Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика, Лингвистика, Образование, Филология
Размещена 06.12.2023. Последняя правка: 06.12.2023.
Просмотров - 537

Способы повышения мотивации для изучения английского языка в старших классах

Байкадамова Валентина Алексеевна

Костанайский филиал ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»

Студент

Бежина Виктория Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии, Костанайский филиал ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»


Аннотация:
Статья исследует важность мотивации в процессе обучения иностранному языку у старших школьников. Автор подчеркивает, что низкая мотивация является распространенной проблемой в современной образовательной системе. Для решения этой проблемы представлены разнообразные способы, включая адаптацию учебного материала к интересам учащихся, использование интерактивных методик, поддержку чувства удовлетворения, и создание комфортной образовательной атмосферы.


Abstract:
The article explores the importance of motivation in the process of teaching a foreign language to senior schoolchildren. The author emphasizes that low motivation is a common problem in the modern educational system. To solve this problem, various methods are presented, including adapting educational material to the interests of students, using interactive techniques, supporting a sense of satisfaction, and creating a comfortable educational atmosphere.


Ключевые слова:
мотивация; иностранный язык; образование; старшие классы; адаптация учебного материала; интерактивные методики; самосовершенствование

Keywords:
motivation; foreign language; education; high school; adaptation of educational material; interactive techniques; self-improvement


УДК 808.51

Введение

Изучение английского языка является неотъемлемой частью современного образования, предоставляя учащимся ценный инструмент для глобальной коммуникации и профессионального развития. Особенно важным этот процесс становится в старших классах, где формируются ключевые навыки и знания, определяющие будущую академическую и профессиональную траекторию учеников. Сталкиваясь с вызовами, связанными с изучением английского языка, педагоги и обучающиеся сталкиваются с вопросом эффективного управления мотивацией, который напрямую влияет на успех в освоении нового языка.

Актуальность проблемы повышения мотивации при изучении английского языка в старших классах подчеркивается не только растущим влиянием англоязычной среды в различных сферах жизни, но и необходимостью глубокого освоения языковых навыков для успешного продвижения в современном мире. Старшеклассники сталкиваются с повышенными требованиями и испытывают необходимость в построении устойчивой мотивации для учебных достижений. Статья на тему «Способы повышения мотивации при изучении английского языка в старших классах» нацелена на выявление и анализ эффективных стратегий, способствующих улучшению интереса и постоянства учащихся в процессе обучения английскому языку. Рассмотрение разнообразных методов и подходов позволит выделить лучшие практики, способные стать отправной точкой для формирования мотивированной языковой образовательной среды в старших классах.

Цели статьи: Исследовать текущее состояние мотивации старшеклассников при изучении английского языка, выявляя основные вызовы и проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся в данном процессе.

Задачи статьи:

- Провести обзор современных исследований по проблеме мотивации в обучении английскому языку в старших классах;

- Проанализировать особенности мотивационного фона старшеклассников, выявив факторы, влияющие на их интерес и учебные успехи;

- Представить и обосновать конкретные стратегии и методы, направленные на увеличение мотивации старшеклассников в изучении английского языка.

Научная новизна. Статья представляет новаторские стратегии и педагогические методы, включая использование технологий, интерактивных подходов и геймификации, с целью повышения интереса и мотивации старшеклассников к изучению английского языка.

Состоит в разработке методических рекомендаций по организации обучения английскому языку с использованием нетрадиционных технологий, методов, приемов и средств обучения для повышения мотивации школьников, а также в возможности применения материалов исследования в практической деятельности начинающих учителей английского языка.

Теоретическая значимость состоит из проанализированного материала, российских, зарубежных авторов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что данные работы могут быть использованы на уроках английского язык в школах

Изучение английского языка является неотъемлемой частью современного образования, предоставляя учащимся ценный инструмент для глобальной коммуникации и профессионального развития. Особенно важным этот процесс становится в старших классах, где формируются ключевые навыки и знания, определяющие будущую академическую и профессиональную траекторию учеников. Сталкиваясь с вызовами, связанными с изучением английского языка, педагоги и обучающиеся сталкиваются с вопросом эффективного управления мотивацией, который напрямую влияет на успех в освоении нового языка.

Эффективность обучения иностранному языку тесно связана с уровнем мотивации учащихся. Для педагогов одной из важнейших задач является формирование у учеников положительной и устойчивой мотивации, которая стимулирует их к целенаправленному и систематическому изучению языка, особенно когда речь идет о изучении иностранного языка. Исследования указывают на низкую мотивацию учащихся к изучению иностранного языка в современном образовании. Это связано с тем, что изучение иностранного языка часто воспринимается как сложное и трудоемкое занятие, требующее значительных усилий и времени.

Мотивация в контексте изучения иностранного языка представляет собой систему стимулов, которые направляют учебную деятельность. Для преподавателя важно сформировать положительную установку у учеников, которая будет побуждать их к более глубокому изучению и совершенствованию иностранного языка, а также к развитию интереса к процессу обучения.

Существует несколько способов формирования положительной мотивации и отношения к изучению английского языка:

- Адаптация учебного материала к возрастным интересам учеников, что способствует их познавательной мотивации.

- Использование интересных методик на уроке, которые позволяют ученикам активно взаимодействовать с учителем и сверстниками, создавая коммуникативную мотивацию [1,c.29].

Поддержка чувства удовлетворения, которое ученики получают, когда они успешно справляются с заданиями учителя, что способствует мотивации к достижению успеха.

Таким образом, формирование мотивации к изучению иностранного языка требует грамотного подхода со стороны педагогов и использования разнообразных методов, учитывающих разные аспекты мотивации учащихся.

Крайне важно обеспечить положительную и эмоционально комфортную атмосферу в процессе общения, так как она способствует творческой совместной деятельности и формированию особой социальной установки к другим людям, вызывая чувство уважения и благодарности. В ходе комфортного общения, учитель и ученик создают общее эмоционально-психологическое пространство, в котором развивается творческий процесс, направленный на вовлечение ученика в культурное и познавательное взаимодействие с окружающим миром.

Среди ключевых задач стоит выделить формирование мотивации к самосовершенствованию. Когда ученик начинает получать удовольствие от процесса обучения и радоваться новым знаниям, это свидетельствует о развитии мотивов, которые соответствуют учебной деятельности.

Существует ряд эффективных методов, способствующих повышению мотивации у старших школьников при изучении иностранного языка, которые включены в современные учебники по английскому языку:

- Использование заданий, которые ставят перед учениками реальные проблемы и требуют активной речевой практики (аудирование, говорение, чтение, письмо), способствуя таким образом развитию интереса к изучению английского языка.

- Применение разнообразных методов и средств, включая конструктивно-практические (например, ведение дневника или создание коллажей), игровые (ролевые проекты и драматизация) и информационные и исследовательские проекты [2,c.58].

Такие методы способствуют активному и интересному обучению, что в свою очередь способствует развитию и поддержанию мотивации у старших школьников при изучении иностранного языка.

Среди разнообразных методов для увеличения мотивации учащихся к изучению иностранного языка, существует некоторые, которые пока не получили широкого признания в учебниках и методиках обучения, но оказывают значительное воздействие на учащихся. Один из таких методов - это обмен сообщениями между учащимися и сверстниками из англоязычных стран, такими как англичане, американцы и другие. Этот метод оказывает положительное воздействие на многих школьников, предоставляя им не только интересную информацию о культуре, истории и образе жизни стран-носителей языка, но и практику общения на английском языке с носителями, что стимулирует их на изучение конкретных тем и языка в целом.

Еще одним эффективным методом повышения мотивации является использование музыки и песен на уроках английского языка. Эта практика способствует развитию произносительных навыков, активизации грамматических конструкций и расширению словарного запаса учащихся, а также способствует развитию навыков чтения и аудирования. Музыка создает положительное психологическое настроение на уроке, снижает психологическое напряжение и активизирует языковую деятельность [3,c.59].

Создание учебных ситуаций, максимально приближенных к естественным, также является важным средством стимулирования мотивации учащихся. Участие старших школьников в таких ситуациях способствует развитию их творческих способностей, стимулирует желание обучаться и развиваться. Например, учебная цель не ограничивается только говорением, но и включает в себя понимание собеседника, что делает урок более интересным.

Инсценирование диалогов также имеет большое значение в процессе изучения иностранного языка. Ученики могут составлять диалоги сами или исполнять готовые образцы, что способствует лучшему усвоению материала.

Для работы с лексическим и грамматическим материалом часто используются игровые методики, рифмовки, загадки и пословицы. Организация парных и групповых заданий также активизирует учебный процесс, вовлекая всех учащихся в активную учебную деятельность.

Таким образом, современные методики обучения иностранному языку предлагают разнообразные приемы для повышения мотивации старших школьников, что позволяет создать более интересную и эффективную образовательную среду.

В наше время, в свете активной международной интеграции и развития международных отношений, изучение английского языка приобретает новое значение. Он становится не просто полезным, а необходимым навыком. Однако, школьники, включая старшеклассников, не всегда осознают важность учебы английскому языку и не всегда готовы серьезно воспринимать процесс его изучения. Ученики старших классов часто сильно загружены другими учебными заданиями, такими как подготовка к сдаче ЕНТ и поступлению в вузы. В связи с этим, задачи учителя в области обучения английскому языку расширяются. Помимо собственно обучения, возникают новые задачи, связанные с созданием мотивации к изучению [4,c.29].

Учащиеся, которые действительно заинтересованы в изучении иностранного языка, обычно проявляют более активное участие в учебе и демонстрируют более высокую учебную мотивацию. Поэтому вопрос о повышении мотивации старшеклассников к изучению английского языка остается актуальным.

Однако, несмотря на разнообразие современных методов и форм обучения, а также использование наглядных материалов на уроках, результаты могут оставаться незначительными, если ученик не имеет собственного внутреннего желания овладеть иностранным языком.

Таким образом, формирование познавательной мотивации к изучению английского языка играет важную роль. Преподаватели должны идти в ногу со временем, создавать интересное и эффективное обучение, и внушать ученикам уверенность в их способностях. Каждый урок должен быть оценен как «ситуация успеха,» и каждый учащийся должен видеть, что его усилия приносят результаты. Постепенно развивается внутренняя мотивация, и ученики проявляют все больший интерес и настойчивость в изучении английского языка, особенно если они видят значительные улучшения в своих навыках и знаниях после каждого урока. Таким образом, задача преподавателя заключается в том, чтобы поддерживать эту внутреннюю мотивацию и создавать условия для развития учащихся.

Библиографический список:

1. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. //Теоретические проблемы психологии личности. / Под ред. Е. В. Шороховой. – М.: Наука, 2015. – 147 с.
2. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М: Просвещение, 2018. – 200 с.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2020. – 475 с.
4. Ильин Е.П. Мотивы и мотивация - СПб: Питер, 2022. – 203 с.




Рецензии:

6.12.2023, 19:16 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Стив Джобс говорил: «Единственный способ делать хорошую работу — это любить то, что ты делаешь».Два основных типа мотивации это: - Изучение английского для определенной цели – например, чтобы устроиться на работу, поступить в университет, путешествовать.- Изучение английского, потому что вам нравится учиться , получать удовольствие и добиваться прогресса. Для мотивации нужно: 1 - Объединить текущие темы, музыку, фильмы и модные увлечения для создания соответствующей культуры; 2 - Интегрировать развлекательные мероприятия и технологии (педагогическая версия кроссворда на веб-сайте SpellingCity, эффективные социально ориентированные игры Simon Says, Hangman и Scrabble); 3 - Поощрять языковой опыт вне класса. Компания Applied Linguistics опросила более 100 старшеклассников в Швеции, где английский язык широко распространен, и обнаружила, что изучающие английский язык прилагают меньше усилий на уроках и они твердо верили, что язык лучше всего изучать «естественным путем», вне школы. В отчете Oxford University Press было обнаружено, что в 30 исследованиях чтение вне уроков было связано с положительной мотивацией для молодых людей, изучающих язык. Статья "Способы повышения мотивации для изучения английского языка в старших классах" является актуальной, рекомендую статью к публикации после доработки с описанием инновационных способов мотивации.

6.12.2023, 19:59 Азизова Насиба Бахритдиновна
Рецензия: Статья посвящена мотивации в процессе обучения иностранному языку у старших школьников. По словам автора низкая мотивация является распространенной проблемой в современной образовательной системе. Поэтому для решения данной проблемы автор рекомендует различные современные методики, которые повышают мотивацию старшеклассников в изучении английского языка. В статье приводятся разнообразные способы, включающие адаптацию учебного материала к интересам учащихся, использование интерактивных методик, поддержка чувства удовлетворения, создание комфортной образовательной атмосферы и т.д. Думаю статья заинтересует исследователей, которые занимаются исследованием инновационных технологий преподавания иностранных языков, вызывающие мотивацию к изучению не только английского языка, но и другие иностранные языки. Статью рекомендую на публикацию.

6.12.2023, 20:57 Сибиркина Елена Николаевна
Рецензия: Мотивация учащихся к обучению является основой любого познавательного процесса. Для мотивации учеников старших классов очень важно найти педагогу такой подход к преподаванию предмета, чтобы старшеклассникам было интересно на уроке. Вовлеченность обеих сторон в процесс – наверное, один из основных факторов успеха. В данной статье автором проанализированы теоретические основы повышения интереса учащихся к предмету, описаны методы и подходы, выделены эффективные стратегии преподавания, направленные на повышение мотивации у учащихся к изучению английского языка. Текст изложен последовательно, выдержана структура статьи. Работа имеет несомненную практическую значимость. Статья Байкадамовой В.А. может быть рекомендована к публикации.

15.12.2023, 18:31 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Необходимо путаницу-смесь "английский-иностранный" убрать. Если это про английский, то подчеркнуть, в чём мотвация получения ЗУН английского языка имеет особенности, включив современную обстановку и изоляцию России именно в этом языковом секторе. Если же идёт речь вообще об иностранном, то и название надо поменять, и в тексте убрать перемежающуюся смесь, и где-то "капнуть" про другие языки, в т.ч. про китайский, турецкий, языки стран Ближнего Зарубежья. Может, упомянуть роль программы "Умницы и умники" и т.д. Рецензенту в такой постановке и реали зации статья не кажется законченной и готовой к публикации. Рекомендация отрицательная и публикациЯ возможна только после учёта его замечяаний принципиального характера. В аннтации убрать лишнюю запятую..



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх