ВлГУ
студентка
Научный руководитель: Абрамян Нина Георгиевна, доцент кафедры Общей и педагогической психологии ВлГУ, кандидат психологических наук
УДК 159.9.072.42
Проблема влияния семейного окружения на особенности эмоционального развития ребенка представляет большой интерес для исследователей в области психологии развития. В настоящее время в связи со значительными изменениями в окружающей среде, которые затрагивают современную семью, проблема возникновения детских страхов становится всё более значимой. Анализ научной литературы показывает, что для психологической теории проблема страхов не нова. Однако эмоциональная сфера ребенка, в том числе особенности страхов, причины и механизмы их возникновения, изучены недостаточно [1]. Причинами возникновения страхов у современных детей могут служить трудности вхождения детей в школьную жизнь, новые стандарты образования, вызывающее обеспокоенность родителей будущим своих детей. Проблема возникновения страхов нередко осложняется тем, что многие родители не знают, как правильно реагировать на те или иные проявления эмоционального неблагополучия ребенка [2]. Перечисленные причины обуславливают необходимость получения данных о форме проявления, содержании, возрастной динамике детских страхов, роли детско-родительских отношений в их проявлении. Проблема детских страхов и их связь с детско-родительскими отношениями становится особенно актуальной в рамках психологии развития и семейной психологии.
Целью нашего исследования стало выявление связи детско-родительских отношений и страхов у старших дошкольников. Была выдвинута гипотеза о том, что страхи современных дошкольников могут быть обусловлены особенностями детско-родительских отношений.
По результатам эмпирического исследования можно сделать следующие выводы.
Нами было продиагностировано содержание страхов (методика «Страхи в домиках», автор А. И. Захаров) современных старших дошкольников, они обусловлены новой социокультурной средой российского общества; появляются новые, нетипичные для этого возраста страхи: «социальные страхи» и «школьные страхи». При этом сохраняют свою актуальность «магические страхи».
Выборка испытуемых после диагностики по методике была представлена двумя группами – с повышенным и с нормативным уровнем страха.
В группе детей с нормативным уровнем страха ведущими являются: «магические страхи»; «архаические страхи»; «социальные страхи». Для детей с повышенным уровнем страха характерно наличие следующих ведущих страхов: «школьные страхи»; «витальные страхи»; «магические страхи».
Изучены типы эмоционального отношения к детям с разным уровнем страха («Опросник эмоциональных отношений в семье», автор Е. И. Захарова). Их сравнение показало, что в эмоциональном отношении родителя к ребенку в группе с повышенным уровнем страха наблюдается недостаточная способность родителей воспринимать состояние ребенка, более низкое выражение чувств в ситуации взаимодействия, низкое стремление к телесному контакту, неумение воздействовать на эмоциональное состояние ребенка.
Нами продиагностированы особенности родительского отношения к детям с разным уровнем страха («Методика диагностики родительского отношения», авторы А. Я. Варга и В. В. Столин). Сравнение средних результатов показало, что для детей с повышенным уровнем страха характерны отношения, отличающиеся установлением психологической дистанции между родителями и детьми, наличием более строгого контроля родителей над ребенком.
Изучены представления родителей о стилях воспитания («Методика анализа семейных взаимоотношений», авторы Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис). Средние результаты анализа – в целом – сходные. Имеются небольшие различия по 3 параметрам: гипопротекция, чрезмерность требований-запретов, фобия утраты ребенка. К этим особенностям воспитания более склонны родители детей с повышенным уровнем страха.
На основе качественного анализа мы пришли к выводу о том, что ведущими страхами для современных старших дошкольников являются «магические страхи»; «социальные страхи», «школьные страхи», а также «архаические страхи» и «витальные страхи». Наличие страхов, скорее всего, обусловлено новой социокультурной средой россиийского общества (межэтнические конфликты, гражданские войны, агрессия в системе отношений «учитель-ученик», нетерпение к слабости слабых, новые стандарты образования).
Кроме того, существуют особенности семейного воспитания, способствующие возникновению страхов у детей.
Статистический анализ (критерий Стьюдента) позволил выявить достоверные различия в типе эмоционального отношения родителей к детям с разным уровнем страха. Имеются различия по следующим параметрам: способность воспринимать состояние (tЭмп = 11.5; p ≤ 0,01), чувства родителей в ситуации взаимодействия (tЭмп = 5.4; p ≤ 0,01), стремление к телесному контакту (tЭмп = 6.1; p ≤ 0,01), умение воздействовать на эм. состояние ребенка (tЭмп = 12.6; p ≤ 0,01). Также наблюдаются наиболее выраженные статистически значимые различия в особенностях родительского отношения: «Симбиоз» (tЭмп = 5.6; p ≤ 0,01), «Контроль» (tЭмп = 6; p ≤ 0,01). Для семей детей с повышенным уровнем страха характерны такие особенности воспитания, как гипопротекция, чрезмерность требований-запретов, фобия утраты ребенка.
К указанным выше качественным и количественным результатам можно добавить показатели рисуночного теста «Нарисуй свой страх». Они достаточно информативны для общего представления о группах испытуемых, их страхах и могут стать основой предположений о дальнейшей работе со страхами дошкольников.
Особенно показательны работы, указывающие на основные тенденции имеющихся у испытуемых страхов (условно объединим их в группы по видам страхов, предложенных А. И. Захаровым): в группе детей с нормативным уровнем страха в рисунках преимущественно представлены «архаические страхи» (огня, животных, темноты, воды, стихии), а в группе с повышенным уровнем страха преимущественно представлены «магические» (одиночества, чужих людей, сказочных персонажей, страшных снов), а также «витальные страхи» (боли, крови, неожиданных звуков, смерти).
Таким образом, гипотеза о том, что страхи современных дошкольников могут быть обусловлены особенностями детско-родительских отношений, подтверждена.
Результаты исследования использовались для создания программы психологической коррекции детских страхов в дошкольном возрасте, которая может быть использована в практической работе с детьми с повышенным уровнем страха.
Рецензии:
7.06.2014, 22:10 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья не дает ответ на вопрос, связанным с типологизация социалньно активното страха дошкольников в основном социуме -родители, близкие, школа , ровестники, незнакомые люди...
8.06.2014, 22:00 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Работа актуальна, заявленная в названии проблема полностью раскрыта в содержании, написана в соответствии с методологическими требованиям и может быть рекомендована к публикации.
14.07.2014, 23:32 Юдеева Татьяна Васильевна
Рецензия: Проблема, которую автор расскрывает в данной работе несомненно является актуальной.Результаты эмпирического исследования достаточно информативны и имеют практическую значимость. Было бы интересно рассмотреть гендерный аспект в проявлении страхов у старших дошкольников в контексте детско-родительских отношений.Представленная работа может быть рекомендована к публикации.
16.01.2015, 8:18 Лучинкина Анжелика Ильинична
Рецензия: Статья очень интересна. Однако, стоит обратить внимание на то, что у дошкольников часть страхов обусловлена возрастом, а не детско-родительскими отношениями. Вопрос в другом: страхи носят нормативный или невротический характер? Если у дошкольника страх смерти - ведущий, но в пределах нормы, то это - особенности возраста. А если зашкаливает, то это - что-то другое. Есть поле для исследования. Как первый шаг в исследовании - рекомендовать к печати.
29.01.2015, 11:00 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Емкая проблема,возможно не все удалось,но тем не менее рекомендовать к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий