Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко
ведущий психолог
УДК 159.9.07
Общественно-экономические изменения в обществе ставят перед учеными новые вопросы, требующие скорейшего решения. На сегодня, актуальным становится вопрос формирования целостной личности студента.
Целью нашей статьи является теоретическое обоснование и эмпирическое исследование испольования персонального экзистенциального анализа в процессе формирования целостной личности студента.
В статье решались следующие задачи:
1. Провести анализ литературных источников по данной проблематике.
2. Разработать технологию формирования целостной личности с использованием персонального экзистенциального анализа.
3. Провести формирующий эксперимент.
Вопросы развития личности исследовалось различными психологическими школами. По нашему мнению наиболее актуальной парадигмой для современной социальной ситуации развития общества является гуманистическая парадигма. Гуманистическая психология сформировалась в 50-х годах ХХ в. как противопоставление редукционистского и механистическим течениям психоанализа и бихевиоризма [4, с.34-76]. Основными представителями направлении можно назвать Г. Олпорт, А. Маслоу, Р. Мэя, Э. Фромма, К. Роджерса, Д. Леонтьева и других.
Важным вопросом развития личности является формирование целостной личности [1, с.24-67]. Основными представителями гуманистического направления можно назвать Г. Олпорт, А. Маслоу, Р. Мэя, Э. Фромма, К. Роджерса, Д. Леонтьева и других [2, с.15-64]. Среди представителей экзистенциального подхода в психологии можно перечислить таких психологов, как Р. Мэй, Э. Фромм, В. Франкл, А. Ленгле, Р.Кочюнас, Д. Леонтьев [5, с.23-90].
Перейдем к рассмотрению вопроса целостности в психологии. Целостность является единство частей, их общая синтетическая качество, части же, взятые отдельно представляют собой разрозненные носители элементов этого качества, выступающего как потенция. Согласно Д. В. Пивоварову [3, с.35-50], определение типа всякой целостности возможно на основе характера связи и степени слитности ее частей. Существует три заметно отличающихся друг от друга вариантов связи целого и его частей, их взаимного влияния свидетельствует о целесообразности выделения трех основных типов целостности: тоталитарной, партитивного и гармоничной. Гармоничная целостность личности представляет собой подлинное единство, завершенную согласованность, сонастренность всех природных, социальных и духовных составляющих ее естества.
На основе проведенного констатирующего эксперимента, нами было разработано и внедрено развивающую технологию развития целостности личности в студенческом возрасте. Нами было выделено четыре фактора формирования целостной личности, которые описывают 80% общей дисперсии данных, а именно: фактор самореализованности личности (34%), опосредованности настоящего положительным детством (15%), ориентацией на достижение результата (20%) и направленность на будущее с ориентацией на собственные ресурсы (11%). Описанные факторы являются компонентами процеса концептуализации жизненного пути студентами.
На уровне технологической методологии, нами были использованы методы персонального экзистенциального анализа [6, с. 12-37, 7, с. 22-59], парадоксальной интенции, техники групповой психотерапии, и групп поддержки, диалогический метод, биографический метод. Эти методы нашли свое отражение в разработанной нами тренинговой программе содействия концептуализации жизненного пути студентами, что, в свою очередь, влияет на уровень целосности личности в студенческом возрасте.
Процесс концептуализации состоит из трех этапов, в соответствии с субъективных временных перспектив - прошлого, настоящего и будущего. Целью работы с прошлым является его переосмысления с позиции выделения личностью достижений, становится основой для дальнейшего личностного развития и поддержания адекватно высокой самооценки. Кроме этого в работе с прошлым необходимо переосмыслить его как положительное, путем использования, найти смысл в важных для личности прошлых событиях. Особенно тех, что вызывают сильные эмоциональные переживания в настоящем жизни студента.
В работе с настоящим личности, целью становится развитие навыка рефлексии студентом собственных эмоций, мыслей, поведенческих реакций в ситуации «здесь и сейчас».
Целью работы со студентами, направленной на будущее их жизненного пути, является его планирование. При этом план должен быть гибким и реалистичным. Важно, чтобы поставленные цели отвечали системе ценностных ориентаций личности студента и его способностям.
Главным психологическим инструментом влияния на процесс концептуализации жизненного пути студентами является метод персонального экзистенциального анализа.
«Персональный экзистенциальный анализ» возник из экзистенциального анализа В. Франкла благодаря теоретических размышлений, опыта применения феноменологии и интроспекции.
В основе ПЕА лежит экзистенциально-аналитическая концепция личности и экзистенции В. Франкла, согласно которой под личностью понимается духовная сила, которая открывает человека по отношению к миру и одновременно отделяет его от мира и, таким образом, создает возможность для уникальности и целостности «Я »и« Ты », которое характеризует бытие личности. Благодаря наличию такой полярности между открытостью и отгораживанием в личности изначально заложено как интимность так и возможность самовыражения. Благодаря ограждения части бытия личности возникает то, что скрыто от общественного мнения.
Способность к диалогу может быть просто названа характеристикой бытия личности. Эта способность представляет собой отправную точку для дальнейшей рефлексии, находит свое выражение в языке, а также во взгляде, в тоне голоса, в мимике, в жестикуляции, в положении тела и в действиях. Диалог в вышеназванном широком смысле необходимо для актуализации бытия личности. В каждом диалоге можно обнаружить три базисных конститутивных элемента, без которых он не может произойти. Эти элементы являются структурообразующими для методики персонального экзистенциального анализа: в диалоге есть адресат - тот, кто вступает в диалог, намерен заговорить с кем-то, с кем заговорили должен понять, о чем идет речь, и, наконец, для диалога нужно ответ того , к кому обратились. Основой для экзистенциально-аналитического диалога всегда есть сообщения о реальности. Диалог как персональный экзистенциальный анализ состоит из феноменологического анализа, принятия внутренней позиции и действий осуществляемых с полным осознаванием своей ответственности за них.
На основе анализа литературных источников и проведенного экспериментального исследования нами были разработаны методологические аспекты и практические рекомендации для создания качественной тренинговой программы, соответствующего запросу современной ситуации общественного развития. Методическим основой для разработки тренинговой программы являются разработки групповой работы К. Роджерса. От ведущего требуется понимание группового подсознательного аудитории и их личностных характеристик, а также пребывание в состоянии интегрированного Взрослого. В процессе проведения программы важно создать и поддерживать психотерапевтический климат: открытость, доверие. От ведущего требуется поддержание участников в психологической реальности структурного взрослого. При проявлении участниками поведения, которую можно характеризовать как проявление незаконченных гештальтов, ведущему нужно психологическими приемами обращать на это внимание участника и помогать ему вернуться в реальность «здесь и сейчас».
Наша тренинговая программа рассчитана на 6 встреч по 2 часа каждая. Однако мы допускаем проведение ее за 2 встречи по 6 часов каждая с двумя перерывами по 15 мин и одной большой 1 ч. каждого из двух дней. Вся тренинговая программа рассчитана на 6 модулей. Задачей первого модуля является формирование у участников тренинга понимание концепции жизненного пути и его места в жизни человека. Задачей второго модуля является осмысление прошлого каждым из участников и переоценка прошлых событий с позиции их смысла и целесообразности для жизни студента в настоящем. Задачей третьего модуля является рефлексия настоящего. Задачей четвертого модуля является планирование будущего и создания плана жизненной перспективы. Задача пятого модуля заключается в закреплении достигнутого результата и в интеграции «прошлого», «настоящего» и «будущего» в единую концепцию жизненного пути. Задача последнего, шестого модуля заключается в формировании навыков помощи другим в процессе концептуализации жизненного пути.
После проведения формирующего эксперимента, нами было проведено повторное эмпирическое исследование уровня целостности личности студентов 1 и 3 курсов факультета психологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, уровня их субъективного благополучия, толерантности к неопределенности и уровня развития основных жизненных экзистенций, а именно самодистанцировання, самотрансценденции, свободы и ответственности, а также уровня развития компонентов концепции жизненного пути: фактора самореализованности, достижения результатов, положительного прошлого и ориентации на будущее [8]. Полученные результаты были сопоставлены с результатами, которые мы получили на этапе констатирующего эксперимента с надежными уровнем значимости p ≤ 0,05.
В среднем показатели высокого уровня по шкале экзистенции увеличились на 1,3 балла, по шкале, по шкале субъективного благополучия на 1,6, по шкале толерантности к неопределенности на 1,2. Также увеличились показатели по шкалам, соответствующие компонентам концепции жизненного пути студентов, а именно по шкале самореализованности показатели высокого уровня развития фактора увеличились в среднем на 1,2, по шкале достижения результатов - на 1,6, по шкале положительного прошлого - 1,1, по шкале ориентации на будущее - на 1,5. Как видно из полученных результатов, налицо факт увеличении количества студентов с высоким уровнем целостности личности, свидетельствует о действенности разработанной нами тренинговой программы.
Выводы
Подводя итоги нашей статьи можем констатировать следующие положения. Нами были проанализированы литературные источники по вопросу формирования целостной личности. На основе литературных источников и прошлых эмпирических исследований, нами была разработана технология формирования целостной личности студента и сформирована тренинговая программа. Эффективность данной тренинговой программы была проверена с помощью формирующего эксперимента.
Рецензии:
4.07.2015, 22:14 Якимович Татьяна Дмитриевна
Рецензия: Статья содержит научную новизну. Следует обратить внимание на очень широкие как для статьи задания. Статья рекомендуется к печати.