Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №113 (январь) 2023
Разделы: Искусствоведение
Размещена 11.12.2022.
Просмотров - 405

ВЛИЯНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ЦЕННОСТЕЙ НА СОВРЕМЕННУЮ АРХИТЕКТУРУ (на примере здания канцелярии Колывано-Воскресенских заводов)

Блатова Ольга Юрьевна

кандидат искусствоедения

НГАСУ (Сибстрин)

доцент

Аннотация:
На основании собранного материала проведен сравнительный анализ объекта от строительства до настоящего времени. Были выявлены декоративные детали фасада, которые ранее не описывались и не упоминались в научной литературе, что позволило детально представить утраты фасада, которые позволяют оценить масштаб изменений объекта. Освещение проблем позволяет нам поставить вопрос о взаимосвязи культурных ценности и развитие современной архитектуры.


Abstract:
Based on the collected material, a comparative analysis of the object from construction to the present time was carried out. The decorative details of the facade were revealed, which were not previously described or mentioned in the scientific literature, which allowed us to present in detail the losses of the facade, which allow us to assess the scale of changes in the object. The coverage of the problems allows us to raise the question of the relationship between cultural values and the development of modern architecture.


Ключевые слова:
канцелярия; Колывано-Воскресенский завод; зодчий; строительство; памятник

Keywords:
office; Kolyvan-Voskresensk plant; architect; construction; monument


УДК 72.03

Введение

Сибирь уникальный регион нашей необъятной страны, ее удаленность от столичных городов, создала уникальную, атмосферу для развития архитектурны и градостроительства. Особый, аутентичный, творческий «дух» пропитал объекты, возведенные зодчими, которые получили образование в Академии художеств и Институте гражданских инженеров. Может показаться, что в научной литературе достаточно информации о зодчих и их шедеврах, но, при всем изобилии информации, существуют неосвещенные проблемы, вызванные историческими имениями, которые приводят к появлению эфемерных фактов, на основании чего утрачивается понимание подлинного исторического наследия, искажается внешний вид объекта и его ценность.

Актуализация вопросов сохранности объекта в исторической среде позволит осознать степень влиянии на современную архитектуру и специалистов, что в свою очередь изменит культурный уровень общества.

Цель исследования — является, консолидация исторических событий связанных со строительством, перестройками, реконструкциями здания канцелярии Колывано-воскресенского завода, которое является памятником федерального значения РФ, является неоспоримым аспектом для повышенного внимания и освещения вопросов сохранности объекта.

Научная новизна

 На основании сравнительного анализа были выявлены декоративные детали, которые ранее не описывались и не упоминались в научной литературе, что позволило детально представить утраченные элементы фасада, которые позволяют оценить масштаб объекта и принадлежности классицизму. Следовательно, возникает вопрос о сохранности объекта в существующем виде. Здание канцелярии не соответствует исторической действительности, и не может формировать подлинную историческую среду, которая участвует в формировании современной архитектуры, которая способна нести культурную и духовную ценность.

Материалы и методы

Одним из первых каменных зданий в Барнауле (рис. 3), является здание канцелярии Колывано-Воскресенского завода (ул. Ползунова, 41), построенное во второй половине XVIII в., как утверждают многочисленные авторы, по проекту зодчего А.И. Молчанова.

Фасады и планы канцелярии Колывано-Воскресенских заводов

Рис. 1. Фасады и планы канцелярии Колывано-Воскресенских заводов.

арх. А. Молчанов. Примечание – Источник [1].

Необходимость каменного здания возникла после наводнения, 1793 г., которое привело к разрушению городских построек и деревянного здания заводской конторы. Строительство новой канцелярии запланировали на месте утраченного, ведь именно в нем работали, изобретали горные технические гении: И.И. Ползунов, К.Д. Фролов и прочие деятели, служившие развитию не только Сибири, но и России.

Двухэтажное каменное здания было построено, в общей стилистики классицизма и традициями сибирской заводской архитектуры [1] (рис.1), в композиции главного фасада по центральной оси была восьмигранная башенка с часовым колоколом, в виде фонаря, что являлось доминирующей деталью. Входная группа подчеркнута близко стоящими муфтированными пилястрами, условно поддерживающий развитый, декоративный карниз, над которым установлен балкон. Стена второго этажа, декорирована аналогичными, задвоеными, но гладкими пилястрами и вытянутыми, вертикальными нишами, дверной проем (вход в помещение) оформлен по принципу брамантового окна, что с одной стороны усложняет стилистическое решение, но с другой облегчает общее впечатление, в сравнении с главным входом. Согласно чертежу, угол кровли выдержан в пределах 45̊̊, заданный уклон создает повышенный объем крыши, по массе равный двум этажам, что предает зданию монументальность.

Согласно архивным документам, здание в плане прямоугольное (рис.1), имеет рациональное деление на помещения в каждом из них была предусмотрена печь для обогрева, пол первого этажа выстелен чугунными плитами. Лестница служила подъемом на 2-ой этаж с выходом на колокольню. Планировка помещений 2-ого этажа аналогична первому. В помещениях расположенных в центральной части (на 2 стороны), которые служили коридорами, были балконы с балюстрадным ограждением.

Окна первого этажа в оформлении имеют замковый камень, а на втором использованы полочкообразные сандрики, что задает противопоставление деталей и деление этажей. Также, облицовка первого этажа рустом и гладкое, штукатурное решение второго, в декорировании которого применен пояс (проходящий под окнами) по периметру этажа и пилястры, разбивающие межоконное пространство на уравновешенные части. Может показаться, что такое изобилие деталей не соответствует стилю, но этот прием, выдержан, гармонизирован и подчеркивает стилистику классицизма.

Первая известная перестройка здания проводилась в первой трети XIX в. архитектором Я.Н. Поповым, существует предположение, что именно в этот период была демонтирована башенка с часами, в ней не было практической значимости. Окна расположенные ближе к углам здания, в боковых фасадах, заложили кирпичом. Также, в пространство между Канцелярией и Инструментальным магазином был «вживлен» портик, который впоследствии, достроили до здания.

Документальной фиксации изменений, переустройства помещений и деталей фасада не выявлено. В 1940-е г. к главному входу пристроили деревянный тамбур (Рис.2), следовательно, фасад лишился деталей. В 1965 г. снесены печи, сделана перепланировка. Когда и по каким причинам демонтированы балконы, не известно. Последняя реконструкция проведена в 2002–2003 гг. по проекту НПЦ «Наследие» воспроизведена восьмигранная башенка в виде фонаря (Рис.3).


Канцелярия Колывано-Воскресенского завода середины XX века

Рис. 2. Канцелярия Колывано-Воскресенского завода середины XX в. Примечание – Источник [2] .

Выводы

Итак, детальный обзор собранных сведений связанных с историческими аспектами существования здания канцелярии Колывано-Воскресенского завода позволяет говорить, о том, что после строительства и до настоящих дней, здание видоизменялось, в процессе реконструкций постоянно претерпевало конструктивные изменения от увеличения площадей за счет пристройки, перепланировки и декоративные изменения фасада.

Самое печальное, что эти изменения, «вписываются» в историю, формируя устойчивые, эфирмерные факты, которые искажают понимание культурной ценности, тем самым не обогащая, а разрушая зримые исторические ценности. Под влиянием кажущийся, незначительной проблемой стираются духовные истоки уникального сибирского народа, уровень развития культуры снижается.


Канцелярия Колывано-Воскресенского завода современный вид

Рис. 3. Канцелярия Колывано-Воскресенского завода современный вид. Примечание – Источник [2]

Историческая среда, является основой архитектурно-художественного творчества, сохраняя уникальные объекты в первозданном виде, сформированная среда дает возможность последующим зодчим впитывать культурные ценности, которые формируют уникального специалиста способного внести вклад в развитие архитектуры и градостроительства, не только региона, но и страны. Своим творчеством такой специалист способен соединить исторические ценности прошлого с настоящими потребностями общества, что поднимет уровень культуры.

В настоящее время, нет четкого понимания ценности культурного объекта. Соответствие объекта своему историческому периоду, напрямую зависит от финансирования. Кто экономически вкладывается, тот и будет утверждать изменения, и вносить свои представления, как об объекте, так и о его ценности. Все выше сказанное, позволяет говорить о необходимость вести информационно-просветительскую работу. Дальнейшее изменение ситуации в лучшую строну, может произойти только в случае сохранения столпа культурного национального наследия, не только в столичных городах, но и в провинции.

Библиографический список:

1. ЦХАФ АК. Ф. Р 1041. Оп. 1. Д. 3. Л. 84
2. Стасландия. Фотопортрет старого Барнаула: [Электронный ресурс] https://staslandia.ru/serebroplavilnyy-zavod-2-1 (Дата обращения:06.12.2022).




Комментарии пользователей:

24.12.2022, 12:54 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: Научная статья автора Блатова О.Ю. написана на актуальную тему по сохранению исторических и культурных строительных объектов и их значения для поколений, т.к. с каждым годом увеличивается их ценность. Однако, в статье хорошо было бы привести дополнительную информацию об исторических зданиях, которые имеют духовную и архитектурную значимость: - принятые законы на разных уровнях; - исторические факты по сохранению исторических объектов; - Декларация ЮНЕСКО, касающаяся преднамеренного разрушения культурного наследия [https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/heritage_destruction.shtml]; - архитектурные шедевры России, вошедших в список ЮНЕСКО [https://realty.rbc.ru/news/60bfcd5f9a7947188b4f98aa]. Статью рекомендую к публикации после доработки.


Оставить комментарий


 
 

Вверх