Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления
Поделиться:
Статья опубликована в №103 (март) 2022
Разделы: Литература, Методика преподавания
Размещена 08.03.2022. Последняя правка: 05.03.2022.
Просмотров - 239

КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА А. РЕМИЗОВА В АРМЯНСКОЙ АУДИТОРИИ

Саакян Эгине Артаковна

-

Ванадзорский государственный университет имени Ов. Туманяна

Преподаватель кафедры иностранных языков и литературы

Аннотация:
Перу А. Ремизова принадлежат как оригинальные произведения, так и переработки, пересказы древнерусских повестей, апокрифов, сказок. Мы предлагаем ознакомить учащихся армянских школ и вузов с творческим наследием А.Ремизова, прежде всего с авторскими волшебными сказками с применением «карточек» В. Проппа. В рамках статьи мы попытались представить подборку произведений А. Ремизова для учащихся разных возрастных групп, с которой можно начать изучение творчества автора в армянской аудитории.


Abstract:
A. Remizov is the author of both original works and revisions, retellings of ancient Russian stories, apocrypha, fairy tales. We propose to acquaint students of Armenian schools and universities with the creative heritage of A. Remizov, first of all, with the author's fairy tales, in which we also recommend using it. We also recommend that when considering A. Remizov's fairy tales, try using V. Propp's "card". Within the framework of the article, we tried to present a selection of A. Remizov's works for students of different age groups, from which one can start studying the work of this multifaceted and original author in the Armenian audience.


Ключевые слова:
внеклассное чтение; школьный спектакль; авторские иллюстрации-рисунки; ознакомительная лекция; «карточки» В. Проппа; армянские сказки; апокрифы и легенды

Keywords:
extracurricular reading; school performance; author's illustrations-drawings; introductory lecture; V. Propp's


УДК 372.882; 237.036; 37.04053

А. Ремизов – oдин из интереснейших русских писателей XX века, ярчайший представитель Серебряного века, творчество которого имело стилеобразующее значение как в советской, так и в эмигрантской литературе. А. Ремизов был продолжателем традиций Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Н. Лескова, наставником и учителем многих поколений русских писателей.

Произведения А. Ремизова долгое время не печатались в Советском Союзе. Возвращение А. Ремизова на родину было чисто символическим – незадолго до смерти писатель передал свой архив в ИРЛИ. Поэтому, имя А. Ремизова в советской академической истории литературы встречалось лишь эпизодически, а его произведения публиковались редко, причем издавались сочинения только доэмигрантского периода.

Актуальность исследования обусловлено явным усилением интереса к отдельным аспектам художественного мастерства А. Ремизова за последние десятилетия. Хотя творчество А. Ремизова до сих пор не заняло свое достойное место в истории русской литературы и недостаточно изучено.

Целью статьи является утверждение необходимости ознакомления учащихся армян с творчеством А. Ремизова и раскрытие армянской темы в творчестве писателя. Посредством изучения творчества А. Ремизова развитие навыков чтения учеников младших и средних классов, и развитие навыков к сотворчеству учащихся.

Задачами статьи являются осуществление подборки произведений А. Ремизова, которые будут целесообразны для изучения в армянской аудитории, а также составление рекомендаций о рассмотрении данных произведений в школьном или вузовском курсах по литературе с учетом возрастных особенностей литературного развития учащихся и уровня владения русским языком.

Научная разработанность и новизна статьи.

Армянская тема в творчестве А. Ремизова выявлена и всесторонне проанализирована нами  в процессе работы над диссертационным исследованием. Результаты исследования представлены в виде докладов на международных конференциях и опубликованы в качестве научных статей в основном в армянских и российских изданиях. Однако методических пособий по изучению произведений А. Ремизова в армянской аудитории не существует. Рекомендации по преподнесению как армянской темы в творчестве А. Ремизова, так и всего творчества писателя учащимся школ и высших учебных заведений в Армении представляются впервые.

Объектом исследования является творчество А. Ремизова, отражение армянской темы в нем.

Предметом исследования являются произведения А. Ремизова: кавказский цикл сказок «Лалазар», сборник сказок «Посолонь» оригинальные легенды, переводные и библейские легенды и мифы в авторской обработке писателя, сборник рассказов «Подстриженными глазами».

А. Ремизов тщательно подходил к выбору текста-источника своего пересказа. Внимание писателя привлекали древнерусские рыцарские сказания-романы, которые оказали сильное влияние на развитие и становление литературного вкуса читателя, имели широкое распространение в народной-лубочно-литературной традиции.  Неслучайно научный интерес к изучению ремизовских переработок в советское время возник именно у исследователей древнерусской литературы Я. С. Лурье, Д. С. Лихачева, Р. П. Дмитриевой.

Вплоть до настоящего времени обработки фольклорных и древнерусских источников А. Ремизова возбуждают споры у многих литературоведов и критиков. Его обвиняли в искажении русской речи и даже в литературном воровстве – плагиате.

 На протяжении всего своего творческого пути А. Ремизов обращался к произведениям древнерусской литературы.

Создавая оригинальные тексты, основанные на фольклорных или древнерусских источниках, Ремизов ставил перед собой задачу реконструировать «народный миф».

Миф в представлении писателя – это первооснова, автограф «очевидца» когда-то действительно случившегося события. Для А. Ремизова древнерусская литература и фольклор были тесно взаимосвязаны, и поэтому писатель всегда стремился «возвратить» древнерусское произведение к его фольклорным, а в ряде случаев просто к его реальным в его воображении устным истокам – рассказу очевидца.

«Выбор материала – встреча на словесной земле и спуск под землю, – попалась легенда, я читаю и вдруг вспомнил: я принимал участие в сказочном событии. И начинаю по-своему рассказывать» [1: 131-132]. Личная «сопричастность» и участие автора проявляется в том, что А.Ремизов наделяет рассказчика, а иногда и некоторых героев, чертами своего внешнего облика и биографии. Такие черты есть в образах Саввы Грудцына, Стефанита и Ихнелата, старых королей в повести «Бова Королевич», дядек-наставников в «Брунцвиге» и «Тристане и Исольде», строителя Храма в «Соломоне и Китоврасе», Мелюзины. С помощью этого художественного приема писатель прежде всего усиливает, актуализирует звучание старого текста и добавляет достоверности рассказанному от имени «очевидца».

На сегодняшний день в Армении творчество А. Ремизова не включено в школьную (в том числе, и для классов с углубленным изучением русского языка и литературы) и, часто, в вузовскую обязательную программу по литературе для студентов-филологов.

Однако, курс изучения литературы в школе и вузах предполагают изучение определенных произведений и знакомство с автором в рамках внеклассного / внеаудиторного чтения, или подготовки сообщения / доклада в рамках самостоятельной работы. Обычно педагог делает свой выбор в пользу тех авторов, произведения которых могут обогатить внутренний мир ученика / студента, воспитать в нем положительные нравственные качества, пополняют словарный запас, смогут заинтересовать учащихся и стимулировать их к самостоятельному чтению.

Отметим, что в результате наших наблюдений была выявлена универсальная закономерность для учащихся-армян, вне зависимости от возрастного фактора, а именно: интерес к армянской теме – армянские корни, армянское происхождение сюжетов, образов, путешествие писателя или персонажа по Армении, мемуарные, автобиографические рассказы о встречах с Арменией и армянами, внимательно перечитываются фрагменты, в которых выявляется интерес писателя к армянской литературе, истории, архитектуре, культуре. Подобные нюансы становятся сильной мотивацией для прочтения произведений не входящих в обязательную программу.

Учитель может и должен подготовить благоприятную почву для восприятия произведения перед тем как задать его для внеклассного самостоятельного чтения.

Для этого мы предлагаем обязательно провести вводную беседу / ознакомительную лекцию или совместный аудиторный просмотр краткого ознакомительного видеоматериала о личности и творчестве А. Ремизова. Учитель может акцентировать внимание на армянской теме в творчестве писателя, дать рекомендации к чтению произведений этого талантливого и непростого автора.

По творчеству А. Ремизова можно также организовать открытый урок / лекцию; мероприятие-спектакль на основе произведений автора, но и, конечно, – интерактивный урок в компьютерном классе с применением слайд-шоу и привлечь авторские иллюстрации А. Ремизова вместе с анализом его произведений.

В рамках открытой лекции учащимся нужно представить жизнь и творческую биографию писателя. Так как в творчестве А.Ремизова очень сильно проявлено автобографичское начало, в лекции необходимо приводить цитаты и переложения определенных фрагментов из произведений писателя. Вводную беседу или лекцию следует начинать с рассказа о детских годах писателя – воспользовавшись сборником рассказов «Подстриженными глазами». Уже с юных лет формируется система нравственных ценностей писателя, в основе которых лежит религиозность. С раннего детства А. Ремизов проявляет интерес к литературе, наукам, к музыке и рисованию.

При изучении творчества А. Ремизова необходимо обратить внимание учащихся на картины и зарисовки писателя. Своеобразный абстрактный стиль комбинированных картин А. Ремизова высоко ценился такими художниками-современниками писателя как, например, его современник П. Пикассо.

Сам А. Ремизов весьма скромно оценивал свое художественное творчество: «картинки свои не ценю, но для какой-то истории может быть любопытно, что бывает, когда слова не пишутся и не выговариваются»[1: 98].

А. Ремизовым были осуществлены также попытки иллюстраций к произведениям Н. Гоголя, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Н. Лескова, М. Лермонтова.

В 1933 году в Праге Н.Зарецкий организовал выставку «Рисунки русских писателей», где произведениям Ремизова-графика было отведено немало места, а по окончании работы выставки подготовил ее подробный каталог. Здесь представлено значительное количество рисунков писателя, непосредственно связанных с классической русской прозой, объединенных в тематические циклы – Н. Гоголь, Ф. Достоевский, М. Лермонтов, Н. Лесков.

Ремизов на протяжении долгих лет вел так называемый дневник снов – записи собственных сновидений, дополняя их спонтанными зарисовками. В его представлении рисование придавало фантастической реальности сна большую достоверность: «…сон хочется непременно нарисовать. Взаимосвязь рисунков, даже, если это были зарисовки снов, и текстов всегда оставалась для Ремизова весьма существенной.

Ценители каллиграфического и рисовального мастерства рассматривали их как «рисунки писателя», то есть как графические шедевры, отвлеченные от литературного творчества. Сам Ремизов определял жанр собственных рисунков как «иллюстрации», подразумевая прежде всего, что они относятся к конкретным текстам русской классики.

Мы считаем целесообразным рассмотреть следующие произведения А. Ремизова в армянской аудитории:

Таблица 1

Название произведения или цикла

В общеобразовательной школе (также в классах с углубленным изучением русского языка и русской литературы)

В высшем учебном заведении (предлагаем рассмотреть эти и другие произведения автора в рамках элективных курсов «Русское зарубежье» и «Серебряный век», а также в рамках самостоятельных работ по дисциплине «История русской литературы 20 ого века»)

Цикл сказок «Посолонь» [3: 7-161]

В 4-5 классах с углубленным изучением рус. яз. и литер.

В 5-6 классах общеобразовательной школы

+

Цикл кавказских сказок «Лалазар» [3: 579-602]

В 5-7 классах с углубленным изучением рус. яз. и литер.

В 6-8 классах общеобразовательной школы

+

Легенды и рыцарские романы: «Мелюзина» [4: 363-395]., «Бова королевич»[4: 469-519]., «Тристан и Исольда» [4: 413-469].

В 8-9 классах с углубленным изучением рус. яз. и литер.

В 10-11 классах общеобразовательной школы

 

 

 +

Библейские легенды и мифы «О безумии Иродиадином...» [4: 5-12]., «Николины притчи» [4: 189-267]., «Отчего нечистый без пят и о сотворении волка...» [4: 23-25].

 

  

 –

 

      

  +

Рассказ «Подстриженными глазами» [5: 5-265]

В 9-10 классах с углубленным изучением рус. яз. и литер.

В 11-12 классах общеобразовательной школы

 

 

 

+

 

Младшим школьникам будут интересны сказки А. Ремизова из цикла «Посолонь». Детские считалки, игры в сплетении с народными сказочными сюжетами. Тот же цикл может представлять интерес и для студентов в плане глубокого литературного религиозно-календарного структурного анализа цикла.

Для средних классов можно выбрать кавказский цикл сказок А. Ремизова «Лалазар». В цикл входят шесть сказок. По определению А.Ремизова: три армянские сказки, две грузинские и одна татарская. Можно рассмотреть по одной национальной сказке.

Таблица 2

Армянские сказки

Грузинские сказки

Татарская сказка

«Золотой столб» [3: 579-583]

 

«Мтеулетинские камни» [3: 598-600]

 

«Беков мед» [3: 600-602]

+

 

«Саркси-шун» [3: 583-584]

+

«Под павлином» [3: 591-598]

+

 

 

 

«Царь Нарбек» [3: 584-591]

 

 

 

 

 

 

Сказка «Саркси-шун» больше подходит для школьного рассмотрения, так как школьникам знакомы предания и традиции связанные со Святым Саркисом. Что касается грузинской сказки «Под Павлином», то в ее основе сюжет мирового фольклора о девушке с отрубленными руками, которая выходит замуж за царевича, рожает чудесных детей и, пройдя через тяжелые испытания, вновь обретает руки и воссоединяется с супругом. Данный сюжет с детства хорошо знаком детям по сказке Ов. Туманяна «Безрукая девушка». По данному сюжету можно организовать школьный спектакль. Дети будут разыгрывать роли сказочных персонажей, либо просто читать реплики по ролям.

Татарская сказка «Беков мед» веселая волшебная сказка о находчивом пастухе, который смог обмануть даже шайтана (черта) и женился на дочери Бека.

В рамках вузовского образования можно проводить типологический, структурный анализ сюжетов сказок «Кавказского цикла» в сопоставлении с аналогичными сказками других народов.

Мы рекомендуем также при рассмотрении волшебных сказок А. Ремизова попробовать применение «карточек» В. Проппа. Исследователь В. Пропп, проанализировав структуру русских народных сказок, выделил в них набор постоянных структурных элементов – сказочных функций. Благодаря картам В. Проппа учащиеся могут легко проанализировать структуру сказки, разбив ее на функции, что также облегчит пересказ текста и поможет развить навыки к связной речи у учащихся младших классов национальной школы. Учащиеся могут применять к заданному началу авторской сказки А. Ремизова одно из возможных альтернативных вариантов для дальнейшего развития сказочных событий предложенных карточками В. Проппа, исходя из законов жанрового развития. После выбора определенной карточки учащиеся предложат свои варианты развития событий и сравнят с авторским оригиналом в целях выявления соответствия с ним.

Мы предлагаем школьных учителей и вузовских преподавателей обязательно ознакомить своих учащихся с творчеством этого выдающегося писателя, потому что для каждой возрастной группы можно подобрать определенный цикл произведения А. Ремизова. Неординарная личность А.Ремизова заинтересует учащихся своей самобытностью, удивит своей разносторонностью, очарует разнообразием творческого метода изображения, жанровой спецификой, богатством языка и неисчерпаемостью тем.

Библиографический список:

1. Кодрянская Н. Алексей Ремизов. Париж, 1959. – 330 с.
2. Пропп В.Я. Морфология сказки. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1969. – 168 с.
3. Ремизов А.М. Собр. Соч.: В 10 томах. М.: Русская книга, 2000. Т. 2. Докука и балагурье. – 716 с.
4. Ремизов А.М. Собр. Соч.: В 10Т. М.: Русская книга, 2001. Т. 6. Лимонарь. – 784 с.
5. Ремизов А.М. Собр. Соч.: В 10Т. М.: Русская книга, 2000. Т. 8. Подстриженными глазами. Иверень. – 704 с.




Рецензии:

19.04.2022, 12:58 Нигматова Лолахон Хамидовна
Рецензия: Статья Саакян Э. А. "Культурологический аспект изучения творчества А.Ремизова в армянской аудитории" посвящена изучению творчества А.Ремизова в школе. В статье представлена подборка произведений А. Ремизова для учащихся разных возрастных групп, с которой можно начать изучение творчества автора в армянской аудитории.Статья актуальная , А. Ремизов – oдин из интереснейших русских писателей XX века, ярчайший представитель Серебряного века, творчество которого имело стилеобразующее значение как в советской, так и в эмигрантской литературе. А. Ремизов был продолжателем традиций Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Н. Лескова, наставником и учителем многих поколений русских писателей. Произведения А. Ремизова долгое время не печатались в Советском Союзе. Возвращение А. Ремизова на родину было чисто символическим – незадолго до смерти писатель передал свой архив в ИРЛИ. Поэтому, имя А. Ремизова в советской академической истории литературы встречалось лишь эпизодически, а его произведения публиковались редко, причем издавались сочинения только доэмигрантского периода. Статью рекомендую к печать.

25.04.2022 16:16 Ответ на рецензию автора Саакян Эгине Артаковна:
Здравствуйте! Спасибо за рецензию. В стате преставлены рекомендации по изучению творчества А. Ремизова не только в школе, но и в вузах.

19.04.2022, 17:05 Азизова Насиба Бахритдиновна
Рецензия: Очень интересная статья, которая посвящена творчеству А.Ремизова. Творчество А.Ремизова актуально как для армянской аудитории и думаю для студенческой аудитории стран СНГ, которые изучают литературу стран народов СНГ. Рекомендую опубликовать статью. Более объемно раскрыты особенности творчество Ремизова и к тому же даны методические рекомендации по обучению его творчества.

22.04.2022, 18:49 Азизова Насиба Бахритдиновна
Рецензия: Статью рекомендую на публикацию.

24.04.2022, 13:29 Нигматова Лолахон Хамидовна
Рецензия: Статью рекомендую к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх