асистент
Харьковский Национальный технический университет сельского хозяйства им. П.Василенка
аспирант, кафедра технических систем и технологий животноводства им. Б.П. Шабельника
Бойко Иван Григорьевич, Харьковский Национальный технический университет сельского хозяйства им. П.Василенка, Кафедра технических систем и технологий животноводства им. Б.П.Шабельника, профессор, кандидат технических наук; Войтов Виктор Анатольевич, Харьковский Национальный технический университет сельского хозяйства им. П.Василенка, проректор по научной работе, кафедра Транспортных технологий и логистики, доктор технических наук, профессор
УДК 631.372
Объемные потери гидравлических приводов определяются коэффициентом подачи для насосов и коэффициентом полезного действия (КПД) для моторов. Согласно ДСТУ 2192-93 [2] критерием предельного состояния является снижение коэффициента подачи hnн для насоса и КПД hм для мотора не более, чем на 20% от начальных значений.
Работа гидронасоса и гидромотора характеризуется взаимным влиянием через упругие свойства гидравлической жидкости, которая циркулирует в замкнутом объеме. Поэтому математическое описание таких динамических систем следует искать в совместном взаимодействии насоса-мотора-гидравлической жидкости, что и определяет актуальность настоящего исследования.
Анализ литературных источников. В работе [3] приведен анализ по износу основных элементов ГСТ-90, выявлены закономерности распределения износов и получена математическая модель связи объемного КПД с износами и зазорами в трибосистемах ГСТ. Одним из направлений диагностирования гидроприводов является термометрирование [4], которое позволяет определить техническое состояние по температуре корпуса насоса и мотора во время эксплуатации. Данный метод получил дальнейшее развитие в работе [5], где по результатам измерения температуры диагностируются отдельные узлы гидронасоса, однако взаимосвязи между температурным режимом и техническим состоянием отдельных узлов не установлено.
Авторами работы [6] сделан вывод, что гидропривод навесной системы трактора описывается колебательным звеном, при этом по характеристике переходного процесса можно оценить техническое состояние. Анализируя передаточные функции гидроприводов рулевого управления, навесной системы и коробки передач, авторы работы [6] делают вывод, что перечисленные системы можно рассматривать как динамические колебательные системы с малым коэффициентом демпфирования. Количество переходного процесса можно определить по следующим показателям, рис.1:
- время переходного процесса tп;
- время tм, при котором давление достигает максимального значения Рmax;
- время t1, за которое давление жидкости первый раз достигает значения статического давления, Рном;
- величина перерегулирования s;
- крутизна характеристики, угол g;
- период затухания колебаний, q.
Рис. 1. Показатели качества колебательного переходного процесса [6]
Авторами работы [6] доказано, что перечисленные показатели, рис. 1, имеют связь с техническим состоянием гидропривода, при этом интенсивность нарастания давления Ṗ, является наиболее информативным параметром технического состояния гидронасоса.
В работе [7] выполнена структурная идентификация модели диагностирования гидростатического привода ГСТ-90. Получено дифференциальное уравнение переходного процесса динамической системы насос-мотор. Из анализа уравнения следует, что параметрами, которые характеризуют техническое состояние НП-90 и МП-90 являются постоянные времени переходного процесса насоса и мотора, а также декременты затухания колебаний жидкости в напорной магистрали и оборотов мотора. В приведенной работе учтена взаимосвязь между насосом и мотором, однако не учтены утечки гидравлической жидкости, которые и снижают КПД гидромашин.
Целью данной работы явилось выполнить структурную идентификацию математической модели диагностирования объемного гидропривода ГСТ-90,112, как единой динамической системы насос-мотор-гидравлическая жидкость с учетом утечек в процессе эксплуатации.
Разработка математической динамической модели диагностирования. Получение дифференциальных уравнений в теории автоматического регулирования носит название идентификации [8, 9]. Идентификация динамических объектов сводится к задаче получения математической модели адекватной изучаемому явлению, т.е. к определению структуры модели диагностирования (структурная идентификация). Под структурой модели диагностирования будем понимать дифференциальное уравнение, описывающее переходный процесс с точностью до коэффициентов.
Основываясь на априорной информации, а также на основе анализа исследований, выполненных авторами работы [6,7], физику переходного процесса аксиально-поршневого насоса НП-90,112 можно выразить зависимостью изменения давления Р в линии нагнетания во времени (выходной сигнал), при отклонении наклонной шайбы на угол a (входной сигнал), которая качественно представлена на рис. 2, а.
Физику переходного процесса гидромотора МП-90,112 можно выразить зависимостью изменения оборотов вала мотора во времени n– (выходной сигнал) при появлении давления в линии нагнетания (входной сигнал), рис. 2, б.
а б
Рис. 2. Зависимость изменения давления Р в линии нагнетания (а) и оборотов мотора (б) по времени
Рассматривая физику переходных процессов, рис. 2, следует отметить, что зависимость переходного процесса в насосе, рис. 2, а, соответствует инерционному колебательному звену второго порядка и его передаточная функция имеет вид [8, 9]:
, (1)
где Кн – коэффициент усиления , который характеризует степень влияния входного сигнала на выходной;
Тн – постоянная времени насоса;
р – оператор дифференцирования , применяется вместо знака дифференцирования;
d – декремент затухания.
Зависимость переходного процесса в моторе, рис. 2, б, соответствует инерционному апериодическому звену второго порядка, и его передаточная функция имеет вид [8, 9]:
, (2)
где Км, Тм, dм – коэффициент усиления, постоянная времени, декремент затухания мотора МП-90,112 для апериодического звена dм<1.
