Костанайский филиал ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
Студент
Бежина Виктория Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологии, Костанайский филиал ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет»
УДК 808.51
Введение
Изучение английского языка является неотъемлемой частью современного образования, предоставляя учащимся ценный инструмент для глобальной коммуникации и профессионального развития. Особенно важным этот процесс становится в старших классах, где формируются ключевые навыки и знания, определяющие будущую академическую и профессиональную траекторию учеников. Сталкиваясь с вызовами, связанными с изучением английского языка, педагоги и обучающиеся сталкиваются с вопросом эффективного управления мотивацией, который напрямую влияет на успех в освоении нового языка.
Актуальность проблемы повышения мотивации при изучении английского языка в старших классах подчеркивается не только растущим влиянием англоязычной среды в различных сферах жизни, но и необходимостью глубокого освоения языковых навыков для успешного продвижения в современном мире. Старшеклассники сталкиваются с повышенными требованиями и испытывают необходимость в построении устойчивой мотивации для учебных достижений. Статья на тему «Способы повышения мотивации при изучении английского языка в старших классах» нацелена на выявление и анализ эффективных стратегий, способствующих улучшению интереса и постоянства учащихся в процессе обучения английскому языку. Рассмотрение разнообразных методов и подходов позволит выделить лучшие практики, способные стать отправной точкой для формирования мотивированной языковой образовательной среды в старших классах.
Цели статьи: Исследовать текущее состояние мотивации старшеклассников при изучении английского языка, выявляя основные вызовы и проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся в данном процессе.
Задачи статьи:
- Провести обзор современных исследований по проблеме мотивации в обучении английскому языку в старших классах;
- Проанализировать особенности мотивационного фона старшеклассников, выявив факторы, влияющие на их интерес и учебные успехи;
- Представить и обосновать конкретные стратегии и методы, направленные на увеличение мотивации старшеклассников в изучении английского языка.
Научная новизна. Статья представляет новаторские стратегии и педагогические методы, включая использование технологий, интерактивных подходов и геймификации, с целью повышения интереса и мотивации старшеклассников к изучению английского языка.
Состоит в разработке методических рекомендаций по организации обучения английскому языку с использованием нетрадиционных технологий, методов, приемов и средств обучения для повышения мотивации школьников, а также в возможности применения материалов исследования в практической деятельности начинающих учителей английского языка.
Теоретическая значимость состоит из проанализированного материала, российских, зарубежных авторов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данные работы могут быть использованы на уроках английского язык в школах
Изучение английского языка является неотъемлемой частью современного образования, предоставляя учащимся ценный инструмент для глобальной коммуникации и профессионального развития. Особенно важным этот процесс становится в старших классах, где формируются ключевые навыки и знания, определяющие будущую академическую и профессиональную траекторию учеников. Сталкиваясь с вызовами, связанными с изучением английского языка, педагоги и обучающиеся сталкиваются с вопросом эффективного управления мотивацией, который напрямую влияет на успех в освоении нового языка.
Эффективность обучения иностранному языку тесно связана с уровнем мотивации учащихся. Для педагогов одной из важнейших задач является формирование у учеников положительной и устойчивой мотивации, которая стимулирует их к целенаправленному и систематическому изучению языка, особенно когда речь идет о изучении иностранного языка. Исследования указывают на низкую мотивацию учащихся к изучению иностранного языка в современном образовании. Это связано с тем, что изучение иностранного языка часто воспринимается как сложное и трудоемкое занятие, требующее значительных усилий и времени.
Мотивация в контексте изучения иностранного языка представляет собой систему стимулов, которые направляют учебную деятельность. Для преподавателя важно сформировать положительную установку у учеников, которая будет побуждать их к более глубокому изучению и совершенствованию иностранного языка, а также к развитию интереса к процессу обучения.
Существует несколько способов формирования положительной мотивации и отношения к изучению английского языка:
- Адаптация учебного материала к возрастным интересам учеников, что способствует их познавательной мотивации.
- Использование интересных методик на уроке, которые позволяют ученикам активно взаимодействовать с учителем и сверстниками, создавая коммуникативную мотивацию [1,c.29].
Поддержка чувства удовлетворения, которое ученики получают, когда они успешно справляются с заданиями учителя, что способствует мотивации к достижению успеха.
Таким образом, формирование мотивации к изучению иностранного языка требует грамотного подхода со стороны педагогов и использования разнообразных методов, учитывающих разные аспекты мотивации учащихся.
Крайне важно обеспечить положительную и эмоционально комфортную атмосферу в процессе общения, так как она способствует творческой совместной деятельности и формированию особой социальной установки к другим людям, вызывая чувство уважения и благодарности. В ходе комфортного общения, учитель и ученик создают общее эмоционально-психологическое пространство, в котором развивается творческий процесс, направленный на вовлечение ученика в культурное и познавательное взаимодействие с окружающим миром.
Среди ключевых задач стоит выделить формирование мотивации к самосовершенствованию. Когда ученик начинает получать удовольствие от процесса обучения и радоваться новым знаниям, это свидетельствует о развитии мотивов, которые соответствуют учебной деятельности.
Существует ряд эффективных методов, способствующих повышению мотивации у старших школьников при изучении иностранного языка, которые включены в современные учебники по английскому языку:
- Использование заданий, которые ставят перед учениками реальные проблемы и требуют активной речевой практики (аудирование, говорение, чтение, письмо), способствуя таким образом развитию интереса к изучению английского языка.
- Применение разнообразных методов и средств, включая конструктивно-практические (например, ведение дневника или создание коллажей), игровые (ролевые проекты и драматизация) и информационные и исследовательские проекты [2,c.58].
Такие методы способствуют активному и интересному обучению, что в свою очередь способствует развитию и поддержанию мотивации у старших школьников при изучении иностранного языка.
Среди разнообразных методов для увеличения мотивации учащихся к изучению иностранного языка, существует некоторые, которые пока не получили широкого признания в учебниках и методиках обучения, но оказывают значительное воздействие на учащихся. Один из таких методов - это обмен сообщениями между учащимися и сверстниками из англоязычных стран, такими как англичане, американцы и другие. Этот метод оказывает положительное воздействие на многих школьников, предоставляя им не только интересную информацию о культуре, истории и образе жизни стран-носителей языка, но и практику общения на английском языке с носителями, что стимулирует их на изучение конкретных тем и языка в целом.
Еще одним эффективным методом повышения мотивации является использование музыки и песен на уроках английского языка. Эта практика способствует развитию произносительных навыков, активизации грамматических конструкций и расширению словарного запаса учащихся, а также способствует развитию навыков чтения и аудирования. Музыка создает положительное психологическое настроение на уроке, снижает психологическое напряжение и активизирует языковую деятельность [3,c.59].
Создание учебных ситуаций, максимально приближенных к естественным, также является важным средством стимулирования мотивации учащихся. Участие старших школьников в таких ситуациях способствует развитию их творческих способностей, стимулирует желание обучаться и развиваться. Например, учебная цель не ограничивается только говорением, но и включает в себя понимание собеседника, что делает урок более интересным.
Инсценирование диалогов также имеет большое значение в процессе изучения иностранного языка. Ученики могут составлять диалоги сами или исполнять готовые образцы, что способствует лучшему усвоению материала.
Для работы с лексическим и грамматическим материалом часто используются игровые методики, рифмовки, загадки и пословицы. Организация парных и групповых заданий также активизирует учебный процесс, вовлекая всех учащихся в активную учебную деятельность.
Таким образом, современные методики обучения иностранному языку предлагают разнообразные приемы для повышения мотивации старших школьников, что позволяет создать более интересную и эффективную образовательную среду.
В наше время, в свете активной международной интеграции и развития международных отношений, изучение английского языка приобретает новое значение. Он становится не просто полезным, а необходимым навыком. Однако, школьники, включая старшеклассников, не всегда осознают важность учебы английскому языку и не всегда готовы серьезно воспринимать процесс его изучения. Ученики старших классов часто сильно загружены другими учебными заданиями, такими как подготовка к сдаче ЕНТ и поступлению в вузы. В связи с этим, задачи учителя в области обучения английскому языку расширяются. Помимо собственно обучения, возникают новые задачи, связанные с созданием мотивации к изучению [4,c.29].
Учащиеся, которые действительно заинтересованы в изучении иностранного языка, обычно проявляют более активное участие в учебе и демонстрируют более высокую учебную мотивацию. Поэтому вопрос о повышении мотивации старшеклассников к изучению английского языка остается актуальным.
Однако, несмотря на разнообразие современных методов и форм обучения, а также использование наглядных материалов на уроках, результаты могут оставаться незначительными, если ученик не имеет собственного внутреннего желания овладеть иностранным языком.
Таким образом, формирование познавательной мотивации к изучению английского языка играет важную роль. Преподаватели должны идти в ногу со временем, создавать интересное и эффективное обучение, и внушать ученикам уверенность в их способностях. Каждый урок должен быть оценен как «ситуация успеха,» и каждый учащийся должен видеть, что его усилия приносят результаты. Постепенно развивается внутренняя мотивация, и ученики проявляют все больший интерес и настойчивость в изучении английского языка, особенно если они видят значительные улучшения в своих навыках и знаниях после каждого урока. Таким образом, задача преподавателя заключается в том, чтобы поддерживать эту внутреннюю мотивацию и создавать условия для развития учащихся.
Рецензии:
6.12.2023, 19:16 Ашрапов Улугбек Товфикович
Рецензия: Стив Джобс говорил: «Единственный способ делать хорошую работу — это любить то, что ты делаешь».Два основных типа мотивации это: - Изучение английского для определенной цели – например, чтобы устроиться на работу, поступить в университет, путешествовать.- Изучение английского, потому что вам нравится учиться , получать удовольствие и добиваться прогресса. Для мотивации нужно: 1 - Объединить текущие темы, музыку, фильмы и модные увлечения для создания соответствующей культуры; 2 - Интегрировать развлекательные мероприятия и технологии (педагогическая версия кроссворда на веб-сайте SpellingCity, эффективные социально ориентированные игры Simon Says, Hangman и Scrabble); 3 - Поощрять языковой опыт вне класса. Компания Applied Linguistics опросила более 100 старшеклассников в Швеции, где английский язык широко распространен, и обнаружила, что изучающие английский язык прилагают меньше усилий на уроках и они твердо верили, что язык лучше всего изучать «естественным путем», вне школы. В отчете Oxford University Press было обнаружено, что в 30 исследованиях чтение вне уроков было связано с положительной мотивацией для молодых людей, изучающих язык. Статья "Способы повышения мотивации для изучения английского языка в старших классах" является актуальной, рекомендую статью к публикации после доработки с описанием инновационных способов мотивации.
6.12.2023, 19:59 Азизова Насиба Бахритдиновна
Рецензия: Статья посвящена мотивации в процессе обучения иностранному языку у старших школьников. По словам автора низкая мотивация является распространенной проблемой в современной образовательной системе. Поэтому для решения данной проблемы автор рекомендует различные современные методики, которые повышают мотивацию старшеклассников в изучении английского языка. В статье приводятся разнообразные способы, включающие адаптацию учебного материала к интересам учащихся, использование интерактивных методик, поддержка чувства удовлетворения, создание комфортной образовательной атмосферы и т.д. Думаю статья заинтересует исследователей, которые занимаются исследованием инновационных технологий преподавания иностранных языков, вызывающие мотивацию к изучению не только английского языка, но и другие иностранные языки. Статью рекомендую на публикацию.
6.12.2023, 20:57 Сибиркина Елена Николаевна
Рецензия: Мотивация учащихся к обучению является основой любого познавательного процесса. Для мотивации учеников старших классов очень важно найти педагогу такой подход к преподаванию предмета, чтобы старшеклассникам было интересно на уроке. Вовлеченность обеих сторон в процесс – наверное, один из основных факторов успеха. В данной статье автором проанализированы теоретические основы повышения интереса учащихся к предмету, описаны методы и подходы, выделены эффективные стратегии преподавания, направленные на повышение мотивации у учащихся к изучению английского языка. Текст изложен последовательно, выдержана структура статьи. Работа имеет несомненную практическую значимость. Статья Байкадамовой В.А. может быть рекомендована к публикации.
15.12.2023, 18:31 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Необходимо путаницу-смесь "английский-иностранный" убрать. Если это про английский, то подчеркнуть, в чём мотвация получения ЗУН английского языка имеет особенности, включив современную обстановку и изоляцию России именно в этом языковом секторе. Если же идёт речь вообще об иностранном, то и название надо поменять, и в тексте убрать перемежающуюся смесь, и где-то "капнуть" про другие языки, в т.ч. про китайский, турецкий, языки стран Ближнего Зарубежья. Может, упомянуть роль программы "Умницы и умники" и т.д. Рецензенту в такой постановке и реали зации статья не кажется законченной и готовой к публикации. Рекомендация отрицательная и публикациЯ возможна только после учёта его замечяаний принципиального характера. В аннтации убрать лишнюю запятую..
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий