Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №118 (июнь) 2023
Разделы: Искусствоведение
Размещена 21.06.2023. Последняя правка: 21.06.2023.
Просмотров - 384

«РЕШАЮЩИЙ МОМЕНТ» В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФРАНЦУЗСКОГО ФОТОГРАФА АНРИ КАРТЬЕ-БРЕССОНА

Копрева Ксения Андреевна

нет

Кубанский государственный университет

магистрант

Безрукавая Марина Васильевна, доктор филологических наук, доцент, кафедра истории и правового регулирования массовых коммуникаций КубГУ


Аннотация:
В статье анализируется творческая деятельность французского фотографа Анри Картье-Брессона как фоторепортера и портретиста, его значение для мировой фотографии, рассматривается путь становления фотографа и значимые моменты его карьеры.


Abstract:
This article analyzes the creative work of French photographer Henri Cartier-Bresson as a photojournalist and portrait painter, his significance for world photography, considers the path of photographer’s becoming and significant moments of his career.


Ключевые слова:
фотография; фотопортрет; фотожурналистика; «решающий момент»

Keywords:
photo; photoportrait; photojournalism; «decisive moment»


УДК 5527

Введение. Анри Картье-Брессона считают своим наставником несколько поколений фотографов, поскольку работы мастера востребованы до сих пор, оставаясь при этом своеобразным эталоном качества. В творческой деятельности Анри Картье-Брессона присутствовал один основополагающий  принцип «решающего момента», суть которого заключалась в следующем – чтобы не упустить значимый кадр, необходимо всегда держать камеру в состоянии готовности. Благодаря постоянному следованию данному правилу известный фотожурналист создал работы, принесшие известность и привившие художественный вкус многим фотографам во всем мире.

Актуальность исследования. Актуальность исследования творчества Анри Картье-Брессона представляет особый интерес в связи с тем, что на сегодняшний день не существует обобщенного научного труда по теории и истории фотодокументалистики, и творчество данного фотографа  детально не изучено. С каждым годом многие стремятся освоить профессию фотографа, стать великими мастерами, но для этого, прежде всего, необходимо изучить истоки данной деятельности.

Цель исследования – проанализировать творческую деятельность и значимость Анри Картье-Брессона.

Задачи  исследования:

- рассмотреть предпосылки начала творческой деятельности фотографа;

- выявить особенности индивидуального подхода к съемке – «решающий момент»;

- оценить вклад фотожурналиста в историю мировой фотодокументалистики.

Научная новизнапубликации состоит в том, что в настоящее время не до конца изучена концепция «решающего момента» в творческой деятельности Анри Картье-Брессона. 

Основная часть. Анри Картье-Брессон – выдающийся мастер французской школы фотографии ХХ века, работы которого являются вершиной парижской школы данного направления. Его репортажи из Индии, СССР, Японии, США, Китая, Кубы, Канады публиковали самые авторитетные журналы.

Получив образование художника и графика, только в 1932 году Картье-Брессон стал серьезно погружаться в фотографию. Путешествия по Африке он уделял значительное время охоте, что впоследствии помогло ему применить охотничьи метафоры и сравнения на протяжении всей жизни, говоря о фотографии.

Анри Картье-Брессон был очень впечатлен снимками, сделанными Эженом Атже и Андре Кертесом. Но именно изображение трех чернокожих людей, прыгающих в озере Танганьика, Мартина Мункачи подтолкнуло его на изучение новой деятельности. Также на фотографа повлиял кинематограф, научивший его «видеть, смотреть…». Работы «Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин», «Сломанные побеги» Гриффита, «Алчность» Штрогейма, «Жанна Д'Арк» Дрейера» [3] для Картье-Брессона являются эталоном, а их режиссёры – учителями.Чтобы сформировать свою неповторимую манеру съемки, фотографу потребовалось несколько лет творческих поисков и наблюдений за коллегами.Все это помогло ему выработать индивидуальный стиль, позволивший ему стать профессиональным фотожурналистом своего времени. Отметим, что уличная жизнь была главной темой в работах Картье-Брессона, большая часть которых посвящалась простым людям.

Однако многие известные портреты знаменитостей создавались именно им: Анри Матисс, Мэрилин Монро, Жан Поль Сартр, Жан Ренуар, Альбер Камю, Игорь Стравинский, Коко Шанель, Луи Арагон. Все они оказались по-настоящему привлекательными в кадре. Картье-Брессон говорил, что «в истинном портрете вы не найдете ни льстивых прикрас, ни гротескных карикатур, но только глубокое и точное отражение индивидуальности» [5].

Первая профессиональная камера Картье-Брессонапредставляла собой каноническую коробку на треноге, объектив которой фотографу приходилось открывать перед тем, как сделать снимок. С помощью данной технологии нельзя было бы мгновенно запечатлевать  кадры.

После поездки, прибывая в Марселе,Картье-Брессон приобрел легкий «фотоаппарат немецкой фирмы «Leikа», которая, по словам мастера, стала «продолжением его глаза» и с которой он не расставался больше никогда» [3]. Фотограф пытался сделать удачные кадры на улице, чтобы заснять секундный момент, который без его камеры исчез бы навсегда. Мастер сравнивал данный процесс с попыткой поймать жизнь «в ловушку».Но молодой экспериментатор был ещё далек от идеи «фоторепортажа» – серии снимков, рассказывающих всю историю целиком.

В 1947 Картье-Брессон весте с «Робертом Капой, Дэвидом Сеймуром, Джорджем Роджером,  Марией Айснер, Биллом Вандивартом и Ритой Андиверт основал содружество фотожурналистов – агентство Magnum Photos». Фотограф подчеркивал, что«когда в 1947 году мы создали наше агентство «Магнум», мир был расколот войной, и каждая страна очень любопытствовала узнать, на что похожи другие» [4]. Действительно, в то время люди еще не могли свободно путешествовать, и для фотожурналистов  это было серьёзным вызовом – поехать куда-то и засвидетельствовать: «Я видел это».

Особо хотелось бы отметить секрет высочайшего профессионализма Картье-Брессона, заключавшийся в том, что он мог остановить на мгновение реальность, уловить миг: «Я страстно желал ухватить суть всего и сразу в одной-единственной фотографии или в контексте одной-единственной ситуации, готовой развернуться на моих глазах» [1]. И так, достижение наивысшего эмоционального напряжения в фотографическом мире получило название «решающий момент».  А в 1952 году данным словосочетанием стала именоваться книга, в которой кроме советов Картье-Брессон открыто и порой в иронической манере рассказывает еще и о своем пути, людях, сформировавших его уникальное видение. Хотелось бы выделить то, что в данной статье фотограф не только передает потомкам свои профессиональные секреты, но и побуждает их задуматься и проанализировать свое увлечение, профессию.

Безусловно, Анри Картье-Брессона прославился еще тем, что стремился оставаться незаметным для людей, которых снимал, а «бликующие металлические части своего фотоаппарата он заклеил черной изолентой, чтобы они не блестели» [2] и не привлекали к себе внимание. По его мнению, когда люди знают, что их снимают, они заменяют свое естественное поведение игрой и позированием. Он всегда делал готовые фотографии во время съемок: никогда не применял кадрирование, предпочитая сразу выстраивать композицию.Кроме большой чувствительности и понимания природы человека, в его фотографиях присутствовала стройная композиция. Добавим, что положительные эмоции у Картье-Брессона вызывали геометрия форм, динамичное движение событий, конструкция кадра. Фотограф снимал не только ради структуры и схем, но и для личного чувственного удовольствия: «Это осознание миропорядка, который находится перед тобой» [5].

Картье-Брессон подчеркивал, что фотосъемка  это единственное искусство, которое может «заморозить» момент. Писатели и художники изменяют элементы своих произведений даже спустя годы, фотограф – никогда. Однако фотожурналист находил в этом свои плюсы. Документальная фотография, по его мнению, – искусство, лишённое искусственности, так как фотограф не манипулирует реальностью. Картье-Брессон, говоря о мастерстве фотографа, отмечал, что он должен иметь бесшумный ход и орлиный взор, а также чувствовать «себя всюду незваным гостем, даже если он просто снимает натюрморт» [3]. У Картье-Брессона не было универсальных методов в съемке, каждый он вырабатывал в определенную секунду с учётом происходящей ситуации.

Фотографии мастера, за редкими случаями, лишены конфликта или насилия, но из всех фотографов его времени он наиболее развернуто и визуально насыщенно запечатлел суровые условия первой половины 20 века. Несмотря на то, что уже к середине 1950-х годов визуальный язык, воплощенный в работе Картье-Брессона, стали подвергаться сомнению. Дело в том, что следующее поколение фотографов начало видеть мир и людей дальше с более сложных и полемических позиций. Однако они признавали его большое влияние на развитие фотографии.

Обратимся к одной из самых известных фотографий Картье-Брессона «Париж. Площадь Европы. Вокзал Сен-Лазар». Можно заметить, что на ней идеально отражается тот самый «решающий момент». Если внимательно посмотреть на фото, то можно увидеть плакат с прыгающей балериной. Но вначале, конечно же, бросается в глаза силуэт прыгающего человека, повторяющего позу на плакате в обратном направлении. Вряд ли Брессон знал об этом заранееВероятнее всего он действовал интуитивно, опираясь на свой культурный и визуальный опыт.

Посетив множество стран, издав несколько книг и проработав в мировых СМИ, в 1974 году Картье-Брессон практически перестал снимать и посвятил себя живописи, которую он никогда не оставлял.

Заключение. В заключение хотелось бы сказать о том, что Анри Картье-Брессон заставил мир воспринимать документальную фотографию как жанр искусства. Его концепция «решающего момента» прочно вошла в массовое сознание и сформировала последующее поколение фотографов. С ее помощью он объяснил противоречие между случайностью, присущей документальному снимку, и утверждением, что фотография – искусство, требующее усилий, осознанности и мастерства. Таким образом, удачный снимок – это результат интуиции фотографа, его чуткости к окружающему миру и концентрации на геометрии, композиции. «Решающий момент» – это  доля секунды, запечатленная фотографом, который внимательно наблюдал и в итоге зафиксировал композиционно гармоничную сцену.

Библиографический список:

1. Анри Картье-Брессон [Электронный ресурс] // artoffoto: сайт. – URL: https://artoffoto.com/anri-karte-bresson/ (дата обращения: 01.06. 2023)
2. Классики фотоискусства - Анри Картье-Брессон [Электронный ресурс] // liveinternet: сайт. – URL: https://www.liveinternet.ru/users/2492363/post125848060// (дата обращения: 01.06. 2023)
3. Классик фотографии Анри Картье-Брессон и его наставления в манифесте «Решающий момент» [Электронный ресурс] // cameralabs: сайт. – URL: https://cameralabs.org/12660-klassik-fotografii-anri-karte-bresson-i-ego-tvorcheskij-manifest-reshayushchij-moment (дата обращения: 01.06. 2023)
4. Легендарный Картье-Брессон [Электронный ресурс] // press-libfl: сайт. – URL: https://press-libfl.tilda.ws/legendarnyj-kartye-bresson (дата обращения: 02.06. 2023)
5. Фатуева А. Поэзия кадра. Анри Картье-Брессон [Электронный ресурс] // artifex: сайт. – URL: https://artifex.ru/фотография/картье-брессон/#:~:text=Он%20говорил%2C%20что%20«в%20истинном,вселенная%2C%20живущая%20в%20самом%20фотографе (дата обращения: 02.06. 2023)




Рецензии:

21.06.2023, 20:48 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Приятно когда кто-то подводит теорию под творчество истинных мастеров искусства - это очень большая редкость. Автор сделал это грамотно, точно и интересно. Статья соответствует правилам публикации и достойна быть опубликованной.

26.06.2023 20:20 Ответ на рецензию автора Копрева Ксения Андреевна:
Большое спасибо за рецензию!



Комментарии пользователей:

17.07.2023, 19:40 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: В данной статье автором исследуется творчество фотографа Анри Картье-Брессона, который, как утверждает автор, создал работы являющимися эталоном качества. Однако, в историю фотографии важное и неоценимое значение внес Поль Надар, который был первым французским фотографом, работы которого имеют всемирное историческое научное значение "Поль Надар - вклад в историю фотографии Туркестана" - https://www.orexca.com/rus/uzbekistan/prominent_people/paul-nadar.htm. Статья актуальная , имеется научная новизна. Рекомендую к публикацию статью в журнале SCI-ARTICLE.RU после незначительной доработки статьи с упоминанием об основателе фотографии Поль Надаре.


Оставить комментарий


 
 

Вверх