоразмерного количества источников наногерцовых гравитационных волн количеству этих волн.


Abstract:
The purpose of the article is to attempt to explain the phenomenon of a disproportionate number of sources of nanohertz gravitational waves to the number of these waves.


Ключевые слова:
сверхмассивная черная дыра; пространство; Вселенная; наногерцовые гравитационные волны

Keywords:
supermassive black hole; space; Universe; nanohertz gravitational waves


УДК 53.02

1. Введение

В 2023 году в области астрофизике произошло несколько примечательных событий, из которых выделяются два. Первое, пожалуй, это подтверждение телескопом JWST того, что обнаруженные ранее гигантские структуры находятся на расстояниях, соотносимых с периодом ранней Вселенной. По существующим представлениям там их не должно было быть и считалось что указанные расстояния были первоначально определены ошибочно. Предположительное объяснение того, что это обнаружение не выходит за рамки существующей теории Большого взрыва, было подробно изложено в статье “Возможно ли образование черных дыр без коллапса?” [1], опубликованной ещё за полтора года до запуска JWST.  

Второе событие, которое некоторыми учёными считается событием десятилетия, это обнаружение наногерцовых гравитационных волн нового типа. Об особенностях этих волн будет подробно сказано далее, в разделе “Научная новизна”.

2. Актуальность

Изучение гравитационных волн способствует дальнейшему пониманию свойств того, в чём они распространяются, то есть пространства. Что актуально для понимания природы Вселенной в целом.

3. Цель

Целью данной статьи является попытка объяснения возникновения аномально большого количества наногерцовых гравитационных волн.

4. Научная новизна

Сама природа наногерцовых гравитационных волн не является загадкой. Как показывают расчёты, этот тип волн может возникнуть в результате слияния сверхмассивных черных дыр (СЧД). Указанное слияние нельзя назвать редким или экстраординарным событием. Оно, если можно так выразиться, в высшей степени экстраординарное. В структурированной Вселенной вероятность такого слияния мало отличается от нулевой. По крайней мере этим нельзя объяснить большое количество источников вышеуказанных волн. В этом и заключается проблема.

Обнаружить эти волны удалось нескольким коллективам учёных в результате сложных и многолетних наблюдений за пульсарами. Методику таких наблюдений предложил российский физик М.В. Сажин и заключается она в том, что если сигнал, распространяющийся от пульсара попадает в гравитационную волну, то тогда будет наблюдаться сдвиг в этом сигнале. Проведение указанных наблюдений в настоящее время ещё не закончено, и они будут продолжаться и далее. Сейчас к ним присоединяются новые коллективы, но уже совершенно очевидно, что такие волны в природе существуют. Это также в очередной раз свидетельствует о том, что СЧД не являются выдумкой учёных, а представляют собой реальные физические объекты.  Отчёт об этих результатах был представлен в 2023 году [2]. Поэтому расхождение (по некоторым данным двукратное) между количеством выявленных источников таких волн (сливающимися СЧД) и, если так можно выразиться, количеством этих волн, необходимо как-то объяснить.

Научную новизну предположения сформулирую следующим образом – высокое количество источников излучения наногерцовых гравитационных волн, не соразмерное количеству наблюдаемых и сливающихся СЧД, объясняется тем, что многие первичные чёрные дыры в ранней Вселенной, в условиях высокой плотности окружающего вещества имели возможность для экспоненциального роста до СЧД и вследствие относительно небольшого расстояния между собой, вероятность их слияния была значительно выше, чем в уже структурированной и расширившейся Вселенной. 

Также возможно, что имеются пока ещё скрытые источники излучения наногерцовых гравитационных волн, которые вносят свой вклад в интенсивность гравитационного фона. Речь здесь идёт о т.н. “космических струнах”, гипотетических объектах огромных масс, представляющих собой линейные топологические дефекты пространства.  

5. Обоснование и пояснения

По существующим представлениям модели горячей Вселенной, около 380 тысяч лет после Большого взрыва космическое пространство было очень тёмным местом. Оно оказалось заполненным плотным газом, в основном водородом, и было непрозрачным. Свечение от взрывного рождения Вселенной остыло и начались “тёмные века”. Лишь спустя сотни миллионов лет, газ под воздействием сил гравитации смог стянуться в достаточно большие сгустки, чтобы в них запустилась термоядерная реакция и зажглись первые звёзды. Часть этих звёзд, после выгорания, коллапсировались в черные дыры (ЧД) и некоторые из них, поглощая окружающее вещество или сливаясь с себе подобными ЧД, достигали гигантских размеров, становясь СЧД. Очевидно, что этот процесс является очень длительным.

Поэтому, когда телескоп JWST обнаружил очень молодые СЧД, то появилась потребность объяснения данного феномена. Наверное, стоит напомнить, что проблематичность образования СЧД из сколлапсировавших звёзд была известна и раньше. Некоторые учёные видели решение этой проблемы в том, что если допустить наличие массы у родительской звезды не в десятки масс Солнца, а в десятки тысяч, то рост ЧД до СЧД будет происходить в приемлемые сроки. Поэтому, одной из многочисленных и важных задач, стоящих перед телескопом JWST, был поиск гигантских звёзд в ранней Вселенной. Но, как уже было написано, вместо гигантских звёзд там были обнаружены уже действующие квазары.

На мой взгляд, только существование первичных черных дыр [1] способно объяснить появление СЧД уже в ранней Вселенной. Подчеркну, что я не претендую на авторство в гипотезе о возможности самого существования первичных ЧД.  Вопрос о них не нов, есть несколько гипотез их возникновения и моя, только одна из них.

То, что без указанного предположения очень трудно объяснить появление СЧД в ранней Вселенной, мне кажется хорошо иллюстрирует лекция С.Б. Попова, профессора ГАИШ. В своём выступлении “Астрофизические итоги 2023 года” [3], в разделе “Сверхмассивные черные дыры в молодой Вселенной” он для объяснения СЧД возрастом 440 миллионов лет рассмотрел несколько вариантов возможной скорости аккреции. При предельном (высоком) Эддингтоновском темпе аккреции родительская звезда должна была иметь массу десятки тысяч масс Солнца, чего не наблюдается.

Научное сообщество осознаёт остроту данной проблемы. Поэтому не случайно, выступая в конце марта этого года, академик РАН и научный руководитель ГАИШ г-н Черепащук А.М. заявил, что приоритетной гипотезой объяснения наличия сверхмассивных черных дыр уже в ранней Вселенной становится гипотеза возникновения их из природных черных дыр, образовавшихся в результате деформации пространства ещё до возникновения барионного вещества (https://www.youtube.com/watch?v=6PyDp4_IHd0&list=WL&index=21).
Данная гипотеза была предложена мною в статье [1].

Представляется очевидным, что условия для роста черных дыр, когда плотность вещества значительна, а верхний предел светимости выше, являются более благоприятными по сравнению с условиями пониженной плотности вещества и уменьшенного верхнего предела светимости. Из-за того, что рост первичных ЧД начинается на сотни миллионов лет раньше и происходит в более благоприятных условиях (выше плотность вещества и больше предел его поглощения), чем рост ЧД из сколлапсировавшихся звёзд, это позволяет им в относительно короткое время после Большого взрыва достигать размеров СЧД.

Предположение того, что СЧД могли образоваться из первичных ЧД уже вскоре (по космическим меркам) после Большого взрыва, когда размеры Вселенной были относительно небольшими, позволяет сделать ещё один вывод - возможно вероятность слияния СЧД на этой стадии развития Вселенной была значительно выше, чем уже в структурированной Вселенной. Этим и объясняется большое количество источников наногерцовых гравитационных волн, не соразмерное количеству наблюдаемых в настоящее время СЧД.  Ведь многие СЧД в результате такого слияния, сопровождающегося излучением наногерцовых гравитационных волн, объединились в ещё более крупные СЧД (до миллиардов масс Солнца), а суммарное их количество уменьшилось.

Наверное, стоит особо выделить промежуток времени после окончания инфляции Вселенной и до начала образования барионного вещества. Если в этот период существовали первичные черные дыры, то “строительного материала” для их роста было вполне достаточно. Это наличие многочисленных нейтрино, а также фотонов и плазмы с высокой плотностью. Другим фактором стремительного роста ЧД в этот период могло быть их слияние (скорее всего множественное) между собой вследствие небольшого расстояния друг от друга. Отмечу, что ограничения на аккрецию нейтрино и фотонов (Эддингтоновский предел светимости или поглощения), в отличие от случая аккреции барионного вещества, здесь не действовали, за исключением случаев поглощения плазмы.

Учитывая изложенное, а также доминирование на большей части данного этапа развития Вселенной излучения над веществом, можно с достаточной уверенностью предположить, что в этих условиях скорость роста черных дыр была существенно, возможно в десятки или сотни раз, выше скорости роста ЧД в “вещественной” Вселенной. Поэтому не исключено, что некоторые первичные ЧД достигали очень значительных размеров уже в первые тысячелетия после Большого взрыва.

6. Выводы

Если исходить из предположения того, что СЧД могли образоваться из первичных черных дыр вскоре после Большого взрыва, когда размеры Вселенной были ещё относительно невелики, то вероятность их слияния между собой с излучением наногерцовых гравитационных волн должна быть существенно выше, чем в уже структурированной и значительно расширившейся Вселенной. 

7. Заключение

Гипотетически большинство источников наногерцовых гравитационных волн, которые (волны) сейчас регистрируются, находились в очень ранней Вселенной. Многие из этих источников к настоящему времени объединились и суммарно их количество уменьшилось. Этим и объясняется феномен несоразмерности между количеством наблюдаемых и сливающихся СЧД и количеством источников наногерцовых гравитационных волн.

Библиографический список:

1. Кошкин Ю.А. Возможно ли образование черных дыр без коллапса? [Электронный ресурс] // SCI-ARTICLE.RU. - 2021. URL: https://sci-article.ru/stat.php?i=1619411622 (дата обращения: 27.02.2024);
2. The NANOGrav 15 yr Data Set: Evidence for a Gravitational-wave Background. The Astrophysical Journal Letters, Volume 951, Number 1, 2023 July 1;
3. Попов С.Б. Астрофизические итоги 2023 года [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=RvP4ruMz_50&t=3152s. (дата обращения: 27.02.2024)




Рецензии:

13.03.2024, 18:04 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Объекты большей массы производят гравитационные волны более низкой частоты. Cамые массивные небесные тела во Вселенной, сверхмассивные двойные черные дыры (с массой от 100 до 100 миллиардов раз больше солнечной) в центре галактик, в основном генерируют гравитационные волны в наногерцовом диапазоне с соответствующими масштабами времени сигнала от годы до десятилетий. Исследователи из китайской коллаборации Pulsar Timing Array (CPTA) отслеживали 57-миллисекундные пульсары с регулярной частотой вращения в течение 41 месяца. Они нашли ключевые доказательства наличия сигнатур квадрупольной корреляции, совместимых с предсказанием наногерцовых гравитационных волн на уровне статистической достоверности 4,6 сигма, с вероятностью ложной тревоги два на миллион -[https://kiaa.pku.edu.cn/info/1031/9024.htm].Распространенная интерпретация сигнала наногерцовых гравитационных волн состоит в том, что он исходит от сверхмассивных двойных черных дыр - https://indico.lip.pt/event/1607/. В статье "Феномен наногерцовых гравитационных волн" автору необходимо конкретизировать научную новизну статьи.

13.03.2024 21:21 Ответ на рецензию автора Кошкин Юрий Александрович:
Уважаемый Улугбек Товфикович! Спасибо за проявленный интерес к статье и рецензию. Попробую ответить на заданный в ней вопрос. Как я уже написал в статье наблюдениями по обнаружению наногерцовых гравитационных волн занимается ряд коллективов учёных (EPTA, NANOGrav, PPTA и др.), в том числе и китайский Pulsar Timing Array (CPTA), на результаты которого Вы ссылаетесь. В настоящее время доказано, что в природе волны такого типа существуют. Также не остаётся сомнений в том, что их могут генерировать сверхмассивные двойные черные дыры в процессе своего слияния. Однако загадка заключается в том, что оценка количества сливающихся СЧД не соразмерно количеству генерируемых волн ("4 САМЫХ ЗАГАДОЧНЫХ СОБЫТИЯ В АСТРОНОМИИ" https://www.youtube.com/watch?v=vxMKiy1m_dg&t=189s). На мой взгляд, объяснить этот феномен можно только если предположить, что СЧД могли образовываться из первичных черных дыр и начинать сливаться уже в ранней Вселенной, генерируя наногерцовые гравитационные волны. Возможно, что ещё задолго до возникновения первых звёзд. Это предположение позволяет объяснить, почему источников таких волн было достаточно, а также почему некоторые ЧД смогли вырасти до размеров в десятки миллиардов масс Солнца и почему в ранней Вселенной уже существуют гигантские структуры, что является неожиданным по имеющимся представлениям. Надеюсь что ответил на Ваш вопрос о конкретизации научной новизны статьи. С уважением, Юрий Александрович

22.03.2024, 11:59 Смирнов Владимир Михайлович
Рецензия: Концепция автора о том, что сверхмассивные черные дыры могли успешно развиться из первичных черных дыр, не "дожидаясь" сотен миллионов лет чтобы образовалось барионное вещество, звезда родилась, выгорела, сколлапсировалась в небольшую черную дыру и только потом начинала набирать массу до сверхмассивной, представляется интересной. Она позволяет легко объяснить наличие крупных структур (квазаров) в ранней Вселенной, а также объяснить феномен наногерцовых гравитационных волн, что подробно показано в статье. Существующими представлениями об образовании сверхмассивных черных дыр из выгоревших и сколлапсировавшихя звёзд сделать это, не пересматривая хронологию теории Большого взрыва или полностью эту теорию отвергая, практически невозможно. В статье представляется интересным также акцент автора на период времени от конца инфляции до начала образования барионного вещества, когда во Вселенной доминировало излучение. Ведь процесс абсорбции черной дырой нейтрино не сопровождается образованием аккреционного диска, созданием джетов и какими-бы либо ограничениями на поглощение. Множество нейтрино просто пересекают горизонт события и увеличивает массу (энергию) черной дыры, не создавая при этом побочных эффектов. Хотя эффективная длительность времени этого периода небольшая (несколько сот тысяч лет), но возможно, как предполагает автор, рост черной дыры на данном этапе мог быть соизмерим с её ростом в "вещественной" Вселенной в течении миллионов лет. На мой взгляд, считать так имеются некоторые основания. Хорошо бы это предположение проверить симуляцией на суперкомпьютере. Может какой-нибудь из коллективов учёных этим заинтересуется? Статья написана на актуальную тему и видится интересной. Рекомендую к публикации.
22.03.2024 15:15 Ответ на рецензию автора Кошкин Юрий Александрович:
Уважаемый Владимир Михайлович! Спасибо за рецензию, отметившую ключевые особенности статьи. Возможно Ваше пожелание о компьютерной проверки гипотезы будет реализовано. Изложенное в статье объяснение вызвало интерес и мне было предложено порекомендовать отдельные характеристики будущей компьютерной модели. С уважением, Юрий Александрович

1.04.2024, 8:51 Свирский Андрей Петрович
Рецензия:  По существующим представлениям всё космическое пространство заполненно сверхвысокочастотным фоновым излучением, т.н. реликтовым излучением, своего рода "отголоском" от Большого взрыва. Предположение автора, что обнаруженный недавно гравволновой фон наногерцовых гравитационных волн может подобным образом, ко всему прочему, содержать реликтовые гравитационные волны выглядит интересным и позволяет объяснить степень его интенсивности. Вполне возможно, что выявленные во Вселенной сверхмассивные черные дыры массой в миллиарды масс Солнца могли образоваться только лишь в результате ряда предшествующих слияний, при которых генерировались такие наногерцовые гравитационные волны. Естественно, что частота (или вероятность) этих слияний была тем выше, чем "моложе" и, соответственно, меньше по размерам была Вселенная. Главное в этом вопросе - могли ли на этой стадии развития Вселенной возникнуть черные дыры значительной массы. На первый взгляд представляется сомнительным, чтобы они в это время уже смогли образоваться и вырасти из сколлапсировавшихся звёзд. Хотя попытки найти родительские звёзды массой в десятки тысяч масс Солнца или кардинально пересмотреть закон светимости Эддингтона, чтобы "подогнать" скорость поглощения вещества черной дырой под требуемую, продолжаются до сих пор. Однако, если допустить существование первичных черных дыр, то этот вопрос решается. Согласен с мнением автора, что в этом случае ничем не ограниченная скорость поглощения черной дырой излучения, может привести к её значительному росту уже в первые тысячелетия после Большого взрыва. Статья написана на актуальную тему, изложенное в ней объяснение повышенной интенсивности фона наногерцовых гравитационных волн обладает научной новизной, представляется интересным и логически обосновано. Рекомендую статью опубликовать.
09.04.2024 7:07 Ответ на рецензию автора Кошкин Юрий Александрович:
Уважаемый Андрей Петрович! Спасибо за проявленный интерес к статье и обстоятельную рецензию.



Комментарии пользователей:

16.03.2024, 9:22 Цорин Борис Иосифович
Отзыв: Если хоть на секундочку предположить, что г. Кошкин в своей новой статье написал истину, а не очередную чушь, то придется предположить, что скорость распространения гравитационных волн заметно ниже скорости света, раз уж до землян доходит большое количество гравитационных волн от объектов, которые уже поздно наблюдать иными способами. Вывод очевиден. P.S. Очень интересно, удержится ли г. Кошкин от восхваления новой своей статьи с фейковых аккаунтов, использует ли уже "запаленные" или создаст новые.


16.03.2024, 12:09 Кошкин Юрий Александрович
Отзыв: А вот и объявился г. Цорин со своими безграмотными, агрессивными и конспирологическими измышлениями. Уровень его познаний в данной теме мне стал очевиден после обсуждения предыдущей статьи, где он оказался не способным, даже после подробных разъяснений, понять многие вещи. Всерьёз анализировать и комментировать его нелепые высказывания в дальнейшем не вижу никакого смысла и тратить на это время не буду.


16.03.2024, 16:27 Свирский Андрей Петрович
Отзыв: Уважаемый автор! Меня заинтересовало Ваше объяснение феномена наногерцовых гравитационных волн, которое мне показалось вполне обоснованным. Но прежде чем написать рецензию на статью хотелось бы уточнить два момента. Во-первых очевидно, что чем Вселенная моложе, тем меньше её размер и тем выше вероятность столкновения (слияния) в ней черных дыр. Но это только качественная оценка. Получилось ли у Вас это оценить количественно? И второе. В последних Ваших статьях гипотезы построены на предположении существования первичных черных дыр. Есть разные теории их возможного возникновения. Не могли бы Вы дать им оценку. Я понимаю, что это несколько выходит за рамки обсуждаемой статьи, но всё же. Ведь не все они одинаково хорошо подходят для объяснения рассматриваемого в статье феномена.


16.03.2024, 16:58 Цорин Борис Иосифович
Отзыв: Что же касается фактов... В источнике [2] написано: "The inferred gravitational-wave background amplitude and spectrum are consistent with astrophysical expectations for a signal from a population of supermassive black hole binaries". Нет в источнике [2] никакого выдуманного г. Кошкиным "экстраординарного слияния черных дыр", а есть две черные дыры, находящиеся близко друг к другу и обращающихся вокруг общего центра масс, период их обращения и задает частоту гравитационной волны. Таких пар во вселенной, соответственно, достаточное количество, чтоб создать фоновый шум. Г. Кошкин же в этой статье окончательно скатился на уровень г. Нечаева.


17.03.2024, 7:30 Нечаев Алексей Вячеславович
Отзыв: Уважаемый Кошкин Юрий Александрович! Никакого феномена в общем-то и нет. Два тела порождают один гравитационный волновой канал (ГВК), который излучает волны пропорциональные суммарной массе тел. Трем телам соответствует три ГВК, а четырем уже шесть ГВК и т. д. Количество ГВК растет быстрее чем количество черных дыр. С уважением!


20.03.2024, 6:56 Кошкин Юрий Александрович
Отзыв: Уважаемый Андрей Петрович! Спасибо за интерес к статье. На заданные вопросы отвечу так. Достоверно радиус Вселенной определён только в момент Большого взрыва, когда он имел нулевое значение. В настоящее время радиус Вселенной оценивается в 46,5 млрд. световых лет. Все промежуточные численные значения радиуса Вселенной зависят от того, какая модель расширения Вселенной и какие допущения будут приняты при его вычислении. Соответственно, все любые полученные результаты будут так или иначе уязвимы для критики, поэтому в статье обошелся без их приведения, ограничившись лишь качественной оценкой. Естественно, что такие расчеты я проводил и если Вы посчитаете целесообразным часть из них ввести в текст статьи, то это будет сделано. Относительно гипотез о возникновении первичных черных дыр. Мне известны три, одна из них моя. Начну с гипотезы о гравитационном коллапсе "темной материи" (куда же без "темной материи"). Ведь очень удобно её всё объяснять, приписывая "темной материи" любые удобные для этого случая свойства. Вроде как "по щучьему велению, по моему хотению". Я предполагаю, что такой субстанции в природе не существует и даже написал статью на эту тему "Существует ли тёмная материя?", ну и соответственно не верю в гипотезу первичных черных дыр из неё. По другой гипотезе первичные черные дыры могут возникать в результате коллапса первичной плазмы при неких флуктуаций её плотности. Почему её выдвинули и рассматривают я не понимаю. Ведь в этот период времени идёт взрывной процесс рождения и расширения Вселенной. Какие обстоятельства в её локальной области пространства способны обратить этот процесс вспять и начать сжимать высокотемпературную плазму до невероятной плотности? На мой взгляд это совершенно исключено. Моя гипотеза о том, что в процессе образования и расширения пространства Вселенной в нём не исключено образование топологических дефектов, часть из которых может достигать предельного уровня деформации (т.е. первичных черных дыр) тоже является спорной. Однако ряд наблюдательных и экспериментальных данных свидетельствуют в пользу того, что пространство не является простой математической абстракцией, а имеет некую физическую сущность, которая способна подвергаться деформации не только при концентрировании в ней колоссального количества вещества, вызывающего гравитационный коллапс, но и в процессе его образования и расширения. Из изложенного видно, что в статье подразумевается именно последняя гипотеза. Хотя, наверное, нельзя полностью исключить и того, что существует ещё какие-нибудь варианты образования первичных черных дыр. Ведь есть же предположения, что в первые моменты существования Вселенной могли образовываться очень необычные объекты вроде магнитных монополей и пр. Но комментировать последнее я не берусь. С уважением, Юрий Александрович.


20.03.2024, 7:20 Цорин Борис Иосифович
Отзыв: На вопрос "удержится ли г. Кошкин от восхваления новой своей статьи с фейковых аккаунтов, использует ли уже "запаленные" или создаст новые" ответ получен - использует уже "запаленные". Напоминаю читателям комментариев, что "Свирский Андрей Петрович" - уже один раз использованный фейковый аккаунт г. Кошкина, один из нескольких десятков, а никакого "Гродненского завода АГ", с которого он якобы к нам прибыл, гугл не знает. P.S. Кто бы сомневался, что г. Нечаев не пройдет мимо статьи, в которой упоминаются гравитационные волны, без того, чтобы рассказать нам про мифические "гравитационные волновые каналы".


20.03.2024, 9:09 Кошкин Юрий Александрович
Отзыв: Уважаемый Алексей Вячеславович! Гравитацию я представляю так. Например, есть сближающийся с Землёй камень. Сила его взаимодействия с Землёй (сила тяжести) определяется по закону ЗВТ, согласно которому она численно равна суммарной силе притяжения каждой его частички к каждой частички Земли. Но это определяет только численную величину силы. Никакого непосредственного взаимодействия между частичками нет, а есть только то, что массы камня и Земли устанавливают форму пространства где они находятся (степень его деформирования), при котором характер их сближения будет соответствовать силе тяжести камня. Ваше предположение о том, что в рассматриваемом случае каждая частичка камня должна открывать ГВК и связываться по нему с каждой частичкой Земли, мне кажется несостоятельным, о чём я раньше в обсуждении одной из Ваших статей писал. На мой взгляд, в той же мере уязвимо объяснение наличием ГВК взаимодействия более крупных тел, таких как планеты, звёзды, черные дыры и пр. Правильно ли я понимаю Вашу трактовку взаимодействия тел через ГВК? С уважением, Юрий Александрович.


20.03.2024, 11:50 Нечаев Алексей Вячеславович
Отзыв:  Уважаемый Кошкин Юрий Александрович! Цитата взята из рекомендованной Вам Ашраповым У.Т. ссылки: "Этот диапазон частот также включает вклад гравитационных волн от процессов ранней Вселенной, а также экзотических объектов, таких как космические струны". О космических струнах говорят и китайские товарищи, а не только я. С уважением!


20.03.2024, 16:29 Кошкин Юрий Александрович
Отзыв: Уважаемый Алексей Вячеславович! Хорошо, давайте ограничимся только космическими масштабами и примем, что существуют космические струны и они являются теми самыми ГВК. Правильно ли я понимаю последнее? Если нет, то пожалуйста поправьте. Позволит ли это как-то объяснить нехватку источников наногерцовых гравитационных волн (НГВ)? Нет и даже, наоборот, может потенциально усугубить проблему. То есть, существующие двойные тесные системы из сверхмассивных черных дыр, излучая НГВ и по космическим меркам быстро сливаясь (за несколько миллионов лет), создают гравволновой фон между пульсарами и наблюдателями с Земли. Однако, как выяснилось, этот фон значителен и не может быть объяснён при предположении изотропного распределения СЧД в пространстве Вселенной. Если же к нему (фону) добавятся и различные ГВК, то всю эту разницу будет ещё труднее объяснить. С уважением, Юрий Александрович


20.03.2024, 18:36 Цорин Борис Иосифович
Отзыв: Кстати, источник [3] г. Кошкин тоже использовал весьма странно. Г. Кошкин трактует источник: "... рассмотрел несколько вариантов возможной скорости аккреции. При предельном (высоком) Эддингтоновском темпе аккреции родительская звезда должна была иметь массу десятки тысяч масс Солнца, чего не наблюдается," - ну так, во-первых, в источнике как раз сказано, что в этом случае это не "родительская звезда", а прямой коллапс большого облака. А во-вторых, среди рассмотренных в источнике [3] вариантов есть и варианты, при которых родительская звезда имела массу всего в десятки масс Солнца. Но г. Кошкин, как и некоторые его собратья по разуму, из любого источника улавливает одну-две фразы, которые затем интерпретирует очень и очень вольготно.


20.03.2024, 18:38 Нечаев Алексей Вячеславович
Отзыв: Уважаемый Кошкин Юрий Александрович! Черные дыры могут и не сливаться и при этом ГВК между ними излучает наногерцовые гравитационные волны. В единую сеть объединены все ЧД вселенной. Это значит, что каждая черная дыра имеет связь со всеми черными дырами и эти связи излучают наногерцовые гравитационные волны. Источников наногерцовых гравитационных волн много больше чем количество СЧД. С уважением!


20.03.2024, 20:02 Кошкин Юрий Александрович
Отзыв: Уважаемый Алексей Вячеславович! Ваше утверждение, что "В единую сеть объединены все ЧД вселенной. Это значит, что каждая черная дыра имеет связь со всеми черными дырами..." считаю совершенно нереальным, но вступать в спор по его поводу не буду. А вот Ваше мнение о том, что ГВК способен излучать наногерцовые гравитационные волны меня заинтересовало и захотелось понять механизм этого. С уважением, Юрий Александрович


21.03.2024, 9:00 Нечаев Алексей Вячеславович
Отзыв: Уважаемый Кошкин Юрий Александрович! То, что СЧД имеют связь между собой рассматривается в статье: "S-образные искажения формы галактик - как доказательство существования гравитационных каналов («кротовых нор») между зонами сингулярности сверхмассивных черных дыр (гипотеза)." Размещена в этом журнале 18.08.2021. Излучение гравитационных волн ГВК рассматривается в статьях: "Феномен дефекта массы при гравитационных событиях" Размещена в этом журнале 22.09.2022. и "Свойство гравитационных волновых каналов (ГВК) создавать топологически подобные структуры Вселенной (гипотеза)". Размещена в этом журнале 05.02.2023. С уважением! Статьи в журнале ""SCI-ARTICLE" не опубликованы, а опубликованы на сайте автора http://vprikusku.com/prilivnaya-volna, но Вам удобнее будет смотреть прямо в этом журнале. С уважением!


21.03.2024, 10:52 Пахомов Кирилл Леонидович
Отзыв: Уважаемый автор, я тоже считаю, что промежуток времени от момента Большого взрыва до образования барионного вещества является очень важным. Вероятно тогда многое определилось в дальнейшем пути развития Вселенной. Но на мой взгляд, если и удасться когда-нибудь получить сигналы оттуда, то наверное только в виде не очень информативных реликтовых нейтрино и гравитационных волн. С Вашим предположением о начале крайне стремительного роста первичных черных дыр (ЧД) именно в этот период времени соглашусь. Однако не согласен с тем, что в этом росте могло сыграть заметную роль поглощение черной дырой фотонов. Ведь в отличие от нейтрино, которые со скоростью света могли с больших дистанций приближаться к ЧД, облучать её со всех сторон и поглощаться, фотоны, находясь в первичной плазме такой возможности не имели. Где-то прочитал, что по оценке учёных фотон, рождённый в центре Солнца, достигает её поверхности в среднем за один миллион лет из-за бесчисленных столкновений с электронами и протонами плазмы. Так и здесь, при движении ЧД через первичную плазму встречающиеся фотоны будут конечно поглощаться, но рассчитывать на "сбор" фотонов с больших дистанций не приходится. Но наверное это особо и не повлияет на скорость роста ЧД. Статья интересная, рекомендую к публикации.


21.03.2024, 13:54 Кошкин Юрий Александрович
Отзыв: Уважаемый Алексей Вячеславович! С рекомендованными Вами статьями ознакомился, но так и не понял возможный механизм образования наногерцовых гравитационных волн из космических струн (это то же самое, что и ГВК?). Действительно, в статье китайских учёных тоже есть упоминание о космических струнах в виде "Этот диапазон частот также включает вклад гравитационных волн от процессов ранней Вселенной, а также от экзотических объектов, таких как космические струны". Но как наногерцовые гравитационные волны могут образовываться из таких объектов никак не поясняется. Мне представляется это невозможным, по крайней мере наногерцового диапазона частот. С уважением, Юрий Александрович


21.03.2024, 16:13 Кошкин Юрий Александрович
Отзыв: Уважаемый Кирилл Леонидович! Вы правы, что в условиях, когда ещё существовала первичная плазма, вклад фотонов в рост первичных черных дыр должен быть существенно меньше, чем от нейтрино. Я подумаю, как эту разность отразить в тексте статьи. С уважением, Юрий Александрович.


21.03.2024, 18:00 Нечаев Алексей Вячеславович
Отзыв: Уважаемый Кошкин Юрий Александрович! При движении по орбите дух тел "космическая струна" совершает ассиметричное движение и другого быть не может, так как движение происходит в среде. Тело совершающее ассиметричное движение должно излучать гравитационные волны по определению. Стивен Хокинг ограничился в своих рассуждениях макромиром. Он не переносил это явление на микромир. В микромире происходит все аналогично, но называть связь двух частиц "космической струной" - это нонсенс, поэтому я называю это явление ГВК. С уважением!


23.03.2024, 9:12 Цорин Борис Иосифович
Отзыв: Что касается гравитационных волн, то механизм их образования простой, доступный (в отличие от космических струн) для понимания даже школьникам (но вряд ли доступный людям, сочиняющим небылицы космических масштабов): 1. гравитационная волна есть любое изменение гравитационного поля, соответственно, никаких каналов она образовать не может просто по определению; 2. гравитационное поле меняется при любом движении массы-энергии в пространстве, даже если просто человек куда-то идет; 3. естественно, при движении человека это изменение слишком мало, чтоб его можно было засечь: чтоб современная техника могла засечь волну, это должно быть очень значительное изменение, например, взрыв сверхновой; 4. Наличие у волны частоты означает ее периодичность: частота = 1/период; "наногерцовые волны" означают частоту от наногерца до сотен наногерц, то есть период от нескольких миллионов до миллиарда секунд, от десятков дней до десятков лет; 5. периодичность волны означает периодичность события, создающего волну; типовые периодические события в космосе - орбитальные движения; 6. лучше всего под ситуацию "орбитальное движение тела с большой массой и большой амплитудой движения" подходит обращение двух черных дыр вокруг общего центра масс; вся загадка состоит в том, что таких пар черных дыр найдено раза в два меньше, чем наногерцовых гравитационных волн, однако это вполне может означать, что просто часть черных дыр в требуемом диапазоне расстояния еще не найдена; 7. космические струны (чье существование пока не доказано, это гипотеза) тоже имеют массу, сравнимую с массой черных дыр, поэтому они тоже могут создавать заметные современным приборам гравитационные волны, взаимодействуя друг с другом, с черными дырами или даже просто вращаясь вокруг своей оси (если они вообще могут это делать, вот тут мне знаний не хватает) в подходящей плоскости. P.S. А пока г. Кошкин и г. Нечаев соревнуются, кто лучше переврет понятие космической струны, напоминаю читателям список последних (из трех с лишним десятков) использованных г. Кошкиным фейковых аккаунтов: "Пахомов К.Л.", "Свирский А.П.", "Суэтин Я.А.", "Алиханова Д.И.", "Смирнов В.М.", "Шлеенков М.А.". P.P.S. Естественно, космические струны, как и квантовые струны (аналог в микромире, и никаких "ГВК"), не являются "связью двух" объектов. В споре г. Кошкина и г. Нечаева (а вот и не подеретесь, а вот и не до крови) правда примерно с равной частотой оказывается на стороне г. Кошкина и сильно в стороне от обоих; г. Нечаев в принципе крайне редко дает хотя бы единичные верные утверждения.


23.03.2024, 17:03 Радзинский Борис Семёнович
Отзыв: Уважаемый Алексей Вячеславович! Я согласен с Вами, что возможно в природе существуют такие экзотические объекты, как космические струны. Их я представляю в виде топологического дефекта пространства, что-то вроде черной дыры, но чрезвычайно маленького диаметра и гигантской протяженности и массы. Даже появлялись сообщения, что их обнаруживали (https://arxiv.org/pdf/2009.06607.pdf). Наверное они могут внести вклад в гравволновый фон, но вряд ли значительный, чтобы полностью объяснить феномен. Также мне кажется, что они явлются отдельными, редкими и обособленными объектами и не представляют собой связующие звенья между сверхмассивными черными дырами. С уважением, Борис Семёнович


23.03.2024, 20:28 Нечаев Алексей Вячеславович
Отзыв: Уважаемый Радзинский Борис Семёнович! "Космические струны" описал Стивен Хокинг. Такая струна мной обнаружена между Солнцем и Землей, что и отражено в моих статьях. Берите, исследуйте и расскажите нам. У Вас есть возможность. С уважением!


24.03.2024, 16:39 Суэтин Яков Аркадьевич
Отзыв: Опять мою фамилию упомянул г. Цорин. Как я понял, автор статьи г.Кошкин отказался от общения с ним и он так болезненно это воспринял, что в свои враги записал не только его, но и всех тех, кто положительно оценивает его статьи. Судить о том, были ли вздорными его комментарии к статьям автора или нет, не берусь. Но выливаемая им конспирология очень неприглядна для научного журнала. Вопрос к модераторам, почему это не пресекается? По поводу статьи. С каждым годом увеличивается количество наблюдательных средств и растёт число открытий. И всё больше складывается впечатление, что Вселенная не соответствует нашим установившимся представлениям. Пока на их коренной пересмотр научное сообщество не решается и пытается объяснять выявляемые проблемы не выходя за рамки установившихся представлений. С каждой вновь обнаруженной аномалией делать это становится всё труднее. Вот и феномен большого количества наногерцовых гравитационных волн очень трудно объяснить, не выходя за эти рамки. Решение загадки ищут в ранней Вселенной. Мне представляется такое направление перспективным и с этим я согласен с автором. Добавил бы только, что кроме первичных черных дыр, вырастающих до сверхмассивных, могут сыграть свою положительную роль в объяснении феномена и космические струны. В настоящий момент их существование достоверно не подтверждено, но всё идёт к этому. Так ли это сказать сложно, но статья интересная и дискуссионная, рекомендую к публикации.


27.03.2024, 9:48 Цорин Борис Иосифович
Отзыв: {1} "Также мне кажется, что они явлются отдельными, редкими и обособленными объектами и не представляют собой связующие звенья между сверхмассивными черными дырами" - г. Кошкин, Вам не кажется, это так и есть. Доказано, что если космические струны существуют, то они могут являться либо бесконечными, либо замкнутыми. {2} Нет, г. Кошкин, то, что Вы с фейковых аккаунтов не только хвалите свою статью, но и возмущаетесь, что Вас раскрыли, называя это конспирологией, не является аргументом. Нет, чисто теоретически может быть, что из 34 аккаунтов, которые я называю Вашими, 1-2 чисто случайно совпадают по всем характеристикам, но бритва Оккама не дает в это поверить без дополнительной аргументации. {3} Вот удивительно, правда? Не заходил "Радзинский Борис Семёнович" три года онлайн, а как я перечислил последние фейковые аккаунты г. Кошкина, так зашёл и сразу к статье г. Кошкина. Я-то уж думал, за три года от старых аккаунтов г. Кошкин почты-пароли потерял. Странно, что "Радзинский Борис Семёнович" не похвалил саму статью - интересно, это впереди или г. Кошкин сдержится и использует этот аккаунт только для споров с г. Нечаевым? ) {4} Ну раз пошло использование такой старой гвардии, то придется опубликовать полный (хотя, возможно, уже неполный: он все-таки растет и растет) список 34 аккаунтов г. Кошкина: docs.google.com/document/d/12R0IVyoaoraRVqU-QzGoFoIhspEA8Hj7DZeqHpWFXHs/


7.04.2024, 16:55 Цорин Борис Иосифович
Отзыв: Мне крайне интересно, опубликует ли журнал статью, к которой одна условно негативная рецензия от реального человека и две безусловно позитивных рецензии от фейковых аккаунтов автора статьи.


8.04.2024, 20:39 Алиханова Дилара Искандеровна
Отзыв: В своём недавнем выступлении (30 марта с.г.) академик РАН и научный руководитель ГАИШ г. Черепащук А.М. отметил, что механизм образования молодых сверхмассивных черных дыр в рамках сложившихся представлений не находит своего внятного объяснения. Поэтому сейчас гипотеза, согласно которой черные дыры образовались в результате деформации пространства-метрики ещё до возникновения барионного вещества, выходит на первое место, хотя ещё несколько лет назад она казалось фантастической (см. выступление https://www.youtube.com/watch?v=6PyDp4_IHd0&list=WL&index=21). Я считаю эту гипотезу, которая совпадает с гипотезой автора, высказанной им несколько лет назад в статье "возможно ли образование черных дыр без коллапса", интересной и перспективной. Вполне вероятно, что она не только позволит объяснить появление сверхмассивных черных дыр уже в ранней Вселенной, но и разъяснит необычно высокую интенсивность наногерцового гравитационного фона. Возможно в статье имеет смысл рассмотреть также вклад в гравволновой фон и от других объектов, которые предположительно тоже могли образоваться на этой стадии в результате деформации пространства, т.н. "космических струн". Хотя доказать их существование, в отличии от сверхмассивных черных дыр, пока не получается.


9.04.2024, 7:28 Кошкин Юрий Александрович
Отзыв: Уважаемая Дилара Искандеровна! Спасибо за ссылку на интересное выступление академика А.М. Черепащука. Если под космическими струнами подразумевается линейный топологический дефект пространства, то вполне вероятно, что они существуют. Но могут ли они (их движение или слияние) внести существенный вклад в наногерцовый гравитационный фон оценить затрудняюсь. Рассчитать какие массы должны быть у сливающихся черных дыр, чтобы сгенерировались гравитационные волны наногерцовых частот, вполне возможно. Но выполнить такой расчёт для космических струн мне затруднительно. Но, наверное, в принципе Вы правы и такую гипотетическую возможность имеет смысл в статье отразить. С уважением, Юрий Александрович


10.04.2024, 8:07 Цорин Борис Иосифович
Отзыв: Даю справку: 1) "Алиханова" - один из аккаунтов Кошкина (и я это уже говорил); 2) Чтобы сгенерировались гравитационные волны наногерцовых частот, годятся любые массы черных дыр, так как от масс зависит амплитуда гравитационной волны, а не частота; частота зависит от частоты обращения двух дыр вокруг общего центра масс.


Оставить комментарий


 
 

Вверх