Учитывая то, что в конструкции ГСТ-90,112 НП-90,112 и МП-90,112 соединены последовательно, представим структурно-динамическую схему ГСТ-90,112 в виде последовательного соединения передаточных функций, рис.3.
Структурно-динамическая схема отражает не функциональное назначение и конструктивные взаимосвязи насос-мотор в системе, а математические операции, которые осуществляются при передаче входных сигналов
(и ) через звенья и динамические свойства системы в целом.
На рис.3 изображены передаточные динамические функции насоса НП и мотора МП.
Передаточная функция насоса НП-90,112 описывается инерционным звеном:
, (3)
где К1 – коэффициент усиления насоса;
Т1 – постоянная времени насоса.
Передаточная функция W2, которая включена в схему в виде отрицательной обратной связи, учитывает утечки жидкости , которые согласно работ [6 ] пропорциональны давлению Р, а также зависят от величины зазоров между подвижными деталями, т.е. от величины износа. Такую функцию можно описать интегрирующим звеном:
, (4)
где К2 – коэффициент усиления по утечкам в насосе;
Т2 – постоянная времени, которая зависит от скорости утечек в насосе.
Рис. 3. Структурно-динамическая схема переходного процесса в ГСТ-90,112
Передаточная функция мотора МП-90,112 также описывается инерционными звеном:
, (5)
где К3 – коэффициент усиления мотора;
Т3 – постоянная времени мотора.
Передаточная функция W4 включена в схему в виде отрицательной обратной связи и учитывает утечки жидкости в моторе:
, (6)
где К4 – коэффициент усиления по утечкам в моторе;
Т4 – постоянная времени, которая зависит от скорости нарастания утечек в моторе.
Применяя методы теории автоматического регулирования [8,9 ] можно получить эквивалентные передаточные функции для насоса:
, (7)
для мотора:
, (8)
Сравнивая полученные выражения (7) и (8) с выражением передаточной функции инерционного колебания звена (1) и (2) можно записать выражения для определения:
- постоянной времени насоса:
, (9)
- постоянной времени мотора:
, (10)
- декремента затухания насоса:
, (11)
- декремента затухания мотора:
, (12)
Соответствующее уравнение динамики переходного процесса для насоса запишем на основании передаточной функции (7):
, (13)
- для мотора на основании передаточной функции (8):
, (14)
Уравнения динамики переходного процесса (13) и (14) можно записать в виде дифференциального уравнения в натуральных переменных:
- для насоса:
, (15)
- для мотора:
, (16)
Правая часть дифференциальных уравнений (15) и (16) содержит входной сигнал – первая производная угла отклонения наклонной шайбы НП-90,112, ᾁ и скорость нарастания давления после насоса Ṗ.
Коэффициенты Км, Кн при входном сигнале называются коэффициентами усиления [8, 9] и показывают, как сильно входной сигнал ᾁ и Ṗ, (скорость отклонение шайбы насоса и скорость нарастания давления после насоса), влияет на выходной – величина давления жидкости после насоса Р и обороты n мотора.
Левая часть уравнения – это реакция динамической системы на входной сигнал ᾁ и Ṗ.
Постоянные времени насоса Тн и мотора Тм имеют размерность времени и характеризуют инерционность процесса.
Увеличение постоянных времени делает процесс менее восприимчивым к изменению входного сигнала. Исходя из физической интерпретации постоянных времени [8, 9], Тн и Тм могут нести информацию о степени износа насоса и мотора, т.е. с увеличением степени износа последних (с увеличением утечек в сопряжениях), постоянные времени будут увеличиваться. Это будет выражаться в отсутствии изменения оборотов мотора при изменении угла наклонной шайбы насоса.
Величины постоянных времени Т коррелируют с углом наклона кривой переходного процесса g, рис. 1, рис. 2. Чем меньше Т, тем больше g [6].
Декремент затухания dнасоса и мотора, или коэффициент демпфирования [6], характеризует наличие или отсутствие колебательного процесса. При значениях d<1, переходный процесс имеет колебания, рис. 2, а. При значениях d>1, переходный процесс не имеет колебаний, рис. 2, б. Чем больше d, тем положе становиться переходный процесс.
Решением для приведенных выше дифференциальных уравнений являются следующие выражения.
Для насоса, уравнение (15):
, (17)
где Ртек- текущее значение давления в контуре нагнетания насоса, которое соответствует определенному техническому состоянию насоса;
ωн– частота колебаний давления в нагнетательном контуре насоса;
. (18)
Величина отклонения давления от текущего значения во время колебательного процесса:
. (19)
Для мотора решение уравнения (16) имеет вид:
, (20)
где nтек- текущее значение оборотов ротора мотора, которые соответствуют определенному техническому состоянию мотора.
Частота колебания оборотов ротора мотора:
. (21)
Величина отклонения оборотов ротора мотора от текущего значения во время колебательного процесса:
. (22)
Выводы. Выполнена структурная идентификация математической модели диагностирования объемного гидропривода ГСТ-90,112. В структуру модели включена взаимосвязь насос-мотор-утечки гидравлической жидкости. Из анализа дифференциального уравнения переходного процесса динамической системы следует, что параметрами, которые характеризуют техническое состояние насоса НП-90,112 и мотора МП-90,112, являются постоянные времени, а также декременты затухания колебаний давления жидкости в напорной магистрали и оборотов мотора. Перечисленные параметры являются диагностическими по оценке технического состояния ГСТ-90,112. Получены решения дифференциальных уравнений, которые позволяют моделировать переходный процесс в динамической системе насос-мотор-гидравлическая жидкость.
Рецензии:
4.07.2016, 9:44 Смольникова Фарида Харисовна
Рецензия: Статья написана согласно требованиям журнала. Автор забыл в статье сделать ссылку на первый источник. В целом статья рекомендуется к печати.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий