Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №48 (август) 2017
Разделы: Туризм
Размещена 07.08.2017. Последняя правка: 06.08.2017.
Просмотров - 2712

Туризм в глубинке: массовое производство или уникальный продукт.

Юрин Андрей Владимирович

Аспирант

Пензенский государственный университет

Кафедра "Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания"

Уткина Наталья Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг, коммерция и сфера обслуживания» ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»


Аннотация:
Региональные инновации в сфере производства туристских продуктов имеют значительный интерес для представителей туристского сообщества других регионов. Данные инновации служат отправной точкой создания уникальных туристских продуктов, что повышает конкурентоспособность отдельного региона на туристском рынке и создают предпосылки межрегионального взаимодействия в области туризма. По мнению авторов данной статьи, положительный опыт создания уникальных туристских продуктов можно использовать в дальнейшем для создания массовых туристских продуктов. Данная тенденция рассматривается на примере туристских продуктов Пензенской области, которые могут быть рекомендованы для воспроизводства в других регионах.


Abstract:
Regional innovations in the sphere of production of tourist products have considerable interest for representatives of tourist community of other regions. These innovations serve as a starting point of creation of unique tourist products that increases competitiveness of the certain region in the tourist market and create prerequisites of interregional interaction in the field of tourism. According to authors of this article, it is possible to make use of positive experience of creation of unique tourist products further for creation of mass tourist products. This tendency is considered on the example of tourist products of the Penza region which can be recommended for reproduction in other regions


Ключевые слова:
массовый и уникальный туристский продукт; туристско-рекреационный комплекс; туристский рынок; туристская дестинация; туристские услуги.

Keywords:
massive and unique tourist product; tourist and recreational complex; tourist market; tourist destination; tourist services.


УДК 338.48

В условиях становления туризма в новейшей истории России особое внимание уделяется изучению центрального компонента туристско - рекреационного комплекса (ТРК) – туристского продукта и его продвижению на рынке. От того, на сколько качественным будет туристский продукт, зависит не только впечатления туристов об отдельном туристском объекте в частности, но и отношение к туристской дестинации в общем. Особенно тенденция изучения туристского продукта стала заметна после ввода рядом западных стран экономических и политических санкций, что послужило причиной переориентации туристских потоков с внешнего направления на внутренний и в конечном итоге стало весомой причиной развития малоизвестных или уникальных туристских продуктов.

Следует отметить, что большинство туристских продуктов функционировало и до современных событий, которые влияют на туристский сегмент экономики страны и увеличившийся спрос повлиял уже на существующие туристские продукты и предложения. Например: «Золотое кольцо», «санаторно - курортные предложения Черноморского побережья», «Эрмитаж» и тд. Данные продукты формировались на протяжении долгого периода времени - исторически.

Мы можем констатировать совершенно иное положение по отношению к относительно новым туристским продуктам, большинство из которых стали формироваться в недавнем прошлом. Например «Вотчина Деда Мороза», «Дон-плот», «фестиваль Укек» и тд.

В контексте данного исследования наиболее интересны новые туристские продукты регионального характера, изучение которых обуславливает актуальность данного исследования.

Анализ имеющейся литературы показал, что общего научного подхода к формированию туристского продукта нет. Тем не менее, изучением проблематики касающейся туристских продуктов занимались такие авторы как А.Ю. Александрова, Д.В. Николаенко, А.В. Даринский, Н.С. Мироненко, А. М. Сазыкин, А.А. Романов, И.В. Зорин, Т.А. Ирисова и др.

Целью данного исследования является рассмотрение уникальных туристских продуктов Пензенской области с целью рекомендации для использования в других регионах.

Основная часть (методология, результаты).

Экономическая конкуренция между туристскими объектами и отдельными дестинациями, появление новых туристских центров, увеличение количества предложений на туристском рынке, развитие IT - технологий, сокращение продолжительности туристских поездок и комбинирование разных видов туризма, увеличение спроса на эксклюзивные туристские продукты и его диверсификация - все эти факторы оказывают прямое влияние на развитие туризма в России.

Данное положение отражено и в стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, которая ориентирует представителей туристского бизнеса на изменение части потребительского спроса населения на внутренний туризм и привлечение иностранных туристов [1].

В условиях изменившейся экономической формации государства стал актуальным вопрос развития регионального туристского продукта за счет поиска новых перспективных направлений, изучения уникальных нужд и запросов потребителей, которые не могут быть удовлетворены с помощью уже существующих на рынке туристских продуктов и услуг.

В ст.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт определяется как «комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта» [2].

В научной литературе туристский продукт рассматривается в более расширительном значении, как «комплекс услуг, предлагаемых туристу при организации его путешествия» [3], или как «любое предложение туристической фирмы, связанное с обеспечением удовлетворения потребностей клиента»[4]

Н.П. Кетова, Е.В. Онищенко, В.Н. Шарафутдинов рассматривали туристский продукт как востребованный целевыми аудиториями туристов региональный комплекс (пакет) товаров и услуг рекреационно - оздоровительного, познавательного и жизнеобеспечивающего характера [5].

По мнению авторов наиболее подходящее определение туристского продукта дал Г.В. Заднепренко – «комплекс осязаемых и не осязаемых туристских товаров и услуг, необходимый и достаточный для удовлетворения потребностей туристов, отвечающий целям туризма и предлагаемый к реализации, а также предоставляемый туристу» [6].

В данной статье мы рассматриваем туристский продукт в рамках территориально - административного деления на субъекты РФ , хотя отдельные авторы используют термин туристская территория или акватория. М.Б. Биржаков определяет туристскую территорию как «вид комплексного туристского ресурса – географически определенное место концентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а также объектов туристского интереса, выделяемое в составе туристского региона с указанием в реестрах и кадастрах режима приоритетного целевого функционирования и использования в целях туризма в ее пределах.

Объектом исследования данной работы являются туристские продукты, реализуемые в Пензенской области. Пензенская область расположена на Восточно-Европейской (Русской) равнине и занимает среднюю и западную часть Приволжской возвышенности (Среднее Поволжье). Граничит с Ульяновской, Саратовской, Тамбовской, Рязанской областями и Республикой Мордовия. Территория области с запада на восток составляет 330 км, с севера на юг ‑ 204 км. Население по состоянию на начало 2016 года насчитывает порядка 1 350 тыс. чел. Плотность ‑ 31,3 чел./кв. км. Административный центр ‑ город Пенза (520 тыс. жителей). Расстояние до Москвы ‑ 618 км; до Санкт-Петербурга – 1 363 км.

В складывающемся социально-экономическом контексте, развитие туристской отрасли является одним из важных направлений диверсификации экономической деятельности Пензенской области.

Государственное регулирование регионального туризма осуществляет Министерство культуры и туризма Пензенской области. В регионе действует государственная программа Пензенской области «Развитие культуры и туризма» на 2014‑2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 22 октября 2013 года № 783-пП. Целью данной программы в области туризма является создание современного и конкурентоспособного туристского продукта, обеспечивающего потребности населения Пензенской области, граждан России, ближнего и дальнего зарубежья в туристско-экскурсионных, санаторно-оздоровительных услугах, формирование и сохранение конкурентоспособной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию Пензенской области [7].

 Также к региональным нормативно-правовым актам, регулирующим туризм относится стратегия развития внутреннего и въездного туризма на территории Пензенской области на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Пензенской области от 19.05.2015 года № 221 – рП. Согласно данной стратегии развития внутреннего и въездного туризма на территории Пензенской области на период до 2020 года, наиболее перспективными и развитыми видами туризма в регионе являются культурно-познавательный, событийный, рекреационный, развлекательный, сельский и паломнический туризм [8].

Для туристского региона основу туристского продукта составляют туристско-рекреационные ресурсы, являющиеся обычно его визитной карточкой. Именно ресурсы определяют вид туризма, реализуемого в регионе, а следовательно и специфику его инфраструктуры. В свою очередь вид туризма определяет систему коммуникации, спектр туристских услуг и товаров [9].

Пензенская область обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом, к которому в первую очередь можно отнести культурно-исторические ресурсы. Благодаря этим ресурсам на территории области можно развивать культурно-исторический туризм (посещение многочисленных музеев, природных и архитектурных памятников).

В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть опыт апробации новых туристских продуктов и рекомендовать их к использованию в других регионах. В качестве положительного опыта разработки и применения туристического продукта мы рассматриваем проекты «Вагон знаний» и «Культурная палитра 58 региона», которые реализуются в Пензенской области с 2016 года.

По инициативе АО «Федеральная Пассажирская Компания» и ГБУ «Туристско-информационного центра Самарской области» совместно с Министерством культуры и туризма Пензенской области был реализован проект «Вагон Знаний». В рамках данного проекта учащиеся школьники из Пензенской области получили возможность посетить Самарскую область, и наоборот – Самарские школьники получили возможность посетить Пензенскую область.

«Вагон знаний» - это комплексный образовательный туристский продукт, уже в вагонах «Дневного экспресса», которым юные туристы путешествуют, транслируется видео – материал по истории, культуре, литературе региона в который направляются туристы. Также в «пакет» данного туристского продукта входит экскурсионная программа, сопровождение гидов, трансфер, питание, проживание и тд.

С 01.01.2017 г. по 16.05.2017 г. в проекте «Вагон знаний» по направлению Пензенская область – Самарская область, Самарская область – Пензенская область приняло участие 2 880 человек. Также данный проект стал развиваться по направлениям Самарская область – Ульяновская область и Самарская область – Республика Башкортостан. Всего в проекте «Вагон знаний» по состоянию на 16.05.2017 г. приняло участие около 4 500 человек.

К положительным сторонам данного проекта можно отнести:

- межрегиональное взаимодействие;

- комплексное туристское предложение;

- инновационный характер туристского продукта.

 В 2016 году по инициативе Министерства культуры и туризма Пензенской области стал реализовываться туристско-краеведческий проект «Культурная палитра 58 региона». Данный проект рассчитан на организованные (школьные) группы детей, у которых появилась возможность в каникулярное время централизовано посещать основные места показа Пензенской области на пришкольных автобусах.

Всего в рамках данного проекта сформировано 8 маршрутов:

- «Прикосновение к прекрасному»: Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого и новая Пензенская филармония («Пензаконцерт») с посещением Органного зала.

- «Мой родной край»: Пензенский государственный краеведческий музей, и Музей В.О. Ключевского.

- «В гостях у мастеров народных художественных промыслов»: Музей народного творчества и Пензенский областной театр кукол «Кукольный дом».

- «Литературная шкатулка»: новый корпус Пензенской областной библиотеки имени М.Ю. Лермонтова и Литературный музей г. Пензы.

- «Жемчужины Пензенского края»: Пензенский зоопарк и Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

- «Провинциальная история»: Музей И.Н. Ульянова и Пензенский драматический театр им. А.В. Луначарского.

- «Красоты земли Кузнецкой»: Автобусная экскурсия (Радищево-Нижнее Аблязово), Музей А.Н. Радищева и агроферма с. Махалино.

- «Лев Толстой на Никольской земле»: Экскурсия к дому Бахметьевых-Оболенских, экскурсия на завод в ООО «Бахметьевский завод», мастер-класс по изготовлению гутной продукции, экскурсия в музей стекла и хрусталя.

В период с начала 2016 года по 16.06.2017 г. в проекте «Культурная палитра 58 региона» приняло участие более 5 000 школьников Пензенской области.

К положительным сторонам данного проекта можно отнести:

- межведомственное взаимодействие Министерства культуры и туризма Пензенской области и Министерства образования Пензенской области;

- использование данного продукта как альтернативы школьных мероприятий;

- бюджетный характер данного туристского продукта.

Выводы и дальнейшие перспективы исследования.

Уникальные туристские продукты представляют неоспоримый интерес для представителей туристского сообщества. Они могут увеличиваться до межрегиональных и быть использованными в виде бенча другими туристскими дестинациями.

По мнению авторов в период становления нового туристского продукта он должен носить уникальный характер, что будет давать ему конкурентное преимущество по отношению к другим турпродуктам. Массовый характер уникальный туристский продукт должен приобретать после своего становления и проверки экономической целесообразностью.

Для более эффективного взаимодействия в данном ключе необходимо:

- произвести анализ существующих потребностей туристов, въезжающих в регион;

- разработать целевую региональную программу с четким перечнем туристских продуктов и рекомендовать данный опыт другим регионам;

- формировать единое туристско-рекреационное пространство с другими регионами посредством развития межрегиональных туристских продуктов на примере проекта «Вагон знаний»;

- продолжать работу по созданию уникальных туристских продуктов, которые способствуют самоидентификации и созданию туристского образа региона.

- произвести анализ и модернизацию уже существующих туристских продуктов региона с целью увеличения их жизненных циклов.

Библиографический список:

1. Государственная программа Пензенской области «Развитие культуры и туризма» на 2014-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 22 октября 2013 г. № 783 – пП. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.12.2016). Электронная правовая система КонсультантПлюс.
2. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 года №941-р).URL:http://www.russiatourism.ru/contents/otkrytoe_agentstvo/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda-332/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2020-goda (дата обращения: 25.04.2017). (Федеральное агентство по туризму. Официальный сайт).
3. Стратегия развития внутреннего и въездного туризма на территории Пензенской области на период до 2020 года, утвержденная распоряжением правительства Пензенской области от 19.05.2015 г. № 221 – рП. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 03.12.2016). Электронная правовая система КонсультантПлюс.
4. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 29.06.2015, с изм. от 02.03.2016) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=181793 (дата обращения: 11.03.2015). Электронная правовая система КонсультантПлюс.
5. Веткин В.А., Винтайкина Е.В. Технология создания турпродукта: пакетные туры. - М.: Финансы и статистика, 2013. – 240 с.
6. Жданова Т.С. Технологии продаж: учебное пособие для бакалавров. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. – 184 с.
7. Кетова Н.П., Онищенко Е.В., Шарафутдинов В.Н. Формирование и реализация регионального туристского продукта на рынке рекреационно-оздоровительных услуг: маркетинговый подход.- Ростов-н/Д.: «Содействие XXI век», 2011. – 288 с.
8. Бунич Г.А., Старцев В.А. Туристский продукт: теория, практика, инновационные аспекты [Текст] /. – М.:, 2012. – 236 с.
9. Заднепренко Г.В. Проблемы и перспективы формирования в России современного туристского продукта //Мир Науки: научный интернет – журнал. - 2014. - № 2. – С. 2-7.




Рецензии:

20.09.2017, 21:30 Лихолетов Валерий Владимирович
Рецензия: Рецензируемая нами статья Юрина Андрея Владимировича посвящена вполне актуальной теме - развитию внутреннего туризма в регионах России, что важно для поиска устойчивых источников пополнения ВРП, сбалансированного социально-экономического развития многих территорий нашей страны (особенно "глубинки"), гармонизации промышленной, сельскохозяйственной и социокультурной сфер в них. В целом материал статьи продуман и ориентирован на перспективу, что хорошо. Вместе с тем, можно усилить теоретическую компоненту статьи обращением к наработкам С.В. Сычева по закономерностям развития коммерческих услуг. Версия 2.0, сделанным на базе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), суть которых отражена в цепочке: уникальность услуги - стандартизация - овеществление - производная услуга (фьючерс). Статья может быть опубликована в журнале. Лихолетов Валерий Владимирович, д-р пед. наук, канд. техн. наук, профессор кафедры "Экономическая безопасность" Южно-Уральского государственного университета (НИУ).



Комментарии пользователей:

5.09.2017, 7:16 Безпалова Анна Григорьевна
Отзыв: Статья Юрина Андрея Владимировича "Туризм в глубинке: массовое производство или уникальный продукт" представляется актуальной, поскольку проблемы регионального, в том числе федерального и международного туризма являются вполне явными и постоянно обсуждаемыми. В статье интересно то, что на фоне теоретического осмысления проблемы, автор глубоко анализирует опыт внутреннего локального развития туризма, используя при этом доказательную базу, документальные источники. Статья представляется интересной, а анализируемая тематика требует дальнейшего развития. С нашей точки зрения, статья может быть опубликована в данном журнале. Безпалова Анна Григорьевна, к.э.н., доцент кафедры Маркетинга и рекламы Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).


Оставить комментарий


 
 

Вверх