СГУ
студент
к.п.н. доцент Лощилова Екатерина Николаевна, Сочинский Государственный Университет.
372.8
Потенциал интернета и социальных сетей в области преподавания иностранных языков огромен. Использование языковых социальных сетей может сделать процесс обучения весьма эффективным, повышая интерес и личную мотивацию обучаемых к изучению английского языка.
Социальные сети продолжают набирать популярность и уже стали объектом внимания таких исследователей, как Дж. Барнс, Р. Соломонофф, П. Эрдос, А. Реньи, Д. Уоттс и С. Строгач. Однако возможности языковых социальных сетей недостаточно изучены. Cоциальная сеть – мощный инструмент, позволяющий пользователям общаться друг с другом [1]. В последнее десятилетие, социальные сети получили широкое распространение и превратились для многих пользователей в нечто большее, нежели просто сайт. Стандартные социальные сети позволяют присоединиться к любой сети, посылать сообщения, размещать фотографии, выходить на других пользователей через своих знакомых. Наиболее известными социальными сетями являются MySpace, Facebook, Вконтакте.ру и Одноклассники. Социальные сети могут классифицироваться по типу открытости информации, по открытости доступа, по типам общения, по специализации и по географическому признаку.
К одному из видов социальных сетей относятся языковые социальные сети, которые позволяют изучать иностранный язык самостоятельно. В свою очередь, языковые социальные сети можно классифицировать по специализации, доступности информации и географическому признаку [4, c. 46].
Однако при использовании языковых социальных сетей значительно меняется роль преподавателя. Если в процессе традиционного обучения он является наставником и главным лицом (по мнению С. Хуанта и Х.Лью [3, c.35]), то при использовании языковых социальных сетей преподаватель становится лишь координатором, и общение с учениками характеризуется как непрямое. Следовательно, увеличивается самоконтроль ученика, его мотивация и независимость. Чтобы облегчить учащимся поиск необходимой для задания информации, преподаватель должен правильно и грамотно организовать самостоятельную работу ученика. В качестве подготовительной работы, он может дать ученикам список сайтов, которые могут помочь с поиском информации. Такой вид работы развивает поисковые навыки учеников, помогает выделять нужный материал в потоке разнообразной информации, анализировать и систематизировать собранные данные, побуждает интерес учащихся к самостоятельной работе. Правильная организация самостоятельной работы учащихся преподавателем является залогом успешного процесса изучения английского языка.
Языковые социальные сети имеют ряд преимуществ: они ускоряют процесс обучения, улучшают качество усвоения материала, способствуют росту интереса учащихся к английскому языку, позволяют избежать субъектности оценки, позволяют индивидуализировать процесс изучения языка, помогают формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности, помогают совершенствовать умения аудирования на основе звуковых файлов и мультимедийных средств, совершенствовуют умения поддерживать диалоги и дискуссии на основе проблемного обсуждения материалов урока английского языка, совершенствуют умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений на английском языке, позволяют пополнять свой словарный запас лексикой современного английского языка [5, c.46].
Для анализа эффективности языковых социальных сетей в обучении английскому языку было проведено анкетирование 50 студентов разных факультетов Сочинского государственного университета. Возраст студентов составлял 18-30 лет. Опрос проводился как очно, так и с использованием социальной сети «ВКонтакте». В ходе исследования были получены следующие результаты: среди опрошенных преобладают женщины (71%, мужчин – 29%); возрастная категория респондентов составляет 18-20 лет (64%), 21-24 года (25%), 25-30 лет (11%); 92% опрошенных студентов ранее изучали или изучают в настоящее время английский язык, при этом 8% - никогда не изучали иностранный язык. Самое большое количество респондентов зарегистрированы в социальной сети «ВКонтакте» (65%), на втором месте социальная сеть «Одноклассники» (18%), на третьем месте – «Facebook»(15%). В графе «Другое», 2% респондентов указали социальную сеть «Мой Мир».
Мы выяснили, что половина опрошенных студентов знакомы с понятием «языковые социальные сети». Вторая половина респондентов слышали об этом понятии, сталкивались с ним в Интернете, но не имели о нем четкого представления. В этом случае, мы расшифровывали понятие «языковые социальные сети» и называли наиболее популярные из них.
Большинство опрошенных студентов (54%) считают, что интереснее изучать английский язык с помощью языковых социальных сетей и Интернета. 40 % студентов предполагают, что это зависит от вида языковой социальной сети. Меньшее количество респондентов (6%) считают, что языковые сети не делают процесс изучения английского языка более интересным.
Большая часть респондентов согласна с тем, что языковые социальные сети способствуют обогащению словарного запаса и усвоению грамматики английского языка. Остальная часть опрошенных студентов полагает, что это зависит от вида языковой социальной сети.
Как выяснилось, больше половины респондентов (58%) не использовали языковые социальные сети для изучения английского языка. Остальные (42%) активно пользовались языковыми сетями.
Наиболее популярной языковой социальной сетью является Lingualeo.ru(56%), на втором месте - busuu.com(20%), на третьем месте - polyglot-learn.com (8%). Помимо перечисленных, 6% опрошенных отмечают языковую социальную сеть freshlingua.com. Большинство респондентов (64%) ощутили значительный результат после использования языковой социальной сети в изучении английского языка. Меньшая часть студентов не только ощутили результат, но и нашли свою вторую половинку, завели новые знакомства, преодолев языковой барьер, благодаря языковым социальным сетям.
Многие респонденты активно практиковались в обучении английского языка через языковые сети, мотивируя это тем, что проще зарегистрироваться на сайте и начать изучать английский по электронной программе, нежели искать себе репетитора и платить ему деньги практически за ту же самую работу.
Таким образом, по результатам опроса можно сказать, что изучать английский язык можно и с помощью языковых социальных сетей самостоятельно. Для этого необходимо зарегистрироваться на языковой социальной сети и пройти тестирование для определения уровня знаний. После теста, ученику будет представлена программа, по которой ему следует заниматься, тем самым развивая лексические, грамматические, фонетические знания и умение читать и понимать прочитанный материал. При этом у пользователя открывается доступ к профилям других пользователей и появляется возможность изучать иностранный язык вместе с международным сообществом (обсуждать трудности и вести беседы на изучаемом языке с носителями, помогая им, в свою очередь, изучать русский язык, например).
Существует множество сайтов, позволяющих изучать английский язык. Учащийся может выбрать любую языковую социальную сеть, исходя из своих интересов и предпочтений. Далее, после прохождения тестирования, для пользователя подбирается специальная программа обучения, по которой он будет изучать английский язык самостоятельно. Потенциал языковых социальных сетей велик: их можно использовать не только для самостоятельной работы, но и на уроках английского языка.
Таким образом, языковая социальная сеть является помощником в обучении английского языка. Преподавателю необходимо лишь правильно организовать самостоятельную или групповую работу учащихся. В социальных сетях ученики могут найти большое количество полезной информации, необходимой для успешного выполнения задания.Использование языковых социальных сетей в изучении английского языка делают процесс обучения интересным и захватывающим. Более того, они повышают мотивацию человека к изучению английского языка как на уроках, в классе, так и дома, что открывает новые перспективы для развития самостоятельной работы учащихся. С помощью социальных сетей, любой может получить дополнительную полезную информацию об интересующем вопросе. В распоряжении учащихся информационные ролики, форумы авторов печатных изданий, журналов, газет, учебные аудио- и видеозаписи. Таким образом, у нас есть все основания полагать, что языковые социальные сети являются эффективным методом обучения английского языка.
Рецензии:
22.09.2014, 18:04 Крапивкина Ольга Александровна
Рецензия: Статья несомненна актуальна и интересна с точки зрения темы исследования. Однако заявленные в начале работы задачи сформулированы слишком широко и не получили ожидаемого решения. Хотелось бы увидеть более глубокий анализ исследуемых проблем. Кроме того, в статье содержится ряд пунктуационных ошибок, связанных, думается, с невнимательным редактированием, и стилистических погрешностей. После устранения замечаний работу можно рекомендовать к публикации.