Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №6 (февраль) 2014
Разделы: Филология
Размещена 15.02.2014. Последняя правка: 04.05.2015.
Просмотров - 2770

Развитие просветительских изданий для народа в России на рубеже XIX–XX вв.

Шилина Вера Викторовна

Томский государственный университет

магистрант

Макарова Елена Антониновна, Томский государственный университет, доцент кафедры общего литературоведения, издательского дела и редактирования, кандидат филологических наук; Нестерова Наталья Георгиевна, Томский государственный университет, доцент кафедры русского языка, кандидат филологических наук


Аннотация:
В статье анализируется деятельность просветительских издательств рубежа XIX – начала XX вв., специализировавшихся на выпуске книг для народа. Рассмотрены основные цели, стратегии и проблемы подготовки изданий и их реализации.


Abstract:
The article analyzes activity of education publishing companies which were publishing editions for common people at the turn of the XIX–XX centuries. Main aims, strategies, and problems of prepress and realization are examined.


Ключевые слова:
лубочные издания, просветительские издания, книга для народа

Keywords:
lubok literature, public educational books, edition for common people


УДК 002.2. (0.027.3)


Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Культуроформирующие функции радиодискурса с позиции лингвистики»), проект № 14-34-01022.

Просвещение народа всегда было и остается одной из важнейших задач цивилизованного общества. Существенным инструментом в решении этой задачи стала книга, как основной носитель и хранитель информации, опыта, связи поколений и культурного наследия человечества. С развитием и распространением книжного дела она стала нести знания не только элитарной части общества, но и простому народу. Анализ деятельности издающих организаций и частных лиц, занимающихся выпуском просветительских изданий для народа в России на рубеже XIX–XX вв., показал, что в указанный период вопрос о просвещении народа с помощью книг был весьма актуальным, чему способствовало два основных фактора: увеличение читательской аудитории и борьба с лубочными изданиями.

Последняя треть XIX в. характеризуется расширением читательской аудитории, которая в это время включала мещан, купцов, ремесленников, рабочих, солдат, деревенскую интеллигенцию и грамотных крестьян, число которых многократно возросло после реформ 1860-х гг. Быстро растущая народная читательская аудитория в конце XIX в. стала самой большой по численности. Культурный разрыв между ней и остальными читательскими группами, к которым относились «высокообразованные читатели» и люди, имеющие «более или менее совершенные научные сведения» [1. с. 8–27], был огромен тем не менее, у нее сформировался свой круг чтения, состоявший из особой литературы, которая делилась, главным образом, на лубочную и просветительскую.

В основу лубочных изданий ложились сюжеты из священных текстов, изменённые до неузнаваемости рыцарские романы, былины, исторические сказания, произведения известных авторов, а также оракулы, сонники, руководства по выбору жён, «ключи к женскому сердцу», сборники «пикантных рассказов» и т.д. На рубеже XIXХХ вв. такие издания печатались миллионными тиражами и буквально наводняли рынок. Цена книг была крайне низкой (от 2 копеек), и, как следствие, неизменно страдало их качество: полностью отсутствовала допечатная подготовка, тексты издавались с ошибками, опечатками, иногда публиковались отрывки из произведений, не имеющие ни начала, ни конца. При этом использовались самые дешёвые сорта бумаги и способы печати.

Посылом к возникновению и распространению качественных книг для народа стали идеи просвещения, получившие широкую популярность в пореформенный период. Изданием дешёвых книг для народа просветительской направленности занимались и правительственные, и частные организации, и отдельные издатели. Для правительства подобная деятельность являлась не только путем распространения грамотности среди крестьянства, но и способом контроля за общественной мыслью. «Вопрос “о создании оздоровляющей русской литературы” деятельно обсуждался в высших правительственных сферах в начале 1860-х гг., в связи с крестьянской реформой, а затем в конце 1870-х гг. <…>. Дело ограничилось изданием в 1880 г., по распоряжению министра внутренних дел Макова, народной книжки: “Святость царского имени”…» [8, c. 577]. Однако выпущенные при поддержке правительства книги не соответствовали запросам публики, для которой они предназначались, так как были написаны сухим поучительным языком и продавались по цене, превышающей цену на лубочные издания. Низкая стоимость являлась одним из важнейших факторов популярности лубочных изданий в народе и трудностью, с которой столкнулись многие издатели просветительских книг, так как их подготовка требовала больших затрат на производство, а следовательно, более высокой цены. Именно цена долгое время оставалась камнем преткновения, тормозившим проникновение просветительской литературы в круг народного чтения.

Среди частных обществ, занимавшихся выпуском просветительских изданий для народа, наибольший интерес в контексте обсуждаемых вопросов представляют «Общество распространения полезных книг», Московский и Петербургский комитеты грамотности.

Одной из первых общественных организаций, разрабатывавших концепцию просветительской деятельности, стало «Общество распространения полезных книг», основанное в 1861 г. А.Н. Стрекаловой. «Общество» занималось изданием и продвижением книг нравственно-назидательного характера, ориентированных на детскую и народную аудиторию. Тенденция объединять народную книгу с детской была в XIX веке характерна для такого рода организаций.

За тридцать лет существования «Общество» выпустило около 600 названий тиражом более 2 млн. экземпляров, но большинство этих изданий оказалось не востребованным. Главной проблемой «Общества» была крайняя размытость читательского адреса. Книги, выпущенные организацией, не нашли отклика в читательской среде, так как не учитывали её интересы и предпочтения. При издании книг «Общество» ориентировалось на идею, согласно которой «истинное русское просвещение не может и не должно развиваться вне православной церкви, исторической воспитательницы русского народа» [8, c. 578]. Издания были направлены на «воспитание» читателя в духе покорности и терпения. Эту ситуацию, а также трудность и сухость языка изложения отмечал Н.А. Добролюбов в критической статье, посвященной изданной «Обществом» хрестоматии для народа: «…уж если рассказать о Святославе, так сказку или легенду надо сделать, в том роде, как сочинял их Вельтман... А то, что толку — мифологическую-то древность да прагматическим тоном рассказывать? Выбор биографий недурен: Филипп митрополит, Никон, Ломоносов, Кольцов. Изложение их, впрочем, не совсем приспособлено к народу. Стихотворения выбраны поразительно плохо: Бенедиктов («Благовещение»), Хомяков, Глинка, Майков («Нива») — это поэты для народного чтения!» [2, c. 438–444]. Цена таких книг также превышала цену лубочных изданий. Те же недостатки характеризовали и книги издательства «Общественная польза», основанного в 1860 г. [3].

Приведенные примеры показывают, что традиция просветительских изданий не сразу нашла должное воплощение в книгах, предназначенных для народного чтения. Хотя главной их целью была борьба с лубочными изданиями, ни цена, ни нравоучительный, дидактический и прагматический характер текста не могли составить конкуренцию дешёвым и написанным простым языком лубочным книгам, давно приобретшим широкую популярность в народе.

Поиск жизнеспособных форм воплощения просветительской идеи продолжался. В 70–80-х гг. XIX в. издательскую деятельность по выпуску книг, «рассчитанных на широкого читателя», активизировали Московский и Петербургский комитеты грамотности. Основную часть изданий представляли произведения художественной литературы, принадлежавшие перу известных авторов: С.Т. Аксакова, В.М. Гаршина, Н.В. Гоголя, Д.В. Григоровича, М.Ю. Лермонтова, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А.Н. Некрасова, А.С. Пушкина, К.М. Станюковича, Л.Н. Толстого, Т.Г. Шевченко.

Особую роль в деле просвещения сыграл Петербургский комитет грамотности, начавший свою деятельность в 1861 г. Среди первых членов общества были И.С. Тургенев, П.В. Павлов, И.В. Вернадский, Л.Н. Толстой. Первые двадцать лет работы комитет не занимался напрямую продажей книг: издания рассылались по народным школам и библиотекам. В 80-х гг. XIX в. Комитет пополнился новыми молодыми деятелями, в числе которых был просветитель, писатель и книговед Н.А. Рубакин. В итоге образовалась специальная издательская комиссия, целью которой была активизация выпуска книг для народа.

Главными для комитета грамотности стали идеи гуманности, уважения к труду, свободе мысли. Они относились к читателю как к равному собеседнику, не ставя себя выше него, не беря на себя роль воспитателя, в отличие от «Общества распространения полезных книг». Ценность издаваемой Комитетом продукции заключалась в том, что она не содержала «искажённых» или специально сочинённых с целью «подгонки под читателя» текстов. Издательская комиссия занималась лишь отбором произведений крупных отечественных и зарубежных писателей (Жорж Санд, Виктор Гюго, Альфонс Доде, Оскар Уайльд и др.) и подготовкой их к печати.

Книги Петербургского комитета грамотности представляли собой небольшие по формату издания в твёрдой обложке. Они содержали чёрно-белые иллюстрации, разъясняющие и описывающие текст. Как правило, книга включала несколько полосных иллюстраций, а также расписную буквицу на первой странице. Однако издания Комитета, продаваемые в розницу, стоили почти в десять раз дороже, чем лубочные издания того же объёма.

Выпуском массовых просветительских изданий для народа занимались и частные лица. Первую попытку издания народных книжек осуществил в 1861–1862 гг. Н.А. Некрасов, задумавший целую серию таких изданий. Содержание книг представляло собой собственные произведения Некрасова, поэтому никакого вознаграждения за их публикацию поэт не подразумевал, что позволяло максимально снизить цену. По совету И.А. Голышева, книготорговца и издателя лубочных картинок и книжек, эти издания были оформлены так, что практически ничем не отличались от лубков: небольшого формата книги в красной обложке. В 1861 г. Некрасов писал книгопродавцу: «посылаю Вам 1500 экземпляров моих стихотворений, назначающихся для народа. На обороте каждой книжечки выставлена К — 3 копейки за экземпляр, — потому я желал бы, чтобы книжки не продавались дороже, чтобы из 3-х копеек одна поступала в Вашу пользу и две в пользу офеней (продавцов) — таким образом, книжка и выйдет в три копейки, не дороже» [5, c. 472].

Всего Некрасов издал две «красные книжки», затем выпуск его продукции был остановлен правительством из цензурных соображений. Запрещалось также продавать уже изданные книги. В целом же количество издателей-просветителей заметно возросло с 1870-х гг., среди них имена П.П. Сойкина, Л.Ф. Пантелеева, К.Т. Солдатенкова, В.Н. Маракуева и других. Одним из самых известных в этой сфере организаций стало издательство «Посредник», организованное Л.Н. Толстым, его близким другом и соратником В.Г. Чертковым, общественным деятелем и крупным предпринимателем, издателем лубочной литературы И.Д. Сытиным.

Проанализировав пути развития просветительских изданий для народа, можно сделать вывод о том, что изначально выпуск такой литературы имел в основе лишь культуроформирующие мотивы в противовес коммерческой лубочной литературе. Однако практика показала, что для успешной просветительской деятельности недостаточно просто подобрать для книги подходящий текст, прошедший редакторскую подготовку. Для продвижения таких изданий в народ необходимо было вызвать интерес читателя и учесть его покупательскую способность, изучить спрос и почувствовать конъюнктуру. Эти факторы во многом определяли выбор в пользу той или иной книги издателей и торговцев лубочной литературы, но не всегда учитывались просветительскими издательствами.

К концу XIX в. баланс между подбором текстов, оформлением и ценовой политикой был достигнут, о чем свидетельствует рост числа издателей дешёвых просветительских книг для народа, ставящих своей целью борьбу с лубочной литературой, распространение и поддержание грамотности в народе, расширение читательского кругозора. Cвою роль сыграло изменение читательского сознания народа и рост граммотности в крестьянской среде после реформ 1860-х гг., а также модернизация производства книжных изданий, развитие просветительской общественной мысли и эволюция издательского подхода к редактированию и оформлению книг для народа.

Библиографический список:

1. Белов, С. В., Толстяков, А. П. Русские издатели конца XIX – начала XX века. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1976. 170 с.
2. Добролюбов, Н. А. Собрание сочинений. М.: Художественная литература, 1987. Т. 3. 872 с.
3. История книги / Институт открытого образования Московского государственного университета печати URL: http://hi-edu.ru/e-books/HB/17-1.htm (дата обращения: 6. 01.2013).
4. Книга в России 1895–1917 / под общ. ред. И. И. Фроловой. СПб.: Российская национальная библиотека, 2008. 720 с.
5. Некрасов, Н. А. Полное собрание сочинений и писем. М.: Гослитиздат, 1952. Т. 10. 512 с.
6. Плотников, С. Н. Чтение в России // Кн. обозрение. 1993. С. 13–15.
7. Филологические аспекты книгоиздания. Сборник научных статей. Новосибирск: СИЦ НГПУ «Гаудеамус», 2010. 268 с.
8. Рейтблат, А. И. От Бовы к Бальмонту. Очерки по истории чтения в России во второй половине ХIХ века. М. 1991. 224 c.
9. Энциклопедический словарь / под ред. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб. 1897. Т. 20. 8, 481–960, II, 2 с.




Рецензии:

15.02.2014, 23:15 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья написана хорошим научным языком, строго логична, освещает интересную научную проблему и опирается на богатый историко-филологический материал, показывающий грамотность автора как исследователя. В ней также соблюдены общеметодологические требования предъявляемые к материалам публикуемым в рецензируемых изданиях. На основании выше изложенного статья может быть рекомендована к публикации.

17.02.2014 21:21 Ответ на рецензию автора Шилина Вера Викторовна:
Большое спасибо за рецензию!

17.02.2014, 8:51 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Статья интересна, методологически проработана. Может быть рекомендована к печати, однако автору необходимо расширить выводы, обратить особое внимание на последний абзац.
17.02.2014 20:20 Ответ на рецензию автора Шилина Вера Викторовна:
Елена Геннадьевна, спасибо за замечание, постаралась его учесть в работе.

20.02.2014, 22:45 Кузнецова Ирина Павловна
Рецензия: Интересная статья и может быть рекомендована к публикации. Замечание к автору статьи, пожалуйста посмотрите современные требования к оформлению библиографии(8.... -М.-1991.-224с)?
22.02.2014 15:15 Ответ на рецензию автора Шилина Вера Викторовна:
Благодарю за отзыв, список литературы отредактировала.

9.03.2014, 2:44 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Замечания исправлены. Статья может быть рекомендована к публикации



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх