ГАГУ
студент
Научный руководитель: Благовская Евгения Васильевна, кандидат философских наук, доцент кафедры психологии и социальной работы Горно-Алтайского государственного университета
УДК 316
Не редкостью является ситуация, когда студенческой семье оказывается необходима помощь не только социальных учреждений, но и служб планирования семьи. В соответствии с определением ВОЗ (всемирной организации здравоохранения) понятие планирование семьи подразумевает под собой обеспечение контроля репродуктивной функции для рождения здоровых и желанных детей. [1]
Планирование семьи — система социальных, юридических и медицинских мер, которые совершаются с целью появления на свет желанных детей, предотвращения не желанной беременности, регулирования периодов между беременностями, контроля временного периода деторождения. Подготовка к планированной беременности, обследование и лечение бесплодных пар, контрацепция, прерывание не планируемой беременности всё это охватывает понятие планирование семьи.
Одна из самых главных задач любого государства является регулирование рождаемости, так как рождаемость гарантирует нормальную обстановку функционирования и развития будущих поколений.
Планирование семьи является одной из существенных проблем системы здравоохранения и всего государства в целом. Разрешение этой ситуации сосредоточено сохранением генофонда нации, через охраны репродуктивного здоровья народонаселения, основываясь при этом, на условиях рождения здоровых и желанных детей. Планирование семьи является одной из важнейших проблем страны, так как, здесь встает вопрос о национальной безопасности всего государства. Поскольку она в определённой степени связана с будущим поколением, а именно с его здоровьем, данная проблема затрагивает каждого человека. От 18 августа 1994 Указом Президента РФ были утверждены федеральные программы целевого назначения: «Безопасное материнство» и «Планирование семьи» как под программы «Дети России», которая сосредоточена на обеспечении появления желанных и здоровых детей, предотвращение материнской и детской заболеваемости, снижение естественной убыли населения.[2]
На сегодняшний день, когда приоритетам общечеловеческих ценностей придаётся всё большее значение, понятие "здоровье" становится неотделимым от феномена стабильного формирования социума, а одним из ведущих его компонентов является социальная составляющая.
Как известно, Здоровье человека, всецело зависит от особенностей согласования его биологического начала, сформировавшегося в результате длительной эволюции, под влиянием факторов окружающей среды, и неисчислимых социальных воздействий. Эти две составные части человека - социальное и биологическое - находятся в диалектической взаимосвязи и единстве.
Таким образом, основной технологией решения проблемы охраны здоровья является - лечение и профилактика его нарушений через использование комплексного подхода, т.е. с учетом не только биологических (внутренних), но и социальных (внешних) факторов, воздействующих на состояние здоровья человека.
Исследование разных аспектов социальной работы, даёт возможность сделать вывод о крайней необходимости подготовки специалистов в сфере предоставления именно такой помощи как медико-социальная.
Медико-социальная помощь, многими учёными рассматривается, как одна из важнейших составляющих социальной медицины. Данный вид помощи считается одним из направлений социальной работы. Однако, в то же время имеет выраженный прикладной характер.
А.В. Мартыненко под медико-социальная работой, подразумевает новейший вид профессиональной деятельности, носящей мультидисциплинарный характер и включающей в себя социально-правовую, медицинскую и психолого-педагогическую помощь. При этом, медико-социальная работа сосредоточена на реабилитацию, укрепление и сохранение здоровья населения. [3]
Ухудшение репродуктивного здоровья, в большей степени связано с причинами социального характера, из перечня которых можно выделить осведомленность населения, находящаяся на низком уровне, в вопросах сохранения репродуктивного здоровья, безалаберное отношение к нему, особенно среди молодежи и находящаяся на стадии формирования система мер профилактической направленности в данной области и пр.
При этом уже довольно давно действуют центры планирования семьи, но на сегодняшний день предпочтение в деятельности этих учреждений отдаётся лечению, нежели мероприятиям носящих профилактический характер заболеваний и отклонений в области полового поведения. В какой-то степени, это связано с преобладанием в центрах планирования семьи медицинской направленности деятельности над социальной. А именно, с наличием в штатно-организационной структуре учреждения должности врача и отсутствием должности специалиста по социальной работе.
