Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №31 (март) 2016
Разделы: Туризм
Размещена 12.02.2016. Последняя правка: 12.02.2016.
Просмотров - 3533

Аспекты, характеризующие туристские дестинации (на примере КНР)

Зыкова Вита Евгеньевна

магистр

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

магистрант, кафедра туризма

Научный руководитель: Фёдорова Светлана Викторовна, кандидат экономических наук, профессор кафедры


Аннотация:
Туризм и туристская деятельность стали неотъемлемой частью современного развивающегося общества, туристское движение получило широкий размах во всем мире. Всё это способствует не только созданию новых рабочих мест, росту налоговых отчислений в бюджет и валового национального продукта, но и развитию сопутствующих отраслей экономики: инфраструктуры, связи, транспорта, сельского хозяйства, а также сохранению национальной культуры страны. Согласно долгосрочному прогнозу Всемирной туристской организации, китайские дестинации с каждым годом будут становиться все популярнее, в связи с рядом сопутствующих причин, рассмотренных в данной статье.


Abstract:
Tourism and tourist activities have become an integral part of a modern developing society and widespread throughout the world. All this changes lead for creating new jobs, increase tax deductions to the budget and gross domestic product, and development of related sectors of the economy: infrastructure, telecommunications, transport, agriculture and the conservation of the country's national culture. According to the long-term forecast of the World Tourism Organization, the Chinese destination will become more and more popular, due to a number of related factors considered in this article.


Ключевые слова:
Россия; Китай; КНР; развитие дестинаций; экономика; туризм

Keywords:
Russia; China; development of destinations; economics; tourism


УДК 338.23 

Согласно последним данным Азиатско-Тихоокеанской туристской ассоциации (PATA), в ближайшие годы въездной туризм в Азии «будет расти быстрее, чем где бы то ни было». Эксперты полагают, что в период с 2015 по 2019 гг. туристский поток в этом направлении увеличится на 5-6%. [1]. Мировой показатель будет равен примерно 4%-там к 2020 году, сообщает Всемирная Туристская Организация ООН (UNWTO), и в итоге уже через четыре года АТР будет принимать до 670 миллионов путешественников ежегодно. Соответственно, всё вышеизложенное обусловливает актуальность темы данной работы. Однако стоит отметить, что в виду последних глобальных изменений в туристской отрасли, доступ ко многим дестинациям, особенно европейским, ограничен по политическим или финансовым причинам. В связи с интеграцией туристских интересов России и Китая, на современном этапе существует проблема того, что дестинации КНР ограничены лишь Пекином и, отчасти, островом Хайнань, в то время как российский турист уделяет особый интерес к новым китайским дестинациям, согласно отчету Ассоциации туроператоров России «Динамика изменения выездного потока российских граждан в различные страны с целью туризма в 2013 году».

Несмотря на широту распространения, само понятие «дестинация» практически не анализировалось в туристской литературе, однако, с точки зрения менеджмента и науки, важным является анализ природы, содержания и структуры самого понятия «туристская дестинация». Данный концепт чаще всего рассматривают зарубежные авторы, такие как: Р. Батлер, К. Гунн, Ф. Котлер, К. Купер, Н. Лейпер, Ж. Мойсандер, Д. Снепенгер, Дж. Сааринен, В. Фрамке, К. Холл, С. Хадсон; значительный вклад в изучение туристской дестинации внесли следующие российские учёные: И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, А.Ю. Александрова, В.С. Боголюбов, С.А. Быстров, В.И. Кружалин и др.

В связи с этим, целью статьи является выявление особенностей развития туристских дестинаций на современном этапе.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • выявить аспекты формирования и функционирования туристской дестинации;
  • проанализировать развитие дестинаций на современном этапе на примере Китая.

В настоящее время существует достаточно много определений понятия «туристская дестинация». Анализируя их, можно наблюдать неоднозначность толкования этого понятия. Причины заключаются, в первую очередь, в динамичности, сложности и некой противоречивости явлений. Из многочисленных определений туристской дестинации, которые дают отечественные и зарубежные авторы, можно выделить 4 основных аспекта, характеризующие данное определение.

1) Территориальный. У большинства авторов дестинация характеризуется конкретной неизменной территорией, по направлению к которой стягиваются туристы. Однако, по мнению А.Ю. Рябухи, изменение местоположения дестинации является возможным, так как в определение он вкладывает не привязанные к определенной местности сооружения. [5] То есть, дестинация – это не просто территория, куда едут туристы, но еще и располагающая определенными аттракциями и соответствующей туристской инфраструктурой.

2) Экономический. Этот аспект подразумевает рассмотрение дестинации как товара, имеющего не только привлекательную территорию, но и свою потребительскую цену, определенную туристскую инфраструктуру, выступающего в качестве объекта рыночных отношений и, в целом, представляющего собой единое экономическое пространство.

3) Социальный. В определениях туристской дестинации довольно редко можно встретить упоминание о социальном эффекте, однако он требует пристального внимания, так как территория дестинации является одновременно жизненным пространством как местного населения, так и приезжих, а с этой точки зрения туризм может носить как положительное, так и отрицательное социальное воздействие. Дестинация – это ежедневное столкновение интересов туристов, местных жителей, местной культуры и природы. В связи с этим, одной из основных целей менеджмента дестинации является обеспечение её устойчивого развития. [3]

4) Управленческий аспект характеризует дестинацию как объект управления в рыночной системе. Согласно определению Всемирной туристской организации, управление дестинацией – это скоординированный менеджмент всех элементов, которые формируют дестинацию (аттракции, инфраструктура, доступность, продвижение, стоимость). Наряду с объектом должен быть и субъект, которым выступает в данном случае человек. Данный аспект тесно связан с территориальным, так как для управления необходимым является наличие строго определенной территории и желательно, чтобы психологические и административные границы совпадали, как и происходит в большинстве случаев (Англия, Франция, Россия и т.п.). [2].

Исходя из вышеизложенного, к понятию туристской дестинации добавляются критерии: наличие туристского спроса и многообразие объектов и взаимосвязей между ними, которые позволяют рассматривать дестинацию как товар и экономическое пространство, соответственно. В связи со стремительно меняющейся экономической ситуацией во всем мире, экономика каждого туристского региона должна рассматривать совершенно новый подход к управлению индустрией туризма, который будет основан с учетом рационального взаимодействия кластерного и дестинационного подходов в обосновании развития данной отрасли экономики государства на региональном уровне.

Согласно последним данным, политика Китая направлена на то, чтобы сделать эту страну главным туристическим центом. Этому благоприятствуют внешние факторы (санкции, различные народные волнения, финансовая нестабильность, неспокойная обстановка в Европейских и некоторых азиатских странах), а так же внутренняя политика, которая заключается в следующем:

1) Успешное сотрудничество с Всемирным фондом дикой природы, ЮНЕСКО и Фондом охраны природы, благодаря которому были определены территории, которые требуют особой государственной охраны. Сюда входят с основном южные провинции Китая: Юньнань и Сычуань, где расположено порядка 20% объектов от всего наследия ЮНЕСКО. Как показывает туристская практика, данные памятники привлекают большое количество туристов (что приносит финансирование за счет туристских доходов) и внимание общего фонда всемирного наследия (откуда они так же получают финансирование). К тому же, во всем мире стали популярными благотворительные проекты со стороны знаменитостей и организаций, проводящих социальную политику, которые оказывают финансовую помощь и поддержку какого-либо объекта или животного.

2) Постепенное экономического развития туристских центов за счет самих туристов (Хайнань, Шаньдун, Чжэцзян, Жухай, и т.д.). Так как развитие туристской инфраструктуры является весьма затратным и ресурсоемким, Китай подошел к этому вопросу с другой стороны, организуя на данных территориях первобытный туризм и организуя чартерные рейсы напрямую из многих городов, особенно российских (турист из нашей страны примерно тратит 220$ в день). За счет поступления этих денежных средств, данные территории буду постепенно превращаться в курорты мирового класса.

3) Логистика и транспортная доступность дестинаций так же является немаловажным аспектом. Китай – страна, обладающая большой территорией и обилием достопримечательностей. Как правило, турист, приезжая в страну, не ограничивается лишь посещением одной дестинации, он обязательно посещает близлежащие (и не только) города и достопримечательности. Для удобства и скорости передвижения туристов, китайцы воздвигают новые мосты и прокладывают скоростные магистрали, которые соединяют туристские дестинации и позволяют значительно сэкономить время путешественников. К подобным проектам относятся: мост Жухай – Макао – Гонконг, мост через Амур (на границе с Россией) и т.д. Это так же способствует увеличению времени пребывания туриста в стране.

4) Реформы сферы выездного туризма. Они проводятся частично в рамках программы открытости, которую Китай приняла еще в конце 90х годов. Поэтому снимаются ограничения на выезд в другие страны, упрощается процедура получения виз и заграничных паспортов, открывается все больше турагентств, аккредитованных на работу в выездном туризме, расширяется перечень стран, которые китайское правительство рекомендует посетить (в данный перечень вошла и Россия).

Итак, исходя из китайского опыта развития туризма, очевидно, что весь упор делается на обеспечении доступности, воспитание населения, развитие инфраструктуры, так как успешной будет только та дестинация, на территории которой будут гармонично сочетаться все вышеперечисленные условия. Турист при этом не будет испытывать дискомфорт, агрессию или ущемление.

Библиографический список:

1. Азия всех опередит по въездному турпотоку уже через несколько лет. [Электронный ресурс]. Новостное агентство “Travel daily Media”. Режим доступа: http://traveldailymedia.com (дата обращения 01.04.2015)
2. Морозов М.А., Коль О.Д. Дестинация – важнейший элемент туризма [Текст]: учеб.- метод. пособие. / Морозов М.А., Коль О.Д. – 1-е изд. – М.: Туризм. - 2010. - 170 с.
3. Мойсандер Ж. Маркетинговые исследования: культурный подход [Текст] / Ж. Мойсандер. – London: Sage, 2006. – 240 с.
4. Рябуха А.Ю. Управление развитием местных сообществ на основе использования туристского пространства: дис. канд. экон. наук. Краснодар, 2006.




Рецензии:

4.04.2016, 23:23 Катаева Наталья Николаевна
Рецензия: В статье рассмотрен достаточно актуальный и "проблемный" вопрос в сфере туризма. Стиль изложения научный, представлен не только теоретический анализ рассматриваемой проблемы, но и практическое применение. Статью рекомендую к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх