Ульяновский государственный университет
студент
Научный руководитель: Карпеев Олег Владимирович, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданского права и процесса Ульяновского Государственного университета.
УДК 34
В жизни каждого человека семья занимает важное место. Но, к сожалению, в последние годы заметно снижение авторитета семьи с ее традициями и устоями. Достаточно часто в обществе поднимаются вопросы безразличия родителей по отношению к собственным детям. Все больше в судопроизводство поступает дел с требованием о лишении, либо ограничении родительских прав. Данной ситуацией нельзя не озадачиться.
В первую очередь, во всех конфликтных ситуациях, происходящих в семьях, необходимо ограждать детей от агрессии и безразличия родителей, а также прилагать все усилия для соблюдения их прав, свобод и законных интересов.
В современное время стал чаще употребляться термин «отобрание» детей у родителей, что свидетельствует об ухудшении положения детей в некоторых семьях.
Наше государство, в основном документе – Конституции РФ закрепило положение, согласно которому материнство и детство, семья находится под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей [1]. Это подчеркивает важность отношений родителей и детей, связанных с их воспитанием.
Данная тема является достаточно популярной среди ученых. На данную тему писали: Нечаева А.М., Пчелинцева Л.М., Червяков К.К., Кузнецов А.Н., Левушкин А.Н. и др.
Целью данного исследования является раскрыть процесс отобрание детей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью, рассмотреть критерии, приводящие к этому.
Декларация прав ребенка провозглашает основные права ребенка, среди которых право на здоровые рост и развитие, а также положение согласно которому ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации [2]. К великому сожалению, не все семьи являются благополучными, и не все родители достойно выполняют свои права и обязанности по воспитанию своих детей. Государство не может не реагировать на ситуации, ставящие детей в тяжелое жизненное положение, ущемляющие их свободы и права. Семейный кодекс предусматривает правовые механизмы защиты таких детей, среди которых есть лишение родительских прав, их ограничение и отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. Поскольку первые две процедуры достаточно длительные по времени, возникает необходимость мобильной защиты детей, и в этих случаях применяется их отбирание у родителей.
Проанализировав положения семейного кодекса можно сформулировать понятие отбирание ребенка как меру государственной защиты детей, находящихся в состоянии реальной угрозы их жизни и здоровью, предполагающая собой временное изъятие ребенка органами опеки и попечительства у родителей, а также у одного из родителей, до принятия судом решения о лишении родительских прав либо об их ограничении.
Основанием применения такой меры является наличие реальной угрозы, которая не вызывает сомнения в возможности наступления для ребенка отрицательных последствий как для жизни, так и для здоровья ребенка. Это может быть выражено по-разному: физическое или психологическое воздействие на ребенка, характеризующееся оставлением ребенка без присмотра, питания, избиения, оскорбление, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение с ребенком и др. При оценке реальной угрозы необходимо учитывать возраст ребенка.
В соответствии с семейным кодексом, отбирание детей могут осуществлять только органы опеки и попечительства. Они вправе и обязаны отбирать детей, при непосредственной угрозе их жизни и здоровью у родителей, а также у других лиц, у которых на попечении находится ребенок. Что касается детей, находящихся на попечении детского воспитательного, медицинского учреждения, учреждения социальной защиты населения, существующая для них опасность может быть устранена путем незамедлительного их перевода в другое соответствующее учреждение [3]. Стоит учитывать, что действия органов опеки и попечительства могут быть обжалованы в судебном порядке родителями, данная возможность является сдерживающим фактором, для произвола со стороны органов опеки и попечительства, и гарантией государственной защиты материнства, детства и отцовства.
Правовым основанием отобрания ребенка у родителей, одного из них, а также лиц, на попечении которых находится ребенок, является решение об отобрании ребенка у родителей, принимаемое органом местного самоуправления. Закон не предусматривает определенного названия акта муниципальных органов об отобрании ребенка у родителей. Название такого акта в разных субъектах Российской Федерации может быть разным, этот вывод основывается на положениях закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым виды муниципальных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, определяются уставом муниципального образования [4].
Сам процесс(порядок) отбирания детей у родителей обладает особенностями. К ним в первую очередь относится вынесение органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка, принимаемого по результатам рассмотрения сообщения о наличии угрозы жизни и здоровью ребенка.
На орган опеки и попечительства помимо самого процесса отбирания детей у родителей, возложены и иные обязанности среди которых:
Последствия отбирания ребенка у родителей зависят от лица, которое своими действиями поставило ребенка в опасные для его жизни или здоровья положение.
Следует иметь ввиду, что если угроза для жизни или здоровья исходит от опекуна (попечителя), то орган опеки и попечительства отстраняет его от выполнения своих обязанностей и отбирает ребенка без судебного разбирательства [5].
Когда источником опасности для ребенка являлись его приемные родители, при отбирании ребенка у них, органом опеки и попечительства расторгается с такими родителями договор о приемной семье. Законом об опеке и попечительстве также предусматривается возможность органов опеки и попечительства, в случаях немедленной необходимости назначить несовершеннолетнему опекуна или попечителя, принять акт о временном назначении опекуна или попечителя [6]. Данное право органа опеки и попечительства применимо и в отношении родителей и лиц, их замещающих, в том случае, когда нецелесообразно размещать несовершеннолетнего в организации для детей-сирот.
Процесс отбирания ребенка является весьма емким и достаточно трудным, поэтому прокуратура осуществляет надзор за действиями органов опеки и попечительства, которые обязаны уведомлять прокурора об отбирании ребенка. При несогласии прокурора с отобранием ребенка у родителей, либо лиц, их замещающих, он имеет право принести протест на нарушающий права человека и гражданина акт, либо обратиться в суд, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Семейный кодекс, обеспечивая конституционные положения о защите семьи, материнства и детства, предусматривает процедуру отбирания детей, направленную на оперативное вмешательство сотрудников органов опеки и попечительства с целью оградить несовершеннолетнего ребенка от родителей, лиц их замещающих, ставивших его в положение, опасное для жизни и здоровья.
Данная мера имеет ряд особенностей. Основанием для применения данной меры является непосредственная угроза жизни или здоровью ребенка, которая может выражаться по-разному – как физическом и психическом воздействии на несовершеннолетнего, так и оставлением его в опасности, без присмотра, одежды и питания.
Угроза должна быть устранена в самый короткий срок. Мера отбирания ребенка применима как к родителям, так и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок. Данную процедуру проводит орган и попечительства, который должен уведомить об этом прокурора.
Важным признаком данной меры является ее административный порядок, по которому решение об отбирании ребенка выносится органом местного самоуправления, а также возможность обжалования действий органов опеки и попечительства прокурором, а также лицами, чьи права, свободы или законные интересы были нарушены, в судебном порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Применение данной меры влечет определенные правовые последствия для лиц, у которых отбирается ребенок. Если ими выступают приемные родители, то орган опеки и попечительства расторгает с ними договор о приемной семье, если от опекуна и попечителя, то вышеуказанный орган отстраняет данных лиц от выполнения своих обязанностей.
В зависимости от характера действий, явившихся основанием отбирания ребенка, прокурор может возбудить уголовное дело в отношении родителей, других лиц, на попечении которых находился ребенок.
Таким образом, законодателем создана достаточно оперативная мера, позволяющая оградить ребенка от условий, угрожающих его жизни и здоровью.
Рецензии:
8.10.2015, 18:39 Тимофеева Раиса Ивановна
Рецензия: Работа рекомендуется к публикации