Казанский приволжский федеральный университет
студент-магистр
Галиуллин Марат Зуфарович, кандидат исторических наук, доцент ФГАОУ ВО Казанский (Приволжский) федеральный университет
УДК 327
Введение
Актуальность данной темы исследования обусловлена тем, что мировая оружейная промышленность - это один из ключевых факторов усиления ВВП, которое в свою очередь способствует укреплению страны на международной арене. Оружейная промышленность имеет огромное значение для укрепления внешней политики и экономической составляющей страны. Следует выделить КНР , которая является важным участником мировой торговли оружием. За достаточно короткий временной промежуток Китаю удалось существенно сократить технологический отрыв от развитых стран, что незамедлительно отразилось и на позициях Китая на мировом рынке вооружений и военной техники. За последнее десятилетие Китай сумел совершить рывок от производства систем вооружения первого и второго поколения к созданию современной техники четвертого поколения. Основными факторами, которые способствовали усилению позиции Китая на мировом рынке оружия чаще всего выделяют: более активное финансирование промышленности по сравнению с другими странами; наращивание производственных мощностей.
Целью данной работы является изучение мирового рынка оружия и определение в нем места Китая.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
1. Изучить политику Китая в области продажи оружия.
2. Рассмотреть его торговые связи с основными странами- участниками.
3. Изучить количественно – качественную характеристику китайского
сегмента оружейного рынка.
В работе применяются следующие методы научного познания: теоретический анализ, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме.
Материалом для статьи в основном послужили работы Марка Бромлея, Метью Дюшателя, Пола Холтома " Китайский экспорт стрелкового оружия и легких вооружений", Пракаш Нанды "Дешевле, Но Ненадежно: Почему Китайское Оружие Быстро Теряет "Преимущество" На Мировом Рынке Экспорта Вооружений, Несмотря На Высокие Требования"
Научная новизна. Заключается том, что данная тема мало изучена и послужит источником для ее дальнейшего изучения. В данном исследовании использованы сравнительные анализы западных ученых, и их точки зрения, взгляды по данной теме.
Китай уже давно является одним из крупнейших в мире экспортеров стрелкового оружия и легких вооружений. Он остается крупным поставщиком для государств, ищущих дешевые продажи, и в настоящее время извлекает выгоду из диверсифицирования государствами-импортерами своих источников поставок. Также является одним из наименее прозрачных экспортеров стрелкового оружия, поскольку не предоставляет официальной информации ни об объеме, ни об утвержденных расходах на поставку или экспорт стрелкового оружия. В то же время Китай официально осознает дестабилизирующее воздействие, которое поставки стрелкового оружия могут оказать на мир и безопасность, экономическое развитие и социальную стабильность, и привержен предотвращению незаконной торговли стрелковым оружием. Однако некоторые решения Китая относительно его уровня осторожности в предотвращении экспорта и незаконных поставок вызвали обеспокоенность по поводу потенциально негативного воздействия на мир, безопасность и управление.
Решительное противодействие Китая планам США по предоставлению технологий противоракетной обороны театра военных действий восточно-азиатским партнерам,особенно Тайваню,может спровоцировать новый виток экспорта вооружений из Пекина. Китайские официальные лица заявляют, что продажа вооружений Тайваню является нарушением режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ) и формой распространения ракет, которая может привести Пекин к пересмотру своих существующих обязательств по ракетному нераспространению. В оплату за американский экспорт систем оружия на Тайвань Китай может снять свой односторонний запрет на продажу крылатых ракет Ирану, учитывая, что он был принят в ответ на значительное давление США и не является частью международных обязательств Китая Нераспространению.
Некоторые сдвиги в 1990-е годы были настолько значительными, что вызывают серьезные сомнения в дальнейшей жизнеспособности Китая как крупного экспортера обычных вооружений. В течение нескольких лет экспорт вооружений Китая приносил лишь незначительную долю дохода по сравнению с предыдущими годами,и доля Китая на рынке вооружений развивающихся стран сократилась. Китай подписал лишь несколько новых контрактов на основные системы вооружений, и те сделки, которые он заключил, были заключены с его традиционными клиентами, что говорит о трудностях проникновения на новые рынки. Китай также отменил ряд крупных и прибыльных сделок в ответ на противодействие Запада (главным образом США).
В последние годы Китай предпринял серьезный пересмотр своей системы контроля за передачей. Большая часть внимания, уделяемого этому процессу, была сосредоточена на контроле Китая за передачей товаров и технологий двойного назначения - товаров, которые имеют как гражданское, так и военное применение, особенно связанных с оружием массового уничтожения (ОМУ). Из-за того, что в 1990-х и начале 2000-х годов Китай рассматривался как серийный распространитель чувствительных товаров и технологий, он претерпел своего рода смену парадигмы и за последние 20 лет внедрил все ключевые элементы эффективной системы контроля за передачей и интегрировался в основные международные соглашения и режимы в это поле. Когда дело доходит до контроля Китая за поставками обычных вооружений, включая ЛСО (легкое стрелковое оружие), картина иная. Параллельно с разработками в области контроля за передачей товаров двойного назначения, Китай создал систему контроля за передачей обычных вооружений. Однако объем информации, предоставляемой Китаем о том, как работает система, гораздо более ограничен, чем в случае товаров и технологий двойного назначения.
Кроме того, Китай гораздо меньше участвует в международных договорах и режимах, ориентированных на контроль за передачей обычных вооружений. Это расхождение в позициях и практике Китая может быть частично объяснено несколькими ключевыми различиями между контролем за передачей товаров и технологий двойного назначения и контролем за обычными вооружениями. Во-первых, в отличие от товаров двойного назначения, все китайские компании, которым разрешено экспортировать обычные вооружения, являются государственными предприятиями (госпредприятиями). Прямое участие китайского государства в производстве оружия делает Китай более сдержанным в отношении публично детализируя механизмы экспортного контроля, которые он навязывает, и менее охотно вступая в дебаты о том, как эти системы могут быть улучшены. Во-вторых, требования по поддержанию контроля за передачей товаров и технологий двойного назначения основаны на запретах, вытекающих из международных документов — Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года, Конвенции о химическом оружии 1993 года и Конвенции о биологическом и токсинном оружии 1972 года, — а также резолюций Совета Безопасности ООН. В случае контроля за поставками обычных вооружений государства обязаны соблюдать эмбарго на поставки оружия, введенные Советом Безопасности ООН, но в настоящее время не существует международного договора или соглашения, устанавливающего требования к контролю за поставками обычных вооружений. Процесс создания Договора о торговле оружием (ДТО) 2013 года был в определенной степени попыткой восполнить этот пробел.
Заключение
Таким образом, опасения США по поводу определенных продаж, вероятно, вызовут периодическую напряженность в американо-китайских отношениях. Кроме того, экспортная специализация "среднетехнологичных" ракет и авиационных систем практически незаметна. В результате роль Китая как крупного игрока на мировом рынке вооружений становится все более слабой, но потенциально опасной, и необходимы дополнительные исследования. Китай обогнал Германию и стал третьим по величине экспортером оружия в мире, но его доля в 5% по сравнению с 58% экспорта в Соединенные Штаты и Россию все еще невелика. Согласно отчету Стокгольмского Международного института исследования(этот институт известен как Sipri) проблем мира доля Китая на мировом рынке вооружений увеличилась на 143% с 2010 по 2014 год, в течение которого мировые поставки оружия увеличились на 16% за последние пять лет. Его доля на мировом рынке увеличилась с 3% в 2009-2014 годах, когда Китай занял 9-е место среди экспортеров боевых самолетов, кораблей, боевого оружия и других видов вооружений.
Рецензии:
25.05.2022, 9:52 Шедько Юрий Николаевич
Рецензия: Работа представляет интерес. Рекомендуется к публикации. как пожелание: следует использовать вместо местоимения "я" - "мы". Или - "В данном исследовании использованы сравнительные анализы западных ученых ..."
Юрий Николаевич Шедько, доктор экономических наук, доцент
профессор кафедры государственного и муниципального управления Факультета «Высшая школа управления» (ВШУ)
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации