-
ФГБОУ ВО Ижевская государственная медицинская академия
студентка 4 курса 402 группы педиатрического факультета
Научный руководитель: д.м.н., профессор Н. М. Попова. Полякова К.Э., студентка 4 курса 401 группы педиатрического факультета, аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения ИГМА Духтанов И.В. ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия» кафедра общественного здоровья и здравоохранения (зав. каф. д.м.н., профессор Н. М. Попова)
УДК 371.26-053.5:159.923.5
Введение. Младший школьный возраст - важный этап становления личности ребенка, его восприятия жизни и отношение к миру, себе. Именно в этот период происходит закладка будущего взрослого человека, поэтому так необходимо правильно и грамотно «направлять ребенка», адаптировать [3]. Значение школьного периода в жизни человека трудно переоценить. В школе дети учатся добывать знания, учатся дружить и общаться. В школе дети готовятся к дальнейшей самостоятельной жизни. Поэтому очень важно, чтобы каждому ученику было комфортно в школе. Но почему некоторые ученики посещают школу с удовольствием, другие с нежеланием, а есть такие дети, которые боятся ходить в школу? Одни добиваются высоких результатов в учебной и во внеурочной деятельности, получают удовольствие от общения с друзьями. А для других обучение в школе связано с мучительными переживаниями, с беспокойством, с тревогами и даже со страхами [4]. Немалую роль в успешности обучения ребенка играет такая природная особенность, как темперамент. Он закладывается генетически, и именно на его основе формируются многие привычки, особенности поведения, стиль деятельности[2]. Темперамент – это природная особенность каждого человека, которая определяет его эмоциональное реагирование в той или иной ситуации: как быстро возникает эмоция, какую силу и знак (положительная/отрицательная) она имеет. Именно эта характеристика будет обуславливать медлительность или энергичность человека[1].
Актуальность. В настоящее время проблема изучения влияния темперамента на школьную успеваемость не теряет своей актуальности. Особенно важно ее детальное рассмотрение по отношению к младшим школьникам, поскольку именно в младшем звене школы складываются те стереотипы восприятия и осуществления учебной деятельности детьми, которые отлагают отпечаток на их дальнейшую школьную жизнь[8]. Очевидно, если младший школьник не достигает успешности в ходе обучения, мотивация выполнения этой деятельности у него резко падает, что ведет его к дисфункции как школьника, статусное положение которого в этот период времени играет решающую роль в целостной социализации личности ребенка
Цель исследования. Изучить влияние личностных характеристик оптимизма и активности детей младшего школьного возраста на успеваемость.
В соответствии с данной целью, были поставлены следующие задачи:
1. Выявить взаимосвязь уровня личностных характеристик и успеваемости младших школьников методом расчета ранговой корреляции (по Спирмену);
2. Сделать выводы по результатам анализа.
Материалы и методы. Было проведено анкетирование по выявлению оптимизма и активности у детей (Шкала AOS , Н. Водопьянова, М. Штейн), в котором участвовало 106 детей младшего школьного возраста (8-11 лет) бюджетного учреждения «Республиканский санаторий для детей "Ласточка" Министерства Здравоохранения Удмуртской Республики.
Данная методика направлена на выявление личностных факторов, способствующих стрессоустойчивости. В структуру стрессоустойчивости как сложного личностного конструкта входят мировоззренческие и установочные факторы, такие как позитивное мироощущение, жизнерадостность, уверенность и конструктивная активность в трудных жизненных ситуациях, требующих сохранения стойкости, мужества и веры в их положительное разрешение. Позитивное мироощущение и жизнерадостность являются важными атрибутами психосоциального здоровья человека. Они могут быть описаны в категории оптимизма. В отечественной психологии в настоящее время не существует четкого определения понятия оптимизма [7]. Это связано с тем, что оптимизм как психологическая категория – понятие весьма емкое и многозначное. В повседневной жизни под оптимизмом чаще всего подразумеваются такие качества человека, как бодрость, жизнерадостность, жизнелюбие, мироощущение, при котором человек во всем видит светлые стороны, верит в будущее, в успех и в то, что в мире господствует положительное начало и добро [5].
Результаты:
В анкетировании участвовали дети младшего школьного возраста, среди которых, мальчиков - 57,6%, девочек - 42,4% (Рис.1.)
Рис.1. Участники анкетирования
При анализе шкалы оптимизма и активности (шкала AOS) было выявлено, что «Реалистов» – 63,2 из 100 пациентов. Они устойчивы к психологическому стрессу, адекватно оценивают текущую ситуацию по своим силам (возможностям) и не пытаются прыгнуть «выше головы», довольствуются тем, что имеют. Активные пессимисты («Негативисты») составили 29,2 из 100 опрошенных. Для них свойственна большая активность. В трудных ситуациях используют агрессивные стратегии в поведении. Среди анкетированных активных оптимистов («Энтузиасты»), которые позитивно настроены на выполнение задачи, предпринимают активные действия для того, что бы добиться желаемых целей, насчитывалось 7,6 из 100 пациентов. Пассивных пессимистов и пассивных оптимистов среди детей не оказалось (Рис.2.).
Среди «Реалистов» насчитывалось 8 ударников и 40 троечников. Отличники среди активных пессимистов составили 4 человек, 20 ударников, троечников-10 детей. Среди анкетированных активных оптимистов («Энтузиасты») отличниками являлось 15 детей, ударниками- 9 человек.
При оценке успеваемости детей методом ранговой корреляции по Спирмену, было выяснено, что корреляционная зависимость между личностными характеристиками детей и их успеваемостью достоверная (t>2), связь прямая, сильная (p>0,9).
Выводы.
Рис.2. Характеристика детей по шкале оптимизма и активности.
Рецензии:
19.04.2017, 12:06 Походенько-Чудакова Ирина Олеговна
Рецензия: Р Е Ц Е Н З И Я
на статью А. Н. Гребневой, Н. М. Поповой, К. Э. Поляковой, Духтанова И. В.
«Влияние оптимизма и активности на успеваемость детей
младшего школьного возраста»
Представленная статья «Влияние оптимизма и активности на успеваемость детей младшего школьного возраста» посвящена актуальному вопросу – определению влияния личностных характеристик оптимизма и активности детей младшего школьного возраста на успеваемость.
Статья построена по принципу оригинального исследования и состоит из: аннотации на русском и английском языках, УДК, введения, обоснования актуальности вопроса, цели работы, задач исследования, материалов и методов, полученных результатов, выводов, библиографического списка, включающего 4 наименования на русском языке.
Материал, представленный в публикации, изложен автором четко и ясно, грамотно, легко читается и хорошо воспринимается.
В тоже время к представленной статье имеется отдельные замечания:
− в списке авторов статьи А. Н. Гребнева значится дважды (первым автором и четвертым автором);
− библиографический список должен содержать источники специальной литературы на иностранных языках, в том числе и за последние 5 лет, отражающие состояние данного вопроса в дальнем зарубежье;
− ссылки по тексту статьи на источники, представленные в библиографическом списке следует оформить в точном соответствии с требованиями издания «SCI-ARTICLE.RU».
При этом следует подчеркнуть, что сделанные замечания не носят принципиального характера, не снижают высокой научно-практической значимости представленной работы и не отражаются на ее положительной оценке.
Изложенное выше, позволяет заключить, что на статья А. Н. Гребневой, Н. М. Поповой, К. Э. Поляковой, Духтанова И. В. «Влияние оптимизма и активности на успеваемость детей младшего школьного возраста» соответствует профилю издания «SCI-ARTICLE.RU» и может быть рекомендована к публикации после внесения необходимых исправлений.
Заведующая кафедрой хирургической
стоматологии учреждения образования
«Белорусский государственный»
медицинский университет»,
доктор медицинских наук, профессор И. О. Походенько-Чудакова
19 апреля 2017 года