Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Маркетинг, Туризм
Размещена 27.12.2024. Последняя правка: 24.12.2024.
Просмотров - 71

СЕГМЕНТИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ ГАСТРОФЕСТИВАЛЕЙ

Иванова Елизавета Алексеевна

-

Высшая школа печати и медиатехнологий (Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна)

студент-магистр кафедры Рекламы

Корочкова Светлана Александровна, кандидат филологических наук, доцент кафедры Рекламы Высшей школы печати и медиатехнологий


Аннотация:
Данная статья посвящена анализу критериев сегментирования целевой аудитории гастрономических фестивалей. Гастрономические фестивали в современной реальности - один из самых популярных и эффективных инструментов привлечения туристического потока в регион, что является одним из важных факторов экономического благосостояния региона.


Abstract:
This article is devoted to the analysis of criteria for segmenting the target audience of gastronomic festivals. Gastronomic festivals in modern reality are one of the most popular and effective tools for attracting tourists to the region, which is one of the important factors of the economic well-being of the region.


Ключевые слова:
целевая аудитория; мотивация потребителей; гастрономический фестиваль; гастрономический туризм; региональный брендингтивация потребителей; гастрономический фестиваль; гастрономический туризм; региональный брендинг

Keywords:
target audience; consumer motivation; gastronomic festival; gastronomic tourism; regional branding


УДК 332.02

Введение

Россия - огромная страна, в состав которого входит множество регионов и городов: от небольших поселений до мегаполисов. Все города по-своему уникальны и важны, однако не каждый город имеет чётко сформировавшийся в глазах широкой общественности образ, который отражал бы индивидуальные характеристики населённого пункта.

Дифференциация значимости городов для государства порождает проблему распределения экономических и социальных ресурсов. Конкуренция между регионами за ресурсы рождает необходимость создания эксклюзивного образа города, в процветание которого рационально делать вложения.

Гастрономический туризм относится к категории событийного маркетинга. Сущность регионального событийного маркетинга можно рассматривать как комплекс мер для популяризации территории с помощью ярких и запоминающихся событий.

Актуальность

Актуальность данного исследования заключается в том, что взаимосвязь гастрономии и туризма в настоящее время неоспоримо сильна не только потому, что это неотъемлемая часть туристического опыта, но и потому, что в последнее время гастрономический туризм может характеризоваться как новый тренд среди туристов.

Цель, задачи, материалы и методы

Цель написания данной статьи - компиллировать результаты научных и профессиональных изучений сегментов целевой аудитории посетителей гастрофестивалей. Понимание мотивации визитёров позволит сделать специальное событие максимально точно соответствующим ожиданиям и запросам публики, а значит, сделать праздник более привлекательным. Исходя из этого, нашими задачами были:

− Сбор материалов по данной теме;

− Структуризация собранных данных в виде статьи.

Используя методы анализа и синтеза, мы использовали в качестве источников публикации в СМИ и профессиональных блогах, а также научные работы предшественников.

Научная новизна

Научная новизна данной публикации заключается в полноте собранных сведений. Статьи, публиковавшиеся прежде, содержали одну точку зрения конкретного автора на проблему, в то время как эта статья собирает несколько разных мнений. Это позволит будущим исследователям ознакомиться с интересующей информацией более быстрым и удобным образом.

Результаты

По данным РСТ, гастрономический туризм в России растет на 15-17% в год [1]. Эксперт этой же организации привел международную статистику гастрономического туризма. По оценкам одной из ведущих компаний в области маркетинговой исследований Research and Markets, объем рынка гастрономического туризма в 2023 году достиг $946,4 млрд и будет расти до 2032 года примерно на 15,7% ежегодно.

Через призму кулинарной самобытности региона раскрываются исторические, экономические, политические, религиозные, мифологические факторы, формирующие уникальную идентичность конкретной местности. Таким образом, в данном контексте еда - в первую очередь категория культуры.

Гастрономический туризм привлекает путешественников, для которых еда - это не просто часть отдыха, а полноценное культурное открытие [2]. Причиной для совершения поездок становится стремление приобщиться к уникальным традициям приготовления, познакомиться с новыми вкусами и кулинарной эстетикой.

Существует стереотип, что гастрономические фестивали в России - событие, рассчитанное на молодых людей до 35 лет. Однако это не совсем так, поскольку после этого возраста люди, как правило, имеют высокий и стабильный доход, соответственно, они являются более перспективными покупателями продукции. Неверное определение целевой аудитории приводит к выбору неподходящих каналов коммуникации, что негативно сказывается на уровне осведомлённости о событии и его посещаемости.

Посетители гастрономических туров – это люди разных возрастов, профессий и интересов. К вопросу о сегментации гостей гастрофестивалей исследователи обращались неоднократно. Как правило, в основу классификации закладывалась мотивация конкретных групп. Рассмотрим варианты сегментирования, предложенные некоторыми исследователями.

Начнём с более раннего исследования, результаты которого опубликованы в научно-практическом журнале «Современные проблемы сервиса и туризма» (4-ый выпуск за 2021 год) в статье «Типология и потребительский опыт гастрономических туристов на примере российских гастро-дестинаций» [3]. Авторы провели большую работу, собрав мнения гостей гастрофестивалей методом опроса респондентов и анализа отзывов в интернете, на основе чего представили структурированные выводы о позиционировании кулинарных брендов, целевых сегментах, их мотивации и ожиданиях, преимуществах и недостатках организации гастрофестивалей в целом. Наиболее интересна для нас предложенная классификация туристов:

− Традиционные массовые туристы

Эти туристы не являются гастрономическими туристами в узком понимании. Для них дегустация - только дополнительное развлечение в путешествии.

− Любители всестороннего изучения дестинаций

Такие туристы стремятся изучить дестинацию со всех сторон, в том числе через ее кухню и кулинарные традиции. Для них важно, чтобы гастрономический опыт тесно переплетался с изучением местной культуры и традиций.

− Любители нестандартного отдыха

Люди, для которых на первый план выступают подача и оформление пространства, а потому они выбирают авторские экскурсии или заведения с необычной подачей.

− Искатели наслаждений

Те, для кого гастрономическое путешествие – это способ получить наслаждение как от еды, так и от процесса ее подачи и вкушения. Для таких туристов очень важны все составляющие формулы гастрономического туристского впечатления. Иначе говоря, они стремятся получить удовольствие от поездки в целом.

− Гурманы

Особый сегмент гастрономического туризма. Они разбираются в тонкостях кухни. Для них важна аутентичность блюда, сочетание блюд и напитков. Как правило, выбирают индивидуальные дорогостоящие поездки.

− Профессионалы

Имеют профессиональные навыки приготовления пищи или напитков, это также могут быть дегустаторы или сомелье. Они отправляются в поездку либо с целью улучшить свои профессиональные навыки, либо для участия в профильных конкурсах.

− Коллекционеры

Собирают гастрономические впечатления и вкусы, «коллекционируют» посещенные рестораны высокой кухни (или например, рестораны, включенные в определенные списки или путеводители, к примеру, гид Мишлен). Для них основным мотивом выступает возможность посещения конкретного заведения, или получение конкретного опыта.

− Охотники и собиратели

Основным мотивом поездки выступает приобретаемый навык. Они участвуют в мастер-классах, в приготовлении блюд и напитков, они принимают участие в сборе урожая и прочих занятиях, если это предполагает применение особой технологии.

Другая классификация, которую мы также рассмотрим, составлена специалистом в области интернет-маркетинга Даниилом Шнитовым на основе практического опыта [3]:

− Гурманы и ценители высокой кухни. Эта аудитория составляет около 25% потока гастрономического туризма. Их интерес - еда как искусство со всеми нюансами и тонкостями от приготовления до подачи и истории блюда. Такие путешественники часто посещают известные рестораны, включённые в рейтинги Michelin или Gault & Millau, ищут авторские блюда и готовы платить за эксклюзивный опыт.

− Любители местной кухни и традиций. Составляют около 30% аудитории гастрономических туров. Эти путешественники хотят погружаться в культуру региона через местные блюда, приготовленные по старинным рецептам. Они ценят фермерские рынки, небольшие семейные рестораны, деревенские кулинарные мастер-классы и участие в сборе местных продуктов (например, сбор винограда или оливок).

− Путешественники-исследователи. Путешественники-исследователи составляют примерно 15% клиентской базы. Это активные туристы, которые стремятся получить уникальный опыт. Они готовы экспериментировать и пробовать что-то новое, будь то экзотическая кухня или малоизвестные гастрономические направления, часто сочетая кулинарные открытия с мастер-классами, посещением исторических или природных достопримечательностей региона.

− Кулинары и любители готовить. Эта аудитория составляет около 10% клиентов гастрономического туризма. Это люди, которые любят готовить и хотят улучшить свои навыки, посещая кулинарные мастер-классы, рынки и фермы в гастрономических турах. Им важно не только пробовать новые блюда, но и учиться готовить их под руководством профессионалов, чтобы привезти домой не просто впечатления, а новые рецепты и навыки.

− Винные и крафтовые энтузиасты. Энтузиасты вина и крафтового алкоголя составляют около 8% аудитории. Они стремятся посещать винодельни, пивоварни, дистиллерии и участвовать в дегустациях, а также узнать больше о процессе производства напитков. Эти люди предпочитают туры, которые дают возможность лично пообщаться с производителями.

− Эко-туристы и сторонники здорового питания. Составляют около 7% клиентуры. Эти путешественники ищут туры, ориентированные на экологически чистые продукты, органическую еду и традиционные методы приготовления. Они предпочитают посещать экофермы, органические рестораны и фермерские рынки, которые сочетают еду с философией заботы о здоровье и окружающей среде.

− Семьи и группы друзей. Семейные путешественники и группы друзей составляют около 5% аудитории гастрономического туризма. Они ищут развлекательные и познавательные мероприятия, подходящие для всех возрастов - от детей до взрослых. Такие туры часто включают кулинарные мастер-классы, посещение ресторанов с семейной атмосферой, фермы или производство местных деликатесов, чтобы провести время вместе и открыть для себя что-то новое.

Выводы

Итак, целевая аудитория гастрономических фестивалей делится не только по территориальному или половозрастному признаку, но и по мотивации. Понимание этих групп помогает делать более персонализированные предложения, создавая незабываемые кулинарные путешествия для каждого клиента.

Данная статья будет полезна как организаторам ивентов, так и исследователям-теоретикам этого направления.

Библиографический список:

1. РСТ: гастрономический туризм в России растет на 15-17% в год [Электронный ресурс]. - URL : https://rst.ru/novosti/novosti-turizma/rst-gastronomicheskij-turizm-v-rossii-rastet-na-15-17-v-god.html?ysclid=m4t2la0hu6729116876 (дата обращения: 19.12.2024).
2. Филатова М. С., Ибрагимов Э. Э., Чимирис С. В., Спатарь-Козаченко Т. И. Типология и потребительский опыт гастрономических туристов на примере российских гастро-дестинаций // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Вып. №4. [Электронный ресурс] - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-i-potrebitelskiy-opyt-gastronomicheskih-turistov-na-primere-rossiyskih-gastro-destinatsiy?ysclid=m4t3k18qfd866697979 (дата обращения: 19.12.2024).
3. Шнитов Д. Целевая аудитория гастрономического туризма: кто ищет кулинарные приключения и как их привлечь [Электронный ресурс] - URL: https://dzen.ru/a/Zv6r29jOGGCwQDlk?ysclid=m4t32el773773956838 (дата обращения: 19.12.2024).




Рецензии:

6.01.2025, 13:30 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия:  В статье "СЕГМЕНТИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ ГАСТРОФЕСТИВАЛЕЙ" автор исследует роль фестивалей еды для развития туризма. Фестивали еды быстро становятся частью обширной индустрии гастрономического туризма во всем мире, а присутствие фестивалей еды, поддерживает развитие местной индустрии. Например, фестиваль шоколада во Франции проходит в течение пяти дней в конце октября, в нем представлены 60 стран, присутствуют 280 экспонентов, а число участников достигает 500. Chinchilla Melon Festival — необычный фестиваль еды, который проводится в Чинчилле, Австралия, и который чествует региональную дынную фермерскую отрасль, а посетители также могут насладиться традиционной австралийской кухней и живой музыкой. Фестиваль устриц проводится ежегодно в Голуэе, Ирландия. Этот фестиваль чествует богатое наследие ирландского устричного хозяйства, представляя устриц из близлежащего Кларинбриджа и залива Голуэй. Помимо устриц, на фестивале также представлен ряд блюд из морепродуктов и живая музыка. Blue Ribbon Bacon Festival — популярное ежегодное мероприятие, проводимое в Де-Мойне, штат Айова, США, которое чествует все, что связано с беконом. Самый большой в мире пивной фестиваль Октоберфест проходит каждый год в Мюнхене, Германия. La Tomatina — уникальный фестиваль еды, который проводится в Буньоле, Испания. Кульминацией этого фестиваля является масштабная томатная битва, в ходе которой участники бросают друг в друга спелые помидоры, покрывая улицы томатной мякотью. Статья "СЕГМЕНТИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ ГАСТРОФЕСТИВАЛЕЙ" имеет актуальность и научную новизну. Однако автор в статье не приводит в качестве примера Масленицу, которую знаменует конец зимы и празднует приход весны. Имея корни в славянских языческих традициях, в Масленицу празднование длится целую неделю, в течение которой Россия оживает с красочными парадами, костюмированными танцорами, куклами, играми и, самое главное, вкусными тонкими русскими блинами. Рекомендую статью к публикации в журнале SCI-ARTICLE.RU после доработки о значение праздника Маслиница для развития туризма.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх