доктор PhD Туризм
Университет Астана
Профессор кафедры экономика
Карабаева Рысты Калиевна магистра туризма, директор «Столичная ассоциация туризма» г.Астана
УДК 379.83
Введение. Великий шёлковый путь снова становится каналом, пo которому шeл постоянный обмен культурными достижениями – новыми товарами, знаниями и идеями. Проведение ЭКСПО-2017 в Казахстане является прекрасной возможностью для создания партнерства с рынком. Многое нужно сделать, чтобы установить совместные партнерства, и определить, каким образом эти партнерства будут работать, и создавать взаимную пользу.
Актуальность темы исследования заключается в интеграционных процессах, которые экономически выгодны всем странам участницам. Однако для восстановления Великого Шелкового пути необходимо приложить огромные усилия в развитии инфраструктуры вдоль Шелкового пути на промежутке территории Казахстана. Данное развитие даст новый толчок к социально-экономическому росту, так как появятся дополнительные рабочие места, появится приток капитала за счет увеличения числа туристов, проявится синергетический эффект…
Цели, задачи, материалы и методы исследования. Поиск наилучших путей развития Великого Шелкового пути является важнейшей целью, а в соответствии с целью была поставлена задача рассмотреть развитие DMO на отрезке Великого Шелкового пути Казахстана на примере г.Астана.
Материалами исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов данной области науки.
Методами исследования явились успешный анализ опыта зарубежных фирм, метод индукции и дедукции. На сегодняшний день продолжают оставаться значительные помехи для более тесного экономического сотрудничества в Центрально-азиатском регионе. Прежде всего, это визовые проблемы. К сожалению, до сегодняшнего дня нет единого мнения в вопросе взаимного признания туристских виз для граждан. А ведь именно этот вопрос помог бы поднять туризм на Шелковом пути через развитие и популяризацию совместных туристских маршрутов.
В целях развития взаимоотношений по Великому шелковому пути Казахстану необходимо, что бы частные и государственные учреждения и организации сотрудничали в развитии правильной модели DMO, покажем на примере г.Астаны:
- Департамент индустрии туризма является структурным подразделением Министерства по инвестициям и развитию РК;
- АО «Национальная компания «Астана ЭКСПО-2017» создана для управления и продвижения ЭКСПО-2017;
- Отдел туризма Управления по инвестициям и развитию акимата г.Астана является государственным органом, осуществляющим руководство в сфере туризма на территории города Астана.
- ТОО «Астана Конвеншн Бюро» (при акимате) в настоящее время выполняет большинство мероприятий деятельности DMO, но без сотрудничества с рынком.
- Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» - некоммерческая организация, которая представляет интересы бизнеса в партнерстве с Правительством.
- Столичная ассоциация туризма - совместная инициатива акимата г.Астана и предпринимателей, сейчас один из самых крупных и влиятельных туристских ассоциаций.
- Союз индустрии туризма - объединение самых влиятельных туристских ассоциаций в Казахстане, представляющий частный сектор.
Туристская дестинация интерпретируется как амальгама (сочетание) туристских продуктов,связанных географически или объединенныхпо иным принципам, которые предлагают потребителю интегрированный опыт (комплекс ощущений). Туристская дестинация –совокупность институтов и акторов, находящихся в пространстве физически или виртуально, иизменяющийся продуктих социальных, политических и экономических практик. Бенчмаркинг международных DMO – инструмент для оценки лучших образцов мировой практики, деятельности конкурентов, а также для сравнения относительно сочетаемых дестинаций. Москва, Дубай и Баку были определены для бенчмаркинга. На основе этих сравнений можно сделать вывод, что более успешные дестинации обычно имеют хорошо-интегрированное управление туризма и систему по маркетингу дестинации с меньшим бюрократическим контролем, административным давлением и с большим прямым взаимодействием с отраслью. Ясно также, что дестинации определили туризм и MICE-туризм в качестве приоритетных секторов, как часть их экономических стратегий развития и диверсификации.
В заключение, настоятельно рекомендуется создание/развитие DMO Астаны, которое имеет сильное присутствие/задействование частного сектора посредством отраслевых ассоциаций или палат. Ключевым фактором успеха является признание и поддержка туризма и отраслей MICE-туризма Правительством, как стратегически важных секторов экономического развития. Для того, чтобы быть конкурентоспособными на международном уровне, частные и государственные сектора должны хорошо поддерживать и обеспечивать DMO. Предложенная модель управления предполагает, что DMO на национальном и региональном уровнях будут созданы в рамках партнерства между государственными учреждениями и Национальной палатой предпринимателей (который имеет региональную структуру), а значит: - DMO Астаны создан в виде институционального партнерства между администрацией города Астаны (акимата) и Национальной/региональной палаты предпринимателей. - Акимат назначает половину членов Руководящего (Исполнительного) органа Астаны DMO через Отдел туризма Управления по инвестициям и развитию. Членами также могут быть приглашенные эксперты в области туризма. - Национальная/региональная палата предпринимателей назначает половину членов Руководящего органа Астаны DMO из числа своих членов, которые являются представителями индустрии туризма и ассоциаций. Эти участники должны представлять туристский бизнес (авиакомпании, гостиницы, туристские агентства, объекты для проведения мероприятий, местные достопримечательности и т.д.). - Президент Руководящего органа должен быть назначен главой города (Акимом), и он имеет большинством голоса в руководящем органе. Поскольку развитие туризма требует тесного сотрудничества между различными городскими структурными ведомствами, то назначенный президент должен быть влиятельным и осведомленным в отрасли и с заинтересованными сторонами. - Руководящий орган назначает исполнительного директора (CEO), утверждает бизнес-план, следит за долгосрочным направлением плана и расходом денежных средств, обеспечивает законность работы и других задач. - Исполнительный директор (CEO) DMO Астаны - руководящая должность, которая должна быть утверждена не из-за политических соображений, а за высокий уровень профессионализма с достаточными знаниями и опытом в отрасли, чтобы руководить миссией DMO. - Большая часть средств (по меньшей мере 50%, но может быть до 75%) будут предоставлены администрацией города (акиматом) из местного бюджета согласно финансовому плану. - Часть бюджета обеспечена Национальной/региональной палатой предпринимателей (до 50%) посредством соответствующей договоренности с Правительством и Министерством, ответственного за туризм. срок со-финансирования должен быть ограничен (3-5 лет). - В период от 3 до 5 лет можно ввести систему туристских налогов (налоги на проживание «bedtax»), чтобы заменить большинство финансовой поддержки Правительства, и это будет стабильным источником финансирования. - Дополнительным источником финансирования могут быть членские взносы частного сектора и/или со-финансирования совместной маркетинговой деятельности, что является общепринятой практикой у других международных DMO. - Сотрудники существующего ТОО «Астана Конвеншн Бюро» будут приняты на работу в новообразованном DMO Астаны, но они должны получить дополнительное обучение и образование для маркетинговых мероприятий дестинации. - Сотрудники в других учреждениях, которые в настоящее время задействованные в продвижении Казахстана и Астаны по случаю ЭКСПО-2017, должны быть источником человеческих ресурсов не только для DMO Астаны, но и для других DMO в стране. - Ассоциации туризма со своими специалистами в разных областях также могут быть ресурсом для DMO Астаны и других DMO, которые будут нуждаться в рабочей силе. DMO следует также рассмотреть сотрудников на прием на работу из частного сектора, чтобы расширить отраслевой опыт и знания. Такая модель может быть применена к другим важным городам и регионам, которые бы установили партнерства между Национальной палатой предпринимателей (имеющих региональную структуру) и правительственных учреждений в этих городах и регионах (Алматы, Караганда).
На национальном уровне Казахстан DMO может быть создан в партнерстве между Министерством (Департамент индустрии туризма) и Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» (центральный офис) в качестве организации на национальном уровне. Организационная структура DMO Астаны может быть охарактеризована в зависимости от стратегических целей организации (ее видения и цели), а также от ряда определенной текущей деятельности, которые будут осуществляться для их достижения. Научная новизна. Предложенная организационная структура DMO Астаны включает следующие департаменты / сектора: - Офис главного исполнительного директора - Финансы и администрация, куда входят финансовые дела, правовая деятельность, рабочая сила, административная и информационная службы. - Департамент Делового туризма (MICE) / Астана Конвеншн Бюро - развитие индустрии (Дестинация), маркетинг дестинации, развитие бизнеса, корпоративные продажи, продажи ассоциации и организация и проведение фестивалей. - Департамент рекреационного туризма (туристские услуги) - разработка услуги (товара), фестивали и мероприятия, развитие торговли и раскрутка потребителей. - Маркетинг и PR, куда входят связи с общественностью и СМИ, международный маркетинг, региональный маркетинг, цифровой маркетинг, рекламные материалы и информационный и визит центры. Маркетинг и PR деятельность призваны поддержать департаменты делового и рекреационного туризма. - Департамент управления проектами, включает проекты разработок, контроль качества, исследование и статистики.
Заключение, результаты, выводы. Таким образом, из выше сказанного, по мнению авторов, успешная модель DMO для создания институциональной структуры, которая будет объединять интересы основных заинтересованных сторон, поощряя их к сотрудничеству, вместо создания конкурентной атмосферы в маркетинговых мероприятий дестинаций, в частности на пути Великого Шелкового пути Казахстана. Упор на опыт бенчмаркинга международных DMO в развитии Великого Шелкового пути Казахстана будет являться лучшим образцом мировой практики.
Рецензии:
7.07.2016, 16:14 Мауина Галия Айтымовна
Рецензия: Авторы исследования рассмотрели пути развития DMO на отрезке Великого Шелкового пути Казахстана на примере г.Астана, происходящие интеграционные процессы в области туризма, экономически выгодны всем странам участницам. Несмотря на оживление восстановления Великого Шелкового пути, еще далеко до основательного формирования туризма, то есть, как подчеркивают авторы, необходимо приложить огромные усилия в развитии инфраструктуры вдоль Шелкового пути на промежутке территории Казахстана. По мнению авторов, данное развитие даст новый толчок к социально-экономическому росту, в связи с возникновением дополнительных рабочих мест, притоком капитала за счет увеличения числа туристов, ожидаемый синергетический эффект, как результат предпринимательской активности… Предложенный путь основан на модели DMO для создания институциональной структуры, которая будет объединять интересы основных заинтересованных сторон, поощряя их к сотрудничеству, вместо создания конкурентной атмосферы в маркетинговых мероприятий дестинаций, в частности на пути Великого Шелкового пути Казахстана. Упор на опыт бенчмаркинга международных DMO в развитии Великого Шелкового пути Казахстана будет являться лучшим образцом мировой практики. Статью рекомендую к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий