бакалавр
Самарский Государственный Экономический Университет
студент
Алексушин Глеб Владимирович, д.и.н, доцент, профессор, кафедра коммерции сервиса и туризма, Самарский Государственный Экономический Университет
УДК 338.46
Введение. Термин гостеприимство, появившееся на истоках цивилизации, эпохами совершенствовалось и обретало новые функции. В наши дни это превратилось в глобальную отрасль, приносящую существенный доход, как владельцам, так и государству. Огромный интерес к путешествиям, дал новый толчок развитию сферы гостеприимства в последние три десятилетия. С каждым годом, поток туристов заметно увеличивается, спектр хорошо оказанных услуг это залог того, что гости останутся довольны и не раз захотят возвратиться. Именно в таком обслуживании и повышенном внимании нуждаются гости с ОФВ (Ограниченные Физические Возможности).
Актуальность. Проблема предоставления и оказания услуг людям с ОФВ очень актуальна в наши дни. Это большая социальная проблема для населения и общества в целом. Люди с ОФВ спокойно могут выбрать для себя подходящее и удобное СР(Средство Размещения). Для комфортного проживания каждому гостю требуются безопасные и надежные условия для потребления. Для того чтобы люди с ОФВ комфортно и надежно себя чувствовали, каждое СР должно иметь правильное представление о наборе услуг, необходимых людям с ОФВ. В РФ проживает около 16 миллонов людей с ОФВ, у которых есть огромное желание путешествовать. И соответсвенно у них есть круг людей, которые хотели бы путешествовать вместе с ними. Сфера гостеприимства должна отнестись к данному контингенту потребителей, как к значимой группе потребителей, оценивая их, как серьезный бизнес.
Цель статьи: проанализировать особенности предоставления гостиничного продукта для людей с ОФВ в городе Самара.
Задачи статьи:
1) оценить уровень предоставления гостиничных услуг для людей с ОФВ;
2) проанализировать нормативно-правовые документы о формировании доступной среды;
3) рассмотреть Самарские СР и уровень оказание услуг для людей с ОФВ.
Научная новизна: формирование услуг для людей с ОФВ является для СР огромным плюсом: 1) проданные услуги заметно повысят продажи, увеличив контингент потребителей, 2) увеличение продаж на дополнительные услуги; 3) повышение частоты размещения клиентов; 4) заметное заполнение номерного фонда в мало загружаемый сезон,; 5)повышению продолжительности пребывания в СР по сравнению с другими клиентами.
Научная новизна состоит в том, что ряд проблем с которыми сталкивается СР имеет характер сложности их решения. Проведенное исследование, даст возможность владельцам СР пересмотреть свои принципы предоставления услуг и выявить для себя что то важное. Владелецы СР имеют возможность увеличить свою прибыль и раздвинуть границы своего туристского бизнеса. Нельзя считать безбарьерный туризм, как бюджетный, это полноценный сегмент, способный приносить большие доходы и повысить бизнес на новый уровень. Вот чем это обусловлено: Люди с ОФВ почти никогда не путешествуют без сопровождения; Если им понравился отель, они обязательно вернутся туда снова; Предпочитают для путешествий низкий сезон, когда в отелях нет очередей, так как ценят свободу; Увеличение потока иностранных туристов, с ОФВ.
В соответствии с ГоСтОм «Учреждения, предназначенные для временного размещения, проживания и рекреации - должны обеспечивать доступность маломобильных групп населения, включая безопасное и комфортное проживание»[1,с.10]. Внутренняя инфраструктура СР обязательно должна обеспечивать беспрепятственный проход к двери номера, где соответственно должна быть большая площадь гостевого коридора. Лучшее месторасположение номера вблизи лифта или главного входа, так как большинству инвалидов неудобно добираться до комнаты, расположенной в глубине коридора. Для того чтобы заезд коляски был удобным, во всех помещениях должны отсутствовать пороги. По всей зоне проезда нужно установить специальные перила, поручни, а также обеспечить отсутствие препятствий (такие, как цветы, пепельницы, тележки горничных). Количество мест в номерном фонде должно составлять 1-3% от числа всех номеров. Номера проектируются с нормами размеров функциональных зон (таблица №2). Площадь номеров должна составлять не менее 11м2 на 1-ого человека, на двух не менее 13,5м2. Помещение санузла должно быть оборудовано устройствами и специальными приспособлениями, которые позволят людям с ОФВ обходиться без посторонней помощи, в частности полибаном (настенный поручень) и душем с трапом. Оборудование номера также проектируется под людей с ОФВ, захватывая все видимые и невидимые зоны. Особое значение имеют двери номера, они оснащаются специальными ручками и нестандартным расположением глазков. Для избегания случайных травм, все острые углы и поручни должны быть с противоударными панелями. Письменный стол должен быть без острых углов, для удобного расположения кресла-коляски. Телевизор на вертикальной панели будет безопасен, чем на обычной.Розетки и выключатели располагаются примерно на уровне 1-1,3 м. Около кровати место разворота должно быть 360° и специальные поручни для перехода с одного места на другое. Шкаф должен содержать в себе специальные вешалки, с полками на уровне 1,2 м. Особенно проблематичными является светооборудование, их лучше сделать сенсорными. Обязательно должно быть наличие не менее 2 кнопок экстренного вызова[2,с.5].
Таблица №1 [2,с.8].
Ширина прохода при движении кресла-коляски не менее, мм |
|||
При одностороннем движении инвалида в коляске |
При одновременном движении инвалида на коляске и человека |
При одновременном движении инвалида на кресле-коляске и человека с грузом или детской коляской |
При встречном движении кресел- колясок |
Минимальная-800 Достаточная 900-1000 |
1200 |
1500 |
1800 |
Таблица №2 Размеры функциональных зон[5,с.70-71].
а ) |
высота установки умывальника ,необходимая для подъезда кресла-коляски (вертикальный сифон). |
б) |
зона необходимая для пересадки с кресла-коляски в ванну. |
в) |
зона необходимая для пересадки под душ на откидное сидение |
г ) |
минимальное пространство ,необходимое для подъезда кресла-коляски к умывальнику |
д) |
высота установки умывальника ,необходимая для подъезда кресла-коляски (горизонтальный сифон) |
Комплекс СР в Самаре имеет давнюю историю - более 400 лет. Но, в свете последних проблем ,с определением критериев динамики развития туризма в городе и в свете создания стратегии Самара-2025 стало актуальным изучением принципов развития комплекса СР[4,с.54-57].
Гостиничный сектор Самарской области в настоящее время имеет довольно развитую индустрию, по официальным данным располагается 152 СР, совокупный номерной фонд составляет 3874 гостиничных номера, среди которых: отель «Renaissance Samara Hotel» имеет 179 номеров из них только 2 номера для гостей с ОФВ, отель Holiday Inn с вместимостью в 177 номеров из них 1 номер для людей с ОФВ, Ibis Samara имеет 204 номера из них 5 номеров для гостей с ОФВ, в гостинице HAMPTON BY HILTON SAMARA имеется 126 номеров из них 1 номер для людей с ОФВ. На данный момент они соответствуют международным требованиям и нормам. Остальной сегмент сектора гостеприимства Самары обязан иметь необходимость в инклюзивных номерах. В Самаре, несомненно, имеются предпосылки для развития гостиничного сектора, для лиц с ОФВ. Имеются специализированные отели и санатории, транспорт более доступен, также происходят перемены в инфраструктуре города Самары: становятся легкодоступными музеи, театры, прочие объекты культуры, но все же остается ряд проблем, которые необходимо решать: нехватка мест размещения для людей с ОФВ, необоснованно завышенные цены при невысоком качестве услуг, ограниченная доступность инфраструктуры, недостаток информации. Интеграция и реабилитация людей с ОФВ будет очень продуктивна для СР. Конечно, необходимо иметь нормативно-правовую базу, которая будет регулировать деятельность туристких предприятий, предоставляющих туристкие услуги. Возможно, СР не хватает мотивации, определенных бонусов и льгот. Поставщики туристких услуг должны поменять свое представление о безбарьерном туризме. Понять, что люди с необычным набором потребностей тоже имеют возможности для путешествий и поездок, но для этого нужно иметь особые условия[4,с.30].
Результаты: изучены и рассмотрены нормативно-правовые документы по формированию доступной стеды, выявлены ряд проблем по предоставлению качественного продукта для людей с ОФВ.
Заключение : таким образом, создание гостиничного продукта для людей с ОФВ является задачей не только самого СР , но и государства в целом. Организация безбарьерного пространства в СР создает конкурентное преимущество и привлекает большое количество потребителей услуг. Основная проблема заключается в не умении оказывать правильно услуги клиенту с ОФВ. Поэтому в должностные инструкции работников должна быть включена обязанность взаимодействия гостя с персоналом. От руководителя потребуется, определенная, социальная и юридическая ответственность. Это способно повлиять на качество предоставляемых услуг, для всех категорий потребителей услуг сферы гостеприимства.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий