УО "Гродненский государственный медицинский университет"
студентка
Научный руководитель: Гресь Сергей Михайлович, кандидат исторических наук; доцент; УО Гродненский государственный медицинский университет
УДК 338.481 (091) (476.6)
Ивье называют городом 4-х религий. Здесь издавна в мире живут иудеи и православные, католики и мусульмане. За всю историю ни разу не было конфликта на религиозной почве.
В 2013 году по решению № 128 Ивьевского районного исполнительного комитета в Ивье появилась оригинальная композиция «Колесо истории» [2, c. 6]. На открытой площадке в самом центре города установлены камни, на которых прикреплены памятные таблички. На 14 огромных камнях-валунах зафиксировано все самое важное и значимое, что свершилось за 6 столетий существования города. Ледниковые камни всегда вызывали интерес – предки белорусов поклонялись им в языческие времена, сегодня особенно большие валуны признают памятниками природы. В Ивье из камней-валунов выложили специальный круг: 14 камней символизируют 14 значимых дат из истории Ивья – от первого упоминания до придания статуса города.
Рядом – указатель направлений с названиями городов-побратимов. Их у Ивья три: Азнакаево в Татарстане, Кайшядорис в Литве и Сокулка в Польше. Местные власти хотят найти еще партнеров, ведь на знаке на всякий случай есть еще три свободных места.
Камень 1 – 1444 г. Первое упоминание об Ивье в составе ВКЛ. В письменных источниках Ивье известно с первой половины XV века как великокняжеский двор. В 1444 году отдано великим князем Великого княжества Литовского Казимиром предводителю земскому литовскому, заместителю Новогрудскому Петру Мантыгердовичу (Петрашко). [7, c. 351]
Существует несколько версий происхождения названия «Ивье». По одной версии название имеет славянское происхождение и происходит от названия ивы-вербы. По второй – название происходит от имени жены великого князя Гедимина – Евы, которая славилась своей просветительской деятельностью. Ивье было частновладельческим городком и вместе с тем, центром феодального поместья. В XVI в. Ивье принадлежало Радивиллам, потом Кишкам. [7, c. 362]
Камень 2 – 1495 г. Основан костёл святых апостолов Петра и Павла. Одним из наиболее древних культовых памятников архитектуры города является костёл Святых апостолов Петра и Павла, основанный в 1495 году. В 1631 г. трокский комендант и Мстиславский воевода Николай Кишка основал при церкви монастырь ордена бернардинцев. Его строительство санкционировал виленский епископ Абрам Война. При монастыре были библиотека и школа риторики.
В 1568 году в Ивье состоялся синод, на котором присутствовали наиболее известные деятели Реформации – Симон Будный, Ян Немаевский, Мартин Чехавец. [6, c. 194] На синоде обсуждались вопросы социальной и имущественного неравенства, власти. Факт проведения такого синода говорит о том, что Ивье было не только крупным центром протестантизма, но и имела большие успехи в культуре и хозяйстве. Ивьевский костел всегда был центром просвещения и образования. Его религиозные деятели являлись примером гуманизма, добра и миралюбства. Большой вклад в духовное наследие Ивьевщины внес теолог, Идэльфонс Бобич, работавший деканом костёла Петра и Павла с 1930 по 1944 год. Он известен не только как священник, но и как талантливый прозаик и публицист.
Камень 3 – 1569–1795 гг. Ивье в составе Речи Посполитой. С 1569 по 1795 год Ивье находится в составе Речи Посполитой. Наибольшую известность в это время получила Ивьевская арианская академия, основанная Яном Кишкой в 1585 году. Ректором академии был назначен прогрессивный мыслитель-гуманист, педагог и поэт Ян Лициний Намысловский. В академии учились не только дети ариан, но и православных, и католиков. Изучались произведения древних философов, историков, поэзия, греческий, латинский, древнееврейском, польский и белорусский языки, риторика, этика, медицина, музыка и физика. [1, c. 83]
Развитию просвещения способствовало и издательство Троицкого братства, которое существовало с 1610 года. Именно в этой типографии в 1619 году была напечатана знаменитая «Грамматика» Мелетия Смотрицкого.
Камень 4 – 1742 г. Ивье получило статус местечка. Официальный статус местечка Ивье получила в 1742 году, когда стала крупным торговым центром. В 1752 его купил Игнатий Огинский и начал восстанавливать поместье, а в 1765 г. открыл госпиталь. Через город проходили крупные торговые пути: Минск-Вильнюс и Несвиж-Вильно. По этой дороге двигались купцы с богатым сокровищем. Они делали остановки в Ивье и вступали в торговые отношения с владельцами и жителями городка. В 1784 году Казимир Огинский передает Ивье Симону Скирмунту, пинскому маставничаму. [5, c. 38]
Камень 5 – 1795–1917 гг. Ивье в составе Российской империи. После третьего раздела Речи Посполитой с 1795 года Ивье в составе Российской империи. Местечко росло и укреплялось экономически: работали пивоварня, валяльня, таверны. С 1820 года владельцем Ивья стал граф Замойский. Ежегодно проводилось 9 ярмарок, действовали различные магазины. Очень осложнилась обстановка в крае после царского манифеста 1861 года. В конце марта в Ивье произошло крупное выступление крестьян, в котором участвовало несколько тысяч человек. С 1897 году - Ивье волостной центр Ошмянского уезда Виленской губернии, в котором проживало 3653 жителя, действовали костел, мечеть, четыре синагоги, народное училище, 32 магазина, 10 питейных домов. Ивьевчане приняли участие в революционном движении. [1, c. 86]
Камень 6 – 18 в. Строительство синагоги. Евреи поселились в Ивье в XVI веке. Значительно возросло их количество после 1795г. По переписи населения тех лет их было более 3500 человек, что составляло 75% всего населения. В XVIII веке была построена деревянная синагога, а в XIX веке их было уже четыре. Во время пожара 1929 года деревянные синагоги сгорели. Вместо деревянных появились три каменные синагоги, которые составляли единую галерею. Постройки синагог сохранились и на сегодняшний день, но ни одна из них не является действующей. Все три выполняют роль административных построек. Ивьевские евреи славились как хорошие врачи, учителя и священники. Перед Второй мировой войной работала семилетняя школа с преподаванием на иврите, а также религиозная школа - ешибот. [6, c. 210]
Камень 7 – 1882 г. Строительство мечети. Татарское поселение в Ивье появилась в начале XV века. Князь Витовт за помощь в Грюнвальдской битве отдал татарам урочище Муравшчизна. Ивьевские татары попали на эти земли с берегов Азовского моря. Именно оттуда, они принесли культуру овощеводства, которое и сегодня является их главным занятием.
В 1882 году в Ивье была построена мечеть. Спонсором ее строительства стала графиня Эльвира Замойский. Она подарила татарам за их честность, верную службу, отличные ремесленничества строительный лес, из которого и построили мечеть, которая помогает татарам Ивья беречь свою веру, передавать национальные традиции, обряды, культуру будущим поколениям. [6, c. 216]
Камень 8 – 1921–1939 гг. Ивье в составе Польши. Период с 1918-1921 гг. в жизни Ивьевщины - это почти целая эпоха, насыщенная значительными событиями: освобождение от германской оккупации в январе 1919 г.; установление советской власти и подписание Рижского договора, согласно которому Западная Беларусь отошла к Польше, в том числе и наш город.
С 1921 г. Ивье - центр гмины Воложинского, а затем Лидского уездов Новогрудского воеводства, бойкое торговое местечко, где действует железная дорога, открыто семилетняя школа. В 1926 году начала работать водяная мельница Хаима Нахимовского.
В 1929 Ивье сильно пострадала от пожара, но в скором времени сгоревшей улице возобновились, под контролем властей было построено около 200 кирпичных зданий, большинство из них сохранилась до нашего времени, и именно они, являются исторической частью города. [1, c. 93]
Камень 9 – 10 – 17.09.1939–08.12.1940 гг. Ивье в составе СССР.
15.01.1940 г. Ивье получило статус городского посёлка, создан Ивьевский район Барановичской области. С 1939 -по 1991 Ивьевщина находилась в составе СССР. 15 января 1940 года был организован Ивьевский район Барановичской области. Ивью был придан статус городского посёлка. Территория района имело площадь 720 кв. км с населением 36231 чел. В Ивье проживало 3100 чел. Как административная единица был создан поселковый Совет. В 1940 г. построены больница, роддом, три школы, почта. Действовали винокуренный завод, три водяные мельницы. [1, c. 91]
Указом Президиума Верховного Совета БССР от 20 июня 1944 г. Ивьевский район вошел в состав Молодеченской области, с 1954 г. район находится в составе Гродненской области. Сразу после освобождения от немецко-фашистских захватчиков началось восстановление народного хозяйства: в результате коллективизации в Ивье создан колхоз "Путь Ленина" (1959 год), начал работать консервный завод (1954 год), организована электростанция (1955 год), введена в эксплуатацию хлебопекарня (1964 год). [4, c. 56]
20 января 1960 года по связи с расторжением Юратишковского района, его территория вошла в состав Ивьевщины. Середина 70-х гг. - период активного строительства: была застроена площадь Комсомольская, улица 50 лет Октября. С 1997 ивьевчане получили природный газ. [1, c. 95]
Камень 11 – 29.06.1941–07.07.1944 гг. Оккупация Ивьевского района немецко-фашистскими захватчиками. С 29 июня 1941 году по 7 июля 1944 - Ивьевская земля была оккупирована гитлеровцами.
Героически защищали Ивьевщину воины 24 Самара-Ульяновской Железной дивизии, однако перед натиском противника вынуждены были отступить. В феврале 1942 г. в центре поселка было создано гетто, в котором находилось около 3 тысяч евреев. 12 мая 1942 г. еврейское население было вывезено в урочище Хованщина около д. Стоневичи и расстреляно. Судьба Хатыни повторили восемь деревень Ивьевщины: Бакшты, Верещаки, Ковалевы, Кости, Матыковщина, Шаркуци, Юравские, Ятовтовичи. [3, c. 152]
Камень 12 – 1994 г. Основан православный храм Святого мученика младенца Гавриила. В мае 1994 г в Ивье начала действовать православная церковь святого мученика младенца Гавриила Белостокского, Слуцкого. 23 июля 1995 г. православный храм освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 2004 г в честь Победы по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 60 икон Казанской Божьей Матери были отправлены на космическую станцию. В 2005 году уроженец Ивья, Виктор Шутов, полковник военно-космических сил России, член Российской академии космонавтики имени Циолковского подарил одну икону городу, на данный момент она находится в церкви. [6, c. 226]
Камень 13 – 16.06.2012 г. Открыт памятник в честь дружбы четырех конфессий Ивьевщины. Памятник представляет собой четыре стеллы, украшенные полукруглыми арками. Он может послужить и своеобразным указателем — каждая из стелл повернута в сторону главного культового сооружения указанной религии.
Католическую веру представляет костёл Святых Петра и Павла. Перед зданием установлена скульптура Иисуса Христа с раскинутыми руками, точная копия статуи в Рио-де-Жанейро.
Еврейское население до начала Великой Отечественной войны составляло более 70% жителей города. Здание главной синагоги уцелело, но не используется по прямому назначению. Сегодня в ней расположен спортивный зал.
Мусульманство – самая древняя религия на территории Ивья. Здесь расположена вторая по величине после Минска татарская община. Мечеть построена в 1882 году.
Православие – самая молодая религия в Ивье. Церковь во имя священномученика младенца Гавриила. [6, c. 289]
Памятник конфессиям призван подчеркнуть возможность свободного вероисповедания и мирного сосуществования людей.
Камень 14 – 15.01.2000 г. Ивье получило статус города. 16 июня 2007 г. утверждены герб и флаг города Ивье. В 2000 году в связи с 60 – летием образования района городскому посёлку Ивье был присвоен статус города. Указом Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 года утвержден герб и флаг города Ивье [3, c. 387]. Постепенно меняется внешний облик города, ведется благоустройство улиц, центральной площади, строятся новые жилые микрорайоны.
Развитие туристической отрасли в Беларуси делает данную композицию в Ивье одной из самых привлекательных. Она позволяет окунуться в атмосферу народной культуры коренного населения Ивьевщины, лучшим национальным традициям города. Именно по этой причине небольшой белорусский райцентр Ивье является довольно популярным туристическим объектом, особенно в период великих религиозных праздников.
Вывод. Посещения туристами композиции «Колесо истории» это своеобразная дань новой традиции, которая появилась совсем недавно. Турист, побывав у этой композиции будет иметь представление о историческом прошлом города и района, сможет более акцентировано уяснить для себя наиболее интересные факты.На мой взгляд, данная композиция будет привлекательной для туристов не только из нашей страны, но и иностранных туристов.
Рецензии:
14.10.2018, 20:48 Корнелюк Виталий Григорьевич
Рецензия: Проблема, на которую обратил внимание автор , безусловно актуальна, т.к. обращает внимание на такой факт повышения туристической привлекательности, как историко-культурное наследие региона. Автор на примере г. Ивье Гродненской области показал тех аспекты истории, и те историко-культурные объекты населённого пункта, которые могут быть представлены в процессе создания различных экскурсионных маршрутов, анимационных программ, ивент-мероприятий. Многонациональный состав Ивье - белорусы, евреи, татары, поляк - оставили многослойный пласт местной культуры, который может быть использован для осуществления в данной местности познавательных, ностальгических и религиозных туров.
Автор предложил самостоятельный анализ историко-культурного потенциала для туристической индустрии. Работа логично, в хронологической последовательности показывает вехи истории, которые могут быть отправными точками в проектировании туров в данной местности. Созданный мемориальный познавательный объект "Колесо истории" - удачный элемент туристической привлекательности и, как показывает систематизированный автором статьи материал - отправная точка для дальнейшего включения Ивье и его окрестностей в активный туристический процесс. Считаю, что материал статьи соответствует формату издания и может быть предложен вниманию читателей журнала.