Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Разделы: Журналистика
Размещена 24.05.2021. Последняя правка: 31.05.2021.
Просмотров - 211

Взаимоотношения журналиста и аудитории

Дурицкая Юлия Андреевна

Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ)

Студент

Муха Анжела Викторовна, ассистент кафедры журналистики Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ)


Аннотация:
В статье рассматривается взаимоотношения журналиста с аудиторией и какое влияние аудитория оказывает на работу журналиста. Развитие журнала зависит от аудитории, и для поднятия интереса и популярности издания работники СМИ ориентируются на интересы своей аудитории. Для выполнения своей работы журналист должен настраивать хорошие взаимоотношения с читателями. Работники СМИ — это связующее звено между властью и общественность, и для передачи информации от одних к другим, журналист должен располагать доверием к своей аудитории, а это можно достичь лишь с помощью дружеских взаимоотношений.


Abstract:
The article examines the relationship of a journalist with the audience and what influence the audience has on the work of a journalist. The development of the magazine depends on the audience, and to raise the interest and popularity of the publication, media workers are guided by the interests of their audience. To do their job, a journalist must establish good relationships with readers. Media workers are the link between the government and the public, and in order to pass information from one to the other, a journalist must have confidence in his audience, and this can only be achieved through friendly relationships.


Ключевые слова:
журналист; массовая аудитория; информационный повод; взаимоотношения; журналистский материал; коммуникация; законы о СМИ

Keywords:
journalist; mass audience; informational occasion; relationships; journalistic material; communication; laws on mass media


УДК 070

Введение

Взаимоотношения журналиста и аудитории важная составляющая для продолжительной и более успешной работы журналиста. Выстраивание коммуникации может происходить через напечатанный материал и через живое общение. Оперативные формы связи СМИ с аудиторией — это технические и творческие процессы, выстраиваемые на поддержании доверительных взаимоотношений между друг другом, без которых невозможна работа журналиста.

Актуальность данной темы состоит в том, что хорошие взаимоотношения с аудиторией помогают выполнять журналистам сразу несколько функций благодаря которым повышается результативность их работы. Связующая нить между журналистом и аудиторией со временем постоянно изменяется, на это может влиять недоверие аудитории к СМИ и не желание идти к ним на разговор. Но опытный журналист всегда найдет способ вывести на диалог своего читателя, для получения необходимой ему информации. В нашем случае объектом научной статьи является взаимоотношения журналиста и аудитории в различных ситуациях. Как взаимоотношения журналистов со своей аудиторией могут влиять на работу и ее развитие. Целью статьи является понять взаимоотношения журналиста и аудитории, их способы воздействия друг на друга. Для того чтобы цель была достигнута мы должны решить ряд следующих задач:

  1. Разобраться во взаимоотношениях журналиста и аудитории
  2. Выявить влияние аудитории на работу журналиста.

Методологическая основа данной статьи: сравнение, анализ работы журналиста и аудитории, а также опора на специализированную литературу. Так как многие исследовали уже поднимали вопрос новостной журналистики в своих работах, следует выделить новизну нашей статьи. Она состоит в том, что впервые будет проанализирована работа журналистов со своей аудиторией в различных ситуациях. Помимо этого, будет выявлена специфика обратной связи аудитории на работу СМИ. Прослеживать изменения исследований и анализировать точки зрения специалистов, мы будем, пользуясь теоретической базой. Для этого мы будем изучать учебник Володченко О.Н. «Взаимоотношения СМИ и аудитории в современных условиях» [3], законы о СМИ [1], учебное пособие Засурского  Я.Н. «Социологические аспекты журналистской науки» [6].

Журналист — это человек занимающий должность, по сбору, обработке и распространению полученной информации.

Аудитория — это группа людей, находящихся внутри и за пределами издания, с которыми журналисты ведут коммуникацию для получения и распространения информации.

Работа журналиста нацелена на формирование определенного общественного мнения, оказание косвенного влияние на работу государственной власти, и самое главное журналист является непосредственным коммуникатором между властью и общественностью. Есть два вида аудитории, которые помогают журналистам выполнять свою работу. Первая — это пассивная, эта часть читателей которая получает и обрабатывает информацию, а также активная аудитория, это непосредственно та часть аудитории, которая принимает участие в поиске информации, и по необходимости может стать героем любого материала.

Хорошие взаимоотношения между работниками СМИ и их аудиторией приводят к работе сразу нескольких функций журналистике. Ниже представлен перечень  тех функций журналистики работа которых опирается на массовую аудиторию: [3]

  • Коммуникативная;
  • непосредственно-организаторская;
  • идеологическая;
  • культурформирующая;
  • рекламно-справочная;
  •  рекреативная.

Главным инструментом в работе журналиста является информация. Информация главный инструмент журналиста, которым он должен владеть на высшем уровне и правильно его транслировать своей аудитории. Информация является посредником между журналистом и массовой аудиторией, поэтому для ее получения необходимо уметь настраивать контакты с аудиторией. Так как коммуникация важный элемент в работе журналиста.

В работе Володченко О.Н. «Взаимоотношения СМИ и аудитории в современных условиях» говорится о том, что число исследований о взаимоотношениях журналистов и аудитории увеличилось благодаря появлению телевидению, радио и интернету. По его мнению важнейшим элементом в теории исследования взаимоотношений массовой коммуникации, стало появление понятий «публика» и «аудитория».  В своей работе он ориентируется на мнение Я. Засурского, а именно «массовая коммуникация породила практически новое направление в мировой науке. Во всех странах появились исследования аудитории телевидения, радиовещания, путей воздействия на сознание этих новейших тогда систем коммуникации, особое же внимание уделялось влиянию на развитие сознание и поведение детей» [3].

Продолжая тему Володченко О.Н. можно сказать, что существуют различные мнения о степени влияния СМИ на аудиторию. Одни ученые, например, Э. Деннис, считает, что аудитория находится под жестким контролем СМИ, они воздействуют на сознание своих читателей. Другие же считают, например, Д. Мерилл, что СМИ только фокусирует внимание аудитории на важные вещи и события. Третья же группа лиц, как например Ю.Н. Солодухин, не отрицают прямого влияния и воздействия СМИ на аудиторию, но считают, что благодаря слаженной работе СМИ и аудитории выстраиваются хорошие взаимоотношения между ними.

Коммуникация журналиста с аудиторией происходит в различных ситуациях. Так, например, при крушении самолета Boeing 737-80 «Международные авиалинии Украины» [4] погибло 176человек, находившихся на борту самолета. Прибывшие на место происшествия журналисты из разных стран стали искать источник информации в лице семьи пострадавших. Многие представители СМИ стали задавать неудобные вопросы, которые только усугубляли ситуацию и приводили людей в замешательство. В таких ситуациях журналист является в первую очередь, хорошим товарищем для человека у которого случилась трагедия, он задает вопросы и внимательно слушает не перебивая, тем самым показывает свое сострадание и вызывает доверие у аудитории. Во время происшествий любого масштаба журналист идет на контакт с очевидцами, свидетелями или пострадавшими не как журналист, выполняющий свой профессиональный долг, а в первую очередь как человек проявляющий сострадание во время происшествий.

Если брать в пример интервью, то журналист перед началом интервью для более качественного и интересного разговора, настраивает с интервьюером дружеский диалог, на отвлеченный темы, располагая человека к себе. Это делается для того чтобы во время самого интервью человек чувствовал себя комфортно не стеснялся и вел расслабленную беседу. Это пример хорошей коммуникации.

В любом издании есть отдел где каждый читатель может оставить свой комментарий или пожелания по статье вышедшей в номере или по содержанию самого издания. Это открытая коммуникация которая ведет на диалог читателя с журналистом. Такие комментарии можно встретить не только в печатных СМИ, но и в интернет изданиях. Так, например, под постом интернет портала «Риа новости», «В Приморье откроют приют для бездомных собак» [5] опубликовано свыше 500 комментариев. Это говорит о заинтересованности темой среди аудитории.

К сожалению, многие издания пренебрегают своей аудиторией, печатают материалы рассчитывая на личный интерес своей редакции, а не на потребности аудитории. Работа таких изданий осуществляется не на освещении событий или явлений, а на заработке публикации, информация для  которой добывался любыми способами и не проверялся журналистами на достоверность.

Коммуникация с аудиторией как фактор качественной работы СМИ постепенно исчезает, так как читатель стал восприниматься как потребитель продукции, а не как участник в создании того самого продукта. Об этом говорит поведение большинства журналистов во время их диалога с аудиторией. Вопросы и поведение работников СМИ, которые не думают о последствиях и чувствах человека, их интересует лишь работа и личная выгода. Так, например, во время пожара торгового центра в Кемерово «Зимняя вишня», несколько журналистов задавали бестактные вопросы по типу «Что вы думаете о произошедшем?», людям которые находились в шоковом состоянии и не могли отвечать на их вопросы.

Любой журналист стремится к тому чтобы его материал был принят его аудиторией, поэтому при написание материала или поиске актуальной информации, журналист первым делом будет ориентироваться на интересы своей аудитории.

Аудитория важный коммуникативный элемент при работе журналиста. Володченко выделяет следующие факторы которые должны выполнять журналисты при работе со своей аудиторией.

  1. Уважать права людей, на их право знать правду. Уметь отделать факты от собственного мнения, дабы не вводить читателя в заблуждения.
  2. Уважать мнение аудитории и давать им право для свободного выражения своей точки зрения.
  3. Укреплять доверие аудитории к СМИ, идти на прямой диалог и помощь.
  4. Уважать моральные и культурные ценности аудитории.
  5.  Не вторгаться в личную жизнь.

От аудитории требуется лишь полное доверие журналистам и уважать их труд, ведь они работают для своих читателей, ориентируясь на их интересы. Безусловно никто не может избежать от влияния со стороны СМИ, но его можно постараться контролировать и всячески избегать, например, не полностью принимать выводы журналистов, а пытаться сформулировать свое мнение и свою позицию из прочитанного и прослушанного материала.

И так если мы говорим, что главной составляющей в работе журналиста является информация и коммуникация с аудиторией то не стоит упускать тот факт, как стоит вести себя журналисту при получении информации.

Отношения между СМИ и аудиторией регулируются законом о СМИ. Согласно 4 главе («Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями»), граждане имеют право на получение «достоверных сведений о деятельности государственных органов, организаций, общественных объединений, … должностных лиц», а также информации, которая касается угрозы жизни и здоровью людей. [1] При этом, обязательства СМИ перед аудиторией весьма ограничены: у журналистов есть права и возможности, не отвечать на письма, полученные на почту от читателей. При этом при получении информации касательно любого человека, журналист не имеет права нарушать закон о неприкосновенности частной жизни человека (УК РФ статья 137). [2]

Хорошие взаимоотношения СМИ с аудиторией могут поднять рейтинг изданию, поднять его интерес среди читателей и вывести на новый уровень, чтобы добиться такого результата необходимо следовать интересам аудитории и учитывать их мнение. Для этого необходимо вести прямой диалог со своей аудиторией. Дабы узнать о своей журналисткой работе, можно делать опросы, с помощью писем, телефонных звонков в редакцию.

В итоге хотелось бы сказать, что многогранность успешной журналистской работы зависит от совершенного взаимодействия журналистов со своей аудитории. Это сложный механизм который может работать только при совместной и слаженной работе. 

Журналисты в силу своей власти могут вести за собой людей, внушать им любую информацию. Журналисты должны понимать  ответственность, которая лежит на их плечах, и отвечать за каждое свое написанное или сказанное слово. В какой-то степени журналисты могут выступать как один из связующих социальных институтов для поддержания баланса между обществом и властью. И для этого необходимо лишь иметь хорошее взаимоотношения со своей аудиторией.

В данной статье мы рассмотрели взаимоотношения журналиста и аудитории. Из этого следует, что работа журналистов напрямую зависит от аудитории и поддержания хороших отношениях с ней. Для качественной работы журналист должен учитывать интересы своих читателей и писать материалы на волнующие их темы.

Библиографический список:

1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.05.2019) "О средствах массовой информации" [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращение 06.04.2021)
2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/4234a27af714cc608ea71b7bae9400f3613c8f60/ (дата обращения 04.04.2021)
3. Володченко О.Н. Взаимоотношения СМИ и аудитории в современных условиях. // Научные записки Таврического национального университета им. Вернадского. Серия «Филология». – 2008 г.
Сайт «РИА новости». Официальный сайт [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20200108/1563181195.html (дата обращения 04.04.2021)
4. Сайт «РИА новости». Официальный сайт [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20210406/priyut-1604411753.html (дата обращения 05.04.2021)
5. Засурский Я.Н. Социологические аспекты журналистской науки// Журналистика. —2006.—№1. — С. 3 - 6.




Рецензии:

25.05.2021, 15:44 Барлыбаева Сауле Хатиятовна
Рецензия: Статья студентки Юлии Дурицкой "Взаимоотношения журналиста и аудитории" очень сырая и требует внимательной вычитки и редактирования со стороны ее научного руководителя, т.к. на протяжении всего текста во многих местах нет запятых, неверные окончания, некоторые предложения требуют стилистических изменений, особенно в аннотации, в актуальности работы, в методологической основе и др. Само содержание статьи общеизвестно, хотелось бы ознакомиться с новыми взаимоотношениями журналиста и аудитории в связи с новыми Интернет-технологиями, интерактивностью, сетевыми, мобильными тенденциями. Если автор все эти замечания учтет, можно будет вторично ее рецензировать. Статья отправляется на доработку. С уважением -Сауле Барлыбаева

1.06.2021, 16:59 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Рецензент целиком согласен с уважаемой (и, по-видимому, красивой) Сауле Барлыбаевой. Из библиографического списка имеет отношение к теме лишь источник [3], однако, и тут за 13 лет произошли в части уровня доверия к СМИ и их пропагандистской миссии существенно изменился. Если вербальный или письменный носитель информации не является побудителем рождения в умах слушателей или читателей собственных умозаключений, а использует известные методы т.н. "зомбирования", то это даже хуже по последствиям, чем отсутствие такого лектора или журналиста. Сегодня на всех каналах ТВ таких внушателей множество. Глубже надо в тему войти, хотя её актуальность можно признать.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх