студент специальности туризм
КГПИ
кафедра теории и практики физической культуры, спорта и туризма
Научный руководитель: Гурская Ирина Федоровна, Костанайский государственный педагогический институт, ст. преподаватель кафедры теории и практики физической культуры, спорта и туризма
УДК 379.85
Туризм является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. Успешное развитие туризма оказывает влияние на такие ключевые сектора экономики, как транспорт и связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др. [1]
Актуальность статьи заключается в том, что на сегодняшний день развитие малой авиации с предоставлением туристско-экскурсионных услуг является приоритетным направлением в туризме. Необходимость применения малой авиации в туристской сфере является бесспорной.
Мир путешествий по необъятным просторам Казахстана давно уже не ограничен поверхностью нашей земли. Малая авиация позволяет не только быстро добраться в удаленные места, самолеты, автожиры и вертолеты дают уникальную возможность увидеть нашу прекрасную землю с высоты птичьего полета, насладиться новыми и необычными ландшафтами и даже заглянуть за горизонт. В Казахстане с его необозримыми пространствами, где расстояния привычно измеряются сотнями километров, малая авиация постепенно становится востребованным транспортным средством в туристской сфере [2].
Малая авиация, или, как ее называют официально, авиация общего назначения, работает в туризме и путешествиях, спортивных соревнованиях, экскурсиях на сельскохозяйственных работах и при перевозке VIP-персон. В настоящее время в малой авиации есть возможность выбора самых разнообразных летательных аппаратов. Начиная от демократичных парапланов и мотодельтапланов, заканчивая достаточно дорогими вертолетами и самолетами. Набирают популярность мотопланеры, сочетающие в себе достоинства самолета и свободно парящего планера.
Малая авиация - социально значимый и необходимый для эффективного развития, производства и функционирования транспортной системы страны сегмент рынка авиаперевозок. К ней относят следующие летательные аппараты:
- самолеты с взлетным весом 495-8600 кгс (кгс - это единица измерения «килограмм силы», которая определяется путем умножения массы летательного аппарата на силу гравитации) и количеством пассажиров до 19 человек;
- беспилотные летательные аппараты с взлетным весом до 8600 кгс;
- вертолеты с взлетным весом 495-4500 кгс [3].
Для развития в Республике Казахстан сверхлегкой авиации 08.02.2002 г. создано Объединение юридических лиц в форме ассоциации «Ассоциация Сверхлегкой авиации Казахстана» (АСАК). Основная цель ассоциации: создание сбалансированной системы государственного регулирования деятельности сверхлегкой авиации (СЛА) с участием общественности. Сверхлегкая авиация - достояние общественности. Обеспечение безопасности полетов в этой системе должно стать основой взаимоотношений Членов АСАК» [4].
Привлекательность малой авиации заключается в ее способности выполнять перевозку небольших грузов, сельскохозяйственные работы, патрулирование, обучение пилотированию, авиационный спорт, туризм и т.п., а также в существенной экономии времени для ее пользователей. Последнее достигается за счет возможностей летать вне расписания, способности использовать для взлета и посадки небольшие аэродромы или элементарно подготовленные площадки.
Для более подробного изучения проблемы исследования нами был проведен опрос, в котором приняли участие 130 респондентов г.Костаная из разных сфер деятельности, возрастом от 20 до 50 лет. Целью проведения опроса являлось: получение информации о востребованности и возможности развития туристско-экскурсионных услуг в малой авиации в Костанайском регионе.
По результатам проведенного анкетирования мы выяснили, что большинство респондентов – 92% хотят воспользоваться туристско-экскурсионной услугой малой авиации и в личных целях «самолет на прокат»,. Также было опрошено 14 турфирм г.Костаная. Из них 57% проявляют желание предлагать на рынок нашу услугу, а именно использование малой авиации в туристско – экскурсионных целях.
Нами было проведено интервьюирование в авиакомпании «Авиа-Жайнар» г. Костанай. Мы поинтересовались, согласна ли авиакомпания внедрить нашу услугу, а именно использование малой авиации в туристско-экскурсионных услуг в Костанайской области. Представитель авиакомпании «Авиа-Жайнар» отметил, что они готовы внедрить экскурсионную услугу, однако, есть небольшое количество причин, главные из которых: высокая стоимость услуги, несовершенство материально-технической базы и устаревший парк судов (особо проигрываем современной зарубежной технике). Аренда самолета Ан-2 (12 человек) приблизительно равна 700-800 долларов США, что в свою очередь составляет 60-70 долларов США на одного человека.
Учитывая имеющийся в регионе потенциал, а также тенденцию развития туристской инфраструктуры, необходимо больше внимания уделить разработке разнообразных туристско-экскурсионных маршрутов, расширению объектов туристско-экскурсионного характера, которые с учетом увеличивающегося числа желающих отдохнуть в Костанайском регионе, позволят получать дополнительный доход.
Группа исследователей в составе академика Международной академии туризма и спорта Сапара Искакова, археологов Андрея Логвинова, Дмитрия Дея, а также представителей СМИ вернулась из экспедиционной поездки на юг Костанайской области, на территорию Торгайской ложбины, где были обнаружены геоглифы.
Ученые считают, что обнаруженные геоглифы могут составить конкуренцию рисункам пустыни Наска в Перу. Многие геоглифы настолько велики, что их можно рассмотреть только с высоты птичьего полета. Длина самого большого из торгайских геоглифов составляет 460 метров [5].
В Костанайском регионе можно проводить как тематические, так и обзорные экскурсии. У нас есть предпосылки, которые характеризуют возможность развития туристско–экскурсионных услуг в нашем регионе. Осуществляется усовершенствование туристской инфраструктуры, экскусионных объектов, появление зон отдыха, торгово – развлекательных комплексов, которые интересны для всех возрастов. Во-вторых достаточно стабильная обстановка в стране и в третьих в нашем регионе преобладает резко континентальный климат, с сухим летом и малоснежной зимой (благоприятные климатические условия), что способствует благоприятному и беспрепятственному взлету и посадки летательных аппаратов.
Если говорить о туристско – экскурсионной услуги с использованием малой авиации то следует обратить внимание на то, что услуга дорогостоящая и не относится к услугам постоянного потребления, но если учитывать статистические данные Костанайской области среднемесячная заработная плата за октябрь 2013 года составляет около 500 долларов, поэтому можно утверждать что воздушная экскурсия над г.Костанай с использованием малой авиации жители нашей области пусть не каждый месяц, но 1 раз в год могут воспользоваться. А что касается других стран и регионов, то большинство состоятельных туристов готовы платить за это большие деньги.
Чтобы развитие малой авиации шло поступательно, Казахстан должен ориентироваться на опыт стран ближнего и дальнего зарубежья, таких как, Россия, США и других "продвинутых" стран, где повсеместно работают специальные сall-центры и в любое время можно узнать прогноз погоды, утвердить маршрут следования, а также получить ряд других услуг [6].
Подводя итог всему выше сказанному мы выявили необходимые условия для применения туристско – экскурсионных услуг в малой авиации в Костанайском регионе:
·наличие авиакомпании в данном регионе, имеющее лицензию на осуществление перелетов;
·соответствующая инфраструктура малой авиации (аэродромы, взлетные площадки, авиатехника);
·достопримечательности, экскурсионные объекты, на которые будет интересно посмотреть с высоты птичьего полета;
·спрос на данную услугу;
·погодно – климатические условие, которые не помешают при воздушном передвижение самолетов малой авиации;
·соответствие цены и качества услуги;
·активная реклама для продвижения туристско - экскурсионной услуги.
·платежеспособность потребителя и другое.
Рецензии:
2.03.2014, 17:20 Мельниченко Александр Анатольевич
Рецензия: Статья освещает актуальную проблему. Однако автор использует публицистический, а не научный стиль изложения. Имеют место грамматические и стилистические ошибки. Стоимостные единицы следует привести к общепонятным параметрам (доллары, евро). Статья только бы выиграла от того, что автор привел хотябо несколько предложений по решению имеющихся проблем в исследуемой сфере. В названии следует убрать "применение и (внедрение)", поскольку речь идет о "развитии" этого вида бизнеса.
После устранения указанных замечаний можно вернуться к вопросу о рекомендации статьи к печати.
3.06.2014, 12:11 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендуется к печати
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий