-
Белорусский государственный экономический университет
студентка
Киселёв Александр Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии, Белорусский государственный экономический университет
УДК 323
Введение.
Важное место в системе социальной политики любого государства занимает пенсионное обеспечение граждан. Пенсионная политика является необходимой составляющей социальных гарантий стабильного развития общества, так как напрямую касается как нетрудоспособного населения, так и занятого в экономике Для устойчивого развития общества пенсионная система должна обладать устойчивым финансовым основанием, быть ясной гражданам и гарантировать необходимый уровень благосостояния пенсионеров.
Основной целью работы является исследование первоначальных шагов реформирования пенсионных систем государств постсоветского пространства.
Методы: общенаучные.
Основной текст
Все государства постсоветского пространства в наследство от Советского Союза получили солидарную (распределительную) модель пенсионного обеспечения. В такой модели пенсионного обеспечения пенсия зависит непосредственно от стажа, уровня оплаты труда, суммы страховых взносов. Распределительная система функционирует по принципу солидарности поколений: дальнейшее поколение финансирует предыдущее, и собранные страховые взносы, уплачиваемые нанимателями и работниками, полностью используются для выплаты пенсий в текущее время. Вместе с тем такая модель характерна для стран с быстрым экономическим ростом и высокой рождаемостью.
Республика Казахстан стала одной из первых стран постсоветского пространства, которая в первые годы своей самостоятельности приняла решение комплексно реформировать модель пенсионного обеспечения (1998 год). Реформа предполагала постепенный переход от распределительной системы к накопительной модели пенсионного обеспечения. На данный момент в Казахстане все также осуществляется плавный переход к накопительной модели пенсионного обеспечения.
На сегодняшний день в Казахстане действует многоступенчатая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней. Все пенсионные фонды объединены и входят в Единый накопительный пенсионный фонд Республики Казахстан (далее – ЕНПФ). Главную часть пенсионных взносов выплачивает работник. Единый накопительный пенсионный фонд дает возможность как обязательного, так и добровольного пенсионного страхования. Пенсионные выплаты в Казахстане складываются из базовых и солидарных выплат государственного бюджета; из накоплений в ЕНПФ, образованных за счет обязательных и добровольных взносов в фонд [3]. По последним данным в Едином накопительном фонде прослеживается положительная динамика (по состоянию на 1 июля 2022 года на счетах вкладчиков сумма пенсионных накоплений выросла более чем на 4,8% по сравнению с прошлым годом). Рассматривая основные показатели пенсионного обеспечения в Казахстане, можно выявить следующие тенденции . Начиная с 2009 года отмечается увеличение численности пенсионеров. В период 2009–2021 гг. прирост пенсионеров составил +26,2% (589,9 тыс. человек) [14]. Схожая ситуация наблюдается и с трудоспособным населением. Только за период 2000–2013 гг. количество занятого населения в экономике увеличилось на 27,7% (2369,6 тыс. человек). Прирост трудоспособного населения отмечается и в период 2015–2019 гг. – на 4,1% [15]. Сравнивая с иными постсоветскими странами, стоит отметить, что в Республике Казахстан отмечается высокий уровень средней пенсии. В 2000 году средняя пенсия составила 30,87 долларов [14]. В период за 2000 – 2008 гг. пенсия увеличилась в 3,6 раз. Наиболее высокий уровень средней пенсии отмечается в 2013 году – 207,7 долларов.
Следующей постсоветской страной, предпринявшей попытки реформировать унаследованную пенсионную систему является Республика Молдова. Первоначальное реформирование началось в 1999 году, причем характерной особенностью данного периода стали: созданная законодательная база в регулировании пенсионной политики и введение новой пенсионной формулы (напрямую увязывала оплачиваемые суммы индивидуальных взносов с размером будущих пенсий). Одновременно началась процедура постепенного отказа от многочисленных пенсионных льгот и привилегий для определенной категории граждан (депутаты, члены правительства). Кроме того, Правительство Республики Молдова приняло решение о поэтапном увеличении пенсионного возраста и страхового стажа, требуемого для получения пенсии по старости в полной мере, рассчитываемый до 2008 года (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин) [4, c. 56]. Однако данное повышение пенсионного возраста было приостановлено в 2002 году в связи с изменением политического курса и зафиксировалось на уровне: 62 года у мужчин и 57 лет у женщин. Рассматривая основные показатели пенсионного обеспечения в данный период, стоит отметить следующие моменты. В период с 2000 года по 2005 год наблюдалось снижение численности пенсионеров на 15,3% (96,7 тысяч). В период 2009-2015 гг. численность пенсионеров увеличилось на 7,4% (50,2 тыс.) [13]. В свою очередь, отмечается и нестабильное количество активно занятого в экономике населения Молдовы. Только с 2002 по 2004 гг. численность трудоспособного населения сократилось на 189 тысяч (-14,4%). В среднем за период 2000 – 2005 гг. соотношение занятых в экономике на лиц пенсионного возраста составляло 2,1 человек. Средняя пенсия по сравнению с другими исследуемыми постсоветскими странами характеризуется наиболее низким уровнем. В 2000 году средний размер пенсии составил 6,87 долларов. В дальнейшем прослеживается повышение пенсионных выплат, однако в сравнении с другими постсоветскими странами они остаются низкими [13]. Таким образом, первую попытку реформирования пенсионной системы в Республике Молдова нельзя охарактеризовать как радикальную или последовательную. Поскольку политическая ситуация последних лет, смена состава правительств обусловили ряд противоречий и отклонений от установленной ранее стратеги пенсионного реформирования.
В свою очередь, основными предпосылками для реформирования пенсионной системы в Армении стало снижение рождаемости, повышение уровня средней продолжительности жизни, старение населения. В результате данной ситуации финансовая нагрузка пенсионной системы ложится на небольшое число трудоспособного населения. Первые годы реформирования характеризовались формированием нормативно-правовой базы в области пенсионного обеспечения. Ключевым моментом стало утверждение в 2011 году уровня добровольной накопительной пенсии, сформированного в ходе добровольных накопительных выплат нанимателей и физических лиц. В последующем для полного перехода на новую пенсионную систему в январе 2014 года Правительство утверждает Закон «О накопительных пенсиях». Цель принятия и утверждения данного закона заключалась в предоставлении возможности лицам, выплачивающим в течении трудовой деятельности накопительный пенсионный взнос, при выходе на пенсию получать помимо государственной пенсии, пенсионные доходы. Накопительная пенсия образует непосредственную связь между выплатами пенсионных взносов и размером получаемой пенсии в будущем. Вместе тем, граждане, вносящие пенсионный взнос, имеют возможность влиять на размер накопительных пенсий с помощью выбора управляющего накопленными фондами. Закон вводит в структуру пенсионной системы обязательную накопительную пенсионную составляющую и добровольную накопительную пенсионную составляющую. Особенностью реформирования модели пенсионного обеспечения в Армении является система Blind Quotation, в рамках которой управляющая компания не знает, чьими активами она управляет, что способствует снижению влияния внешних факторов на деятельность управляющих компаний, в том числе влияния работодателей на выбор того или иного фонда [1, c. 63]. При анализе основных показателей пенсионного обеспечения прослеживается ряд моментов. В период 2000–2007 гг. численность пенсионеров уменьшается на 7,1% (37,5 тыс.) [9]. Значительное снижение численности пенсионеров отмечается с 2013 по 2014 гг. – 11,2% (52,1 тысяч.). Аналогичная тенденция прослеживается и с численностью трудоспособного населения. Только за период 2000-2002 гг. количество населения, занятого в экономике уменьшилось на 15% (171,3 тысяч.) [10]. Позднее с 2003 г. по 2008 г. отмечается прирост трудоспособного населения на +6,4% (75,5 тысяч) [11]. Заметный прирост назначенной средней пенсии отмечается в 2008 г. в 1,7 раз и в 2014 г. – в 1,3 раз [12].
В Российской Федерации крупномасштабная реформа пенсионной системы началась в 2002 году. Проводимая реформа была нацелена на плавный переход от распределительной к распределительно-накопительной модели пенсионного обеспечения. В ходе данного перехода устанавливалось разделение трудовой пенсии на три части: базовая (гарантированная непосредственно государством), страховая (пенсионные взносы, вычитывающиеся из заработной платы и гарантирующие выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (денежные средства, хранящиеся на личном счете, которые до выхода на пенсию могли инвестироваться в ценные бумаги и иные активы) [6]. С введением некоторых изменений размер пенсии стал определяться не стажем трудящегося, а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в Пенсионный фонд. С 2002 года непосредственно начали реализовываться отчисления на накопительную часть пенсии – 2–4%. Показатели того периода характеризуются следующими свойствами. Прирост пенсионеров отмечается в период 2004–2009 гг. – +2,3% (906 тысяч). Значительное уменьшение численности трудоспособного населения на 1131,0 тыс. человек (-1,7%) просматривается в 2008-2009 гг. [7]. Численность занятых в экономике, приходящихся на 1 пенсионера в среднем, за этот период составила 1,74 человек, что существенно сказывается на государственный бюджет. Расходы ПФР в % от ВВП среднем составили 5,9%. Особенно сильно это ощущалось в 2009 году – 7,4%. Стоит отметить, что за рассматриваемый период расходы Пенсионного фонда России увеличились в 4,3 раза [7].
На Украине первоначальном шагом реформирования модели пенсионного обеспечения стало принятие в 2004 году нескольких нормативно-правовых актов, которые сформировали трехуровневую пенсионную систему, состоящую из солидарной системы пенсионного страхования; накопительной системы общеобязательного пенсионного страхования и системы негосударственного пенсионного обеспечения.
Стоит отметить, что второй уровень является условным в системе пенсионного обеспечения. Внедрение этого уровня в пенсионную систему на Украине было запланировано на 1 января 2019 года, однако реализовано не было [16]. Вместе с тем Украина является единственной страной из пяти исследуемых, где присутствует достаточно развитый рынок негосударственного обеспечения. Согласно данным Государственного реестра финансовых учреждений, по состоянию на 2021 год было зарегистрировано 63 негосударственных пенсионных фонда. По состоянию на 2021 год администраторами НПФ заключено 92,4 тысячи пенсионных контрактов, что на 12,8% (10,5 тыс.) больше, чем за прошедший год. Выплаты получили 88,2 тысяч участников, что составляет 9,9% от общего их числа [5].
Анализируя основные показатели пенсионного обеспечения, приходим к следующим выводам. В период 2000 –2010 гг. численность пенсионеров уменьшилось на 808,7 тыс. или на 5,57%. Значительное снижение населения пожилого пенсионного возраста прослеживается в период 2016–2021 гг. – 1165,6 тыс. человек или на 9,5% [2]. Данные по трудоспособному населению предоставляются лишь с 2012 года. За этот период наблюдается схожая ситуация, что и с численностью пенсионеров: с 2012 по 2017 гг. уменьшилось на 3105,0 тыс. или на 19,2%. Незначительные прирост занятого населения в экономике отмечается в период 2018–2019 гг. – 82,6 тыс. человек или +1,3%. За последние два года численность работающих граждан на Украине снизилось на 305,3 тыс. или – 1,9% [8]. Согласно официальным данным статистики Украины, средняя пенсия каждый год повышается. В период 2000-2013 гг. пенсия увеличилась в 14,5 раза [2]. В сравнении с другими постсоветскими странами вместе с Казахстаном отмечается высокий уровень средней пенсии. В свою очередь, неутешительными показателями являются расходы государственного бюджета на выплату пенсий. Наиболее высокая сумма на выплату пенсий отмечается в 2013 году – 10413,3616 долларов. В % от ВВП в среднем за анализируемый период доля расходов 4,7%.
Таким образом, каждое постсоветское государство наметило и определило собственный путь реформирования пенсионной системы, в зависимости от текущей ситуации в экономике и демографических показателей. Сложившиеся новые пенсионный системы в этих странах включают в себя черты как прошлой советской модели пенсионного обеспечения, так и новых видов страховых институтов. Наиболее успешное реформирование пенсионной системы, на наш взгляд, отмечается в Казахстане. Начиная с 1998 года, казахское правительство придерживается одной стратегии (плавный переход к накопительной составляющей). Анализируя основные показатели пенсионного обеспечения, стоит отметить, что введенный накопительный механизм приводит к положительным результатам.
Рецензии:
21.12.2022, 9:31 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Ёдко Н.А. полезна в режиме обогащения осведомленности населения о пенсионной системе вообще, при её действиях в разных постсоветских республиках с отличиями. Распад СССР выдал разные варианты преобразований при независимости изменений в сложившихся республиках друг от друга. Чего нет в статье, так это указания выигрыша или проигрыша пенсионеров бывшего СССР от роспуска этого Союза. Статья насыщена численными показателями, опирается на показания Казахстана, Молдовы, Армении, России, Украины. Здесь Россия не на первом месте, но это не для того, чтобы деньги выражались не в рублях, а в долларах. Странно, что Белоруссии нет вообще. В работе есть грамматические несогласования, которые достойны исправления:
- «… Все пенсионный фонды…»,
- « …Рассматриваемая основные показатели …»,
С исключением этого работа достойна публикации.