Указ Минздрава России от 23 марта 1998 г. № 219-у "О штатно-организационной структуре центров репродукции и планирования семьи" является нормативно-правовым основанием для введения социальной работы в центры планирования семьи. В соответствии с данным указом, в рекомендуемой штатно-организационной структуре центров планирования семьи должность предусматривается социальных работников.
Кроме того, если подвергнуть рассмотрению деятельность учреждений планирования семьи, то можно обнаружить социальную подоплеку в их работе. В частности одним из направлений деятельности центра планирования семьи, кроме медицинских услуг является социально-профилактическая работа с народонаселением. Но осуществляется она не в рамках социальной работы или при участии специалистов социальной сферы, а на основе концепции МФПС и РАПС, которые разрабатывают разнообразные просветительско-профилактические программы мероприятий для населения, воплощаемые в учреждениях планирования семьи стараниями медицинского психологов и персонала. В свою очередь социальная профилактика разного рода девиаций или нарушений, в том числе связанных с репродуктивным здоровьем является одной из технологий именно социальной работы. Поэтому участие специалистов по социальной работе приобретает особую значительность в профилактической деятельности, вне зависимости от специфики и принадлежности учреждения социальной сферы или здравоохранительной системы. А также, в центрах планирования семьи предполагается деятельность психолога, который кроме своих прямых обязанностей проводит мероприятия в рамках социальной работы, например, групповую работу с подростками, которая также является преимущественно профессиональной деятельностью специалиста по социальной работе.
Среди основных направлений деятельности специалиста по социальной работе в центре планирования семьи выделяют:
1) Работа с подростками и детьми.
В силу того, что в последнее время возрастает вопрос продуктивности полового воспитания молодежи и растёт количество различного рода нарушений репродуктивного здоровья в этой категории общества, центр планирования семьи в этой связи должен играть одну из важнейших ролей в сфере полового просвещения населения и социальной профилактики.
2) Работа со студенческими семьями (в том числе ожидающими появления ребенка).
В ситуации происходящих в обществе культурных, социально-экономических и др. вариаций, студенческая семья является одной из групп населения социально-незащищенных.На сегодняшний день, на федеральном уровне отсутствует определение студенческой семьи, однако на региональном же уровне данное определение существует и имеет разные интерпретации. Проведя анализ можно выделить определение, где студенческая семья – это семья где оба родителя (в неполной семье – один родитель) являются студентами государственных профессиональных образовательных организаций или образовательных организаций высшего образования. На фоне трансформировавшихся в обществе директив на создание семьи, воспроизводстве и воспитание детей, студенческая семья является шаткой и хрупкой единицей социума. Происходит переназначение функций семьи в студенческой семье, и репродуктивная функция, которая, по мнению многих авторов, является первоочерёдной, сдвигается на второй план. Произошла утрата ценностного отношения к семье и браку, и молодые супружеские пары нередко, в случае тех или иных разногласий, беспрепятственно принимают решение о разводе. Все это сформировало основу для оказания необходимой поддержки студенческой семье специалистами по социальной работе.
Работа со студенческой семьей в центре планирования семьи сосредоточена на: правовое информирование; оказании поддержки семьи в решении возникающих конфликтных ситуаций; оказании помощи семье в сложной жизненной ситуации; социально-психологическая подготовка молодых супругов к появлению на свет и воспитанию ребенка; формирование установок на ответственность относительно семьи, к своему будущему ребенку и его здоровью.
В качестве форм работы могут использоваться как групповые, так и индивидуальные.
Технологии и методы социальной работы со студенческими семьями:
-социально-психологическое консультирование (персональное и супружеских пар) в целях оказания помощи семьи в кризисный период, приспособления молодых супругов к семейной жизни, возникновению новых ролей, информирование о различного рода аспектах воспитания будущих детей, и семейной жизни в целом, а так же помощь в разрешении конфликтных ситуаций. Данное направление функционирования специалиста тесно связано с работой психолога, но не каждый клиент имеет желание обратиться за помощью к данному специалисту. Особенность же специалиста по социальной работе в том, что его действия и вмешательство в личностное пространство личности не столь глубоко и сосредоточено, скорее, на донесение информации и недопущение социально-психологической дезадаптации супругов. Таким образом, работа специалиста по социальной работе со студенческой семьей в рамках данного направления является начальным звеном, и при необходимости специалист может посоветовать, семье, обратиться к психологу.[4]
- осуществление правового консультирования по вопросам юридического характера в сфере охраны здоровья, социальной защиты семьи, защиты интересов и прав ребенка и семьи. Своевременное информирование о льготах для студенческой семьи с учетом регионального и федерального законодательства; информирование об учреждениях и организациях, за помощью по тем или иным вопросам, в которые может обратиться семья, при помощи распространения буклетов содержащих соответствующую информацию; донесение информации о финансовой поддержке (единовременных выплатах и пособиях) студенческой семьи во время беременности супруги и после рождения ребенка).
- тренинги с группой молодоженов, студенческих семей, носящих обучающий характер. сконцентрированных на увеличение моделей поведения участников в разнообразных условиях совместной жизни, проведение групповых занятий по системам подготовки к появлению на сет и воспитанию детей.
3) Работа с женщинами, ожидающими ребёнка.
Беременность - один из самых сложных и немаловажных этапов в жизни женщины. В данный период происходит трансформация социально-психологического статуса, осмысление ценностей, освоение новой социальной роли, формирование ответственности за своего ребенка, а не только за себя и т.д. В этой связи женщинам на всех этапах беременности должны быть оказаны помощь и внимание не только работников медицинской сферы, но и специалистов по социальной работе.
Вышеперечисленные процессы являются проблемами, носящими не столько медицинский, сколько социальный характер, свойственные прогрессивному российскому обществу, если учесть, что среди причин этих отрицательных процессов доминируют именно факторы социальных причин. Вследствие этого и решать х необходимо с помощью комплексного подхода - с учетом всех этих обстоятельств.[4]
Таким образом, необходимость взаимодействия центров планирования семьи и специалистов социальной работы обусловлено, во-первых низким уровнем знаний населения в вопросах планирования семьи и охраны репродуктивного здоровья,; во-вторых медико-социальными особенностями механизма охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи; в-третьих, обстановкой усугубления состояния репродуктивного здоровья; в-четвертых отсутствием соответствующей профилактической системы в этой сфере здравоохранения. Основными технологиями социальной работы со студенческими семьями в службах планирования семьи является: социально-психологическое консультирование; предоставление информации о льготах для студенческой семьи; консультирование по юридическим вопросам в сфере здравоохранения; донесение информации о наличии организаций и учреждений, в которые семья может обратиться оказанием помощью; информирование о пособиях и выплатах студенческой семьи; обучающие тренинги с группой студенческих семей, молодоженов, направленные на увеличение вариантов поведения участников, в различного рода, ситуациях совместной жизни.
Но самой главной технологией применяемой в службах планирования семьи в отношении не только студенческих семей, является – профилактика, направленная на половое просвещение, воспитание половой культуры молодёжи.
Сформировавшаяся система работы со студенческой семьей в целом соответствует стоящим перед обществом приоритетам по укреплению студенческой семьи, улучшению ее материального, духовного и нравственного состояния, оказанию ей социально-психологической поддержки в территориальных службах социальной помощи молодежи.
Рецензии:
13.03.2015, 10:13 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия: Статья рекомендуется к публикаций.Основания:
1.Актуальность проблематики вне всякого сомнения, потому что пропедевтика семейного планирования мировая практика и кроме етого етапный мониторинг дает реальные возможности прогронизировать перемен, связанных с етим процессом не только на институциональном уровне, но и как социальная парадигма.
2.Стиль автора ясен и убедителен, без сложных контекстуальных суждений.
3.Необходимые научные доказательства по отношению основном тезисе статьи систематические и дают возможность верификаций основной идей-состояние и управление планирования студенческой семьи, как особенной социальной модели.
13.03.2015, 17:22 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович, д.ф.н. Тема статьи актуальна в меру важности в стране деторождения, рождения детей здоровыми. Внимание компетентных органов к деторождению в студенческих семьях поддерживает такую государственную политику. Статья освещает такую работу, доходя до подготовки нужных кадров, специалистов. Ценность статьи возросла бы, если бы автор дал определение "студенческой семье". Если студентка-мать живет с мужем, который не учится, это охватывается, или нет? Нужно ли управляющим вузами знать тех студентов, которые живут "своей семьей"? Каково к ним требование по посещению занятий, успеваемости, те же или ослабленные? Эти вопросы стоит осветить, чтобы они у читателя не возникали.