Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №20 (апрель) 2015
Разделы: Информационные технологии
Размещена 24.04.2015. Последняя правка: 23.04.2015.
Просмотров - 2474

Проблема предустановки коммерческих операционных систем сторонних разработчиков на персональные компьютеры и их навязывание пользователям на российском рынке

Маслов Владимир Алексеевич

к.т.н.

Пензенский государственный университет

доцент

Аннотация:
Статья посвящена проблеме предустановленных коммерческих операционных систем сторонних разработчиков на персональных компьютерах и их навязывания пользователям на российском рынке. Рассматривается природа лицензионных соглашений на использование программ и их сущности с точки зрения отечественного законодательства.


Abstract:
The article deals with commercial operating systems pre-installed third-party developers on personal computers and their users impose on the Russian market. Examines the nature of the license agreements for the use of programs and their essence in terms of national legislation.


Ключевые слова:
стороннее ПО; возврат предустановленного ПО; ЗоЗПП; ФАС

Keywords:
preinstalled software; third-party software; refund; customer rights


УДК 004.45:34.096

Операционные системы Windows от компании Microsoft сегодня являются наиболее используемыми системами для персональных компьютеров. Они получили широкое распространение и по этой причине часто предустанавливаются производителями ПК и ноутбуков на продаваемые ими устройства. С одной стороны это удобно для многих пользователей. С другой стороны, значительная часть пользователей [1,2] использует в своей работе иные операционные системы, по разным оценкам их доля может доходить до 10-20%. Также есть те, кто уже имеет приобретенную ранее копию ОС Windows какой-либо версии и желал бы использовать ее, а не ту, которая предустановлена.

Разумеется, ничто не мешает пользователю удалить предустановленную систему и установить любую другую, однако, копия ОС Windows оплачивается вендором и увеличивает в итоге стоимость устройства для конечного пользователя. При этом ошибочно было бы сравнивать ее с компонентами компьютера, например, такими как жесткий диск. Ведь данная операционная система является самостоятельным продуктом: при первом включении ПК или ноутбука с предустановленной Windows покупателю предлагается лицензионное соглашение, принимая которое он заключает отдельный договор уже не с производителем компьютера, а с третьим лицом - компанией Microsoft. При этом производитель устройства может не нести никакой ответственности и не осуществлять поддержки операционной системы. Таким образом, Windows - не компонент компьютера, а отдельный продукт.

Более того, лицензионное соглашение на использование предустановленной ОС от Microsoft содержит существенные ограничения прав пользователя по сравнению с теми, которые установлены в законе. Прежде всего, это «привязка» к компьютеру, с которым продана ОС: п. 2(а) соглашения вводит понятие «лицензированного устройства», с которым навсегда связывается копия операционной системы, а в п. 15 содержится требование передачи ПО только вместе с таким устройством. То есть, например, у пользователя нет права продать поставляемую с устройством копию ОС Windows отдельно от устройства  в отличие от аппаратных компонент ПК. Многие условия соглашения существенно ограничивают права пользователя, и они могут считаться «явно обременительными». Кроме того, в «лицензии» есть и стандартный пункт об ограничении ответственности за возможный ущерб, причинённый использованием ПО. Оба этих факта дают пользователю право требовать расторжения уже заключенного договора по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 428 ГК, даже если он ранее согласился с его условиями.

Некоторые модели компьютеров продаются производителями как с ОС Windows, так и без ОС, или же с системами, не требующими платы за лицензии и без необходимости заключения пользователем отдельного договора на их использование - например, FreeDOS. Но, к сожалению, ситуация такова далеко не всегда. При этом Закон РФ «О защите прав потребителей» в ст. 16 ч. 2 содержит норму, в соответствии с которой "Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причинённые потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме". Таким образом, вопрос возврата средств за невостребованную копию ОС Windows, поставляемую совместно с компьютером, является на данный момент весьма актуальным.

Первый широко известный случай такого возврата в России произошел в 2008 году - прецедент был создан Владимиром Садовниковым [3] в г. Санкт-Петербург, Которому компания BenQ вернула эквивалент стоимости невостребованной Windows Vista в размере 79.3$. После этого в июне 2009 года ФАС возбудила [4] дело против производителей, поставляющих продукцию с предустановленной ОС Windows. В результате это стало толчком к разработке процедуры возврата средств за ненужную покупателю копию ОС Windows многими производителями на территории РФ. На данный момент таковые есть у Asus[5], Acer[6], Sony[7], Samsung[8], Lenovo[9], Fujitsu, MSI, RoverComputers. Некоторые компании выкладывают подробные условия на своих официальных сайтах, другие же могут их сообщать только при непосредственном обращении в техподдержку.

Данные программы возврата могут отличаться друг от друга, но есть общий список требований для осуществления возврата средств за ненужную ОС:

  • При запуске предустановленной системы не было принято пользовательское соглашение Windows.

  • Упаковки дисков с ОС, если таковые были в комплекте, не вскрыты.

  • Наклейка сертификата подлинности, если таковая была, не повреждена.

  • Имеется чек, подтверждающий факт и дату покупки.

  • Обращение подано в установленный срок.

В случае соблюдения данных требований покупатель может обратиться к продавцу и/или в авторизованный сервисный центр (АСЦ). При этом жесткий диск устройства будет отформатирован.

Таблица 1

Производитель

Срок для обращения

Длительность процедуры возврата

Организация, принимающая обращения

Сумма возврата

Acer (PackardBell)

30 дн.

до 45 дн. на удаление ОС и до 30 дн. до возврата средств

Продавец или АСЦ

100-3300 руб.

Asus

30 дн.

до 30 дн. на удаление ОС

АСЦ

2,88-137,9 долл.

Fujitsu

12 мес.

 

АСЦ

до 38 евро

Lenovo

15 раб. дн.

 

Продавец

300-3000 руб.

MSI

30 дн.

до 30 дн.

 

до 1200 руб.

Samsung

14 календ. дн.

до 3 дн. на удаление ОС, до 30 дн. на передачу заключения АСЦ и до 14 дн. на возврат средств

АСЦ

14-79 долл.

Sony

30 дн.

до 30 дн. и до 15 дн. на возврат средств

АСЦ

600-2400 руб.


Как видно из Табл. 1, зачастую для возврата средств покупатель по сути должен расстаться с приобретенным товаром на срок до нескольких недель сразу после покупки устройства. Есть мнение[10] что производителями намеренно введены такие “заградительные” правила возврата средств с целью минимизации числа подобных обращений.

Автор данной статьи произвел практическое исследование на примере ноутбука производства компании Acer. На удаление предустановленной ОС и возврат ее стоимости через АСЦ ушло 24 дня, что укладывается в заявленные сроки, но объективно излишне долго для столь простой операции. Сумма возврата за Windows 8.1 составила 1080 рублей.

Однако, некоторые производители до сих пор не разработали программ по возврату средств за ОС Windows: так, например, известно [10] несколько случаев полного игнорирования со стороны HP подобных требований, у компании Toshiba таковой процедуры также не разработано, а Dell лишь дает возможность осуществить возврат средств за ноутбук вместе с ОС, но не отдельно за ОС Windows. Есть все основания полагать, что такая ситуация противоречит уже упомянутой ч.2 ст. 16 закона ОЗПП.

Также необходимо заменить, что стоимость операционной системы должна быть указана отдельно при покупке компьютера, поскольку в ОЕМ-лицензии недвусмысленно сказано, что покупатель имеет право её вернуть [10]. Однако, в большинстве случаев сегодня этого не делается, а значит, имеет место нарушение ст. 10 ЗоЗПП, обязывающей продавца предоставить потребителю полную информацию о товаре (в данном случае до потребителя не доводится информация о цене товара).

Таким образом можно сделать вывод, что, хотя за последние несколько лет ситуация с навязыванием потребителям ОС компании Microsoft несколько улучшилась, и часть производителей разработали программы по возврату средств, процесс еще не закончен и требует дальнейшего контроля со стороны антимонопольных органов.

Библиографический список:

1. http://www.w3schools.com/browsers/browsers_os.asp
2. http://gs.statcounter.com/#os-RU-monthly-201501-201504
3. Малахов А.В. ФАС облегчит отказ от Windows // Коммерсантъ - 2009. - №53. - С. 13
4. http://fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_22996.html
5. http://www.asus.ru/ftp/warranty/License_return_procedure.pdf
6. http://www.acer.ru/ac/ru/RU/content/reimbursement
7. http://www.sony.ru/eu/res/attachment/file/78/1237476104378.pdf
8. http://www.samsung.com/ru/support/CompensationforWindowsOS.html
9. web.archive.org/web/20120606043625/http://www.pc.ibm.com/europe/microsoft/ru/os_return_policy.html
10. Центр ИТ исследований и экспертизы Академия народного хозяйства при Правительстве РФ/ Законы Российской Федерации применительно к лицензиям на ПО// http://info-foss.ru/researches/2008/12/01/soft_lic_rus




Рецензии:

27.04.2015, 23:13 Каменев Александр Юрьевич
Рецензия: Рекомендуется к печати.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх