Отсутствует
Волгоградский государственный университет
Ассистент кафедры социальной работы и педагогики
Вопрос участия этнических общественных объединений в системе национальной безопасности страны является одним из актуальных на сегодняшний день. Современная обстановка в Российской Федерации и в мире определила актуальнейшую задачу – поиск более эффективных подходов в обеспечении национальной безопасности государства. Согласно «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», экстремистская деятельность национальных, этнических организаций, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране является внутренней угрозой. Тем не менее, ни один нормативно-правовой акт не содержит четкого объяснения, почему именно этнические общественные объединения представляют собой угрозу национальной безопасности России. Следует отметить, что участие межэтнических НКО может способствовать решению конфликтов, проблем и противоречий в области национальных отношений.
Как справедливо отмечает В. Н. Королев: «Обострение угрозы национальной безопасности России со стороны международного терроризма и экстремизма требует от органов государственной власти поиска новых способов, чтобы противодействовать им, что в современных условиях предполагает налаживание тесного взаимодействия с гражданами и общественными объединениями» [8, с. 105]. Активное участие межэтнических общественных объединений способно изменить сложившуюся ситуацию в лучшую сторону.
Негосударственная система обеспечения национальной безопасности является неотъемлемым компонентом общей системы обеспечения национальной безопасности. Национально-культурные автономии принято считать одной из форм проявления общественной активности, призванные обеспечивать взаимодействие между гражданами и органами власти. Деятельность данных ассоциаций регулируется ФЗ № 74 «О национально-культурной автономии». Согласно данному нормативно-правовому акту, под национально-культурной автономией понимают форму национально-культурного самоопределения, представляющей собой общественное объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. Данные организации являются актуальной формой выражения коллективной воли части многонационального государства. Их в полной мере можно рассматривать как полноправные элементы формирующегося гражданского общества в России, но их роль в обеспечении национальной безопасности, к сожалению, не обозначена. Так, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепция общественной безопасности Российской Федерации, Федеральный Закон № 74 «О национально-культурной автономии» не содержат пунктов, подразумевающих участие данных автономий в обеспечении национальной безопасности России. Тем самым, необходима проработка механизмов, регулирующих деятельность этнических общественных объединений в сфере обеспечения национальной безопасности страны.
Чтобы определить роль национальных общественных объединений в системе национальной безопасности России, необходимо проанализировать деятельность данных организаций.
Функционирование национальных общественных объединений на территории Российской Федерации включает в себя много направлений. Можно выделить следующие из них, влияющие на социокультурные аспекты национальной безопасности: проведение круглых столов, благотворительная деятельность, печать периодических изданий, проведение концертов, всевозможных «дней культуры», участие представителей национальных общественных организаций в общественных советах исполнительных органов власти и много другое. Однако основная задача названных направлений деятельности национальных объединений сводится к снятию межэтнической напряженности посредством включения групповых этнических интересов в общественные процессы. В. В. Арьков по праву считает, что также одно из приоритетных направлений в их работе – необходимость формирования в сознании своего этноса позитивного образа Другого, толерантное и уважительное восприятие представителей иной культуры, цивилизации [1, с. 199].
Роль общественных национально-культурных объединений как института гражданского общества, прежде всего, определяется необходимостью решения национально-культурных проблем этнических общностей. Следует согласиться с точкой зрения В. Н. Гуляихина, что решение межэтнических проблем является приоритетным в политической жизни страны [6, с. 34]. В связи с этим, роль института общественных национально-культурных объединений в обеспечении национальной безопасности страны обрела особую актуальность. Национально-культурные объединения являются агентом социализации для вынужденных переселенцев, беженцев, мигрантов. Кроме того, они инициирует разработку новых направлений национальной политики Российской Федерации.
Продуктивность национальных НКО определяется, прежде всего, тем, насколько они могут выразить интересы той или иной этнической группы, донести их до сведения органов государственной власти и правоохранительных структур и т. д. Именно реально действующие национально-культурные общественные объединения способны содействовать поддержанию межнационального согласия и формированию межэтнической толерантности.
Национальные общественные организации все чаще выступают с важнейшими социальными инициативами, совместно с органами власти и представителями бизнеса участвуют в решении актуальных социальных проблем. А. З. Сулейманов отмечает, что одновременно с этим они берут на себя роль объективных критиков недостатков государственной системы, роль связующего звена между государством и обществом [12, с. 154].
Анализ деятельности региональных национальных общественных объединений позволит выявить их вклад по предотвращению потенциальных внутренних угроз национальной безопасности, а также определить негативные моменты функционирования ряда подобных организаций.
Межэтнические отношения являются актуальными вопросами социокультурной политики для городов с полиэтничным составом населения, так как этносоциальный фактор очень значим для обеспечения национальной безопасности. К подобным городам относится и Волгоград, где на протяжении веков жили вместе представители разных этнических сообществ. В связи с этим, возрастает общественная потребность в осуществлении продуманной, сбалансированной политики в области управления этнокультурным разнообразием населения города-героя Волгограда [13, с. 22]. Реализация национально-этнической политики Волгограда невозможна без участия национальных общественных организаций.
Одной из наиболее представительных национально-культурных автономий Волгоградской области является «Азербайджанская национально-культурная автономия города Волгограда». Автономия в своей деятельности основывается на принципах:
- многообразия форм внутренней организации;
- самоорганизации и самоуправления;
- свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к азербайджанской этнической общности;
- сочетания общественных инициатив с государственной поддержкой;
- уважительного отношения к языку, культуре, традициям и обычаям других этнических общностей;
- законности;
- формирования гражданского сознания, согласия и мира в многонациональном Российском обществе.
Данная организация оказывает социальную помощь, помощь в трудоустройстве, материальную поддержку не только своим землякам, но также и жителям города Волгограда. Кроме того, «Азербайджанская национально-культурная автономия города Волгограда» участвует в общественной жизни региона: помогают детским домам, оказывает гуманитарную поддержку городу-побратиму Севастополь, производят закладку новых парков, аллей, зон отдыха, высадку деревьев по всей области.
Наиболее активно на социально-политическую ситуацию и межнациональные отношения в Волгоградском регионе влияет общественная организация «Дом Дружбы». Она представляет собой инициативную группу, в состав которой входят русские, украинцы, белорусы, евреи, азербайджанцы, удины, осетины, корейцы, дагестанцы и др. «Дом Дружбы» проявил себя как консолидирующее звено полиэтнической среды региона, которое способствует развитию и гармонизации межнациональных отношений в русле формирования гражданской идентичности – нахождения общих для всего российского общества наднациональных ценностей. Уникальные возможности влияния на социально-политические процессы региона видятся в наличии собственного радио и журнала «Дом дружбы». Среди других форм деятельности можно выделить организацию благотворительных концертов, проведение конференций и иных мероприятий, направленных на сплочение представителей различных этносов. Наличие большого количества партнеров в реализации совместных проектов свидетельствует о мощном потенциале организации в процессе укрепления дружбы между народами всего Южного федерального округа. К числу организаций, сотрудничающих в той или иной мере с «Домом Дружбы», относятся федеральные и региональные органы власти, международные организации, организации культурно-просветительской направленности, национальные общественные объединения Волгограда и области, бизнес-партнеры, а также СМИ. Деятельность организации постоянно расширяется. Она оказывает помощь детским домам, ветеранам войны и труда, малоимущим семьям, занимается организацией КВН, спортивных соревнований среди национальных объединений области. Интернациональные команды «Дома Дружбы» часто выступают и в других республиках и краях России[1, с. 197–198].
Следует отметить, даже, несмотря на тот факт, что Волгоград по рейтингу качества жизни населения находится в хвосте среди городов России [4], деятельность НКО «Дом Дружбы» благотворно влияет на национально-этническую политику Волгоградского региона, способствует укреплению национальной безопасности. Отсутствие серьезных межэтнических конфликтов – яркий тому пример.
Следующим субъектом РФ, где проживают значительное количество представителей разных этнических сообществ, является Республика Татарстан.
Согласно статистическим данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в процентном соотношении межнациональная ситуация в Республике Татарстан следующая:
- татары – 53,2 %;
- русские – 39,7 %;
- чуваши – 3,1 %;
- удмурты – 0,6 %;
- марийцы, мордва, украинцы – 0,5 %;
- башкиры – 0,3 %;
- азербайджанцы, армяне, таджики, узбеки – 0,2 %;
- белорусы, евреи, немцы – 0,1 %;
- казахи – 0,05 %;
- грузины – 0,04 %;
- киргизы – 0,03 %;
- представители других национальности – 0,3 %;
- лица, не указавшие национальность – 0,15 % [14].
Несомненно, Республика Татарстан имеет многонациональный и полиэтнический состав, поэтому возникает необходимость проведения политики в области межнационального и межэтнического регулирования.
В. В. Семенов отмечает, что этнокультурные интересы татарского народа представляют две наиболее влиятельные национальные общественные организации – Всемирный конгресс татар и Федеральная национально-культурная автономия татар. [11, с. 27]. Данные общественно-национальные объединения ведут не только культурно-массовую и организационную работу в ряде регионах, но и также являются официальными представителями татарского населения Российской Федерации. Например, Федеральная национально-культурная автономия татар взаимодействует с представителями законодательной и исполнительной власти Республики Татарстан, с представителями федеральных и региональных ведомств, а также с крупнейшими татарскими общественными формированиями. Деятельность данных общественных объединений направлена на расширение сети учреждений национальной культуры, науки, учебных заведений, СМИ. Тем самым, подобные объединения оказывают значительное влияние на социально-политическую, экономическую, духовную жизнь определенной части общества. Все это, несомненно, оказывает положительное влияние на этнокультурное развитие татар, а также национальную безопасность страны.
Национально-этническая политика Республики Татарстан построена на конструктивном взаимодействии государственных и этнических НКО, что, несомненно, является очень хорошим примером построения элементов гражданского общества. Так, за последние два десятилетия проделана огромная работа по стабилизации этнических отношений в регионе. Ярким примером проделанной работы служит создание мощной материальной базы – «Дом Дружбы народов Татарстана» в Казани. Цель функционирования Учреждения – оказание государственной поддержки этническим НКО, входящим в состав Ассоциации национально-культурных обществ Татарстана. Это способствовало решению этнических проблем не только татарского и русского народов, но также других народов, проживающих в Республике Татарстан. Естественно, опыт данного субъекта РФ в сфере регулирования этнических отношений является важным и реализуемым для регионов страны.
Изучив опыт функционирования этнических общественных организаций в ряде регионов РФ, необходимо отметить, что основным направлением деятельности данных организаций в сфере национальной безопасности является организация и проведение мероприятий, которые способствуют укреплению межнационального мира и согласия. Деятельность рассмотренных выше национальных объединений направлена, прежде всего, на интеграцию представляемых этнических групп в общероссийское социально-культурное пространство, а также налаживание взаимопонимания с местной средой, где осуществляет свою деятельность то или иное НКО. Кроме того, обеспечивается максимально благоприятные условия для всестороннего духовно-культурного развития тех или иных национальных групп, налаживаются связи с представителями этносов в субъектах Российской Федерации, издаются газеты и журналы на русском и языках других народов. В процессе своей деятельности национально-культурные общественные объединения осуществляют взаимодействия с представителями своей этнической группы, с другими национальными объединениями, с институтами власти, с представителями бизнеса, что зачастую способствует профилактике межнациональных конфликтов и укреплению национальной безопасности страны.
Однако далеко не все национальные общественные объединения способствуют укреплению национальной безопасности. Этнические диаспоры зачастую конфликтуют с представителями других национальностей. Например, в Центральном федеральном округе ФНКП «Аззерос», объединяющая более 5 миллионов мусульман, находится в конфликтных отношениях с представителями армянской диаспоры. Е. А. Китайгородцев приводит факты распространения представителями азербайджанской диаспоры документального фильма «Армянский фашизм», разжигающего антиармянские настроения [9, с. 80]. Причины данных межнациональных противоречий можно отнести к просчетам работы органов власти.
Кроме того, Н. В. Грушко и П. В. Козловский отмечают, что в последнее время в ряде регионах Российской Федерации имели место случаи возбуждения уголовных дел в отношении представителей общественных организаций [5, с. 35].
Например, в деятельности Межрегионального общественного объединения «Духовно-Родовая Держава Русь» Московский областной суд усмотрел признаки экстремизма. По мнению суда, они проявились в следующих чертах: наличие агрессивной реакции, использование различных видов насильственных действий, идеологическая обеспеченность деятельности, публичность, противоправность, корпоративность [2, с. 17– 18].
Безусловно, подобная деятельность этнических НКО подрывают национальную безопасность. Следует подчеркнуть, что проблема экстремизма в общественных объединениях, национально-культурных автономиях и религиозных организациях имеет сложный характер. Прежде всего, в силу того, что появление экстремистских настроений и действий порождается разными причинами: они вызываются комплексом различных явлений социокультурного и экономического характера. Общеизвестно, что при определенных условиях даже отдельная социальная группа способна сыграть значительную роль в проведении серьезных антигосударственных изменений. М. К. Арчаков полагает, что использование критериев для диагностирования различных экстремистски настроенных общественных организаций позволит более четко определять проявления экстремизма в их деятельности и существенно облегчит задачу своевременного реагирования всех субъектов антиэкстремистской деятельности на потенциальную угрозу национальной безопасности России [2, с. 18].
Определяя роль этнических НКО в системе национальной безопасности РФ в целом, стоит отметить, что они являются одним из наиболее активных институтов гражданского общества. Так, В. Н. Гуляихин отмечает, что проводимые ими в последние годы проекты межнационального взаимодействия позволяют эффективно поддерживать стабильную ситуацию в сфере межнациональных отношений в большинстве регионов Российской Федерации [7, с. 163].
Органы государственной власти и национально-культурные автономии должны иметь общую цель – укрепление государственности, что подразумевает необходимость плодотворной совместной работы. Деятельность этнических общественных объединений в системе национальной безопасности страны будет положительной, если данные организации будут участвовать в реализации программ федерального, регионального и муниципального уровня, а также к решению значимых задач в области межнациональных отношений, в профилактике и разрешении межэтнических конфликтов. Например, участие в межгосударственном и межрегиональном сотрудничестве, а также в переговорном процессе являются эффективными мероприятиями по предотвращению и урегулированию напряжённости в межэтнических отношениях. Деятельность национально-культурных объединений должна охватывать как можно большее количество проживающих в городе представителей тех или иных национальностей. Им необходимо выявлять формальных и неформальных лидеров для того, чтобы знать, с кем контактировать, если будет необходимо разрешить межнациональный конфликт. Именно через лидеров национальных общественных объединений можно искать и находить пути решения потенциально-конфликтных ситуаций. В свою очередь, представителям власти необходимо стимулировать культурные объединения граждан в целях предотвращения угроз национальной безопасности. Например, можно инициировать проведение межнациональных фестивалей и праздников.
Таким образом, органы государственной власти, объединяя диаспоры, регулирует их отношения с другими общественными организациями и объединениями, способствуя тем самым гражданскому миру и согласию. Определяя роль этнических общественных объединений в системе национальной безопасности РФ в целом, необходимо отметить, что они имеют огромной потенциал для достижения демократизации, а также на предотвращение социальных конфликтов и гармонизацию межэтнических отношений. Их деятельность по урегулированию проблем определенной части населения способствует, например, успешной адаптации мигрантов и формированию комфортного этнического фона региона. Использование положительного опыта национально-культурных НКО позволит успешнее реализовывать национальную и миграционную политику каждого субъекта РФ, тем самым, способствуя укреплению национальной безопасности России.
Рецензии:
21.03.2015, 19:13 Поляков Евгений Михайлович
Рецензия: К сожалению, в статье отсутствует анализ стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. указом президента от 12 мая 2009 г. № 537) и концепции общественной безопасности (см http://kremlin.ru/acts/19653). И хотя в первом документе в пункте 37 упомянута "экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации", а Конц. общественной безопасности данная формулировка повторена слово в слово, ни один НПА не содержит объяснения, почему именно этнические общественные объединения представляют собой существенную угрозу нац. безопасности РФ. в связи с тем, что автор заявляет, что "вопрос участия этнических общественных объединений в системе национальной безопасности страны является одним из значимых на сегодняшний день", необходима проработка регулирующих это самое участие НПА, чего в статье нет. Также непонятен критерий выбора рассмотренных регионов. Почему Волгоградская область, а не, например, Астраханская (куда как более пестрая в этническом плане)? Почему из всех республик внимание уделено только Татарстану? А Якутия, Бурятия, Башкирия или другие? Словом, выбор автора также не обоснован. Наконец, такой важный вид организаций, как НКА, по сути, не проанализирован (если не считать кусочек про Татарстан). Опять-таки даже не упомянуты законы и иные акты, регулирующие деятельность НКА. Словом, источниковая база работы слабовата. Считаю, что статья нуждается в доработке.
21.03.2015, 18:33 Адибекян Оганес Александрович Отзыв: Ульянова Юлия Семеновна. Статья весьма актуальна для многонациональной и многоконфессиональной России. Достойна публикации. Предлагаю при согласии автора такие дополнения: 1.В национальной политике различают малые нации и диаспоры. 2. Поведение диаспор в государстве зависит от того, каким образом они туда прибыли: в силу сложившихся драматических обстоятельств или добровольно. 3. Прибывшие диаспоры могут трудно социализироваться и в этой связи причины межнациональных противоречий относить к просчетам работЫ власти. 4. Госвласть объединяя диаспоры, регулирует их отношения с другими общественными организациями и объединениями, способствуя тем самым гражданскому миру и согласию. |