бакалавр, магистр
Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения Императора Александра I
магистр
Горшкова Ирина Анатольевна, кандидат технических наук, доцент, Петербургский Государственный Университет Путей Сообщения Императора Александра I
УДК 504.3.054
Автомобильный транспорт является одним из основных источников загрязнения атмосферы. Автомобильный транспорт, с одной стороны, потребляет из атмосферы кислород, а с другой, - выбрасывает в нее продукты окисления топлива, продукты истирания трущихся поверхностей, ухудшая качество атмосферного воздуха. Наличие в спальных районах города многополосных широких автомагистралей с большим числом регулируемых перекрестков усугубляет ситуацию.
Целью работы является анализ количественного состава основных загрязнений, выделяемых автотранспортными средствами в атмосферный воздух регулируемого перекрестка спального района Санкт-Петербурга.
В процессе выполнения работы:
1. Экспериментальным путем был определен качественный и количественный состав автотранспортных средств, проезжающих по регулируемому перекрестку, образованному пересечением Московского шоссе и Дунайского проспекта;
2. По стандартной методике рассчитаны массы выбросов основных загрязнений этого автопарка для различных типов автотранспортных средств и периодов времени;
3. Проведен анализ массовых выбросов загрязняющих веществ от различных типов автотранспортных средств за сутки, сезоны и год в целом;
4. Рассмотрены возможные природоохранные мероприятия по снижению негативного воздействия автотранспорта на воздушную среду.
Выбранный перекрёсток располагается в спальном районе г. Санкт-Петербург на пересечении Московского шоссе и Дунайского проспекта в Московском районе. Для подсчета общего количества различных типов автотранспортных средств, перекресток был разбит на отдельные участки. На каждом из них было подсчитано количество проезжающих автотранспортных средств по их типам: легковые карбюраторные, легковые дизельные, грузовые карбюраторные с грузоподъемностью до 3 тонн и микроавтобусы, грузовые карбюраторные с грузоподъемностью более 3 тонн, грузовые дизельные автомобили в различные периоды года с последующим суммированием за сутки, сезоны года и год в целом.
Данные по качественному и количественному составу автотранспортных средств на перекрестке Московского шоссе и Дунайского проспекта представлены в Таблице 1 и свидетельствуют о том, что структура автотранспортного потока на выбранном перекрестке представлена в основном легковыми карбюраторными и легковыми дизельными автомобилями, доля грузовых карбюраторных автомобилей с грузоподъемностью до 3 тонн и микроавтобусов, грузовых карбюраторных автомобилей с грузоподъемностью более 3 тонн и грузовых дизельных автомобилей незначительна. Максимальное количество всех типов автотранспортных средств в основном приходится на летний период года.
Типы автотранспортных средств |
Количество автотранспортных средств |
|||
Зимний период |
Весенний период |
Летний период |
Осенний период |
|
Легковые карбюраторные |
5100 |
4842 |
6240 |
4956 |
Легковые дизельные |
3150 |
4038 |
5568 |
4332 |
Грузовые карбюраторные с грузоподъемностью до 3 т и микроавтобусы |
1290 |
714 |
1482 |
900 |
Грузовые карбюраторные с грузоподъемностью более 3 т |
696 |
456 |
900 |
696 |
Грузовые дизельные |
666 |
672 |
516 |
600 |
Рассчитав массовые выбросы основных загрязнений за различные периоды времени: оксида углерода (II) СО, углеводородов (CxHy), оксидов азота в пересчете на диоксид азота (NO2), оксида серы (IV) SO2 и сажи, сделаны следующие выводы:
1. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха оксидом углерода (II) являются легковые карбюраторные автомобили с наибольшим значением в летний период (21 тонна за сезон).
2. Наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха оксидом азота (IV) вносят легковые карбюраторные автомобили с наибольшим значением в летний период (0,8 тонн за сезон).
3. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха углеводородами CxHy являются легковые карбюраторные автомобили (1,7 тонн за летний период), грузовые карбюраторные с грузоподъемностью более 3 т (1,2 тонн за летний сезон), грузовые карбюраторные с грузоподъемностью до 3 т и микроавтобусы (1,2 тонн за летний период).
4. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха сажей являются легковые дизельные автомобили с наибольшими значениями в весенний и летний периоды года 0,08 тонн и 0,07 тонн соответственно).
5. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха оксидом серы (IV) SO2 являются легковые дизельные автомобили с максимальным значением в летний сезон – 0,1 тонны.
Что касается вклада каждого типа автотранспортных средств в годовой массовый выброс и за год в целом некоторых загрязнений в атмосферный воздух перекрестка, то основным источником загрязнения атмосферного воздуха являются легковые карбюраторные автомобили. Суммарная величина массы годовых выбросов загрязняющих веществ автотранспортными средствами на двух магистралях составляет 126,31 т
Проанализировав вклад каждого вещества в годовой суммарный массовый выброс можно сказать, что максимум приходится на оксид углерода (II) CO – 82 %, затем по мере убывания идут углеводороды, оксид азота(IV), оксид серы (IV) и сажа.
Поскольку в условиях одного регулируемого перекрестка годовой суммарный массовый выброс загрязняющих веществ колоссален, необходимы разработка и проведение всевозможных природоохранных мероприятий, таких как:
1. Своевременное, квалифицированное выполнение предусмотренных заводом-изготовителем профилактических мероприятий путем выполнения операций технического обслуживания и ремонта;
2. Использование системы очистки на каждом автотранспортном средстве.
3. Использование высококачественного топлива и альтернативных видов топлива;
4. Использование альтернативных типов транспорта;
5. Совершенствование конструкции двигателей внутреннего сгорания;
6. Улучшение организации движения и совершенствование профессионального мастерства персонала, занятого эксплуатацией транспортных средств;
В процессе работы выявлены следующие выводы:
1. В работе экспериментальным путем проведен качественный и количественный анализ состава автотранспортных средств, проезжающих регулируемый перекресток Московского шоссе и Дунайского проспекта за различные временные интервалы. Установлено – преобладают легковые автомобили.
2. Произведен расчет массовых выбросов основных загрязняющих веществ, выделяемых различными типами автотранспортных средств в атмосферный воздух, а также анализ полученных результатов. Выявлено: основная доля в годовом суммарном массовом выбросе приходится на оксид углерода II – 103,7 тонн, его главными источниками являются легковой и грузовой карбюраторный транспорт.
Рецензии:
28.12.2015, 13:43 Яковенко Наталия Владимировна
Рецензия: Работа несомненно актуальна и интересна. Но стоит проработать такие моменты, как актуальность темы, объект исследования и( почему именно этот перекресток был выбран), прописать методы исследования в целом и и непосредственно те, которые были употреблены в данной статье. Оформить статданные в соответствии со стандартом оформления (тонн-т), и др. Обратить внимание на предлагаемые мероприятия, они очень широкие и поэтому вызывают некоторое замешательство. Лучше предложить 1-2 , но именно для этого района. Расширить список литературы, указать авторов, занимающихся типичными проблемами на разных иерархических= уровнях.
После доработки статья рекомендуется к публикации. д.г.н., проф. Яковенко Н.В.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий