-
Уфимский институт Российский Экономический Университет им.Георгия Валентиновича Плеханова
студентка
Ефимов Олег Николаевич, кандидат философских наук, доцент кафедры экономики и управления на предприятии торговли и общественного питания, Уфимский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
УДК 379.85
Одна из особо активно прогрессирующих областей мировой торговли услугами в наше время - международный туризм. Международной туристической организацией при ООН (ЮНВТО) было зафиксировано 847 миллионов прибытий туристов, а поступление прибыли от туризма составило 733 миллиардов долл. США. Всемирный масштаб туризм приобрел еще в 60-70-е годы ХХ века. В результате этого образовался мировой туристский рынок, в котором на сегодняшний день принимает участие практически каждая страна.
Но на ряду с этим, каждая страна имеет свой уровень социально-экономического развития, что в первую очередь влияет на изменение международных туристских потоков.
Актуальность данной темы достаточно велика, так как в современном мире наиболее распространенным видом отдыха является именно туризм. Целью данной работы является изучение положение международного туризма на мировом рынке. Также в данной статье поставлены следующие задачи, провести анализ статистических данных по данной теме, рассмотрение основных факторов внешней среды, влияющей на туризм, выявление тенденций международного туризма и его перспектив с помощью изучения литературы.
В нашем мире в настоящее время очень часто встречается тенденция преобладания количества туристов, путешествующих в страны близлежащих регионов над количеством туристов, которые отдают предпочтение поездкам на дальние расстояния. Некоторые исследователи считают, что это связано с участившимися терактами в мире, другие связывают это с заметным ростом туристских путешествий в год. Основными условиями, влияющими на развитие туризма, являются: конкуренция, инфотехнологии, авиаперевозки, туроператорский сервис и социально-политические условия развития страны.
За последнее время туриндустрия во всем мире очень часто сталкивается с непрерывно растущей конкуренцией между туристскими организациями как внутри региона, так и за его пределами. Прежде всего, это доказывают враждебные способы рекламного влияния при попытке продвижения своей компании на мировом рынке туристических услуг. Кроме этого туристический спрос и предложение зависят от ряда разных факторов, например, таких, как политическое влияние, финансовое положение страны, а так же социальные изменения.
Из вышесказанного следует вывод о том, что, повышение конкуренции, как спроса туризма, так и предложения – одна из самых значительных тенденций туризма в мире.
Рассмотрим ряд требований к туристическим организациям для сохранения туристской привлекательности, изложенных в таблице 1.
Таблица 1. Требования для сохранения туристской привлекательности
Рост конкуренции на рынке туристского спроса происходит в результате функционирования следующих факторов: |
Это требует от стран, которые стремятся сохранить свою туристскую привлекательность, следующих действий: |
Увеличение количества стран с амбициозными планами привлечения туристов |
Сохранение баланса между ростом спроса и ростом предложения |
Достижение максимума насыщения некоторых форм и видов туризма, предлагаемых туристскими центрами |
Предусмотрение долгосрочных инвестиции в сферу туризма |
|
Обеспечение наличия точных государственных стратегий развития туризма в стране |
По мере того, как прибыль, получаемая от туризма, становятся все более видимой, отношение стран к международному туризму становится все более снисходительным и ведет к уменьшению числа ограничений.
В последнее время более отчетливо наблюдается тенденция особого внимания к экологическим проблемам и защите окружающей среды. Высокие стандарты уровня жизни и образования являются основными характеристиками стран Европы. Данные условия объясняют повышенное внимание к задачам охраны окружающей среды на континенте. Решения проблем по очистке воздуха и воды, правильной утилизации отходов, защиты природы и животных постоянно рассматриваются и разбираются на государственном уровне. СМИ уделяет большое внимание данным вопросам, что ещё сильнее стимулирует государство и общество. Анализ стран Европы на взаимозависимой основе приводит к увеличению спроса на «устойчивый туризм» который включает в себя вопросы развития туризма и одновременно защиты окружающей среды. Без всяких сомнений, такое повышенное внимание к этим проблемам благоприятно действует для создания новых туристических продуктов, как в индивидуальном туризме, так и массовом.
Следующая тенденция выражается в том, что огромное количество людей проживают в городской местности, с большой плотностью населения, что даёт преимущества сельскому туризму, кратковременному отдыху и турам с проживанием в апартаментах с самообслуживанием и другие. В дальнейшем ожидается, когда мир будет изучен более углубленно, новых туристических центров будет все меньше и появится тенденция путешествовать в самые отдаленные, малоизвестные и недоступные человеку места. Одновременно с тем прогресс информационных технологий и понижение цен на туристические поездки касательно доходов населения содействует притоку путешествующих и во многом способствует происходящему ходу глобализации, вместе с которой устанавливается однообразие. Поэтому все большее количество путешествующих людей предпочитают поездки в туристские центры, гарантирующие отличный досуг и хорошую погоду. На сегодняшний день есть много курортов, которые обеспечивают потребности, характерные только для какого-либо одного критерия туристского рынка.
Например, сугубо молодежный отдых или отдых по системе «все включено», который не влечет за собой общения туристов с местным населением и культурой принимающей страны, и вместе с тем не теряет свою популярность среди туристов.
Главным фактором при выборе места проведения отдыха для многих туристов было и остается разумное соотношение цены и качества. Также важным фактором для них является достаточно высокий уровень сервиса на выбранном курорте.
Таким образом, разнообразие предпочтений туристов является общей тенденцией, которая, с одной стороны, характеризуется увеличением массового туризма в развитых странах, а с другой, ростом спроса на индивидуальный или специализированный туризм. Это требует постоянное принятие активных мер со стороны стран, развивающих туризм, направленных на выявление новых видов туристского продукта, которые приоритетны для людей, и создание условий для приемлемого соотношения их цены и качества.
При проведении государственной политики в сфере международного туризма национальные туристические организации большинства стран стараются прислушиваться к прогнозу развития туризма в мире, который составляется Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) – самой крупной межправительственной организацией, которая является специализированным учреждением ООН и насчитывает в своем составе 153 страны. По исследованию ЮНВТО «Туризм – панорама 2020» увеличение мировых туристских прибытий в период между 2000 и 2020гг. прогнозируется более чем вдвое.
В прогнозе говорится о том, что в 2014г. число туристов в мире должно превысить 1,0 млрд. чел., а к 2020г. – составить 1,56 млрд. чел., из которых 1,18 млрд. чел. будут путешествовать в пределах своих регионов, и только 377 млн. чел. будут совершать дальние путешествия в другие регионы мира.
Но в целом, если рассматривать данный период, то можно будет заметить, что путешествия в другие регионы мира будут расти чуть быстрее, чем внутри регионов. Соотношение между поездками внутри своих регионов и межрегиональными путешествиями, согласно тому же прогнозу, изменятся от 82% (внутри регионов)/ 18% (межрегиональные путешествия) в 2000г. до 76% / 24% соответственно в 2020г. Ожидаемое распределение туристов по регионам на 2020 г. приведено на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение туристов по регионам на 2020 г. [исследования ЮНВТО]
В 2020 году большинство туристов продолжат ездить в Европу – 717 млн. туристов. Второе место в списке самых посещаемых районов займет Тихоокеанский регион и Восточная Азия (397 млн. туристов), третье – Америка (282 млн. туристов). После нее будут стоять Африка, Ближний Восток и Южная Азия. По данным прогноза в 2020 году Россия будет занимать в этом списке 9 место. Хотя все может кардинально измениться, особенно после событий, связанных с Россией, Египтом, Турцией, Америкой. Так что нельзя полностью довериться этому прогнозу. Может быть такое, что, например, часть количества туристов, которое было присвоено на долю Америки, Турции, Египта и России будет перераспределено на Европу и Восточную Азию.
Повышение конкурентоспособности любого туристского продукта на мировом рынке может быть достигнуто при достаточном выделении государством бюджетных средств для некоммерческого продвижения туристского продукта на рынки внутреннего и мирового масштаба. Следует отметить, что наибольшие показатели от средств, вложенных на продвижение туристского продукта и инфраструктуру туризма в целом, начинают проявляться только через несколько лет постоянных вложений. Частные предприятия предлагают только собственный продукт, не беспокоясь о государстве. В их компетенции нет такой практики, как рекламирование какого-либо государства. Поэтому создание положительного имиджа страны, привлекательной для посещения, остается задачей, исключительно, государственной, что подтверждается мировой практикой. Несмотря на то, что Великобритания и Испания занимают лидирующие позиции по посещаемости туристами, ежегодно эти страны выделяют на продвижение своего национального туристского продукта с целью увеличения потока туристов по 50,9 и 96,2 млн. евро. Большое количество европейских стран, которые имеют туристские ресурсы и в которые стремятся развивать туризм, точно также вкладывают не малые средства в свое продвижение на мировом рынке. Средняя сумма составляет примерно 31,7 млн. евро ежегодно.
ЮНВТО составила список задач для увеличения количества международных туристов, которые должны выполнить все страны в ближайшие 10 лет. Вот некоторые из них:
- своевременной информирование туристов необходимой им информацией;
- обеспечение мер безопасности для туристов и его имущества;
- увеличение роли государственной политики в сфере международного туризма;
- укрепление государственно-частных партнерств;
- обязательность вложений государственных средств в развитие и продвижение туризма и туристической инфраструктуры.
Туризм в мире весьма неравномерен, что объясняется тем, что все страны и регионы разные по уровню развития в социальной и экономической сферах.
Рис. 2. Процент мирового туристского рынка
На рисунке 2 видно, что на Западную Европу приходится больше 70% мирового туристского рынка. Приблизительно 20% приходится на Америку и менее 10% - на Азию, Африку и Австралию. Такое развитие туристических связей влечет за собой создание многочисленных международных организаций, которые содействуют улучшению работы туризма. Большинство высокоразвитых стран Западной Европы, такие, как Франция, Германия, Австрия и другие, имеют большую прибыль в свой государственный бюджет от туризма.
Итак, международный туризм с каждым годом играет все более значительную роль в мировой экономике. Его отличительной чертой является проведение значительной части услуг с минимальными затратами в своей стране. Туризм занимает ведущее место в перечне отраслей, дающих внушительную величину добавленной стоимости. После проведения анализа статистических данных, положения туристического рынка на сегодняшний день и выявленных тенденций и перспектив мирового туризма можно сделать вывод о том, что положение этой отрасли мирового рынка зависит от достаточно длинного списка факторов, которые изменяются с течением времени. Но на сегодняшний день, мировой туризм занимает лидирующие позиции в мировой торговле услугами.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий