Магистрант
Омский Государственный Педагогический Университет
Студент
Научный руководитель: Палий Анна Абрамовна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра английского языка Омского государственного педагогического университета
УДК 821.111
Актуальность темы. Творчество известного английского писателя Артура К. Дойла известно всему миру. Множество критических работ написано о его рассказах, есть отзывы о главном герое его повестей, однако исследования стилистических особенностей рассказов писателя изучены далеко недостаточно. Это и обуславливает актуальность выбранной темы. Цель работы: Сбор критических отзывов о творчестве английского писателя Артура К. Дойла.
Первые публикации Артура К. Дойла относятся к 1879 году, когда «Тайны Сассекской долины» и «Американская история» были напечатаны в журналах. Они прошли незамеченными. Впрочем, к занятиям литературой он тогда относился как к способу дополнительного дохода. Но позднее в 1880 году Дойл в качестве корабельного врача семь месяцев провёл в арктических водах на борту китобойного судна «Надежда». Его впечатления от арктического путешествия легли в основу его книги «Капитан Полярной звезды». Немало своих сочинений писатель создал в жанре научной фантастики. «Многие критики, анализируя научно-фантастические произведения Артура К. Дойла, занимаются почти исключительно сличением событий и явлений, изображенных писателем, с реальными и возможными достижениями науки. Например, рассматривают вопрос о том, насколько соответствует описание подводного мира в «Маракотовой бездне» научным данным о морских глубинах, собранных экспедициями Кусто. Или исследуют, как соотносятся приведенные в этой же повести сведения об Атлантиде с действительными историческими событиями и геологическими явлениями. Огромное прочтение научной фантастики Артура К. Дойла вполне понятно, но несколько уводит от более существенного аспекта — от оценки произведения с чисто литературной точки зрения. Ведь каждое произведение — это прежде всего целостная художественная система, которая, отражая или моделируя действительность, живет по своим особым законам, функционирует на особом уровне.», пишет А.С Козлов [отзыв помещен в электронном ресурсе].
Так же им отмечена принадлежность научно-фантастических и морских рассказов Артура К. Дойла к такому направлению в художественной литературе конца XIX – начала XX вв. как неоромантизм. «От первой до последней строчки они пронизаны пафосом борьбы, физической и интеллектуальной. Борьбы жестокой, не на жизнь, а на смерть. Научная фантастика заинтересовала английского писателя лишь на позднем этапе его творчества, а морские, приключенческие произведения он писал в течении всей своей жизни.
Многое в новеллистке английского писателя уже исследовано. Например, отмечено, что в казалось бы чрезвычайно приключенческих произведениях Артура. К. Дойла нередко заложен философский и глубокий смысл. Безусловно, философский и социальный аспекты его произведений не нужно преувеличивать, также, как и научный аспект. Артур К. Доиль ставил перед собой прежде всего художественные цели, он стремился приковать читателя в необычный мир, описать людей во многом необыкновенных. В этом он конечно же достиг успеха в полной мере. Однако остаются еще аспекты его творчества, которые нуждаются в дальнейшем разборе, например, функции художественной детали в его рассказах, избранные нами в качестве темы данной статьи.
Свои первые повествования о Шерлоке Холмсе Артур К. Дойл издал в 1891 году. Писатель выпустил целых пять книг. Это: Приключения Шерлока Холмса, знак четырёх, этюд в багровых тонах, долина ужаса, возвращение Шерлока Холмса и записки о Шерлоке Холмсе. Литераторы разных направлений пишут о творчестве Конан Дойла: писатель детективов Джон Диксон Карр и биограф Х. Пирсон. Так об особенностях эстетики Конан Дойла, его связях c творчеством английских и американских романтиков и неоромантиков, об особенностях его исторических романов пишет Джон Диксон Карр: “Творчество Дойла, столь различное и даже «пестрое» по составу, все же представляет известное единство. Оно вписывается в неоромантическое течение английской литературы и представляет собой в основном набор различных приключенческих жанров (различной тематики: мистической, детективной, военной, исторической и научно-фантастической.) формируемых с учетом отдельных традиций Скотта, Ф. Купера, Р. Л. Стивенсона, А Дюма, Э. По, Ф. Мариэтта. Доил сам говорит об этих и отдельных других своих кумирах в искусстве в книге («За волшебной дверью»). Эдгара По писатель находит вообще лучшим и оригинальнейшим рассказчиком всех времен…» [Джон Диксон Карр.: Электронный ресурс].
О популярности Шерлока Холмса свидетельствуют ниже приведенные высказывания: «When Arthur Conan Doyle killed Sherlock Holmes at the end of the story “The Final Problem,” he immediately felt pressure to bring him back to life. He finally gave in. The Return of Sherlock Holmes is the collected short story adventures, published after the Great Detective. It appeared in 1905.» [Steven Doyle, 2010:21].
Having already acceded to public force and written «The Hound of the Baskervilles» in 1901 (a story set before Holmes’ disappearance at the Reichenbach Falls), he revived Sherlock Holmes in September 1903 in a short story called The Empty House. [Mark Cambell, 2007:115].
А. И. Куприн критически оценил самобытность детективов Артура К. Дойла. Он всегда был одним из любимых в России. Конан Доил, заполнил весь мир своими детективными повествованиями, но он всё-таки помещается вместе со своим Шерлоком, словно в футляр в небольшое гениальное произведение Э. По – Преступление в улице Морг. Конечно сказано может и сурово, но по сути точно. Предместников Шерлока Холмса не сложно назвать. Это Лекок во Франции из романов Эмиля Габорио, сержант Кафф из Лунного камня Коллинза, но самый ранний – это Дюпен - Убийства на улице Морг. [А.И Куприн.: Электронный ресурс].
На особенности образа Шерлока обратил внимание Урнов. Он замечает, что Артур К. Доил редко копирует в том или ином персонаже одно определенное лицо. Герой у него всегда соединяет в себе множество авторских наблюдений, как случайных, так и последовательных. Даже знаменитый Робинзон, повторивший судьбу настоящего человека, и тот явился на свет более сложным путем: спрашивал Дефо Александра Селькирка, который жил один на острове Хуан-Фернандес, он добавил ему черты другого матроса. [М.В Урнов.: Электронный ресурс].
По-справедливому замечено А.А Палий: «С именем Артура К Дойла связано представление о расцвете жанра детективного рассказа в английской литературе конца 19 начала 20 века, - медик по образованию Артур К. Доил разделял свойственную многим его современникам веру в прогресс, а также в развитие науки. Всемирную известность писателю принесли его детективные рассказы о расследованиях Шерлока Холмса. В основе его метода раскрытия преступлений это тщательный анализ всех данных, которые позволяют воссоздать как личность преступника, его внешний облик, род занятий, место жительства, привычки, так и мотивы преступления. Его рассказы — это как правило – житейские истории, не выходящие за рамки повседневности, но связанные с преступлением.» [А.А Палий, 1994:67-68].
Краткий обзор критических высказываний о творчестве писателя, позволяет сделать вывод о том, что традиции детективного жанра, которым следовал Артур К Доиль, особенности построения детективного рассказа и характер Шерлока Холмса в достаточной мере освещены. А вот исследования стилистических особенностей рассказов писателя изучены далеко недостаточно. И данная статья служит обоснованием выбора темы дальнейшего исследования.
Рецензии:
24.04.2015, 21:43 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья отличается интересным авторским подходом к исследованию, казалось бы хорошо известной темы. Хочется пожелать автору продолжить дальнейшие исследования обозначенной проблемы. Рекомендуется к публикации
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий