Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №27 (ноябрь) 2015
Разделы: Туризм
Размещена 03.11.2015. Последняя правка: 07.11.2015.
Просмотров - 23833

Основные проблемы рынка гостиничных услуг и пути их решения

Карева Надежда Владимировна

Самарский государственный технический университет

студент

Забержинский Борислав Эдуардович, кандидат технических наук, доцент


Аннотация:
Основываясь на практике как отечественного, так и зарубежного опыта, можно констатировать факт, что гостиничная индустрия является быстроразвивающейся, высоко прибыльной отраслью экономики государства, частью туристического бизнеса, обладающей значительным потенциалом дальнейшего развития. Именно эта причина обуславливает тот факт, что происходящее в нынешних условиях опережающее развитие сферы услуг как никогда требует рассмотрение проблемы рынка гостиничных услуг и путей их решения.


Abstract:
Based on the practice of both domestic and foreign experience, we can state the fact that the hotel industry is a fast-growin, highly profitable sector of the economy of the state, part of the tourism business, which has significant potential for further development. It is this reason leads to the fact that what is happening in the current circumstances the priority development of services like never requires consideration of the problem of the hotel services and solutions.


Ключевые слова:
гостиничный бизнес; проблемы гостиничной индустрии; пути решения.

Keywords:
Keywords: hotel business; challenges the hotel industry; solutions


УДК 33

Гостиничная отрасль является одним из наиболее привлекательных секторов экономики для инвестиций в связи с небольшими начальными вложениями капитала, постоянно растущим спросом общества на гостиничные услуги, высоким уровнем рентабельности и средним сроком окупаемости проектов [1, стр. 17-19].

Гостиничный бизнес стимулирует развитие смежных отраслей народного хозяйства, в первую очередь строительства и торговли, способствует созданию новых рабочих мест. Установлено, что для обслуживания 10 человек, проживающих  в гостинице, необходимо создать дополнительно пять рабочих мест, три из которых связаны непосредственно с оказанием гостиничных услуг, два – косвенно.

Сфера гостиничной индустрии характеризируется жесткой конкуренцией на рынке, которая обусловленная бурным развитием гостиничных услуг. В связи с этим, рассмотрение основных проблем рынка гостиничных услуг и путей их решения является актуальным на современном этапе развития экономики.

Целью написания статьи является характеристика основных проблем в сфере оказания гостиничных услуг и путей их решения. Согласно поставленной цели в работе рассматриваются следующие задачи:

- характеристика основных проблем в сфере оказания гостиничных услуг;

- поиск путей решения выявленных проблем.

При написании данной статьи были использованы труды таких ученых, как: Бондаренко Г.А., Кабушкин Н.И, Ляпина И.Ю., Шматько Л.П. , а также электронные ресурсы.

Среди наиболее острых проблем гостиничной индустрии как отрасли народного хозяйства, можно выделить следующие.

Нехватка квалифицированных кадров. Гостиничный бизнес является новой отраслью экономики современной России, поэтому здесь отсутствуют резервы квалифицированных работников, для подготовки и обучения которых необходимо создание сети профильных учебных заведений и существенные затраты времени. Индустрия же развивается настолько стремительно и динамично, расширяя спектр предоставляемых услуг, совершенствуя систему организации труда, что дефицит кадров наблюдается постоянно. Привлечение неквалифицированных работников к труду в отрасли, по мнению многих экспертов, приводит к убыткам бизнеса вследствие непрофессионализма, как-то материальный ущерб, потеря доверия клиентов и др.

Специалисты проанализировали вакансии и резюме в гостиничном бизнесе и сделали вывод, что 57% кандидатов на работу ищут вакансии сразу в трех-четырех компаниях. 43% считают, что смогут получать заработную плату на 40- 50 % больше, чем раньше. Однако реально зарплата увеличилась вместо 50% на 27%. [4]

Нехватка гостиниц среднего класса. Деятельность отечественных и международных сетей сосредоточена в основном в сфере гостиниц уровня 4*, 5*, собственниками которых являются совместные предприятия с участием частных инвесторов и местных органов власти. Для таких гостиниц характерен высокий уровень обслуживания при высокой стоимости оказанных услуг, доступной к оплате, а значит и использованию, только богатых людей (представителей крупного бизнеса, известных артистов, политических деятелей).  Что же касается гостиниц с хорошим уровнем сервиса, доступных представителям среднего класса, в отрасли наблюдается их дефицит во всех крупных городах страны, в том числе и в столице.  Согласно маркетинговым исследованиям, наиболее востребованными на сегодня являются гостиницы 3*, большинство из которых не соответствует своему уровню качества обслуживания и подготовки персонала [3, стр. 163].

Большую часть среди владельцев гостиничного бизнеса России составляют иностранные компании. Их доля составляет 66% всего гостиничного рынка. Впереди всех 4 международные компании:  «The Carlson Rezidor Hotel Group», «Accor Hotels», «Marriott International», «InterContinental Hotels Group». Эти, а также и другие гостиничные сети, планируют к 2018 году, когда в России состоится Чемпионат мира по футболу, иметь порядка 220 действующих отелей. [5]

Несовершенство законодательства в области гостиничного бизнеса выражается в сложной и длительной процедуре получения предпринимателем лицензии, сертификата на осуществление гостиничной деятельности, актов регистрации и других юридических документов.  Это, в свою очередь,  сдерживает желание инвесторов вкладывать средства в строительство гостиниц, расширение их сети и спектра предоставляемых услуг. Особенно остро такая проблема возникает в густонаселенных, многомиллионных городах, в которых земля под застройку имеет очень высокую стоимость.

Кроме того, законодательно несовершенной является система классификации гостиниц. Система, утвержденная в приказе Министерства экономического развития и торговли РФ от 21 июня 2003 г. № 197 «Об утверждении Положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения», является добровольной, поэтому многие гостиницы, получив свою категорию поустаревшей системе, по качеству гостиничных услуг не соответствуют ни одной из категорий. Таковых насчитывается более 50% от общего количества гостиниц в стране.

Новая классификация гостиниц принята 29.12. 2014 года Приказом РосМинКультуры от 11.07.2014 года «Об утверждении порядка классификации объектов временного размещения, включая отели, горнолыжные трассы, пляжи». Новой классификацией гостиниц в России предусматривается 6 категорий, от 1-ой до 5-ти звезд, а также категория «без звезд», которые будут использоваться при дальнейших сертификациях. Категория «без звезд» означает минимальные требования к объему и качеству гостиничных услуг [6].

Отсутствие стабильного финансирования отрасли обуславливается, в первую очередь, неустойчивой экономической ситуацией в государстве. Кризисы 2008, 2014 гг., связанные  с общей экономической, политической ситуацией в мире и регионе, приводят к колебаниям курсов иностранных валют, снижению спроса на гостиничные услуги, сворачиванию деятельности отдельных компаний, финансовому банкротству предпринимателей. Нестабильная ситуация не позволяет разрабатывать и реализовывать программы устойчивого развития отрасли на годы вперед [2, стр. 172].

С другой стороны, прогнозируемое повышение конкуренции через пару лет принудит владельцев гостиничного бизнеса снизить цены и повысить качество услуг. Эксперты оценивают денежные объемы гостиничного рынка РФ в 1,7-2 млрд. дол США, а темпы роста отрасли - около 20- 25 % в год. [4]

Низкая эффективность реконструкции существующих гостиниц. Как отмечают большинство экспертов, реконструкция и замена устаревшего гостиничного фонда сопровождаются неудачами, так как на период выполнения таких работ у городских властей, как правило, нет альтернативного фонда, способного восполнить недостающее количество гостиничных номеров. Поэтому, либо реконструкция гостиницы происходит поэтапно без прекращения ее работы, что ухудшает качество услуг, либо снос устаревших зданий откладывается, что приводит к еще большему износу фонда номеров. Снижение количества гостиничных номеров вследствие реконструкции или сноса отдельных гостиниц неизбежно приводит к повышению стоимости услуг в других функционирующих гостиницах.

Взаимодействие гостиничного и туристического видов бизнеса. Указанные отрасли наиболее тесно взаимодействуют между собой и по отношению друг к другу накопили немало претензий, в основном касательно договорной дисциплины.  Например, гостиницы нередко терпят убытки вследствие того, что туроператоры, предварительно бронирующие места для туристических групп, не всегда выкупают такие гостиничные места. Отказ от бронирования происходит слишком поздно для того, чтобы выставить номера повторно на продажу. Такая ситуация характерна в целом для гостиничной индустрии, является одним из факторов риска и для ее предупреждения в договоры вносятся специальные положения о предоплате, залоге, дополнительных гарантиях, что позволяет снизить финансовые потери при срыве сделки. В свою очередь, туроператоры не всегда получают своевременное подтверждение своей заявки на бронирование номеров, так как гостиницы часто занимают выжидательную позицию, особенно накануне государственных праздников, мероприятий, когда спрос на гостиничные номера высокий [3, стр. 272].

Одним из путей решения является регулирование гостиничного бизнеса государством на основе выработанной единой концепции развития рынка гостиничных услуг в России, в которой предусматривались бы возможные проблемные ситуации и способы их решения.

Упрощение законодательных процедур регистрации, оформления гостиниц должно привлечь в отрасль капитал зарубежных инвесторов и дальнейшее расширение сети гостиничных номеров, расширение спектра предоставляемых услуг.

Развитие гостиничной индустрии должно постепенно смещаться от мегаполисов Москвы и Санкт-Петербурга к региональным крупным городам (областным и краевым центрам, городам с миллионным населением), в первую очередь, к промышленным, торговым, культурным, туристическим центрам.

Кроме Москвы и Санкт-Петербург в гостиничной индустрии России, первые места занимают такие города, как Ростов-на-Дону, Сочи, Екатеринбург, Волгоград, Казань, Нижний Новгород, Самара, Калининград, Краснодар, Новосибирск и Ярославль.  В других же городах наблюдается недостаток гостиниц. Большинство объектов давно уже устарели, морально и физически. Их износ составляет более 60%. Это решается административным путем, через инвестиции либо совмещением обоих путей. В частности, на юге России и в Сибири не хватает гостиничного сервиса, и сейчас, ожидаемо, там идет его активное развитие.

Со стороны предпринимателей в сфере гостиничного бизнеса также необходимо активное участие в решении  вопросов  повышения качества услуг, квалификации работающего персонала, прозрачности осуществляемой деятельности. Важным является привлечение молодых специалистов к работе, повышение мотивации сотрудников [2, стр. 175].

Таким образом, гостиничная индустрия представляет собой сложную, комплексную сферу профессиональной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей клиентов (туристов, деловых людей).

К основным проблемам гостиничной индустрии на современном этапе развития относятся дефицит квалифицированных кадров, нехватка гостиничного фонда среднего класса (3*), несовершенное законодательство относительно регулирования рынка гостиничных услуг. Для решения указанных проблем необходимо взаимодействие государства и бизнеса на принципах упрощения процедуры регистрации гостиничных объектов, поддержки инвестиционных проектов, осуществления законной, прозрачной деятельности. 

Библиографический список:

1. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. – Минск: Новое издание, 2002. – 368 с.
2. Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. – М.: «Академия», 2005. – 208 с.
3. Шматько Л.П. Туризм и гостиничное хозяйство – М.: Март, 2005. – 346 с.
4. На гостиничном рынке России преобладают иностранные компании [Электронный ресурс]. - URL: http://prohotel.ru/review-218706/0/
5. На 17,5% увеличилась загрузка столичных гостиниц эконом-класса за последние четыре года [Электронный ресурс]. – URL: http://www.hotelline.ru/analitic_article.php?news_cid=536&news_id=1791
6. Новые правила классификации гостиничных объектов насчитывают шесть категорий [Электронный ресурс]. – URL: http://prohotel.ru/news-217736/0




Рецензии:

3.11.2015, 17:18 Коломиец Анна Ивановна
Рецензия: В статью следует добавить статистику, а также привести конкретные примеры регионов с нехваткой гостиничного сервиса.

07.11.2015 11:11 Ответ на рецензию автора Карева Надежда Владимировна:
Здравствуйте! Статью доработала, посмотрите пожалуйста



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх