-
Узбекский государственный университет мировых языков
Учитель, кафедра методика обучения английскому языку
УДК 372.881.111.1
На сегодняшний день характерной особенностью развития современного общества является все возрастающее значение информации, которая становится всеобъемлющим и неотъемлемым ресурсом. Работа с информацией стала главным содержанием практически любого вида деятельности, в том числе и в сфере образования.
Неотъемлемыми условиями в достижении современного профессионального качества подготовки специалистов, обладающих высокой духовно-культурной, творчески-поисковой и общественно-социальной активностью, должны стать межкультурная коммуникация и широкое использование ИКТ в образовательном процессе. которые находят свое отражение в «Национальной программе по подготовке кадров» Республики Узбекистан. [3, с.21]
Современное развитие мирового образования указывает на тот факт, что понятие медиаграмотность. в настоящее время. стало необходимой константой для формирования высокоинтеллектуального и высококвалифицированного специалиста.
Влияние медиакультуры на формирование личности, личностных качеств человека с учетом образовательного аспекта, по мнению, Н. Б. Кирилловой, которая понимает медиакультуру как информационно-коммуникативные средства, а также материально-интеллектуальные ценности в совокупности, обуславливают формирование общественно-политического сознания в развивающемся социуме [2,с.8]
Так, в современной лингводидактике понятие информационная компетенция, информационная грамотность заменяется термином медиаграмотность, рассматриваемая Н.В. Чичериной – как одной из основополагающих компетенций, необходимой любому профессиональному специалисту в эффективном функционировании в так называемой информационной среде, [6,с.19]
На наш взгляд, медиаграмотность – это процесс подготовки медиаграмотного человека, обладающего информационной компетенцией, обусловленной пониманием социокультурного, общественно-политического и межкультурного контекста функционирования медиакультуры в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, или, иначе говоря, способность "видеть" не только эксплицитную, но и имлицитную информацию, заложенную в медиатекст, для декодирования определенных образов, символов и ассоциаций, в том числе и осваивать, переводить, т.е. (передача адекватной, логически правильной и аксиологической информации), интерпретировать/анализировать.
Данный процесс является наиболее важным и целеполагающим, так как проводится смысловой анализ сложностей во взаимодействии с каждым аспектом. Каждый читатель вносит свои коррективы и дополняет смысл, который лежит в имлицитной основе медиатекста. [4, с. 85]
Ученые - лингводидакты осознали необходимость нового подходы в обучении русскому языку. Идея внедрения в процессе обучения компетентностно-ориентированного подхода отражает необходимость улучшения эффективности процесса обучения, качество образование за счет использования в процессе обучения современных методов и форм обучения, формирование и развитие компетентности и принимая во внимание особенности развития личности. Один из таких подходов является использование мультимедийных и информационно-коммуникационных технологий далее (ИКТ). Смысл термина "технология" до сих пор уточняются, этот термин используется в довольно широком контексте. На практике существуют также такие термины как педагогическая технология, технология образования, педагогическая или инновационная технология.
В современной дидактике термин "педагогическая технология" является более распространенным во многих методологических работах. Этапы развития концепции "педагогическая технология" можно выделить: использование наглядные пособий в учебном процессе (40-х – середина50-х годов), программированное обучение (середина 50-х - 60-х) к заранее разработанным образовательным процессам, обеспечивающие достижение четко определенных целей (до 70-х годов), для создания компьютерных и информационных технологий обучение (с начала 80-х годов).
Действительно, "новые педагогические технологии приходят в практику образования». Необходимость в этом обусловлено изменением требований общества и внутренних потребностей системы образования [1, с.15]. Сегодня студенты, как правило, имеют определенный опыт работы с различными инструментами обработки мультимедийных данных, передачи, хранения и представления информации в повседневной жизни, а также проявляют большой интерес к их использованию как средства для отдыха. Это очевидно, что должна быть такая модель в учебном процессе, которая обеспечивала бы не только формирование эффективного использования компьютерных навыков во время подготовки и обработка необходимой образовательной информации, но и развитие личностных качеств, ценностей гражданина информационного социума.
Изучение практического опыта показало, что использование ИКТ в преподавании английского языка не является массовым явлением. Среди причин существуют не только организационные, педагогические проблемы, но и отсутствие готовности преподавателя к решению задач, связанных с компьютеризацией учебного процесса. Причина, по мнению многих исследователей, является отсутствие четких идей о том, как ИКТ помогает достичь запланированные результаты обучения русскому языку, что должно быть изменено в содержании, формах организации, методах и принципах обучения. [5, с.36]
Однако, ученые изучавшие лингвистику, лингводидактику, опыт успешного осуществления определенных видов использования информации и коммуникационные технологии: разработка и применение электронных образовательных ресурсов, в том числе дистанционное обучение в профессиональной деятельности; в преподавании английского языка как родного, русский язык как иностранного (Е.С. Полат, Н.А. Альгазина, М.Ю. Бухаркина, С.И. Гудилина, Г.Г. Малева, Н.В. Ладыженская, M.A. Татаринов и т.д.).
Анализ монографической и методологической литература, результаты диссертационных исследований выявлено следующего уровня знаний проблемы. Педагогические науки свидетельствуют о положительном влиянии современных мультимедиа технологий для развития коммуникативных навыков и изучения английскогоязыка в Узбекистане.
Существует необходимость более глубокого теоретического и методическое обоснования использования ИКТ в преподавания английского языка в сфере профессиональной и деловой коммуникация, основанная на внедрении обучающих возможностей современных мульти-медиа, такие как дифференцированное обучение, и сосредоточены на интеллектуальное и личностное развитие студентов в формировании ключевых компетенций, на воспитание личности, живущих в информационном социуме.
Таким образом, конечно, сегодня новый подход к преподаванию английского языка является использование информации и технологии. Как известно, в отличие от их обычного средства, методы и производство информации и обработка является использование электронных устройств, особенно компьютеры.
Для определений, относящихся к медиаобразованию, компьютерному обучению, в отечественной и зарубежной лингвистике, существует множество терминов. Обзор существующих в настоящее время подходов к медиаобразованию, показал общее в определении термина медиаобразование как "процесса личного развития с помощью и на материале из СМИ (средства массовой информации), с целью формирования культуры общения со СМИ, творчества, коммуникативных навыков, навыков критического мышления для восприятия в полной мере, интерпретации, анализа и оценка СМИ, обучения различным формам самовыражения при помощи существующих технологий". [4, с. 45] По нашему мнению, эти цели следует рассматривать в качестве одной из основных, если мы принимаем во внимание влияние и постоянное воздействие СМИ на процесс обучения студентов.
В последние годы широко используются термины "информационные технологии", "информационные и коммуникационные технологии", показавшие современные функции и компьютерные технологии и телекоммуникации.
Различные концепции определяют три основных вида использования ИКТ в образовании, а именно:
• организация и управление образовательным процессом;
• обучение в самом широком смысле этого слова – отобучение под руководством преподавателя (стационарные иотдаленное) к использованию компьютерной техники для самообучение;
• изучение конкретных дисциплин.
На практике использование ИКТ в обучении родной язык, начиная с середины 80-х годов прошлого века начали использовать различные приложения - текстовые редакторы, проверка орфографии, электронные словари, а также электронные таблицы, настольные издательские, энциклопедии, игры,и другие программы. Второй этап использования ИКТ в обучении родному языку, который началсяв 90-х годов, связан с качественным изменением технических возможностей компьютеров и распространение ИКТ в процессе обучения. Такие особенности как гипертекст, который создает систему перекрестных ссылок в тексте, сочетая возможности гипертекста и мультимедиа, позволяют вам использовать ИКТ для работы по совершенствованию всех видов речевой деятельности (аудирования, чтения, письма, говорения, включая аспекты, как произношение и интонация) и для реального общения в письменной и устной форме.
Следующий этап (начало 21-го века) разработка ИКТ обучения С использованием виртуальной реальности. В "виртуальных" классе – лаборатории, студенты имеют возможность работать в условиях моделирования разнообразия речевых ситуаций, оно, несомненно, расширит возможность улучшения речевых и когнитивных навыков, создаст оптимальные условия для формирования коммуникативной и социально-культурной компетентности.
Главной особенностью современного этапа использования ИКТ является массовое и целенаправленное использование пространства в Интернете, профессионально-компьютерных программ различных типов: фактическое обучение, приложения, инструмент телекоммуникации - с целью создания единой среды компьютерного обучения, через который более эффективно развивается коммуникативная компетентность студентов. В современных исследованиях значимость интернета для изучение английского языка в высшем образовании подчеркивается тем, что интернет-ресурсы предоставляют преподавателям и студентам информацию по различным аспектам научно теоретических исследований английского языка. Например, для преподавателей вузов и студентам интернет-ресурсы могут быть интересны, потому что они специализируются на основе электронных библиотек, поисковых систем, обеспечивая возможности поиска предметной области (проекты, планы уроков, систематические ссылки, интерактивные упражнения) и профессиональные особенности студентов; порталы, которые позволяют принять участие в обсуждениях, ознакомиться с передовыми методическими и педагогическими практиками.
Одной из основных проблем, связанных с преподаванием английского языка является проблема доверия, научного и образовательного значения содержания и значимости информации, найденной в интернете. Очевидно, что жанр специфика сайтов (новостные сайты, персональные страницы, информационные материалы, научные публикации и другие) предполагает их различное содержание, в этом случае, преподаватели и студенты должны обладать навыками критически воспринимать информацию, размещенную в Интернете, к которым они ссылаются.
Эффективное использование современных ИКТ в обучении их родном языку зависит от многих факторов, среди которых ведущими являются:
• предоставление компьютерного оборудования и Интернет доступа;
• наличие специализированных учебных материалов и необходимый набор программ различного типа;
• образовательные качества используемых инструментов мультимедиа обучения;
• адекватный уровень общей компьютерной грамотности (медиаграмотности) студентов и преподавателей;
• специальная подготовка преподавателей в области компьютерной лингвистика;
• особая организация учебного процесса.
С очевидной значимостью всех этих факторов, мы полагаем, что ключевой фигурой в интеграции ИКТ в процессе обучения является преподаватель, который имеет необходимую квалификацию и применяет их на практике.
Принимая во внимание тот факт, что большая часть обучаемых, которые в настоящее время работают в образовательных учреждениях разных уровней, не имели возможности получить необходимую подготовку в области применения современных ИКТ в преподавании английского языка, а также необходим является и развитие компьютерных технологий проходит очень быстрыми темпами. По нашему мнению, наиболее важной задачей, указанных в значительном количестве исследований, должна быть организация системы повышение квалификации и информационно-методическое обеспечение преподавателей в области компьютерной лингводидактики.
В настоящее время, теоретические и прикладные аспекты компьютерной лингвистики, разрабатываются ведущими учеными из разных стран, которые можно разделить на три направления исследований.
Исследования по разработке теоретических аспектов использования ИКТ в обучении языкам относятся к первому направлению. В этих работах обсуждаются вопросы следующего направления:
• методологические проблемы компьютерной лингвистики;
• психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения языку;
• вопросы типологии учебных материалов в использовании ИКТ;
• проблема оценки качества программного обеспечения в процессе обучения;
• возможности для развития навыков общения в процессе обучения с использованием ИКТ и ряд других проблем.
Вторая область включает в себя экспериментальную работу по созданию и использованию в учебном процессе электронных материалов, предназначенных для различных целей, форм и учебных профилей.
Третья область исследует способы интеграции компьютерно-ориентированного обучение в процессе обучения английского языка, и разработка эффективных методов использования ИКТ в учебном процессе.
Эти направления исследований предполагают, всеобъемлющий подход к изучению данной проблемы. Тем не менее, мы считаем необходимым подчеркнуть, что ведущий аспект – это подготовка преподавателей английского языка к учебному процессу с использованием ИКТ.
Подводя итоги, отметим, что рост продуктов медиакультуры в процессе обучения английского языка и подготовки высококвалифицированных кадров на системной основе представляется перспективным направлением модернизации и целеполагания содержания профессионального образования в современных интегративных условиях.
Рецензии:
19.03.2018, 12:14 Костогладова Любовь Петровна
Рецензия: Статья содержательная и интересная в методическом поле исследования. Следует отметить недостатки - грамматические ошибки:в аннотации обратите на согласование падежей и окончаний имен существительных (в преподавании англ.яз). Обратите внимание на содержание второго абзаца! Третий абзац - термин стал необходимым.Статья должна быть доработана и должны быть исправлены все грамматические ошибки.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий