Казанский (Приволжский) федеральный университет
магистрант
Хафизов Ильдар Ильсурович, кандидат технических наук, доцент, заместитель директора по образовательной деятельности инженерного института, Казанский (Приволжский) федеральный университет
УДК 006.07
Введение: С момента появления рыночной экономики у предприятия возникает необходимость конкурирования. Лидерство невозможно представить без инновационного продукта, который, в свою очередь, несомненно, нуждается в сертификации. Все предприятия, которые успешно развиваются на рынке, своим успехом обязаны инновациям [1]. Крупные компании организуют отделы по выявлению новшеств, нововведений и их коммерциализации. Существует ряд проблем по внедрению СМК для инноваций на предприятии: авторитарный стиль управления, инвестиционный риск, консерватизм, малый опыт инновационной деятельности, недостаточная квалификация сотрудников, низкий уровень доверия к инновационной продукции в целом, нехватка собственных финансовых ресурсов, нерациональность, отсутствие механизма трансфера технологий и другие.
Актуальность темы: в настоящее время существуют проблемы внедрения инноваций на предприятиях, возникает необходимость в определении шагов по их эффективному введению.
Цель написания статьи: рассмотреть вопросы и действия по внедрению инноваций на предприятиях.
Задачи, определяемые из цели: изучение способов внедрения инновационных продуктов; выявление возможных действий руководства по внедрению инноваций.
Научная новизна: подготовлен и предложен комплекс мер по внедрению инноваций на предприятиях. Новым в рассмотренной статье являются предложенные действия по эффективному внедрению СМК инноваций на предприятиях.
Сейчас наличие системы менеджмента качества (СМК) на предприятии является необходимым. Разработка, внедрение, сертификация системы менеджмента качества ведут к созданию конкурентоспособного предприятия, а также возможности выхода на международный рынок [2]. Возможно разработать СМК в рамках предприятия, однако, она должна быть сертифицирована в соответствии с требованиями ISO 9001-2015.Инновационная деятельность предполагает наличие перспективных и коммерциализуемых методов, товаров, услуг, технологий. Инновации можно разработать и внедрить практически в любом направлении деятельности предприятия. В сфере экологической безопасности деятельности организации, например, можно обеспечить за счёт инновационного метода обработки металлов (более подробно см. учебное пособие М.Г. Киселёва «Электрофизические и электрохимические способы обработки материалов» [3]). Реализация баланса экономики и экологии достигается, в том числе, путём обеспечения внедрения на предприятии системы экологического менеджмента. Наличие сертификата соответствия стандарту ISO 14001:2015 (ГОСТ Р ИСО 14001-2016) [4] служит гарантом делового имиджа, правильной политики, говорит об успешно пройденной аттестации, открывает перспективы к международному сотрудничества, является одним из условий, которое выдвигают многие государственные организации и крупные компании при выборе поставщиков товаров и услуг.
ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Система менеджмента качества. Требования» помогает при менеджменте ресурсов и изучении средств обеспечения, также рассматривает процессы жизненного цикла продукции, деятельность на стадиях жизненного цикла продукции и услуг [5].
Для интенсификации развития и прорыва высокотехнологичных российских компаний на международный уровень необходима политика по поддержке предпринимательства в целом, наиболее значимыми характеристиками которой являются: инфраструктурная обеспеченность, институциональная среда и доступ к рынкам [6]. Для продвижения и прорыва технологического предпринимательства необходимо стимулирование кластерных инициатив как эффективного механизма взаимодействия крупного бизнеса, малых и средних предприятий.
Внедрение определённых систем менеджмента качества предполагает выработку стратегии, определение долгосрочных целей и задач предприятия на основе анализа внешней и внутренней среды с целью достижения конкурентных преимуществ [7].
Результаты:
Эффективное внедрение СМК инноваций предполагает действия:
1. Руководству следует определиться с инновационной стратегией и механизмами её осуществления, планировать инновационные портфели и поощрять создание важной ценности - формирование стратегических целей инновационной деятельности.
2. Нужно сопоставлять инновацию с деловым менталитетом компании: разработать специальные планы и программы инновационных проектов, организационно-производственную структуру управления инновационной деятельностью, проводить контроль за выполнением этапов, стадий инновационного процесса во времени и синхронизацией всех видов деятельности.
3. Инновация должна соответствовать бизнес-стратегии компании.
4. Новшество должно быть сертифицировано по требованиям стандарта ISO 9001-2015.
5. Следует уравновесить творчество и получение ценности так, чтобы компания генерировала новые успешные идеи и в то же время получала прибыль от своих вложений.
6. Подготовка необходимого персонала для осуществления инноваций, нейтрализация «организационных антител», которые убивают продуктивные идеи только потому, что те не вписываются в общепринятые нормы. Создание определенной группы креативных людей. Руководители должны тщательно подходить к выявлению и объединению креативных личностей.
7. Создавать инновации в виде сети, как внутри компании, так и за её пределами с оценкой мировых тенденций научно-технического развития.
8. Необходимо корректировать системы параметров и вознаграждений для того, чтобы управлять инновацией и создать правильное поведение в коллективе. Осуществлять контроль за выполнением тактических и стратегических планов инновационной политики, используя специально разработанные критерии оценки [8].
Заключение:
Комментарии пользователей:
5.07.2018, 19:15 Адибекян Оганес Александрович Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Всем хорошо известно, что улучшение качества продукции выигрышно влияет на ее реализацию, поэтому ее улучшают. Но покупатели должны об улучшении качества нужной вещи знать, и лучше, чтобы это было до ее приобретения. Но следовало в статье учесть и затраты на это обновление. Если цена подскочит, то возможен проигрыш. Но в режиме снижения себестоимости качество могут не улучшать, а ухудшать, но с выигрышем в доходе, прибыли. И это следовало оговорить. Стоило отметить средства улучшения качества продукции. Здесь и обновление конструкции, и обогащение ее служебных функций, и использование более выгодных материалов. Но все такие дела делаются подразделениями техническими, технологическими. Но не всегда в них что-то новое изобретают. Дается и покупка патентов, даже их скрытое неоплачиваемое использование. Все это стоит учесть и добавить, раз содержание статьи малогабаритное. Нет особого смысла разобщать «результаты» и «заключение». Нужно этими сведениями обогатить основное содержание работы, а такие сведения в сжатом виде объединить в «выводах». Статью стоит улучшить. Заголовок слишком длинный, предлагается: «Значимость улучшения качества продукции для конкурентного выигрыша». |