Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №88 (декабрь) 2020
Разделы: Искусствоведение, Культурология
Размещена 14.12.2020. Последняя правка: 15.12.2020.
Просмотров - 190

СОВЕТСКИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ КИНЕМАТОГРАФ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: ПРАВДИВОЕ ИСКУССТВО ЦЕНОЙ ЖИЗНИ

Веселова Мария Николаевна

кандидат культурологии

СПб ГБ ПОУ "Колледж Петербургской моды"

преподаватель, методист

Железова Александра Петровна, студентка СПб ГБ ПОУ «Колледж Петербургской моды»


Аннотация:
Статья посвящена одному из первоочередных направлений искусства в годы Великой Отечественной войны – советскому документальному кинематографу. Ценой жизни военные операторы и режиссеры запечатлели события тех лет. И благодаря их мужеству и самоотдаче у современного поколения есть возможность узнать о прошлом из первых уст и оценить их подвиг.


Abstract:
The article is devoted to soviet documentary cinema – one of the priority areas of art during the Great Patriotic war. Military cameramen and producers fixed the events of those years at the cost of their lives. The modern generation has the opportunity to learn about the past firsthand and appreciate their feat thanks to their courage and dedication.


Ключевые слова:
документальный кинематограф; Великая Отечественная война; кинооператор; кинодокументалист; киносборник; кинорепортаж; кинолетопись

Keywords:
documentary cinematography; the Great Patriotic war; cinematographer; documentary filmmaker; film collector; film report; film chronicle


УДК 77

Введение. «Имеем ли мы право забывать, что стоили нам мир и свобода? Разве не было бы такое забвение предательством перед памятью павших воинов, перед горем безутешных матерей, одиноких вдов, осиротевших детей?» – писал советский писатель, историк Сергей Сергеевич Смирнов в романе «Брестская крепость».

75 лет минуло со времени окончания Великой Отечественной войны, но мы до сих пор помним об этом знаменательном событии. И помним благодаря отважному труду людей, которые, несмотря на свист пуль и громовые раскаты взрывающихся бомб, запечатлевали документальные кадры о жизни на линии фронта. О жизни на грани смерти! О жизни во имя идеи, во имя победы! Они бросали вызовы войне, снимая кинорепортажи и создавая кинохронику.

Актуальность. Многие из документальных фильмов о Великой Отечественной войне, к сожалению, сейчас малоизвестны и пылятся на полках кинофондов и хранилищ. Их не показывают ни в кинотеатрах, ни по телевидению. Этот пласт искусства оказывается малодоступен современному поколению, тем самым достоверный материал для изучения событий тех лет остается за кадром, а жертва, которую пришлось принести операторам на поле брани, становится непонятой и неоцененной. В то время как документальные фильмы, созданные в тяжелых условиях войны, хранят в себе «живые» страницы памяти, запечатленные воочию великим трудом и подвигом людей кинематографа того времени. Они прокладывают мост между прошлым, настоящим и будущим, не только связывая поколения и помогая преодолеть пробелы в истории, но и предостерегая от совершения ошибок.

Цель. В данной статье предпринята попытка проанализировать вклад, который внес советский кинематограф периода Великой Отечественной войны, а также великую цену, которую пришлось заплатить за правдивое искусство.

Материалы и методы. Методологической основой работы является культурологический анализ материалов фронтовой кинохроники, документальных фильмов о Великой Отечественной войне, очерков киноведов, воспоминаний военных режиссеров, кинооператоров, кинорепортеров, отзывов историков кино. Вопросы отечественного кинематографа 1941-1945 гг. проанализированы также с помощью трудов ряда исследователей, деятелей искусства, киноведов: Н.М. Зоркой, Е.Я. Марголита, В.Ю. Шмырова, В.И. Фомина, И.Н. Гращенковой, О.П. Зиборовой, М.Р. Косиновой, Е.С. Громовой, А.П. Сокольской и др. Можно также встретить изучение советского кинематографа среди иностранных авторов (Ж. Садуль, Е. Теплиц, Дж. Кип, А. Литвин, П. Сорлин и др.). Однако их интерес больше связан с рассмотрением связи отечественного кино с политической идеологией и пропагандой.

Научная новизна. В статье представлен взгляд из первых уст о роли советского кинематографа в годы Великой Отечественной войны. Особое внимание уделено теме подвига деятелей кино тех лет, которые продолжали творить несмотря ни на что, ценой собственной жизни правдиво рассказывать о трагедиях войны, поддерживать боевой дух своим примером, демонстрировать мужество и отвагу людей на поле брани. Благодаря ним современное поколение может осознать ту цену, которую пришлось заплатить за кинематографическое искусство.

Советский документальный кинематограф в годы Великой Отечественной войны – это одно из первоочередных направлений в искусстве. Ни один художественный фильм не может так полно и правдиво передать атмосферу военного времени, как документальный фильм. В нем удавалось запечатлеть события прямо с линии фронта, рассказать не только о победах, но и тяжелых испытаниях на войне. Документальные фильмы служат своеобразной исторической летописью военных лет, окунают в реальную атмосферу ужаса и смерти на поле брани, передают главные события с фронта воочию. На камеру снимали ключевые страницы истории: и разгром немецких войск под Москвой, и битву в Сталинграде, и штурм Берлина, и блокаду Ленинграда, и подписание капитуляции гитлеровской Германии.

23 июня 1941 года на фронт отправилась первая группа кинодокументалистов. Киновед Нея Зоркая отмечает, что «съемки вели 250 кинооператоров, каждый пятый из которых заплатил за это своей жизнью» [1]. Среди них были и опытные мастеравоенного репортажа, и молодые студенты, только что окончившие ВГИК, и простые солдаты, впервые взявшие в руки кинокамеры. Специальные фронтовые киногруппы нередко снимали в условиях непрекращающегося огня, а полученный материал перерабатывали в выпуски кинохроник: «Союзкиножурнал», «Новости дня», регулярно выходившие на экран почти до самого конца войны. «Нетрудно представить, какая нагрузка падала на каждого, снимавшего в те дни, писал фронтовой кинооператор Роман Лазаревич Кармен. Кинорепортеры были закреплены за армиями, но вместе с тем каждый был в ответе за широкий участок фронта, оператор должен был, в зависимости от хода событий, принимать самостоятельные решения, действовать манёвренно, не ожидая приказа» [2, с. 102]. Подлинные кинохроники создавались ценой пролитой крови. В числе первых погибших кинематографистов – оператор Павел Лампрехт, снимавший боевые действия морской пехоты на островах Балтики. У стен Кенигсберга погиб Владимир Крылов, в боях Бреслау – Владимир Сущинский и Николай Быков. Этот список огромен. Историк кино Наум Клейман писал: «Было много фронтовых групп, фронтовых  операторов, которые снимали на передовой. Многие погибли в этих съемках. И то, что мы видим подлинную хронику войны, это куплено кровью, ценой многих жизней» [1]. Создается ощущение, что сам кинематограф участвовал в войне, чтобы поддерживать дух победы. Ведь с помощью документальных фильмов зрители могли видеть реалии войны и в то же время непоколебимое желание жить.

Оператор киногруппы Украинского фронта Константин Богдан вспоминал: «По дороге на Житомир на 52-м километре стоит заслон из наших танков. Расположились пообедать всухомятку. Неожиданно, словно из-под земли, появились немецкие танки и начался бой… Немцы нас засекли и стали колошматить из танков… Огонь, грохот. Вот тут до меня дошло, что такое быть оператором на фронте» [3]. Документалистам трудно давались не только сами съемки в столь непростых условиях, но и те картины, которые они видели перед своими глазами. «Плачьте, но снимайте!» – таков был девиз кинорежиссера Александра Довженко. Ужас войны никого не оставлял равнодушными. Порой кинооператоры переживали, что не могли его полностью передать на пленке.  

В 1941 году под лозунгом «Враг будет разбит, победа будет за нами!» вышел в свет первый «Боевой киносборник». Он объединил ряд короткометражных эпизодов о военных действиях, созданных во главе с режиссером Сергеем Герасимовым, сценаристами Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом. В выпуск входили новости с фронта, очерки, сатирические короткометражки и музыкальные номера. Популярными были также фильмы-концерты, где для фронта выступали известные актеры. «В Ленинграде горели Бадаевские продовольственные склады, начались бомбежки, а мы сочиняли и снимали для фронта. Важно было одно: экран, повешенный в землянке на двух шомполах, воткнутых между бревен, должен был воевать»,  – вспоминал Григорий Козинцев [1].

Помимо киносборников, кинорепортажей снимали наиболее масштабные сражения и стратегические операции Красной Армии. Фронтовые операторы и режиссеры Глеб Троянский, Михаил Слуцкий, Владислав Микоша, Роман Кармен запечатлели на пленку исторические кадры военных действий, ставшие впоследствии основой для самых популярных документальные фильмов: «Разгром немецких войск под Москвой» (1941-1942) Ильи Копалина и Леонида Варлама, «Сталинград» (1943) Леонида Варламова, «Орловская битва» (1943) Рафаила Гикова и Лидии Степановой, «Битва за нашу Советскую Украину» (1943) Александра Довженко, Юлии Солнцевой и Якова Авдеенко, «Берлин» (1945) Юлия Райзмана.

Снимались также фильмы и о борьбе народов оккупированных стран: «Освобожденная Чехословакия» (1945) «Югославия» (1946), «От Вислы до Одера» (1945), «Будапешт» (1945), «Освобожденная Франция» (1944).

Нередко советские документальные фильмы выходили в прокат за рубежом. Так, «Разгром немецких войск под Москвой» был показан в Америке под названием «Москва наносит ответный удар». Картина И. Копалина и Л. Варламова была с восторгом принята американскими кинематографистами, а в 1943 году впервые в истории российского кино удостоена премии «Оскар» за лучший документальный фильм.

Режиссер Илья Копалин вспоминает: «Это были суровые, но и радостные дни. Суровые, потому что мы создавали фильм в условиях прифронтового города. Подвальный этаж студии превратился в своеобразную квартиру, где мы жили, как в казарме. Ночами мы обсуждали с операторами задание на следующий день, а утром машины увозили операторов на фронт, чтобы вечером вернуться с отснятым материалом. Съемки были очень тяжелые. Тридцатиградусные морозы. Замерзал и забивался снегом механизм киноаппарата, окоченевшие руки отказывались действовать. Были случаи, когда в машине, вернувшейся с фронта, лежало тело погибшего товарища и разбитая аппаратура. Но сознание того, что враг откатывается от Москвы, что рушится миф о непобедимости фашистских армий, придавало силы…» [4, с. 519].

Кроме тех, кто ценой жизни снимал на фронте, работали документальные группы и в Москве. Их деятельность также была нелегка. В студии "Союзкинохроника" осуществляли круглосуточное дежурство. Как только с фронта получали пленку, ее сразу проявляли и монтировали. Илья Копалин пишет: «Монтировали и днём и ночью, в холодных монтажных комнатах, не уходя в убежище даже при воздушных тревогах» [4, с. 520].

Понимая значимость труда кинематографа в годы Великой Отечественной войны, было принято решение систематизировать отснятую хронику. 22 октября 1943 года Комитет по делам кинематографии издал приказ «О мероприятиях по улучшению работы по систематизации документальной кинолетописи». В результате все собранные на войне материалы были объединены в кинофонд под названием «Кинолетопись Великой Отечественной войны».

Заключение. Итак, благодаря советскому документальному кинематографу мы продолжаем не только сопереживать и понимать, с головой погружаясь в военные события тех лет, но и смотреть на Великую Отечественную войну глазами тех, кто в ней участвовал, узнавать всю правду тяжелых лет. Русский художник Николай Рерих писал: «Часто через искусство мы начинаем ценить то, мимо чего проходили». Благодаря документальной кинохронике у нас появилась возможность с уважением относиться к событиям Великой Отечественной войны, проживать их заново, осознавая великую силы победы и ценность мира. Искусство кино в этом отношении выполняет функцию коллективной памяти. В нем кристаллизуются крупицы исторического знания, ценности и идеалы, образуя целостную картину событий тех лет. «Ужасы содеянного долго будут потрясать людское воображение, передадутся в поколения и будут вырываться тяжелыми стонами в снах наших правнуков и праправнуков… И нужно еще подумать, чтоб победивший мир не покатился по инерции злобы, жестокости войн и разрушений. Чтоб чрезмерная тяжесть потерь и неслыханные кровавые испытания не повергли мир в тяжелый пессимизм, не задушили, не ожесточили массовую психику. Чтобы мир не впал в алчность, стяжательство, бессердечие и жажду наживы. Чтобы не откатился мир назад на целые столетия, впавши в националистические обособления после угрозы смерти наций от воинствующего гитлеризма. Вот какие вопросы должны стать перед учителями миллиарда людей – перед киноработниками земли» [7], – писал основоположник украинского и советского киноискусства Александр Довженко. Правдивое искусство советского кинематографа объединило разные поколения людей, позволяя понять их судьбы. Наряду с архивными материалами, литературными источниками оно восстановило темные пятна в истории, но при этом предоставило иной взгляд на события прошлого. 

 

 

Библиографический список:

1. Кинематограф Великой Отечественной войны: время героев и гениев. – URL: https://topwar.ru/74312-kinematograf-velikoy-otechestvennoy-voyny-vremya-geroev-i-geniev.html (дата обращения: 14.02.2020).
2. Кармен Р.Л. Но пасаран!. – М.: Советская Россия, 1972. – 207 с.
3. Плачьте, но снимайте! Фронтовая кинохроника 1941-1945 гг. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sovrhistory.ru/events/special/57c411ee82d5ea7002479110 (дата обращения: 14.02.2020).
4. Новосельцева Н. В. Отражение Великой Отечественной войны в советском кинематографе // Молодой ученый. – 2017. – №5. – С. 519-522.
5. Храмкова Е.Л. Отечественная историография истории кино 1941-1945 годов на рубеже ХХ-XXI веков. [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otechestvennaya-istoriografiya-istorii-kino-1941-1945-godov-na-rubezhe-hh-xxi-vekov (дата обращения: 14.02.2020).
6. Кино для Победы. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.culture.ru/materials/104904/kino-dlya-pobedy (дата обращения: 14.02.2020).
7. Гращенкова И.Н., Зиборова О.П., Косинова М.Р., Фомин В.И. История киноотрасли в России: управление, кинопроизводство, прокат: [арх. 2 мая 2014]. – М.: Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова, 2012. С. 630.

Сайты с документальными фильмами о Великой Отечественной войне:
1. Документальная кинохроника Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. [Электронный ресурс]. – URL: https://1941-1945.at.ua/publ/dokumentalnaja_kinokhronika/1-1-0-64
2. «Чтобы жили!» Документальный фильм о медработниках в годы Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.1tv.ru/doc/pro-voynu/chtoby-zhili-dokumentalnyy-film-o-medrabotnikah-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny
3. Фильмы проекта «Живая история». [Электронный ресурс]. – URL: http://xn----7sbfpkcaba0dcvcjgaj5ug.xn--p1ai/video.html
4. Сюжет №1. Фронтовая кинохроника Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.net-film.ru/film-86311/




Рецензии:

15.12.2020, 8:01 Бакуменко Геннадий Владимирович
Рецензия: Статья оставляет положительное впечатление и достойна публикации в журнале. Но поскольку задача рецензента дать автору опору для совершенствования, обозначу некоторые соображения. Замечания носят рекомендательный характер. Надеюсь, они помогут автору в дальнейшей работе. Тема, безусловно, актуальная. Предмет исследования (документальный кинематограф в годы ВОВ) в целом очерчен, хотя эмоциональное содержание несколько преобладает над полнотой рационального: не прояснены принципы выборки освещенного в статье материала, нет ориентации в степени изученности темы (не ужели до сих пор никто не изучал документальный кинематограф в годы ВОВ?), совершенно не затронут аспект кинохроники других стран (видимо предмет нужно сузить: до советского док. кинематографа). Кинохроника представлена в идеалистическом свете, как совокупность кинодокументов, которая прокладывает "мост между прошлым, настоящим и будущим". Сила образного выражения в данном случае прикрывает собой противоречивую сущность киноискусства, на которую обратили внимание практически все киноведы. Кино - это искусство монтажа. Его правдивость остается под большим вопросом, пока критики не сопоставят конкретный фильм с культурной средой его происхождения, пока четко и однозначно не прозвучит оценка степени правдивости фильма. В этой связи, как справедливо заметил выдающийся отечественный ученый Ю. М. Лотман, художественный фильм всегда остается правдивее документального. Разрешению этого парадокса, по большому счету, и должна быть посвящена работа ученого в области док. кинематографа. Сквозной, но слабо отрефлексированной, темой данной статьи является проблема исторической памяти. Это очень серьезный аспект выбранного объекта исследования (исторического периода ВОВ). В этой связи, по крайней мере мне, режет слух словосочетание автора: "возможность с уважением и памятью относится [в слове грамматическая описка] к событиям" ВОВ. "С уважением относиться" - это понятно. А как относиться "с памятью" - совершенно не ясно: просто помнить или как-то иначе? Эта деталь, может и не имела бы принципиального значения, если бы не острота проблемы исторической памяти.

15.12.2020 11:11 Ответ на рецензию автора Веселова Мария Николаевна:
Спасибо за рекомендации. Замечания учтены и редакция внесена в статью (сужен предмет исследования, очерчена библиография исследования, уделено внимание исторической памяти в заключении и исправлена грамматическая описка).



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх