Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №103 (март) 2022
Разделы: Медицина
Размещена 26.02.2022.
Просмотров - 782

Иппотерапия как метод реабилитации

Миронова Елена Владимировна

нет

СПб ГБУЗ "ГП№122.ДПО №67"

невролог

Аннотация:
В данной статье представлены результаты наблюдения за пациентами (36 человек), получавшими иппотерапию в течение 3 месяцев, со следующими диагностированными патологиями: ДЦП (спастический тетрапарез, нижняя спастическая диплегия), РАС, умственная отсталость, синдром Марфана, синдром Элерса-Данлоса, синдром Дауна, сахарный диабет, семейная гиперхолестеринемия. Дан анализ эффективности исследуемого метода в качестве элемента комплексной терапии.


Abstract:
In this article, the results of the research, based on three months of monitoring patients (36 people) who had participated in half-hour individual hippotherapy, are present. Patients were diagnosed with the following pathologies: cerebral palsy with rescue tetraparesis, lower spastic diplegia, ASD, mental retardation, Marfan syndrome, Ehlers-Danlos syndrome, Down syndrome, diabetes mellitus, familial hypercholesterolemia. An analysis of the effectiveness of the method as an element of complex therapy is given.


Ключевые слова:
иппотерапия; детский церебральный паралич; расстройство аутистического спектра; спастическая диплегия; спастический тетрапарез

Keywords:
hippotherapy; infantile cerebral paralysis; autism spectrum disorder; spastic tetraparesis; spastic diplegia


УДК 61-13058

Введение

Иппотерапия – уникальная форма лечебной физкультуры, в которой лошадь применяется в качестве реабилитационного инструмента, отличается от рядовых занятий сопровождением специально обученных специалистов, которые сопровождают пациента от первых шагов до окончания курса лечения.

Для достижения целей лечения, специфически индивидуализированных для каждого пациента, используются особенности движения животного. Во-первых, трехмерное движение лошадей имитирует нормальные движения человеческого таза при ходьбе. Ритмичные, повторяющиеся и разнонаправленные толчки лошади стимулируют передние и задние колебательные движения пациента. Во-вторых, идущая лошадь производит до 100 ритмичных импульсов в минуту, что побуждает пациента достичь правильного баланса и осанки, а необходимость остаться в седле постоянно вызывает постуральные реакции. Таким образом, улучшается баланс и мышечный контроль пациентов, развиваются параспинальные мышцы.

Всадник получает большой сенсорный и моторный вклад не только от лошади, но и от тех, кто помогает во время сеанса.

Сформированная в 1980-х годах Американская Ассоциация иппотерапии, первоначально фокусировала свои исследования на коррекции физических недостатков, но сегодня успешно применяется профессиональными терапевтами и речевыми патологами.

Практика показала неоспоримую пользу применения занятий для детей и подростков с диагностированными неврологическими заболеваниями, симптоматика которых включает в себя комбинацию когнитивных, моторных и социальных лимитаций. Было показано положительное воздействие на силу, мышечную координацию и сенсорную обработку, используемые при ходьбе и разговоре, а также на использование мелкой моторики для повседневной деятельности и общего внимания к задачам. У родителей, наблюдающих за появлением результатов, появляется мотивация к продолжению лечения, что создает уникальную терапевтическую возможность улучшить здоровье человека и повысить качество его жизни. Попадая в другую, ни на что не похожую среду, пациент испытывает новые эмоции, что ведет к формированию более гармоничных отношений с миром, появляется способность мобилизовать свою волю и ощутить радость жизни.

Наше клиническое исследование показало, что этот метод является комплексным: с одной стороны он оказывает влияние на биомеханические функции пациента, а с другой стороны оказывает положительный психогенный эффект. Кроме того, частные клинические картины (с показанным улучшением) позволяют определить категории пациентов, которым данная практика пойдет на пользу.

Актуальность исследования

Ключевой проблемой в медицинской практике на данный момент является нежелание пациентов принимать участие в интенсивной лечебной терапии, усугубляющей психологическое состояние, приводящее, в дальнейшем, к непринятию и страху перед процедурами, замедляющее темп лечения и реабилитации или вовсе сводя результативность принимаемых мер к нулю.

Таким образом, детальный обзор иппотерапии в данном исследовании демонстрирует один из доступных способов упрощения формирования связи мотивации-поощрения, предлагая альтернативу как для родителей, так и практикующих врачей в лечении детей-инвалидов.

Цели, задачи, материалы и методы

Цели работы:

  1. Интерпретировать результаты проведенного исследования
  2. Оценить влияние средств иппотерапии на двигательный и психоэмоциональный статус пациентов
  3. Продемонстрировать комплексность используемого метода для разных категорий пациентов.

Для достижения обозначенных целей были поставлены следующие задачи:

  1. выявить у каждого испытуемого ключевой диагноз и, учитывая возможности иппотерапии, составить план лечения;
  2.  улучшить двигательный статус пациента;
  3. обеспечить эмоциональный комфорт испытуемого с целью достижения максимальных результатов;
  4. учитывая уникальность метода, заручиться поддержкой родителей на занятия иппотерапией;

Методы

  • теоретического исследования (анализ исследуемой проблемы на основе доступной медицинской литературы, зарубежных стандартов)
  •   эмпирического исследования (опрос пациентов и родителей, наблюдение, регулярный осмотр);
  •   статистические (математическая и статистическая обработка результатов и их графическое представление).
  • Опытно-экспериментальная база исследования – конноспортивный клуб «Новополье» в Ломоносовском районе, д. Новополье в рамках реализации комплексного проекта «Круг доверия», включающего в себя программы по иппотерапиии, иппореабилитации и программу психологического сопровождения для детей-инвалидов, инвалидов детства и родителей.

Методы реализации и мониторинга

У каждого рассматриваемого индивида поставленные задачи соотносились с субъективной (для конкретного пациента) оценкой курса улучшения симптоматики, в целом направленного на облегчение взаимодействия с окружающим миром. Достижение результатов определялось с помощью оценки жалоб до и после занятий, неврологического осмотра, оценки психоэмоционального состояния, моторики, с учетом комментариев родителей, педагогов и лечащего врача. При этом учитывались возраст пациента, исходный уровень состояния его здоровья.

Таблица 1. Диагнозы участников исследования

Диагноз

Количество пациентов с указанным диагнозом

Процент от общего числа исследуемых

ДЦП, спастический тетраперез

6

17%

ДЦП, нижняя спастическая диплегия

12

33%

РАС

9

25%

Умственная отсталость

4

11%

Синдром Марфана

1

2,8%

Синдром Элерса-Данлоса (коллагенопатия)

1

2,8%

Сахарный диабет

1

2,8%

Семейная гиперхолестеринемия

1

2,8%

Синдром Дауна

1

2,8%

В исследовании принимали участие 36 человек, страдающих различными формами заболеваний. Из них  с ДЦП -18 чел (50%), в т.ч., спастический тетрапарез – 6 человек, нижняя спастическая диплегия – 12 человек; РАС – 9 чел (25%), умственная отсталость – 4 чел (11%), с-м Марфана – 1 чел (2,8%), с-м Элерса-Данлоса (коллагенопатия) -  1 чел (2,8 %), сахарный диабет – 1 чел (2,8 %),– 1 чел (2,8%), синдром Дауна – 1 чел (2,8%). Сопутствующую патологию имели 7 человек: эпилепсия – 4 человека; при этом все пациенты получали противосудорожную терапию, находились в стадии медикаментозной ремиссии; 1 ребенок с врожденной слепотой и глухотой; 2 ребенка с высокой степенью миопии, ПВХРД, тяжелой амблиопией; 1 ребенок с синдромом Карнелии де Ланге.  

Возраст участников проекта составлял от 4-х до 39 лет, из них: 4-5 лет – 6 человек; 7-12 лет – 20 человек; 13-18 лет – 6 человек, старше 18-ти – 4 человека.

Курс лечения - 3 месяца. Все пациенты были осмотрены дважды: до и после предложенного курса.

Ниже приведены наиболее яркие примеры из практики данного метода с сопутствующим наблюдением.

За все время исследования ни у одного участника не было ухудшения состояния, не отмечалось ни одного эпилептического приступа.

Результаты исследования

Пациенты с диагнозом ДЦП

Особый интерес представляли пациенты с ДЦП, имеющие грубую патологию в виде генерализованного поражения, которое проявлялось патологическим типом координации движений, отсутствием способности к передвижению, отсутствием опоры и шаговых движений, у 2 детей отмечались выраженные гиперкинезы.  Представляя 50% от испытуемых, представители данной группы не имели возможности самостоятельно передвигаться. Несмотря на тяжесть патологии, эти пациенты были включены в наше исследование.

ДЦП, спастическим тетрапарез

Достичь у указанных пациентов значимых улучшений в двигательной сфере не удалось. Тем не менее, замечено значительные позитивные изменения в психоэмоциональном состоянии пациентом

У 2 пациентов (6% от общего числа участников исследования) в возрасте 9 лет снизился тонус мышц в ночное время, исчез перекрест на уровне голеней, несколько улучшилась мелкая моторика в пальцах рук.

ДЦП, спастическая диплегия

У всех пациентов со спастической диплегией улучшилась двигательная активность, увеличился объем движений, укрепилась осанка, улучшилась ориентация в пространстве.

Выделяющимся результатом явилась самостоятельная ходьба у пациента 8 лет. Сопутствующая комплексному лечению, иппотерапия явилась своеобразным спусковым механизмом, позволившим значительно улучшить психоэмоциональный фон пациента и облегчить процесс укрепление мышц. В курс лечения данный метод вводился обособленно, до его применения улучшений не наблюдалось.

РАС, умственная отсталость

Все дети имели задержку формирования навыков как крупной, так и мелкой моторики, навыков бытовой, социальной адаптации.

В контрольной группе мы отметили, что у испытуемых уменьшилась моторная и координаторная неловкость: «может себя поправить», появилась возможность преодолевать сложные препятствия, требующие координации, уменьшилась склонность к падениям, улучшились физические навыки, такие как бег, ходьба, улучшилась мелкая моторика, увеличился темп урочной деятельности. У некоторых пациентов улучшились навыки опрятности, навыки самообслуживания.

Интересным примером видимого улучшения стало подавление и контроль гнева у пациента с задержкой психоречевого развития. Ребёнок проявлял агрессию к лошади,

бил её кулаком, не реагировал на замечания инструктора. Но при этом с удовольствием приезжал на занятия, принимал в них участие. Та же модель поведения переводилась на бытовые условия. По любому поводу ребенок бил мать, кидал предметы. По настоянию инструктора занятие было прервано с целью объяснить ребёнку, что "лошадь бить нельзя". Это явилось блестящим стимулом «остановить» агрессию не только во время занятия иппотерапией, но и дома. Таким образом, скорректировалось как импульсивное насильственное поведение по отношению к окружающим, так и, в целом, появилась осознанность замечаний, требований, норм обращения.

Социальная адаптация, особенно сложная для детей, страдающих аутизмом, особенно удачно сложилась у юной пациентки. Во время первого осмотра девочка держала мать за руку, боялась отойти от нее даже на шаг. После курса терапии – отпустила руку матери, свободно ходила по кабинету; увеличился зрительный контакт.

Трогательным примером успешного применения иппотерапии, стал случай пациента, страдающего глубокой формой умственной отсталости, с синдромом Карнелии де Ланге, который уже на 3 занятии понял, «что есть грива» и с удовольствием ощупывал лошадь, в дальнейшем пробовал ее гладить. До этого момента у него «не было контакта с живым». Данный ребенок в повседневной жизни не реагировал на окружающий мир, ни на чем не останавливал свой взгляд. Но каждая встреча с лошадью вызывала у ребенка бурные эмоции.

Синдром Элерса-Данлоса

Одним из проявлений данного диагноза является общая слабость суставов, деформация скелетно-мышечной системы, рано развивающиеся ортопедические осложнения. Заболевание компенсируется соблюдением щадящего режима, симптоматической терапией, лечению не подлежит. В данном случае иппотерапия явилась эффективным методом реабилитации. В нашем случае наблюдалась положительная динамика в виде увеличения мышечной силы у ребенка, улучшения осанки, функции дыхания, снижения утомляемости, немотивированной усталости, улучшения эмоционального фона.

Семейная гиперхолестеринемия

Каких-либо значимых изменений не наблюдалось. Уменьшились боли в спине. Но удовольствие, хорошее настроение, общение с животным доставляло ребенку неоспоримую радость и улучшало качество жизни подростка. После окончания исследования семья пациента приняла решение продолжить занятия с целью поддерживать достигнутое повышение эмоционального статуса.

Сахарный диабет

Эффективна иппотерапия и для лиц, страдающих сахарным диабетом. У испытуемой абсолютно достоверно уменьшилась доза вводимого ежедневно инсулина, уменьшились колебания сахара в крови, улучшилось общее самочувствие, стал более ровным фон настроения.

Родительское участие в исследовании

В данном проекте обязательными участниками были родители. Участие родителей в эксперименте позволяет дополнительно оценить влияние терапии и на взрослого человека. Мы получили исключительно положительные отзывы, такие как «йога на лошади», «ощущение, как после сеанса остеопатии», «как настроенное пианино», «лошадь – это моя точка опоры», «лошадь – тренажер». Ввиду ритмичного напряжения и расслабления всех групп мышц, у большинства родителей уменьшились боли в спине. Это объясняется эффектом данного вида лечения. Также появилось свободное время для общения. Все это положительно сказалось на настроении родителей. 

Заключение, результаты, выводы

Наше наблюдение показало, что все участники, без исключения, сели на лошадь и не испытывали страха «большого» животного. Лошадь стала связующим звеном между внутренним миром человека и окружающей реальностью.

Иппотерапия зачастую является последней надеждой родителей на выздоровление и/или улучшение качества жизни ребенка. Пациенты устают от интенсивной терапии с использованием тренажеров, специальных костюмов. Зачастую они протестуют против такого лечения, плачут, кричат, не выполняют предложенных инструкций. Вместо изнурительных тренировок, упражнений (зачастую сопровождающихся болью), занятий с педагогами, дефектологами, логопедами, ребенок попадает в совершенно другую среду, где не надо себя изнурять. Вместо этого он кормит животное, гладит гриву лошади, перестает испытывать страх. Вдруг начинает сидеть на лошади самостоятельно, берет в руки поводья, пытается общаться с животным, пробует произносить какие-то звуки, слова, начинает смеяться. И результат не заставляет себя ждать.

Научная новизна

В отличии от большинства источников исследования по данной теме, в данной работе рассматриваются пациенты с разными заболеваниями, а результаты и эффективность категорированы по группам в соответствии с наблюдаемыми последствиями. Помимо оценки двигательной активности, работа фокусируется на эмоциональной составляющей лечения и помимо объективных методов оценки, включает в себя субъективные комментарии.

Эффективность

Отсутствие негативных побочных симптомов, таких как, например, эпилептические припадки, позволяют использовать иппотерапию со всеми группами сложных пациентов. Позитивные комментарии взрослых людей, лишенных неврологических диагнозов, позволяют ставить иппотерапию в разряд уникальных и универсальных методов не только лечения, но и психологической стабилизации.

С точки зрения воздействия на физическое состояние, результаты также демонстрируют позитивную тенденцию - мышцы не подвергаются длительному сокращению, что наблюдается при интенсивных курсах терапии в восстановительных центрах. Напротив, утомления мышц не происходит, ребенок легче переносит физические нагрузки, не происходит длительного утомления мышц, улучшается координированное взаимодействие мышц всего организма. И, как показывает практика, такой метод позволяет добиться лучших результатов, при этом не истощая ребенка физически и эмоционально. При данной терапии пациенты учатся движениям у лошади, они непроизвольно копируют новые движения, их корпус приспосабливается к новым условиям, улучшается координаторная функция, а, значит, улучшается функционирование конечностей, приобретаются малые и мельчайшие движения, которые ранее были не доступны. К большому сожалению, у многих пациентов двигательные дефекты невозможно устранить, но та радость, которую больной человек получает от лошади, трудно переоценить.

Рекомендации по применению

ДЦП, спастическим тетрапарез

В данном исследовании абсолютная эффективность иппотерапии с целью улучшить физическое состояние пациентов доказана не была. Возможно улучшение моторики, снижение тонуса мышц. Наблюдалось значительное улучшение психоэмоциональной сферы.

ДЦП, спастическая диплегия

Исследование показало значимость применения иппотерапии как для стабилизации психического состояния пациента, так и для увеличения двигательной активности, улучшения координаторной функции.

РАС, умственная отсталость

Явный стимул к адаптации и развитию отсутствующих до иппотерапии социальных навыков, способствуетконтролю агрессии,значительно развивает навыки самообслуживания.

Синдром Элерса-Данлоса

Иппотерапия - достойная альтернатива изнурительным тренировкам. Способствует улучшению осанки и снижению утомляемости, значительно облегчает симптоматику заболевания.

Семейная гиперхолестеринемия

В данном исследовании наблюдалось уменьшение болей в спине. Стабилизация психологического фона.

Сахарный диабет

Иппотерапия способствует понижению дозы инсулина.

Комментарии и замечания, дальнейшие перспективы

Следующим шагом в развитии данной работы становится развитие и популяризация иппотерапии, в длительной перспективе принятие её в качестве официального метода.

По комментариям практикующих инструкторов, данная форма терапии наибольшую ценность имеет в качестве систематического лечения.

Таким образом, наше исследование показало значимость иппотерапии в качестве комплексного инструмента, подходящего пациентам почти всех возрастов и диагностических категорий.

Библиографический список:

1. Аршатская О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме // Дефектология. – 2005. – № 2. – С. 46–56.
2. Бернштейн Н.А. Исследования по биодинамике ходьбы, бега, прыжка. - М.: Физкультура и спорт, 1940.
3. Клиническая биомеханика / Под ред. В.И. Филатова. - Л.: Медицина, 1980. - С. 50-52.
4. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей: учебное пособие / В. В. Лебединский. – М.: Изд-во Московского университета, 1985 – 168 с.
5. Особенности физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для педагогов ДОУ / Г. Н. Лаврова, Л. П. Кудрявцева, Н. А. Тулупова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2019 – 176 с.
6. Hippotherapy. Перевод с английского языка выполнена Скитович А.А. [Электронный ресурс] // URL: https://www.physio-pedia.com/Hippotherapy?utm_source=physiopedia&utm_medium=search&utm_campaign=ongoing_internal (дата обращения: 20.02.2022).




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх