Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №44 (апрель) 2017
Разделы: Археология
Размещена 28.03.2017. Последняя правка: 27.03.2017.
Просмотров - 2676

Костяная заколка из крепости Кампыртепа. Из истории заколок для волос

Скугарова Наталья Геннадьевна

ООО "ОЭК"

Научный сотрудник

Аннотация:
На основе находки костяной заколки с навершием в виде плода граната, в ходе археологических работ на крепости Кампыртепа в Сурхандарьинской области Узбекистана, исследуется вопрос, связанный с историей развития форм булавок для волос и материалов, из которых они изготовлялись с периода эпохи бронзы до XX века.


Abstract:
Based on the discovery of a bone hairpin with a finial in the form of a pomegranate fruit, during archaeological work in the Kampyrtepa fortress in the Surkhandarya region of Uzbekistan, a question is explored, related to the history of the development of the shape of hairpins and materials from which they had been producing from the Bronze Age to XX century.


Ключевые слова:
костяная заколка; Кампыртепа; Бактрия; булавка; гранат; головное украшение; навершие; стиль для письма; античная крепость; памятник; ОЭК; Скугарова; Кохан; археолог.

Keywords:
bone hairpin; Kampyrtepa; Bactria; pin; pomegranate; headdress; finial; stylus for writing; ancient fortress; monument; OEK; Skugarova; Kokhan; archaeologist.


УДК  902

Уникальный античный  памятник – крепость Кампыртепа, располагается на правом берегу р. Аму-Дарья в 30 км. к юго-западу от Термеза на юге Сурхандарьинской области Республики Узбекистан.      

С 1972 года ведётся его планомерное исследование Тохаристанской экспедицией Института искусствознания  Академии  художеств  Узбекистана, под руководством доктора исторических наук, профессора Эдварда Васильевича Ртвеладзе. В конце 80-хгодов в составе экспедиции работал археологический отряд  Сурхандарьинского областного краеведческого музея. В результате исследований был получен богатый археологический материал, который передан в фонды музея.

Среди костяных предметов, хранящихся в археологическом фонде  музея, большой интерес представляет заколка (А.2076 КП 2095-50). Она обнаружена при раскопках 3 объекта Р-5, в юго-восточной части кушанского городища Кампыртепа. Культурный слой, в котором она найдена, датируется монетами Канишки.

Заколка конической формы ( высота 12 см, диаметр в верхней части-0,6 см). Одна сторона заострена, другая оформлена в виде плода граната. Навершие отделено от стержня двумя ярусами манжет прямоугольной и трапециевидной формы. На каждом из них прочерченный рисунок. На одном – это ряд наклонных пересекающихся полос, на другом – ряд горизонтальных и наклонных полос.

В научной литературе неоднократно отмечалось наличие таких предметов в археологических комплексах, но назывались они по-разному – проколки (5, с.131), шпильки или фибулы для закрепления одежды на плече (35 , с.119), предметы для чистки ушей и накладывания сурьмы, заколки для волос (7,с. 186), стиль для письма( 27,с.111). По определению Б.Г. Петерса, «стиль- это особая костяная палочка для записей по застывшему воску… Костяной стиль с одного конца был заострён для процарапывания знаков по воску, а с другой стороны имел шарик или лопаточку для затирания неправильно написанной или ненужной записи» ( 16,с.60). Большинство же «стилей», найденных до сих пор, были с фигурным навершием, что, несомненно, затрудняло выполнение одной из его функций. Другим веским доводом, не в пользу определения предмета как стиля, может служить тот факт, что при вскрытии погребений, их находили на черепе или под черепом погребённых женщин, например, на Сапаллитепа ( 2 ,с.77), при вскрытии средневековых захоронений Дагестана их находили ( обычно две) крест-накрест на темени погребённой ( 34, с.130), и, наконец, в этнографическом материале подобные предметы встречаются среди ювелирных украшений женщин, как головная булавка или просто булавка ( 32,с.19).

Ареал распространения и период бытования стилей весьма широк. Они встречаются в Древней Мессопотамии, в Закавказье, Причерноморье, в Южной Туркмении, Хорезме, на территории Южного Узбекистана и Таджикистана.

Судя по археологическим данным, заколки на территории Средней Азии были  очень  популярны среди населения в эпоху бронзы и в первых веках до н.э. и н.э. В период средневековья их количество сокращается и лишь в XVIII-XIX вв. происходит возрождение традиций ношения заколок.

При вскрытии Сапаллитепа найдены бронзовые булавки четырёх типов: булавки-печати с розетковидным  навершием, гвоздеобразные булавки с  биконической и конической шляпками, булавки с кулакообразными и с фигурным навершием ( 2,с.77). Аналогичные бронзовые булавки встречались на Джаркутане ( 3 ,с.37), и  Дашлы-3 ( 22 ,с.26).

Широкое распространение заколки получили в первых веках до н.э.- первых веках н.э. в Бактрии. Так, в Дальверзинском наусе в склепе 5 при расчистке женского костяка, была найдена костяная заколка с навершием в виде кисти руки ( 21,с.104, с.111). На этом же памятнике на полу помещения 24, в богатом доме ,обнаружен костяной «стиль» с левой кистью руки ( 29,с.61). Костяные «стили» с головкой в виде птицы и головы коня, а так же с плоской вершиной найдены на Зартепа ( 8,с.152-153). Несколько экземпляров тщательно отшлифованных остроконечных палочек, верхняя часть которых украшена резьбой, происходит из шахристана  Хайрабадтепа (7,  с.186). Бронзовые булавки с кольцевыми желобками найдены в сооружении II некрополя Тепаи-шах ( 12,с.235). Бронзовые и костяные булавки в виде кисти руки и птицы, датируемые IV-V вв. н.э. обнаружены на территории Таджикистана( 6,с.368,369,405,406),(23,с.70-71). Заострённая палочка с навершием в виде зубчиков, сходных с зубьями гребёнки, была отмечена в слое  III-IV вв. н.э. на городище Варахша (  35,с.119). В Хорезме найдены  костяные палочки с навершием в виде руки с вытянутыми и сложенными вместе большим и указательным и прижатыми к ладони остальными тремя пальцами ( 27 ,с.111). На городище Топраккала, в здании III зафиксированы две роговые булавки со сложным резным навершием, заканчивающимся как бы четырёхзубчатой короной, и с навершием в виде головки змеи; одна бронзовая булавка с головкой крючочком, украшенная пятью поясками, образованными пятью кольцевыми насечками (  28,с.121). На этом же городище, в слоях  II-IV вв. н.э. обнаружена костяная булавка с любопытным навершием в виде человеческой фигуры, вырастающей из бутона лотоса, стеблем которого была сама булавка ( 28,с.117). Среди находок из Прафии костяной «стиль» в виде заостренного книзу стержня, украшенного в верхней части фигуркой женщины в невысокой шапочке, на плечах и рукавах у нее накидка, руки сложены на животе (19,с.185). В Мерве навершия костяных палочек оформлялись в виде сжатого кулака, в форме прямоугольника с косыми полосками или с более сложным орнаментом, а так же фигурой женщины, сидящей на троне (11,с.152-153), (рис. 1).

Число находок головных булавок, относящихся к эпохе раннего и развитого средневековья, на территории Средней Азии незначительно.

Весьма любопытны этнографические данные о заколках, бытовавших у народов Средней Азии. Так, Н.Г. Борозна, рассматривая виды женских ювелирных украшений у народов, населявших Среднюю Азию и Казахстан, подразделяет украшения, прикрепляемые к головному убору на два типа: один из них булавки и заколки, скрепляющие платок, наброшенный поверх головного убора. Ими пользовались таджички, туркменки и оседлые узбечки( 4 ,с. 37 ). Классифицируя головные таджикские ювелирные украшения, Л.А. Чвырь приводит в пример «сарсузан» -головная булавка, старая разновидность таджикских головных украшений. Она состоит из металлической булавки, к тупому концу которой привешивали либо приделывали различной формы небольшие металлические медальоны, пластинки, бусины и т.п.(32,с.19). Другая разновидность была  в виде  трубочки для перьев –пархона (домик для перьев)(1,с.162).

В позднефеодальной Бухаре типичным украшением была головная булавка (сарсузан), которой прикалывался платок к тюбетейке или к шапочке под платком. Такая булавка нередко увенчивалась небольшой фигуркой птички (25,с.50). Они, видимо, типологически сходны со старобухарскими изделиями (32,с.36).

В традиционный набор женских украшений южнохорезмских сартов входят головные булавки в сочетании с лентами или привесками-пластинками( 33 ,с.246).  

Женщины Двуречья тюрбан, навивавшийся поверх кимешека, часто сшивали или скалывали серебряными булавками (9,с.124 ).   

Женские головные уборы тюрки-карлуки обычно украшали серебряной плоской лентой из цепочек и подвесок (син-силя) и над ней- султаном (джига), т.е. головной булавкой (33,с.244).В Кашгаре девушки и молодые женщины носили съемные, прикреплявшиеся спереди к головному убору булавки каш. Например, это была обычная длинная игла, верхняя часть которой оформлялась в виде металлического букета с листьями, стеблями и цветками из серебряных пластинок с разноцветной эмалью и вставками кораллов (33,с.218-219). Головные украшения замужних женщин-уйгурок выполняются из серебра или золота. Шпильки (жезы) украшают штампованным узором на сюжет растительного мира. (Рис.2). 

Таким образом, ареал и время бытования заколок довольно обширен. Мы проследили его от эпохи бронзы до XIX –начала XX вв. Материал, из которого изготовлялись заколки, в разное время на территории Средней  Азии, использовался различный. Например, в эпоху бронзы предпочтение отдавалось бронзе и лишь изредка применяли медь, в античную пору большинство заколок изготовлялись из кости и лишь незначительное количество из металла, в средневековый период основным был металл, позже в XVIII-XX вв. заколки стали медными, серебряными и золотыми.

Принцип оформления навершия заколок в разные времена так же был различным. Так, в эпоху бронзы –это булавки-печати, булавка со шляпками; с кулакообразным  навершием; с  зооморфными персонажами(муфлон, овца), с конической или биконической головкой, со сплюснутой и лопаточковидной головкой. В период античности - антропоморфные изображения или воспроизведение отдельных частей тела человека- в большинстве своем это кисти рук с всевозможным положением пальцев , или сжатая в кулак кисть; зооморфные изображения_ птица, голова коня, змея, муфлон; геометрические фигуры- прямоугольник, ромб, шар и т.д.; растительные навершия- гранат. Как правило, место перехода от стержня к навершию подчеркнуто рядом полос. В XVIII-XX вв. в  оформлении навершия заколок отдается предпочтение растительным мотивам (цветы, плоды), есть и зооморфные сюжеты (птицы), иногда крепились бусины, бляшки из разноцветного бисера, кораллы.

Навершие заколки из Кампыртепа в виде плода граната. Ветвь, плод…были символами богини плодородия в раннеземледельческих культурах, где богиня выступает как покровительница растительного мира, произрастания и плодородия (20,с.93).В Кушанское время среди терракот особое место занимают изображения женского божества, характерным признаком которых является расположение рук и наличие плода,  цветка или ветки растения в руках у богини (14, с.23) . В буддийском комплексе Каратепа на полу двора было вырезано изображение вазона с ветками граната ( 24,с.106). На монетах кушанского времени встречается изображение богини, держащей в руках рог изобилия с гранатами ( 10,с.208).Изображения плодов граната встречаются и в эпоху средневековья, в частности на серебряных согдийских кувшинах с изображениями танцовщиц из Лимаровки, Квацпилеева и Перьми. В литературе убедительно показана связь этих кувшинчиков с культом плодородия, в широкой, народной подоснове которого лежит почитание животворных сил природы (17,с.150),(15,табл.45-47).

Для развитого средневековья изображения плода граната отмечены на керамических сосудах   (26,с.193), на терракотовых очажках (18,с.223,227) и на металлических сосудах ( 13,с.167).

Мастера современного декоративно-прикладного искусства не забывают образ граната, сохраняя традиции. Например, исходным моментом для художников, наносящих рисунок на ткань для вышивальщиц, служат лучшие образцы вышивального искусства XIX века. Художники создают композиции, используя излюбленные мотивы, одним из которых является куст с сочными плодами граната (30,с.65). В дунганской вышивке изображали плоды граната (шылю) на тех вещах, которые предназначались дочке в приданое и они означали пожелания многочисленного потомства мужского пола .

Таким образом, изображение плода граната существовало на протяжении длительного времени и как выражение магической идеи плодородия, и как поэтический символ изобилия. Эти функции неразрывно существуют в народном сознании, объединив опыт многочисленных земледельческих обычаев и представлений ( 31 ,с.97).

Рис. 1 Костяные заколки из Северной Бактрии Рис. 2 Ювелирные украшения конца XIX- начала XX вв.

Библиографический список:

1. Абдуллаев Г., Фахретдинова Д., Хакимов А. Песнь в металле. -Ташкент, 1986. -162 с.
2. Аскаров А.А. Древнеземледельческая культура эпохи бронзы юга Узбекистана.-Ташкент, 1977. -77 с.
3. Аскаров А.А.,Абдуллаев Б.Н.Джаркутан. -Ташкент, 1983.-37 с.
4. Борозна Н.Г. Виды женских ювелирных украшений у народов Средней Азии и Казахстана. // Советская Этнография. 1974, вып. №1, -37 с.
5. Вахидов Р.М.Раннесредневековое городище Судагылган (Мингечуар). // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. 1954, вып.54. -131 с.
6. Древности Таджикистана. // Каталог выставки. -Душанбе, 1985. -С. 365, 368, 405-406.
7. Жуков В.Д.Археологическая разведка на шахристане Хайрабадтепа. // История материальной культуры Узбекистана. 1961, вып. 2. -186 с.
8. Завьялов В.А. Раскопки квартала позднекушанского времени на городище Зартепа в 1975-1976 гг. // Советская Археология. 1979. вып. №3 - С.152-153.
9. Захарова Н.В., Ходжаева Р.Д. Казахская национальная одежда. -Алма-Ата, 1964. -124 с.
10. Зеймаль Е.В. Древние монеты Таджикистана. -Душанбе, 1983. 208 с.
11. Кацурис К.,Буряков Ю. Изучение ремесленного квартала античного у Северных ворот Гуяр-Калы. // Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция.1963, т.XII, -С. 152-153.
12. Литвинский Б.А., Седов А.В. Тепаи-Шах. Культура и связи кушанской Бактрии. -М., 1983. -235 с.
13. Литвинский Б.А., Соловьев В.С. Средневековая культура Тохаристана. -М., 1985. -167 с.
14. Мешкерис В.А. Терракоты Самаркандского музея. -Л., 1962. -23 с.
15. Орбели И.А., Тревер К.В. Сасанидский металл.-М.-Л.,1935.-табл.45-47.
16. Петерс Б.Г. Косторезное дело в античных государствах Северного Причерноморья. -М., 1986. -60 с.
17. Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. История искусств Узбекистана.-М.,1965.-150 с.
18. Пугаченкова Г.А., Ремпель Л.И. Самаркандские очажки.// Из истории искусств великого города. -Ташкент, 1972. -С223,227.
19. Ремпель Л.И. Новые материалы к изучению древней скульптуры Южной Туркмении. // Южно-Туркменистанская Археологическая Комплексная Экспедиция. 1951, т.21 -185 с.
20. Ремпель Л.И. Цепь времен. Вековые образы и бродячие сюжеты в традиционном искусстве Средней Азии. -Ташкент, 1987. -93 с.
21. Ртвеладзе Э.В. Дальверзинский наус. // Дальверзинтепа-кушанский город на юге Узбекистана.-Ташкент, 1978. -С 104, 111
22. Сарианиди В.И. Раскопки монументальных зданий на Дашлы-3. // Древняя Бактрия. 1984, вып.3. -26 с.
23. Седов А.В. Кобадиан на пороге раннего средневековья. - М., 1987. -С. 70-71
24. Ставиский Б.Я. Буддийский культовый центр Каратепа в Термезе в свете исследований последних лет. // Городская среда и культура Бактрии-Тохаристана и Согда. -Ташкент, 1986. -106.
25. Сухарева О.А. Позднефеодальный город Бухара, конец XIX-начало XX вв.(ремесленная промышленность). -Ташкент, 1962. -50 с.
26. Ташходжаев Ш.С. Вопросы исторической классификации поливной керамики Афрасиаба.// Из истории искусств великого города. -Ташкент, 1972. -193 с.
27. Толстов С.П. Древний Хорезм. - М., 1948. -С 111,121
28. Трудновская С.А. Предметы вооружения и быта .Украшения. // Труды Хорезмской Археолого-Этнографической Экспедиции.1981, т.XIIV-C. 117,121
29. Тургунов Б.А. Дом богатого домовладельца. // Дальверзинтепакушанский город на юге Узбекистана. -Ташкент, 1978. -61 с.
30. Фахретдинова Д.А. Декоративно-прикладное искусство Узбекистана. -Ташкент, 1972. -65 с.
31. Хакимов А.А. Изобразительно-орнаментальные образы и мотивы прикладного искусства.// Художественная культура Средней Азии X-XIII вв. -Ташкент, 1983. -97 с.
32. Чвырь Л.А. Таджикские ювелирные украшения.- М., 1977. -С. 19,36.
33. Чвырь Л.А. Сравнительный очерк традиционных украшений уйгуров и соседних народов Центральной и Средней Азии. // Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур древнего и средневекового Востока. - М., 1986. -С. 218-219, 244, 246.
34.Шейхов Н.Б. Женские головные булавки как признак локальной культуры Дагестана VII-X вв. н.э. // Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. 1952, вып.48. -130 с.
35.Шишкин В.А. Варахша. -М., 1963. -119 с.




Рецензии:

3.05.2017, 20:44 Очилов Фарход Эгамбердиевич
Рецензия: Изучен результаты археологических исследовании по литературным источникам, собран и систематизирован огромное количество материалов по заколкам и по символике. Написана очень простым и понятным языком в логической последовательности. И благодарю автора за такой углубленный изучение материала. Спасибо!!! Рекомендую опубликовать.

04.05.2017 9:09 Ответ на рецензию автора Скугарова Наталья Геннадьевна:
Спасибо за рецензию.

8.05.2017, 16:15 Балюнов Игорь Валерьевич
Рецензия: Статья Н.Г. Скугаровой «Костяная заколка из крепости Кампыртепа. Из истории заколок для волос» выполнена на высоком профессиональном уровне. Некоторые вопросы, возникающие в итоге прочтения данной работы, относятся к категории дискуссионных, что совершено не снижает качества статьи. Безусловно можно рекомендовать к публикации.
10.05.2017 10:10 Ответ на рецензию автора Скугарова Наталья Геннадьевна:
Спасибо за рецензию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх