Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Туризм
Размещена 27.03.2024. Последняя правка: 08.04.2024.
Просмотров - 244

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА

Батырова Назыгуль Турсынхановна

профессор

НАО Международный университет туризма и гостеприимства

к.э.н.

Асан Д.С., доцент; Сарсенбаев А.А., старший преподаватель, НАО Международный университет туризма и гостеприимства. Казахстан, Туркестан


Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы развития экономики туризма и проблемы туристической экономики, которые в основном решаются за счет использования механизмов туристского рынка и включают в себя распределение туристических ресурсов, поддержку, развитие или расширение устойчивой туристической экономики, а также распределение доходов от туризма. В статье также предложены важные выводы и предложения по основным факторам развития туризма.


Abstract:
The article discusses issues of the development of the tourism economy and the problems of the tourism economy, which are mainly solved through the use of tourism market mechanisms and include the distribution of tourism resources, support, development or expansion of a sustainable tourism economy, as well as the distribution of tourism income. The article also offers important conclusions and suggestions on the main factors of tourism development.


Ключевые слова:
экономика; туризм; гостеприимство; развитие; факторы; оценка; стабильность

Keywords:
economics; tourism; hospitality; development; factors; assessment; stability


УДК 338.484.2

Введение. Туризм – многогранное явление общественной жизни, которое нельзя определить односторонне. По своей природе туризм представляет собой мультидисциплинарное, многофакторное явление. Мы можем рассматривать его как цепочку, соединяющую такие вещи, как инфраструктура, гостеприимство, свобода передвижения, качество туристических продуктов, от качества кухни до качества окружающей среды, образования, транспорта, коммунальных услуг [1, с.16].

Это удивительно развитая система путешествий и экскурсий, вид отдыха, направленный на восстановление физического и духовного потенциала личности, основанный на антропоэкологической парадигме. Туризм, среди прочего, является влиятельным инструментом «народной дипломатии» и важным фактором формирования и развития коммуникативной культуры.

Актуальность темы исследования состоит в том, что в статье доказывается, что экономическая эффективность туризма предполагает развитие туризма в стране параллельно и во взаимосвязи с другими сферами социально-экономического комплекса. Следует отметить, что положительное влияние туризма на экономику страны имеет место только в том случае, если туризм развит в полной мере, то есть он не превращает экономику страны в сферу услуг и не наносит вреда развитию других отраслей.

Цели и задачи являются выявление проблем туристической экономики, которые в основном решаются за счет использования механизмов туристского рынка и включают в себя распределение туристических ресурсов, поддержку, развитие или расширение устойчивой туристической экономики, а также распределение доходов от туризма.

Материали методы. Основу экономики туризма составляют люди, удовлетворяющие свои потребности и желания в сфере туризма. Поэтому существование туристической экономики зависит от большого количества людей с одинаковыми потребностями и желаниями в долгосрочной перспективе – туристических путешествий.

Экономическое воздействие туризма сопровождается сильным социокультурным воздействием. Туризм – это социальный фактор отдыха, оздоровления, взаимопонимания между людьми, достижения историко-культурных ценностей развития личности, политической стабильности и социального равновесия. Современный туризм оказывает активное влияние на развитие социальной сферы, содействие занятости населения, сохранение и развитие культурного потенциала, рациональное использование свободного времени и восстановление репродуктивного потенциала. Территория региона становится все более привлекательной для бытового и туристического бизнеса.

Экономическая деятельность в сфере туризма рассматривается по товарам и услугам, потребляемым субъектами туризма - посетителями. Экономическая деятельность в сфере туризма определяется как совокупная деятельность, составляющая сущность туристической отрасли. Для оценки социально-экономического воздействия туризма необходимо располагать большим объемом информации о потребителях и производителях туристических услуг. Необходимо учитывать факторы, влияющие на туристский спрос и характер этого влияния, а также сложившиеся тенденции в сфере туризма [2, с.93].

При этом необходимо учитывать особенности туризма:

- основным предметом купли-продажи является комплексная туристическая услуга;

- особенность спроса на туристские услуги характеризуется, прежде всего, разнообразием клиентов, различающихся по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; во-вторых, высокая гибкость и в-третьих, удаленность во времени и месте от предложения;

- предоставление туристических услуг также отличается по ряду характеристик: товары и услуги в туризме имеют двойственную природу (природные ресурсы и техногенные ресурсы); высокая капиталоемкость отрасли и, как следствие, неэластичность производства и высокая неэластичность предложения;

- помимо покупателя и продавца механизм туристического рынка включает значительное количество посреднических отношений, обеспечивающих связь спроса и предложения.

Степень экономического развития внутреннего туризма в настоящее время оценивается его долей в валовом внутреннем продукте (ВВП) страны и долей в доходах бюджета. Однако туризм представляет собой реальную отрасль, в которой экономические выгоды и социальные роли дополняют друг друга, т.е. туризм должен быть весьма успешным, выполняя свою важную социальную роль.

Таблица 1. Обзор основных факторов развития туризма

Название категории факторов

Описание

Поощрение

Факторы, влияющие на выбор места путешествия в определенных ситуациях

Территориальный

Особенности географического положения регионов или стран, их связь с другими территориями.

Политический

Политическая стабильность

Научно-техническая

Состояние и перспективы развития научно-технического потенциала региона или страны.

 

Факторы, определяющие структуру и характеристики населения

Социально-демографический

Способность поддерживать подходящую среду для проживания и отдыха человека.

Экологический

Тенденции экономического развития

Примечание: составлено автором

 Обсуждение. Туризм в Казахстане – вид экономической деятельности с высокой капиталоемкостью и трудоемкостью. Как известно, это относится к приносящей доход деятельности, которая может показывать высокую производительность труда по сравнению с вложенным капиталом. Это должно быть связано, прежде всего, с доходоприносящим характером туризма, для которого характерны гостеприимство, автоматизация человека и, как правило, предоставление персонализированных услуг, которые не могут быть заменены современными технологиями. Несомненно, туризм является одним из секторов приносящей доход деятельности, который меньше всего пострадал от технологического развития с точки зрения специализированной занятости рабочей силы. Следует отметить, что качество предлагаемых туристических услуг в целом ухудшилось там, где были предприняты попытки внедрения методов автоматизации в сфере личных услуг или услуг связи. Всемирная туристская организация ежегодно составляет десятку крупнейших стран по доходам от въездного туризма.

Таблица 2. 2020-2021 гг. страны-лидеры по доходам от туризма (мировой доход от туризма).

Страны

Прибыль от туризма млрд. доллар

Международная доля (%)

1.

Испания

222,98

13,9

2.

Франция

113,7

7,1

3.

Германия

108,9

6,8

4.

Япония

91,3

5,7

5.

США

68,8

4,3

6.

Великобритания

64,0

4,0

7.

Австралия

60,8

3,8

8.

Италия

38,4

2,4

9.

Канада

33,8

2,1

10.

Швейцария

33.6

2,1

Примечание: Составлено на основе национальной статистики Республики Казахстан.

          Туризм в Испании, является эталоном туристического бизнеса и одним из самых развитых секторов народной экономики. В общей сложности в Испании имеются более 30 международных аэропортов, семь крупных круизных портов, около 3 000 километров скоростных железных дорог, крупнейшая сеть скоростных дорог и автомагистралей в Европе. В Испании находятся 15 городов, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и 1500 музеев. В сфере MICE-туризма ежегодно проводятся более 22 000 конгрессов, в которых принимают участие около четырех миллионов человек. По территории современной Центральной Азии проходил Великий шелковый путь, который представляет собой знаменитую систему торговых маршрутов протяжённостью 6,4 тысячи километров, соединявшую Восток и Запад со второго века до нашей эры до середины пятнадцатого века нашей эры. В Казахстване имеются 97 достопримечательностей, а в список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены шесть уникальных объектов Казахстана: Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави, Петроглифы археологического ландшафта Танбалы, Сары-Арка – степь и озера северного Казахстана, Великий Шелковый путь: сеть маршрутов коридора Чанъань-Тянь-Шань, Западный Тянь-Шань, Туранские пустыни умеренного пояса [3]. 
Результаты.
Расчеты выявили количество занятых во въездном туризме, которое в 2020-2021 годах приняло 8,6% от общего количества жителей трудоспособного возраста в обществе. В США индустрия туризма обеспечивает более 16 миллионов рабочих мест, что составляет 13% от общей занятости в стране [4, с.17].

Резкое снижение количества туристов, приезжающих в Республику Казахстан в 2019-2020 годах, связано с карантинными мерами в связи с эпидемией коронавируса COVID-19 в Республике Казахстан.

Границы развития туристической экономики и ее финансовые показатели определяются разнообразием уровня развития рынка туристических услуг региона. Финансовые показатели на региональном рынке туристских услуг влияют на объем спроса на турпродукт, с одной стороны, и на структуру регионального предложения, с другой, в результате чего продавцы вынуждены покупать. региональный рынок туристских услуг адаптирует свой продукт в соответствии с характером и размером своих границ, а потребители, в свою очередь, ограничены номенклатурой предлагаемых туристических продуктов.

Выводы. С точки зрения развития экономики туризма можно обосновать следующие выводы:

1. Стратегической целью всего региона как конкурентоспособной единицы туристических организаций является обеспечение долгосрочной конкурентоспособности. Взаимодействие отраслей (гостиницы, транспорт, торговля), их рынков, людей и окружающей среды влияет на конкурентоспособность региона. Рынки предъявляют высокие требования к товару и тем самым стимулируют работу отраслей, и наоборот – конкурентные отрасли заинтересованы в сохранении и увеличении числа требовательных клиентов в данной отрасли.

2. Отрасли, получающие хорошие доходы от туризма, формируют определенное положительное мнение у местного населения. Люди, положительно относящиеся к туризму в своем регионе, являются залогом гостеприимства, создающего условия для реализации инновационных туристических проектов. Повышение отношения населения к положительным и отрицательным внешним воздействиям на конкурентоспособность региона;

3. Всемирная туристская организация определяет туристскую территорию как территорию с крупной сетью специальных объектов и услуг, необходимых для организации отдыха, образования или отдыха, продаваемых поставщиком услуг туристу или группе туристов. Таким образом, туристическими организациями следует управлять и как туристическим направлением, и как туристическим продуктом, и как стратегической бизнес-единицей.

4. Неразвитость региональной туристической организации, в частности, в сельской местности, малых и средних городах, а также обеднение культурной сферы свидетельствуют о недостаточном заинтересованном участии местных властей в туристических программах. Реализация потребительской продукции местной промышленности, сопровождающей оказание туристических услуг, позволяет в ряде случаев принести большую прибыль, чем затраты на оказание туристических услуг;

Нелегко развивать туристические ресурсы для регионов, которые слабо развиты в сфере туризма. Как показывает опыт, чем выше уровень развития региона, тем обширнее и разнообразнее будут другие сферы его экономики, что приведет к увеличению развития финансовых показателей туристских организаций.

5. Важным условием разработки финансовых показателей региональных туристских организаций как сферы экономической деятельности является политика предварительной подготовки и контроля. В противном случае самостоятельная или неконтролируемая экономическая деятельность туристического бизнеса приведет к негативным последствиям, поскольку в этом случае местное население не имеет возможности адаптироваться к происходящим изменениям.

Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что туризм занимает важное место в экономическом комплексе страны, регионов и отдельных городов, а также в мировой экономической системе. Развитие туризма способствует дальнейшему углублению процесса интеграции и международной специализации. Необходимо уделить серьезное внимание индустрии туризма как основной отрасли экономики страны, взаимосвязанной системы, влияющей на экономические и социальные процессы в обществе.

Библиографический список:

1. Морозов М.А., Морозова Н.С., Карпова Г.А., Хорева Л.В. Экономика туризма. – М. : Федеральное агенство по туризму, 2014. –94 с.
2. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов - М. : Алыпина Бизнес Букс, 2005. — 454 с.
3. https://www.advantour.com/rus/kazakhstan/unesco-world-heritage-sites.htm.
4. Туризм Казахстана. 2017-2021 гг. Статистический сборник. 2022 г.




Комментарии пользователей:

5.04.2024, 19:01 Ашрапов Улугбек Товфикович
Отзыв: В статье "ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА" автор описывает актуальную тему развития туризма в Казахстане. В статье приводятся данные о туризме в Испании, который является эталоном туристического бизнеса и одним из самых развитых секторов народной экономики. В общей сложности в Испании имеются более 30 международных аэропортов, семь крупных круизных портов, около 3 000 километров скоростных железных дорог, крупнейшая сеть скоростных дорог и автомагистралей в Европе. В Испании находятся 15 городов, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и 1500 музеев. В сфере MICE-туризма ежегодно проводятся более 22 000 конгрессов, в которых принимают участие около четырех миллионов человек. По территории современной Центральной Азии проходил Великий шелковый путь, который представляет собой знаменитую систему торговых маршрутов протяжённостью 6,4 тысячи километров, соединявшую Восток и Запад со второго века до нашей эры до середины пятнадцатого века нашей эры. В Казахстване имеются 97 достопримечательностей, а в список Всемирного наследия ЮНЕСКО включены шесть уникальных объектов Казахстана: Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави, Петроглифы археологического ландшафта Танбалы, Сары-Арка – степь и озера северного Казахстана, Великий Шелковый путь: сеть маршрутов коридора Чанъань-Тянь-Шань, Западный Тянь-Шань, Туранские пустыни умеренного пояса - https://www.advantour.com/rus/kazakhstan/unesco-world-heritage-sites.htm.


8.04.2024, 8:12 Батырова Назыгуль Турсынхановна
Отзыв: Ашрапов Улугбек Товфикович Спасибо вам большое за отзыв, я отредактировала статью и добавила Вашу бесценную информацию. Спасибо!!!!


Оставить комментарий


 
 

Вверх